Т-34 (фильм)

Материал из «Знание.Вики»
Т-34
Т-34
Файл:Т-34, постер фильма.jpg
Жанр военно-приключенческий боевик
Режиссёр Алексей Сидоров
Продюсер Антон Златопольский,
Рубен Дишдишян,
Леонард Блаватник,
Михаил Китаев,
Нелли Яралова,
Никита Михалков (уч.),
Леонид Верещагин (уч.),
Юлия Иванова,
Анатолий Акименко
Автор
сценария
Алексей Сидоров
В главных
ролях
Александр Петров,
Виктор Добронравов,
Винценц Кифер,
Ирина Старшенбаум
Оператор Михаил Милашин
Композитор Иван Бурляев,
Дмитрий Носков,
Вадим Маевский,
Александр Туркунов,
с отрывками из произведений
Георгий Свиридов и
Пётр Чайковский
Кинокомпания «Марс Медиа Энтертейнмент»
«Амедиа Продакшн»
«Россия-1»
Студия «ТриТэ» Никиты Михалкова
«Мосфильм»
при поддержке «Фонда кино»
Дистрибьютор «Централ Партнершип»
Бюджет   563 784 717[1]
(эквивалентно $ 10 млн)
Сборы 2 271 437 354[1]
(эквивалентно $ 32 млн)
Страна Флаг России Россия
Год 2018

«Т-34» — российский военно-приключенческий боевик, снятый в 2018 году режиссёром Алексеем Сидоровым[2]. Первый показ фильма в российских кинотеатрах прошёл 1 января 2019 года. Мировой релиз состоялся 11 января 2019 года. Телевизионный дебют прошёл 9 мая 2019 года на телеканале «Россия-1» в честь Дня Победы[3].

Сюжет

27 ноября 1941 года. Продолжается Великая Отечественная война. Наступающие отряды нацистской Германии движутся в сторону столицы СССР.

Молодой офицер-танкист Красной армии Николай Ивушкин, недавно завершивший ускоренные курсы для лейтенантов с наивысшими показателями, прибывает на передовую в районе деревни Нефёдовка; вместе с водителем полуторки, который привозил провизию, они чудом избежали смерти, едва не попав под обстрел немецкого танка.

В штабе ему дают приказ возглавить управление единственным сохранившимся танком Т-34-76, поскольку из всего батальона остался только один танк и группа солдат. В скором времени к деревне подъезжает подразделение гауптмана Клауса Ягера из 11-й танковой дивизии вермахта. 27 ноября 1941 года происходит ожесточённое танковое сражение, в процессе которого экипаж Ивушкина уничтожает всю роту танков Ягера, эффектно подбивая двумя первыми выстрелами сразу два немецких танка. В итоге боя остались на поле только экипажи Ягера и Ивушкина. Обе машины подбиты. Уцелели лишь Ягер, Ивушкин и его механик-водитель Степан Василёнок. Раненых Ивушкина и Василёнка взяли в плен немецкие военные.

Летом 1944 года Ивушкина и других пленников перевозят в Тюрингию в нацистский концлагерь SIII. Николая, который пытался сбежать семь раз, помещают в специальный блок, где его подвергают пыткам, чтобы выяснить его личные данные и звание.

Ягер, который к этому времени достиг звания штандартенфюрера СС, встречается с рейхсфюрером СС Гиммлером Генрихом. Ягер предлагает революционный метод обучения немецких танковых курсантов, используя в качестве учебных целей захваченные советские танки с экипажами из числа пленных. Ему удаётся получить полигон и сразу же отправиться в концлагерь SIII. Там он выявляет среди пленных своего прежнего соперника, Николая Ивушкина. Ягер вызывает Николая на допрос, где под угрозой смерти переводчицы Анны Ярцевой, он вынуждает его согласиться быть командиром танка, который, будучи без боеприпасов, станет мишенью для «Пантер» с немецкими курсантами на борту. Исход каждого такого сеанса будет зависеть от мастерства советского экипажа, и если он выживет, это будет повторяться снова и снова.

Ивушкин формирует свою команду из лагерных узников: Волчка, Василёнка и Ионова. Им передают новейший трофейный советский танк Т-34-85. При обследовании танка они находят тела прежнего экипажа и шесть неповреждённых снарядов. Николай просит разрешения похоронить погибших и тайно прячет снаряды в могиле. С этого момента у Николая рождается дерзкий план: под прикрытием тренировок вывести танк из лагеря и добраться до границ оккупированной Чехословакии, которые находятся примерно в 350 километрах.

После ремонта танка его демонстрируют немецкому командованию. Восхищённый мастерством экипажа, Ягер приказывает заминировать периметр лагеря. Анна, переводчица, предупреждает Николая о минах и выражает желание сбежать с ним. Украдкой взяв карту из кабинета командующего, она покидает лагерь. Для испытаний на полигон Ягера прибывают представители немецкого командования. Экипаж Т-34-85 создаёт дымовую завесу и уничтожает одну из «Пантер» 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд», выпускает осколочно-фугасный снаряд в сторону командного наблюдательного пункта (Ягеру и нескольким офицерам удаётся избежать гибели). Немцы пытаются остановить Т-34 с помощью пулемётов и противопехотных гранат, но безуспешно. Ягер стреляет из пистолета, однако это не даёт никаких результатов. Танк прорывает основное ограждение полигона. В заранее согласованном месте Ивушкин подбирает Аню.

Танк продвигается к протекторату Богемии и Моравии, пополняя запасы топлива, еды и вооружения на ходу. Ягер с группой танков стремительно их преследует. Проезды блокированы противотанковыми средствами, но экипаж Ивушкина умело обходит все преграды. Во время остановки Ивушкин отправляет Аню к чешской границе пешком, а сам экипаж готовится к бою.

Достигнув опустевшего города, они встречают пять танков типа «Пантера», во главе с Ягером. Танкисты уничтожают четыре машины: первый танк уничтожается рикошетом снаряда от брусчатки в нижнюю часть, второй ликвидирует Волчок, который захватывает этот танк, несмотря на ранения, третий обезврежен метким попаданием под башню, а четвёртый уничтожает Волчок, отвлекая Ягера и жертвуясь собой. После того как выстрелы обоих танков (Т-34 и «Пантеры») стыкуются в воздухе, ломая прибор ночного видения у «Пантеры», Ягер выходит из своего танка и бросает перчатку, вызывая на дуэль.

Оба танка начинают сражаться на мосту. В то время как Ионов читает «Отче наш», экипажу Т-34 удаётся избежать серьёзных повреждений (лишь левая гусеница и командирская башенка страдают) и нанести точный выстрел в смотровую щель танка Ягера, после чего «тридцатьчетвёрка» идёт на таран. Танк Ягера оказывается обездвиженным...Тяжело застыв у края моста, Ивушкин пробирается к танку и обнаруживает раненого Ягера. В знак уважения за проявленную отвагу Ягер пожимает руку Ивушкину, а затем вместе со своим танком обрушивается вниз и гибнет. После сражения Ивушкин приказывает своей команде утопить Т-34, чтобы он не достался врагу.

Финал фильма показывает, как Ивушкин и его команда находят Аню на поле, и вчетвером направляются пешком к границе Чехии. Во время заключительных титров демонстрируется дальнейшая судьба героев в мирной жизни после войны: Ионов становится служителем храма и пишет иконы, Василёнок трудится на тракторе, женится и имеет троих детей, Волчок прогуливается по лесу с ружьём — возможно он стал егерем, а Ивушкин приводит Анну к своим родителям и просит их благословения на брак[4][5].

В ролях

В фильме снимались:[6]

Актёр Роль
Александр Петров Николай Ивушкин младший лейтенант Николай Ивушкин
Винценц Кифер Клаус Ягер штандартенфюрер Клаус Ягер
Ирина Старшенбаум Аня Ярцева переводчица Аня Ярцева
Виктор Добронравов Степан Савельевич Василёнок механик-водитель, сержант Степан Савельевич Василёнок
Антон Богданов Демьян Волчков (Волчок) наводчик орудия Демьян Волчков (Волчок)
Юрий Борисов Серафим Ионов заряжающий танка Т-34-85 Серафим Ионов
Семён Трескунов Василий Тетерин водитель полуторки Василий Тетерин
Вольфганг Черни Вольф Хайн танковый снайпер Вольф Хайн
Артём Быстров Михаил Корин капитан Михаил Корин
Пётр Скворцов Андрей Лыков пулеметчик Андрей Лыков
Робинсон Райхель (нем. Robinson Reichel) Генрих Гиммлер рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер
Майк Дэвис / Mike Davies генерал Хайнц Гудериан генерал Хайнц Гудериан
Йошуа Гроте Хайн Тилике гауптштурмфюрер СС Хайн Тилике
Кристоф Глаубакер (нем. Christoph Glaubacker) Вайс Вайс
Кристоф Урбан (нем. Christoph Urban) Шлецер Шлецер
Гурам Баблишвили Гурам Габулия командир отделения пехоты, старшина Гурам Габулия
Артур Сопельник Павел (Павло) Кобзаренко заряжающий танка Т-34-76 красноармеец Павел (Павло) Кобзаренко
Владимир Виноградов немецкий заправщик
Елена Дробышева Ивушкина мать Ивушкина
Микаэл Джанибекян эпизод

Съёмочная группа

  • Постановка и создание сценария — Алексей Сидоров.
  • Главный оператор — Михаил Милашин.
  • Главный художник — Константин Пахотин.
  • Авторы музыки — Вадим Маевский, Александр Туркунов, Иван Бурляев, Дмитрий Носков.
  • Ответственный за костюмы — Ульяна Полянская.
  • Специалист по гриму — Ирина Ляшко.
  • Монтажный режиссёр — Дмитрий Корабельников.
  • Звуковой оператор — Алексей Самоделко.
  • Ведущий продюсер — Николай Ларионов.
  • Производственные менеджеры — Рубен Дишдишян, Антон Златопольский, Леонард Блаватник, Михаил Китаев, Нелли Яралова, Юлия Иванова, Анатолий Акименко совместно с Никитой Михалковым и Леонидом Верещагиным[7].

Создание

10 сентября 2015 года стало известно, что фильм «Т-34», масштабную военную экшн-драму, возьмёт под свою опеку кинокомпания «Марс Медиа»[8][9]. Вскоре к проекту присоединился продюсер Леонард Блаватник, являющийся владельцем «Амедиа» и студии Warner Music. Выбор Блаватника пал на этот фильм по ряду причин, как личных (его дед участвовал в Великой Отечественной войне), так и профессиональных — включая участие талантливых молодых актёров, высококлассной съёмочной группы и успешное сотрудничество с «Марс Медиа» и Рубеном Дишдишяном[10].

Алексей Сидоров, который одновременно выступил в роли режиссёра и сценариста, поставил перед собой цель «показать войну так, чтобы заинтересовать молодое поколение и при этом избегнуть противоречий у тех, кто сохранил воспоминания о Великой Отечественной войне».

Концентрационный лагерь снимали в чешском городе Терезин, на территории бывшего концлагеря Терезиенштадт, который в настоящее время является музеем. Для сцены прибытия поезда с заключёнными использовали подлинный старинный немецкий паровоз и вагоны. Съёмки встречи с Генрихом Гиммлером проходили в зале Рудольфинума в Праге. Сцены с танком в городских условиях были сняты в чешском городе Локет[11].

Прокат

Премьерный показ фильма «Т-34» состоялся в российских кинотеатрах 1 января 2019 года. В первый день его демонстрации он собрал 114 635 133 рублей[12].

В международный прокат фильм «Т-34» вышел 11 января 2019 года.

Отзывы и оценки

  • Лента была встречена разнообразными отзывами и оценками[13]. Согласно информации от ресурса «Критиканство», средняя оценка составляет 5,5 из 10 (на основе 26 обзоров).
  • После премьеры трейлера некоторые СМИ обратили внимание на параллели с сюжетом советской драмы «Жаворонок» 1964 года, однако подчеркнули, что «Т-34» не может быть воспринят как ремейк «Жаворонка»: отличия заметны не только в стиле и методах изложения, но и в общей структуре и конце этих двух фильмов.
  • Кинокритик Антон Долин полагает, что постановщики создали дорогостоящий военный блокбастер, едва ли содержащий пропагандистские и идеологические элементы: «фильм о Великой Отечественной войне удачно избежал патриотической агитации»[14]. Создатели и не пытаются утверждать, что «Т-34» — это реальная история, а по сути, это «фантазийная сюжетная линия, ориентированная на тинейджеров». Долин подчёркивает шаблонность событий и поверхностное раскрытие персонажей. «Этот демонстративный героизм и образцовое бесстрашие вызывают смущение. Вначале это трудно понять, но, вспомнив, к чему апеллирует «Т-34» — к советским военным фильмам — становиться ясно. В лучших из них врагами были не столько немцы, сколько собственно война. В картинах типа: «Судьба человека», «Иваново детство», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Проверки на дорогах» основным было одно: показывать, как человек остаётся человеком благодаря стремлению к миру и воспоминаниям о нём. Однако пространство «Т-34» организовано иначе. Здесь доминирует нескончаемая война в упрощённом осмыслении: есть свои, есть чужие, и последних нужно побеждать до конца. Без боли и печали, с азартом, словно в компьютерной игре»[14].
  • Автор «Новой газеты» Лариса Малюкова рассуждает о значимости танков в современном российском кинематографе. В статье из «Новой газеты» Лариса Малюкова рассматривает роль танков в текущем российском кино. Сидоров учёл промахи предыдущих лент про танки 2018 года, таких как «Несокрушимый» и «Танки»: «В его картине менее выражен пропагандистский тон, он смягчён простыми приключениями, динамичными сражениями, сдобрен юмором и романтическими оттенками»[15]. Как и Долин, Малюкова сравнивает картину с советскими фильмами на тему войны: «В тех лентах ярко звучала фолкнеровская мысль: что с войны не вернуться победителем. В них отражалась понимание мировой катастрофы — Второй мировой войны для народа. В нынешнем отечественном кинематографе отсутствует авторская интерпретация. Вместо рефлексии на миф — мифологизация событий. Вместо антивоенного настроя — лозунг «Можем повторить!», призыв к подвигу. Взамен умного коварного врага — лишь глупцы. Романтизация войны, лёгкость победы перекрывают экран»[15].
  • В «Российской газете» критик Валерий Кичин пишет, что этот фильм не даёт реального представления о Великой Отечественной: «Это скорее легенда в стиле «Бумбараша» или «Неуловимых», а по стилистике напоминает сценарий компьютерной игры «Т-34». То есть, зрелище прежде всего эффектное и захватывающее»[16]. Задорный авантюрный сюжет, условная обстановка действия, специфическая красота даже в процессе разрушения — «да, это кинофантазия о героическом подвиге того самого народного персонажа, который, как говорится, долго запрягает, но быстро ездит. И создатели фильма явно черпали вдохновение из жанра батальных квестов: они применяют хорошо знакомые современному зрителю игровые трюки, и возникает удивительное чувство, что у персонажей есть несколько шансов на спасение, которое пронизывает весь фильм. И актёры здесь скорее развлекаются, чем играют свои роли: в самых невероятных сюжетных поворотах в их глазах видна игривая искорка весёлого азарта. Эта искренность снимает все претензии: если раньше военную классику создавали люди, прошедшие реальный фронт, то теперь пришли те, кто приобрел опыт в виртуальных квестах, обладая другими навыками и восприятием войны»[16].
  • Критик Евгений Баженов подверг критике большое количество необоснованно замедленных сцен и недостоверность сюжета; он также отметил, что победные действия русских в фильме объясняются каким-то фантастическим «чудом войны», а многие важные детали либо упускаются, либо искажаются. По словам Баженова, всё происходящее в фильме настолько неправдоподобно, что было бы не менее удивительно, если бы главные герои просто взлетели на своём танке прямо в Москву[17]
  • Максим Сухагузов («Афиша Daily») выразил мнение, что фильм провоцирует идеологический конфликт, представляя военные действия как «Форсаж» на танках в IMAX для подростков»[13]

Награды и номинации

Фильм получил награды[18].

Награда Дата церемонии Категория Номинант Результат
Золотой орёл 24 января 2020 Лучший игровой фильм Алексей Сидоров, Антон Златопольский, Рубен Дишдишян, Леонид Блаватник, при участии Леонида Верещагина и Никиты Михалкова Номинация
Лучшая режиссёрская работа Алексей Сидоров Победа
Лучший сценарий Алексей Сидоров Победа
Лучшая мужская роль в кино Александр Петров Номинация
Лучшая женская роль в кино Ирина Старшенбаум Номинация
Лучшая мужская роль второго плана Виктор Добронравов Номинация
Лучшая операторская работа Михаил Милашин Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Константин Пахотин Номинация
Лучшая работа художника по костюмам Ульяна Полянская Номинация
Лучший монтаж фильма Дмитрий Корабельников Номинация
Лучшая работа звукорежиссёра Алексей Самоделко Номинация
Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам Ирина Ляшко Номинация
Лучшие визуальные эффекты ООО «Алгус-Студио» Победа
ТЭФИ-Летопись Победы 24 августа 2020 Лучший художественный фильм Т-34 Номинация
Лучший режиссёр телевизионного фильма/сериала Алексей Сидоров Победа
Лучшая актриса телефильма/сериала Ирина Старшенбаум Победа
Лучший актёр телефильма/сериала Александр Петров Номинация

Примечания

  1. 1,0 1,1 Художественный фильм «Т-34» (Россия, 2018 год). Динамика кассовых сборов, посещаемости, количества сеансов. Архивная копия от 21 мая 2021 на Wayback Machine Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) // ekinobilet.fond-kino.ru
  2. Т-34. Марс Медиа. Дата обращения: 21 мая 2021.
  3. Телеканал «Россия» впервые покажет фильм «Т-34». Смотрим (8 мая 2019). Дата обращения: 30 сентября 2024.
  4. Катеруша А. «Мы шли и знали, что подобьют»: ветеран-танкист разложил по полочкам популярный блокбастер «Т-34» // Комсомольская правда : газета. — 2019. — 16 января.
  5. «Т-34»: Трое в танке, не считая Александра Петрова. Кино-Театр.ру. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  6. Т-34 (2018). Кино-Театр.ру. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  7. Создатели Т-34. Кинопоиск. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  8. Рубен Дишдишян спродюсирует высокобюджетную военную экшн-драму «Т-34». ProfiCinema (11 сентября 2015). Дата обращения: 8 июля 2017.
  9. Режиссёр фильма «Бой с тенью» снимет военную драму «Т-34». The Hollywood Reporter (10 сентября 2015). Дата обращения: 8 июля 2017.
  10. Леонард Блаватник и голливудский продюсер и режиссёр Бретт Рэтнер выступили в Российском павильоне в Канне. Московский комсомолец (25 мая 2017). Дата обращения: 8 июля 2017.
  11. Как и где снимался фильм «Т-34». Метрополитен Медиа. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  12. ТОП−20 по России за 1 января 2019 года. Кинопоиск. Дата обращения: 30 сентября 2024.
  13. 13,0 13,1 Что пишут критики про «Елки последние», «Т-34» и «Мэри Поппинс возвращается». ООО «Компания Афиша». Дата обращения: 23 декабря 2021.
  14. 14,0 14,1 Долин А. Выходит «Т-34»: блокбастер про Великую Отечественную войну от режиссёра «Бригады» — без Сталина и идеологии. Meduza (20 декабря 2018). Дата обращения: 11 января 2019.
  15. 15,0 15,1 Малюкова Л. Главный герой Нового года — танк. Новая газета (11 января 2019). Дата обращения: 11 января 2019.
  16. 16,0 16,1 Кичин В. Неуловимые мстители. Российская газета (25 декабря 2018). Дата обращения: 12 января 2019.
  17. BadComedian снял обзор на военную драму «Т-34». ООО «СИМ». Дата обращения: 22 сентября 2021.
  18. Награды Т-34. Кинопоиск. Дата обращения: 30 сентября 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!