Тоталитаризм

Эта статья прошла проверку экспертом
Эта статья выставлена на рецензию
Материал из «Знание.Вики»
Исторические тоталитарные лидеры. Иосиф Сталин, Адольф Гитлер, Мао Цзэдун, Бенито Муссолини и Ким Ир Сен

Тоталитари́зм (образовано от лат. totalis — целый, цельность, полнота, всеобщий, общий) — один из видов политического режима, предполагающий полный контроль над всеми сферами жизни общества и человека со стороны государства[1].

Данный режим предполагает отсутствие плюрализма, жёсткий контроль над гражданами, монополизацию правящей партии и подавление оппозиции, всеобъемлющую идеологизацию и политизацию общественной жизни, чрезмерное разрастание власти и поглощение гражданского общества, отсутствие свободы личности со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарата над гражданами[2].

Тоталитарные режимы часто используют пропаганду, цензуру и силу для обеспечения своей власти и управлением сознанием граждан[3]. Система государственного управления состоит из признания исключительного права за государством или правящей партии на определение целей и приоритетных направлений развития общества. Граждане практически не участвуют в процессе формирования правящей элиты[4].

К тоталитарным лидерам исследователи относят Иосифа Сталина в СССР, Адольфа Гитлера, Мао Цзэдуна в КНР, Бенито Муссолини в Италии и Ким Ир Сена в КНДР[5][6].

Возникновение тоталитаризма

Идея тоталитаризма начала развитие ещё в Древней Греции, а именно в работе древнегреческого философа Платона «Государство»[7]. Он считал, что идеальное государство должно быть закрытым и небольшим, поскольку иные ценности могут дезориентировать население, а небольшим государством управлять эффективнее, чем большим[8]. Платон считал наилучшим государством то, которое очень идеологизировано. В сознании граждан власть должна создавать и поддерживать определённые мифы, которые необходимы для достижения идеала. Государственная ложь, в понимании философа, была необходимой и должна использоваться для внушения обществу необходимых для государства мифов. Он отрицал наличие частной собственности, признавая общественную собственность, а в более поздних работах — государственную[9]. В своей работе «Законы» Платон высказывался о том, что каждый мужчина или женщина в любых занятиях должны подчиняться своему начальникуи служить государству, что относится к настоящему признаку тоталитаризма[7].

Впервые тоталитаризм воспроизводится в XX веке, автором термина «тоталитаризм» считается Джованни Амендола[6]. Он впервые использовал понятие в 1923 году в статье «Большинство и меньшинство»[10]. Итальянский деятель демократического социалистического движения в 1925 году дал характеристику режима[10]:

«Все государственные органы, корона, парламент, магистратура, которые согласно традиционной теории воплощают в себе три власти, и вооружённые силы, которые осуществляют их волю, превращаются в инструмент одной единственной партии, которая подчиняет их одной воле, смутному тоталитаризму»

— Лелио Бассо

В начале 1920-х годов Бенито Муссолини в работе «Доктрина фашизма» определяет сущность фашизма, используя тоталитаризм как его часть[6]:

«Фашизм — тоталитарен и фашистское государство включает в себя все ценности — истолковывает, развивает и осуществляет всю человеческую деятельность»

— Бенито Муссолини

За право использования этого термина выступил римский папа Пий XI в 1930 году. Он утверждал — поистине тоталитарный режим возможен только по отношению к церкви, поскольку человек тотально принадлежит ей[11].

Признаки тоталитаризма

Тоталитаризм имеет свои отличительные признаки, по которым он отличается от других форм правления[12]:

«Тоталитаризм существенно отличается от всех иных форм политического подавления, известных как деспотизм, тирания или диктатура. Где бы тоталитаризм ни приходил к власти, везде он приносил с собой совершенно новые политические институты и разрушал все социальные, правовые и политические традиции данной страны.»

— Ханна Арендт

По мнению Ханны Арендт и Раймона Арона тоталитаризм — субъектно обусловенное образование, политический режим, созданный по идее вождя, партии или другого социального субъекта[13]. В работе «Истоки тоталитаризма» Арендт обращалась к двум разновидностям тоталитарных режимов — коммунизм и фашизм. Её сравнительное исследование представляет тоталитаризм как особый тип политического режима, не имевший аналогов в прошлым. Тоталитаризм, по её мнению, отрицательная разновидность государственной власти, основанная на репрессивной политической практике[14].

Одним из основных отличительных признаков тоталитаризма является то, что политическая структура такого государства строится от носителя идеологии — правящей партии. Государство в этом смысле становится инструментом для правящей партии и все государственные органы сливаются с партийными органами и воспроизводят их[15].

Идеология в жизни общества тоталитарного государства имеет большое значение и обязательность. Она формируется правящей партией и становится государственной идеологией, которая носит общеобязательный характер путём широкой пропаганды, законодательной деятельности и контролируется через государственное принуждение. Является всеохватывающей, обязательна абсолютно для всех субъектов права, любое отклонение во взглядах под запретом и подлежат ликвидации[15]. Характерен культ личности лидера партии и государства[2].

Политическое и социальное поведение гражданина в таком государстве формируется на основе принципа «разрешено всё, что приказано»[4]. Происходит непосредственное вмешательство в личную жизнь граждан и преследование вольнодумия, что вызывает абсолютное нарушение прав человека и ограничение свободы[2].

Исходя из жёсткости абсолютного контроля, в тоталитарном государстве, как правило, широко развит репрессивный аппарат[2], в том числе террор, тайная полиция[10].

Итак, признаками тоталитарного режима является[4][15][2][16]:

  • Наличие единственной политической партии с собственной идеологией.
  • Всесторонний контроль за всеми сферами жизни граждан государства.
  • Политический террор в отношении «внутренних врагов».
  • Абсолютная монополия и контроль над информацией (строго регламентируется и контролируется цензурой).
  • Официальная идеология, которая общеобязательна.
  • Пропаганда идеологии, манипуляция массовым сознанием.
  • Культ личности вождя.
  • Террористический полицейский контроль.
  • Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
  • Абсолютный контроль правящей партии над вооружёнными силами.
  • Отсутствие прав и свобод человека.
  • Подавление региональных инициатив.
  • Директивное планирование экономики.
  • Военная агрессия.
  • Стремление к господству в мире.

В зависимости от приоритета, который ставится в развитии общества и государственных структур, а также от того, какая основополагающая идея лежит в основе существующего тоталитарного режима, меняются многие его характеристики и применяются те или иные признаки вышеприведённого перечня. В зависимости от основополагающих идей тоталитаризм подразделяется на разновидности[16].

Разновидность тоталитаризма

Первой классической разновидностью тоталитаризма является коммунизм (социализм)[5]. Основой данного типа выступает марксистская идеология с положениями о социальном равенстве, формировании экономически однородного бесклассового общества[16]. Социализм подразумевает полную ликвидацию частной собственности и индивидуальности личности, а также полное доминирование государственных структур. Характерна полная ориентация на будущее, направленность к массам, опора на внешнюю экспансию, великодержавные амбиции, вера в мировой революционный процесс во главе со страной-лидером. Говоря о советском коммунизме, стоит отметить, что ему присущи гуманные политические цели. В СССР был повышен уровень образования народа, стали доступными достижения культуры и науки, была обеспечена социальная защищенность населения, преступность была сокращена, а репрессии в Советском Союзе имели место только во времена правления Сталина[5].

Вторая разновидность тоталитаризма — фашизм. Впервые был установлен в Италии в 1922 году. Опорой фашизма является государственная партия, которая предоставляет правительству неограниченную власть[5]. Идея фашизма предполагала единство нации и резкое отрицала разделение общества на классы[17]. Итальянский фашизм стремился к установлению порядка, радикальному строительству нового общества, а также к обеспечению коллективной идентичности по этническому или культурному принципу, ликвидацию массовой преступности. Главный идеологический лозунг — корпоративное единство нации на основе общей крови расы[16].

Третья разновидность тоталитаризма — национал-социализм (нацизм)[5]. В государствах, где имелся тоталитарный режим нацистского типа, стремились выстроить моноэтническое, расовооднородное общество[16]. Отличительным компонентом национал-социализма является расовая и национальная ненависть, агрессия направлена против других народов. Отличает от других его национальная идеология с мощным компонентом антисемитизма, внушению чистоты нордической, арийской расы и культом силы[5].

Левый и правый тоталитаризм

Праворадикальными режимами с точки зрения системных характеристик считаются фашистские режимы, социалистические — левыми. Оба тоталитаризма имеют общие признаки, но классовая природа их различна. Правый выражает интересы крупного капитала, который стремится к сохранию прибыли и власти за счёт остальной части общества. Левый тоталитаризм выражается установлением в интересах народного большинства и объясняется стратегией выживания[13].

Левый, в противоположность правому, не настраивал народ друг против друга, не призывала к господству единой нации. Он был нацелен на единое стремление всех к «светлому будущему» и построение «справедливого общества»[18].

Иосиф Сталин

Иосиф Сталин

Сталинские реформы

В СССР в 1918-1922 годы произошло провозглашение диктатуры пролетариата, ликвидация политических оппозиций большевизму и подчинение общества государству, иными словами — военный коммунизм[19]. В 1936 году принимается «Сталинская» Конституция, которая отражает тоталитарные черты правления, отмечая, что все права человека на свободу слова, печати, объединения в общественные организации и иная гражданская активность, доступны с целью укрепления социалистического строя и борьбы за построение коммунистического общества[2][20].

С принятием Конституции прекратили своё существование съезды Советов. Высшим общесоюзным органом власти стал Верховный Совет СССР, который собирался раз в несколько лет. В период между сессиями Верховного Совета СССР работал Президиум, которым принималось большая часть решений. Выросло значение исполнительных органов власти, функции исполкомов выполняли единолично их руководители, решения стали приниматься без учёта мнения общественности[21].

В 1929 году, названном Сталиным «годом великого перелома», началась сплошная коллективизация, которая должна была поставить под контроль государства все сельское хозяйство в стране и дать средства для индустриали­зации. По своему воз­действию на общество эти события можно сравнить с революцией или гра­ждан­ской войной[22].

Культ личности

После прихода к власти большевики начали бороться с религиозными культами, разрушали существовавшие до них символы и ритуалы и создавали на их месте новые — советские . В официальной публицистике Сталина именовали «Вождём народов», «Великим вождём и учителем», активно подпитывая культ личности[22].

Сталин изо­бра­жался отцом нации — одновременно строгим и добрым, не­ус­тан­­но дума­ю­щим о благе каждого советского гражданина. Сталина называли «человеком из народа»[22].

Коллективизация и индустриализация

Первый пятилетний план, утверждённый Сталиным в 1928 году, запустил процесс радикальной трансформации советской экономики. Страна была охвачена масштабными строительными проектами, что требовало огромных ресурсов и привело к значительным изменениям в жизни миллионов людей. Коллективизация сельского хозяйства и интенсивная индустриализация стали определяющими чертами этого периода[23]. Коллективизация вызвала массовое сопротивление крестьян: в 1930 — 1932 г. в СССР произошло 13 893 антиколхозных выступления с 2,5 млн участников. Успешно подавить его государству удалось, применив всю мощь административно-репрессивного аппарата, которой деревня не могла противопоставить серьёзной силы. Ценой миллионов жизней и катастрофического падения сельскохозяйственного производства была достигнута форсированная индустриализация СССР. Однако, неэффективность колхозной системы, выразившаяся в сокращении поголовья скота и снижении урожайности, в конечном итоге подорвала основы советской экономики[24].

Репрессии и ГУЛАГ

Одним из сложных периодов сталинского режима были массовые репрессии 1930-х годов. Миллионы людей были репрессированы по политическим мотивам, сосланы в лагеря или расстреляны[2]. С августа 1937 года по ноябрь 1938 года было убито 390 тысяч человек, 380 тысяч отправлены в лагеря[21]. Была создана огромная сеть лагерей, известная как ГУЛАГ, где заключённые использовались на тяжёлых работах. Эти репрессии были направлены на устранение любой оппозиции и укрепление власти Сталина. С начала своего существования ГУЛАГ выступает в качестве механизма принудительной колонизации, где после освобождения заключённые получат профессию и станут геологами, шахтёрами и разнорабочими[25].

Вторая мировая война

Сталин лично подписывал все важнейшие документы, связанные с ведением Второй мировой войны, демонстрируя свою полную вовлечённость в процесс управления. Личность стала воплощением национальной идеи и вдохновляла советский народ на борьбу. Вера в его лидерские качества способствовала укреплению единства народа и повышению боевого духа армии, он демонстрировал твёрдость характера и решительность в принятии трудных решений, что было необходимо в условиях тотальной войны. Он взял на себя всю полноту ответственности за судьбу Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, что позволило ему консолидировать власть[26]. В 1945 году в знак признания военных заслуг Сталин был удостоен высшего военного звания генералиссимуса СССР, звания Героя Советского Союза и дважды награждён высшим полководческим орденом «Победа»[23].

Оценки сталинского режима

Сталин, Иосиф Виссарионович. «Это наше счастье, что в трудные годы войны Красную Армию и советский народ вёл вперёд мудрый и испытанный вождь Советского Союза — Великий Сталин».

В период советской власти некоторые авторы называли сталинский режим тоталитарным. В 1936 году Лев Троцкий в работе «Преданная революция» называл режим Сталина тоталитарным. Николай Бердяев в книге «Истоки и смысл русского коммунизма» считал большевисткий режим тоталитарным, отмечая, что тоталитаризм сам по себе характерен в русской религиозной, государственной и интеллектуальной традиции[10].

Уинстон Черчилль, выступая 8 сентября 1942 года в палате общин, дал положительную оценку Сталину[27]:

Это большая удача для России в её отчаянной борьбе и страданиях иметь во главе великого и строгого военачальника. Он сильная и выдающаяся личность, соответствующая тем мрачным и бурным временам, в которые его забросила жизнь, человек неистощимой храбрости и силы воли, прямой и даже резкий в речах...
- Уинстон Черчилль

Правление Сталина было неоднозначным периодом в истории СССР. С одной стороны, Сталин смог в короткий срок превратить страну в индустриальную державу. С другой стороны, его режим характеризовался тоталитарными методами управления, массовыми репрессиями и нарушением прав человека. Он создал сильную систему государственного управления, которая позволила мобилизовать ресурсы страны для достижения поставленных целей. Однако эта система была основана на тотальном контроле, страхе и подавлении инакомыслия[26].

Адольф Гитлер

Адольф Гитлер

Идеология

Нацистская расовая идеология, вдохновлённая социальным дарвинизмом, постулировала существование биологически предопределённых рас с различными, неизменными характеристиками. Арийцы, согласно этой идеологии, были высшей расой, предназначенной для господства[28]. Евреи же, напротив, считались низшей расой, угрожающей чистоте арийской крови. Для сохранения «чистоты расы» нацисты пропагандировали расовую гигиену, включавшую в себя запрет смешанных браков, стерилизацию и, в конечном итоге, геноцид. Война, по мнению нацистов, была естественным состоянием человечества, необходимым для выживания сильнейших[29].

Культ личности фюрера

Культ личности Адольфа Гитлера начал формироваться внутри нациской партии ещё в середине 1920-х годов. Прозвище «фюрер» (вождь) и неофициальное звание «мюнхенского короля» свидетельствовали о растущем авторитете Гитлера среди партийцев. С приходом нацистов к власти в 1933 году, благодаря усилиям министра пропаганды Йозефа Геббельса, культ личности Гитлера приобрел государственный масштаб[30].

Нацистский антисемитский пропагандистский плакат Третьего рейха под названием «Еврейский заговор»

Нацистская пропаганда активно формировала образ Гитлера как сильного и решительного лидера, способного вывести Германию из кризиса и возродить её прошлое величие. Противопоставляя Гитлера нерешительным политикам Веймарской республики, пропаганда создавала вокруг него ореол непогрешимости и всемогущества. Повсеместное использование приветствия «Хайль Гитлер!» стало выражением лояльности нацистскому режиму и личному поклонению фюреру[31].

Холокост

Придя к власти в Германии, нацисты начали систематическую дискриминацию и преследование евреев. Кристальная ночь 1938 года, ознаменовавшая собой массовые погромы еврейских общин, стала поворотным моментом в антиеврейской политике Третьего рейха. Евреи были лишены гражданских прав, их имущество конфисковывалось, а впоследствии началась их депортация в гетто и концентрационные лагеря[32].

И это несмотря на то, что члены этих групп, в частности немецкие евреи, внесли немалый вклад во все сферы жизни немецкого общества. В стремлении «очистить» немецкое общество нацисты не только убили около шести миллионов европейских евреев, но также преследовали тысячи людей на основании их сексуальной ориентации, ограничении физических и умственных возможностей[29].

Вторая мировая война

Нацистская Германия, стремясь к созданию обширной империи на Востоке, развязала Вторую мировую войну, СССР считал смертельным врагом Германии и планировал его уничтожение. Ещё до прихода к власти он выражал презрение к русским и большевикам, видя в них угрозу для «чистой расы». Став фюрером, он открыто заявлял о необходимости ликвидировать коммунизм и покорить Россию[33].

В 1945 году произошёл разгром нацистской Германии и её союзников. Советские войска, освободив большую часть Восточной Европы, в том числе Польшу и Венгрию, в апреле окружили Берлин. Адольф Гитлер, понимая неизбежность поражения, покончил жизнь самоубийством. В мае Германия капитулировала перед союзниками[34].

Мао Цзэдун

Мао Цзэдун

Идеологическое перевоспитание

В 19501952 годы по приказу Мао Цзэдуна были проведены массовые мероприятия по идеологическому перевоспитанию интеллигенции, которые были обвинены в распространении буржуазных взглядов и ликвидации злоупотреблений в административном аппарате. По данным историков, количество жертв его репрессий превышало два миллиона человек[35].

Большой скачок

В 1958 году была провозглашена политика «большого скачка» она сводилась к тому, что предприятиям давались завышенные производственные планы по всем показателям[36], в 1958-1960 годы, просчёты в проведении социальных и агропромышленных реформ и неурожайные годы привели к тяжелой социально-экономической ситуации — ВВП сократился, от голода погибли десятки миллионов людей[35].

Культурная революция

Красная гвардия. Изображены китайские хунвейбины времён Культурной революции.

В 1966 году Цзэдун объявил о старте Культурной революции в Китае, которая должна была прекратить «реставрацию капитализма». Книжные магазины заклювали, а в тех, что работали, продавалась только «красная книжечка» — цитатник «Великого кормчего» Цзэдуна. Жёсткой цензуре подверглись все сферы искусства. В театре разрешалось только «революционные оперы из современной жизни», которые писала Цзян Цин — новая жена Мао[37].

Молодёжные движения — хунвейбины, играли ключевую роль в проведении Культурной революции. Они подвергали гонениям учителей, учёных, писателей и других представителей интеллигенции, обвиняя их в «буржуазных» взглядах. Культурные ценности были осквернены, а исторические памятники разрушены[38].

Культ личности

Китайский политический плакат был мощным инструментом пропаганды, отражающим культ личности Мао Цзэдуна. Вдохновлённые советским искусством, китайские художники создавали яркие и запоминающиеся образы лидера, которые со временем приобрели уникальные черты, отличавшие их от советской пропаганды. В этих образах сочетались черты традиционного китайского искусства и идеология марксизма-ленинизма[39].

Центральной фигурой плакатов был Мао Цзэдун, представленный как сверхчеловек, ведущий народ к светлому будущему. Помимо Мао, на плакатах часто встречались образы других идеологов, таких как Сталин и Маркс. Однако, в отличие от советской пропаганды, Ленин и Энгельс изображались реже[37].

Идеализированные образы лидеров и обычных людей, достигших успехов в социалистическом строительстве, также были популярным мотивом. Эти плакаты не только прославляли конкретных людей, но и формировали у зрителя образ идеального гражданина новой социалистической страны[39].

Маоизм

С одной стороны, философия Мао Цзэдуна тесно переплетается с марксизмом. С другой стороны, Мао Цзэдун значительно изменил многие его положения[40]. Маоизм противопоставляет себя марксистской философии, экономической теории и стратегии революционного движения. Его сторонники оправдывают с помощью маоизма крайние, авантюристические меры, такие как «культурная революция». Ключевой особенностью маоизма является враждебное отношение к Советскому Союзу и его коммунистической партии[41]. Сохраняя форму классических положений марксизма-ленинизма, он придал им особый смысл в соответствии с общекультурными установками и социальными ситуациями, сложившимися в стране[40]. На девятом и десятом съездах Коммунистической партии Китая маоизм был официально провозглашён высшей формой марксизма-ленинизма, хотя на самом деле он представляет собой существенное отклонение от него[41].

Учение Мао Цзэдуна, неразрывно связанное с китайской историей и культурой, долгое время выступало в роли объединяющей силы для нации. В современном китайском обществе большее значение придается не следованиему его теориям, а фундаментальным ценностям и принципам, которые отражают национальный характер китайского народа. Именно эти ценности, глубоко укоренившиеся в традициях, позволили маоизму стать на долгое время национальной идеологией.[40].

Бенито Муссолини

Бенито Муссолини

Союз борьбы

Союз борьбы, созданный Бенито Муссолини в 1919 году, стал результатом раскола в итальянском социалистическом движении. Муссолини, разочаровавшись в политике партии, решил создать свою организацию, которая отражала бы его новые взгляды и амбиции[42]. Спустя всего месяц после основания фашистской партии, её сторонники совершили нападение на редакцию социалистической газеты «Avanti!» в Милане. Здание было разгромлено, а четверо людей погибли. Несмотря на попытки восстановить издание, фашисты продолжали атаковать газету, свидетельствуя о растущей напряжённости политической обстановки в Италии[43].

9 ноября 1921 года организация реорганизовалась на проходившем с 7 по 10 ноября Третьем национальном фашистском съезде, став Национальной фашистской партией (НФП), а в 1922 году НФП пришла к власти в Италии после устроенного Муссолини «марша на Рим» и была единственной легальной партией в Италии с 1925 по 1943 год[44].

Культ личности дуче и идеология фашизма

В конце 1920-х — 1930-х годы Муссолини активно проводил фашизацию итальянского общества. Муссолини активно насаждал в итальянском обществе систему идейно-политических и нравственных «ценностей», основанную на безоговорочном признании его личного авторитета[45]. Муссолини представлялся как спаситель нации, способный возродить величие Римской империи. Идеология фашизма, разработанная Муссолини и его сторонниками, провозглашала превосходство итальянской нации, необходимость сильной централизованной власти, корпоративное государство и тотальную мобилизацию общества на достижение национальных целей[5].

Государство при Муссолини стало олицетворением национальной идеи, а народ — инструментом для достижения её целей. Индивид полностью растворялся в коллективе, его права и свободы подчинялись интересам нации. Муссолини пропагандировал идею о том, что итальянская нация является высшей расой, предназначенной для господства над другими народами. Военная экспансия рассматривалась как священный долг итальянцев[46].

Внешняя политика и экспансия

Внешняя политика Муссолини была направлена на расширение итальянского влияния в мире и создание новой Римской империи[5]. Италия участвовала в агрессивных войнах против Эфиопии и Албании, что привело к международной изоляции страны. Экономические соображения играли значительную роль в решении Муссолини о вторжении в Эфиопию. Война рассматривалась как средство для оживления итальянской экономики, создания новых рынков и укрепления промышленного потенциала страны. Однако, несмотря на краткосрочные выгоды, в долгосрочной перспективе война оказалась финансово тяжёлой для Италии[47].

Муссолини 16 апреля 1938 подписывает с Лондоном «пасхальное соглашение» о разграничении сфер влияния в Средиземноморье и одновременно начинает переговоры с Германией и Японией о военном союзе, что привело к участию в Второй мировой войне. На тот момент Муссолини считал себя обязанным усилить антиеврейские меры в Италии[48].

Расовые законы

Изначально итальянские евреи встретили приход к власти фашистов с осторожностью, несмотря на отсутствие антисемитских положений в их программе. Муссолини сумел убедить еврейскую общину в своей лояльности, и в течение последующего десятилетия отношения с евреями были относительно спокойными. Многие евреи даже поддержали фашистов, разделяя их националистические взгляды. Однако, данная позиция была прервана с началом Второй мировой войны и усилением влияния нацистской Германии на Италию[49].

Заключив союз с Германией она приняла антисемитские законы, Италия стала соучастником преследований евреев. Несмотря на то, что в самой Италии масштабы Холокоста были меньше, чем в других оккупированных странах, итальянские евреи также подвергались преследованиям. После свержения Муссолини и оккупации части Италии немцами, начались массовые аресты и депортации евреев в концентрационные лагеря[48].

Ким Ир Сен

Ким Ир Сен

Культ личности и идеология чучхе

Центральным элементом режима Ким Ир Сена был культ личности, возведший его в ранг божества. Все аспекты жизни в КНДР были подчинены идее гениальности и всемогущества Великого вождя[50]. Идеология чучхе, разработанная Ким Ир Сеном, провозглашала самодостаточность и независимость Северной Кореи, а также приоритет интересов нации над интересами индивида. Чучхе стала официальной идеологией государства и пронизывала все сферы общественной жизни[51].

Подавление оппозиций и политические репрессии

Для поддержания тоталитарного режима Ким Ир Сен проводил массовые репрессии против политических оппонентов и инакомыслящих. Были созданы многочисленные лагеря для политических заключённых, где содержались тысячи людей. Государственная безопасность осуществляла тотальный контроль над населением, используя обширные сети агентов и доносчиков. Любое проявление инакомыслия жёстко преследовалось[52].

Контроль над обществом и экономикой

Ким Ир Сен установил полный контроль над всеми сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной и культурной. СМИ подвергались жёсткой цензуре и использовались исключительно для пропаганды идей чучхе и культа личности. Все экономические ресурсы были подчинены государственному плану, а частная собственность была практически полностью ликвидирована[53]. Десятилетия тоталитарного режима Ким Ир Сена, приоритет развития тяжёлой промышленности и оборонного сектора, а также прекращение внешней помощи привели к глубокому экономическому кризису в Северной Корее. В конце правления Ким Ир Сена экономика страны сократилась вдвое, что вызвало массовый голод, унесший жизни сотен тысяч/миллионов людей[51].

Внешняя политика и изоляция

Внешняя политика Ким Ир Сена строилась на принципах самоизоляции и противостояния внешнему миру. КНДР отказалась от участия в международных организациях и установила дипломатические отношения лишь с ограниченным кругом государств.

Такая политика привела к экономической изоляции страны. Это значительно задерживало её развитие посравнению с другими странами мира[53].

Сравнительная таблица тоталитарных режимов XX века

Ниже представлена сравнительная таблица тоталитарных режимов XX века

Лидер Страна Идеология Ключевые реформы/политика Массовые репрессии Культ личности
Иосиф Сталин СССР Марксизм-ленинизм Индустриализация, коллективизация, пятилетние планы Большие чистки, ГУЛАГ Культ личности Сталина как вождя всех народов
Адольф Гитлер Германия Национал-социализм Расовая теория, антисемитизм Холокост, уничтожение политических оппонентов, милитаризация Культ личности фюрера
Мао Цзэдун Китай Маоизм (разновидность коммунизма) Большой скачок, Культурная революция Голод в Великий китайский голод, репрессии интеллигенции Культ личности Мао как великого кормчего
Бенито Муссолини Италия Фашизм Корпоративное государство, милитаризация, экспансия Уничтожение оппозиции, расовые законы Культ личности дуче
Ким Ир Сен Северная Корея Чучхе Культ личности, самоизоляция, ядерная программа Трудлаги, массовые чистки Культ личности Ким Ир Сена как вечного президента

Литература

  • Беттельгейм Б. О психологической привлекательности тоталитаризма. — Москва: Образовательная политика, 2015. — 192 с.
  • Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству. — М.: Новое издательство, 2005. — С. 264. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»). — ISBN 5-98379-037-4.
  • Берлин, И. Философия свободы. Европа. — М.: Новое литературное обозрение, 2001. — С. 448. — ISBN 5-86793-132-3.
  • Лефор, К. Формы истории. Очерки политической антропологии. — СПб.: Наука, 2007.
  • Линц, Х. Тоталитарные и авторитарные режимы. — 2018. — № 4.
  • Голомшток, И. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1994.
  • Хевеши, М. А. Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода. — М.: Международные отношения, 2004. — С. 192. — ISBN 5-7133-1147-3.
  • Дамье, В. В. Леворадикальная критика тоталитаризма / Корчагина, М. Б.. — М.: Памятники исторической мысли, 2007. — ISBN 978-5-88451-210-8.
  • Желев, Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. — М.: Новости, 1991.
  • Кара-Мурза, А. А. Тоталитаризм. — М.: Мысль, 2010. — Т. не указан.


Примечания

  1. Эдельман В. А., Кара-Мурза А. А., Александров П. С., Симонов А. И. Тоталитаризм. Гуманитарный портал (27 февраля 2024). Дата обращения: 19 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Брунилин Г. В. Тоталитаризм в России: историко-правовой аспект // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2015. — № 3—4.
  3. Гудков Л. Вторичный, или возвратный, тоталитаризм // Вестник общественного мнения. — 2018. — № 3—4 (127).
  4. 4,0 4,1 4,2 Пушкарева Г. В. Политология : учебник и практикум для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Образовательная платформа Юрайт [сайт], 2024. — С. 96—98. — 388 с. — ISBN 978-5-534-12298-5.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Мархиев М. С. Тоталитарные режимы: сходства и различия // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2011. — № 8.
  6. 6,0 6,1 6,2 Едреев Т. Ш. Понятие и история возникновения тоталитаризма // Евразийский Научный Журнал. — 2016. — № 12.
  7. 7,0 7,1 Москалев Г. А. Истоки тоталитаризма // Теория и практика современной науки. — 2016. — № 10 (16).
  8. Кочесоков Р. Х. «Идеальное государство» Платона. Официальный сайт Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова (27 февраля 2019). Дата обращения: 19 июля 2024.
  9. Рудой П.И. Связь политических идей Платона и тоталитарных режимов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 6.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Попов Ю. Н., Новиков К. Е. Тоталитаризм // Большая российская энциклопедия : научно-образовательный портал. — 2022. — 1 июня.
  11. Михайленко В. И,. Тоталитаризм в XX веке // Издательство Уральского университета. — 2000. — ISSN 5-7525-1084-8.
  12. Мальвиль А. Политические режимы.Сравнительный анализ политических режимов.Тоталитаризм и авторитаризм // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : лекция. — 2019.
  13. 13,0 13,1 Коновкин Е. С. Классовая природа тоталитаризма // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — № 4.
  14. Семенова Р.У. Ханна Арендт о тоталитаризме: политический и нравственный дискурсы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2006. — № 1.
  15. 15,0 15,1 15,2 Ярмонова Е. Н. Общая характеристика тоталитарного режима, как разновидности недемократических политических режимов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 35. — С. 93–98.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Едреев Т. Ш. Характерные черты и признаки тоталитарного режима // Евразийский научный журнал : журнал. — 2016. — Декабрь (№ 12).
  17. Макарова О. С. Формальные признаки тоталитаризма - их позитивное и негативное определение // Социально-политические науки. — 2020. — № 2.
  18. Дубровин В. О. Левый тоталитаризм как специфическая форма политического режима // DisserCat : диссертация. — 2002.
  19. Установление в СССР тоталитарного политического режима. История России с древнейших времён до наших дней. Дата обращения: 19 июля 2024.
  20. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Дата обращения: 27 августа 2024.
  21. 21,0 21,1 Глухов Е. А. Марксистские идеалы о власти советов и сталинская бюрократия в СССР в предвоенный период // Наука. Общество. Оборона. — 2018. — № 2.
  22. 22,0 22,1 22,2 Аванесова А. Почему Сталина называли вождём даже индейцы. Русская семёрка (15 ноября 2021). Дата обращения: 26 августа 2024.
  23. 23,0 23,1 Сталин Иосиф. Федеральный портал истории России. Дата обращения: 26 августа 2024.
  24. Кондрашин В. Цена сталинской коллективизации. Ведомости 25 лет (19 ноября 2019). Дата обращения: 26 августа 2024.
  25. Марченко М. М. ГУЛАГ в промышленном развитии СССР: экономический проект или политический? // Скиф. — 2022. — № 11.
  26. 26,0 26,1 Кикнадзе В.Г., Изонов В.В. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Мифы и реальность:I часть / Под ред. В.Б. Зотова, И.И. Басика. — М.: Юго-Восток-Сервис, 2010. — 60 с.
  27. Мартюшов Л.Н. И. В. Сталин: его место в истории // Вестник экономики, управления и права. — 2018. — № 3.
  28. Мемориальный музей Холокоста США. Жертвы нацистов: нацистская расовая идеология. Энциклопедия холокоста. Дата обращения: 26 августа 2024.
  29. 29,0 29,1 Какой была нацистская Германия?. Unesco. Дата обращения: 26 августа 2024.
  30. Паламарчук Е. А. Пропагандистский образ фюрера в восприятии немецкого общества (1933-1945) // Научная мысль Кавказа. — 2017. — № 3.
  31. Мемориальный музей Холокоста США. Становление лидера. Энциклопедия холокоста. Дата обращения: 26 августа 2024.
  32. Холокост (Шоа). Яд Вашем. Мемориальный комплекс истории холокоста. Дата обращения: 26 августа 2024.
  33. Млечин Л. Зачем Гитлер 80 лет назад напал на нашу страну?. Новая газета. Дата обращения: 26 августа 2024.
  34. Мемориальный музей Холокоста США. Вторая мировая война в Европе. Энциклопедия холокоста. Дата обращения: 26 августа 2024.
  35. 35,0 35,1 Мао Цзэдун. Тасс (информационное агентство). Дата обращения: 23 августа 2024.
  36. Лукин А. В. «Большой скачок» отбросил китайскую экономику назад. Портал Мгимо (17 августа 2009). Дата обращения: 23 августа 2024.
  37. 37,0 37,1 «Великий кормчий» Мао Цзэдун. Федеральный портал истории России. Дата обращения: 26 августа 2024.
  38. Ревзин Г. Как убивают дети // Коммерсантъ Weekend. — 2016. — № 26.
  39. 39,0 39,1 Комаровская П. А. Образы идеологов марксизма-ленинизма в китайском политическом плакате ⅩⅩ в. и их место в культе личности Мао Цзэдуна // Международный журнал исследований культуры. — 2018. — № 4.
  40. 40,0 40,1 40,2 Новикова Е. Ю. Философия Мао Цзэдуна и современность // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. — 2013. — № 12.
  41. 41,0 41,1 Коллектив авторов. Большая советская энциклопедия. — М. — ISBN 5-85270-324-9 и 5-85270-292-7.
  42. Фашизм в Италии - причины возникновения и особенности правления. Наука.Клуб (29 августа 2019). Дата обращения: 26 августа 2024.
  43. Алексеев А. Фашизм всегда будет движением меньшинства. Комменрсантъ (15 мая 2021). Дата обращения: 26 августа 2024.
  44. 100 лет назад: Итальянские фашисты создают национальную партию. Международный Комитет Четвертого Интернационала (13 ноября 2021). Дата обращения: 26 августа 2024.
  45. Бенито Муссолини. Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 26 августа 2024.
  46. Косых Е.С., Ларионова В.Ю. Особенности итальянского фашизма // Теория и практика современной науки. — 2017.
  47. Михайленко В. И. «Параллельная» стратегия Муссолини : Внешняя политика фашистской Италии (1922-1940). — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2013. — 344 с. — ISBN 978-5-7996-1009-8.
  48. 48,0 48,1 Италия. Яд Вашем. Мемориальный комплекс истории холокоста (2020). Дата обращения: 26 августа 2024.
  49. Италия в годы Холокоста. Яд Вашем. Мемориальный комплекс истории холокоста. Дата обращения: 26 августа 2024.
  50. Карпов А. А. Современный тоталитаризм и его разновидности // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 1.
  51. 51,0 51,1 Ким Ир Сен. Тасс. Дата обращения: 26 августа 2024.
  52. Мархиев М. С. Тоталитарные режимы: сходства и различия // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. — 2011. — № 8.
  53. 53,0 53,1 Асмолов К. «Я же вождь!» Как Ким Ир Сен разрушил экономику Северной Кореи и привел страну к полной изоляции. Лента.ру (10 мая 2021). Дата обращения: 26 августа 2024.

Ссылки


WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!