Табор (цыганский)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Василий Петрович Рыбинский. «Цыганский табор (близ Оренбурга)»

Та́бор (цыга́нский) — это кочующая группа цыган[1], которая состоит из 25 и менее кибиток или шатров. Обычно большая часть объединена семейным родством или несколько семей. Состав табора может меняться. Сообществом руководит вожак. В таборе есть суд, который состоит из пожилых мужчин и занимается решением спорных вопросов. Этот суд называется сэндо или крис. Заработок в таборе делится поровну между всеми его членами, включая тех, кто не может работать из-за болезни или преклонного возраста[2].

В некоторых местах до сих пор сохранились большие семьи, где царит строгий патриархат. Размер табора зависит от различных факторов. Например, в местах, где люди живут хорошо и плотность населённых пунктов высока, цыгане часто объединяются в большие группы. Там, где люди жили бедно и расстояния между населёнными пунктами были большими, цыгане путешествовали маленькими группами, обычно состоящими из двух-трёх семей. Из-за этого им иногда приходилось кочевать даже зимой[2].

Цыгане

Российская империя. Средняя Азия. Фергана. Цыгане мазан(г), 1880-е гг. (Лист из 4-томного Альбома 1890-х гг издания).

Цыгане — это народ, который проживает в Европе, Азии, Северной Африке, Америке и Австралии. По разным оценкам, численность цыган составляет от 12 до 18 миллионов человек. Из них от 7 до 8 миллионов проживают в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе. Это уникальная этническая группа с богатой историей, которая насчитывает множество веков. Их происхождение связано с Северной Индией, откуда они начали свою миграцию на запад около тысячи лет назад. За это время цыгане расселились по всему миру, но при этом смогли сохранить свои традиции, культуру и язык. Их язык, романэс, имеет индоарийские корни. Он включает в себя элементы языков, с которыми цыгане взаимодействовали на протяжении своей истории[2].

Кочевые цыгане — одна из самых традиционных и мобильных групп в цыганской культуре. Их образ жизни и социальная структура отличаются некоторыми уникальными особенностями. Кочевые цыгане постоянно переезжают по определённым маршрутам, которые часто передаются из поколения в поколение. Основной социальной единицей кочевых цыган является табор — группа семей, путешествующих вместе[3].

Традиции и современность

Цыганский табор — это особое явление, которое объединяет древние традиции и современные реалии. Традиционное кочевание цыган не является бесцельным блужданием и не связано с желанием постоянно менять место жительства. Основной причиной кочевания были экономические факторы. Ремесленники нуждались в рынках сбыта для своих товаров, артисты искали новую аудиторию для выступлений, а гадалки хотели найти новых клиентов. Племена, покинувшие Индию, выбирали новый регион для кочевания, обычно не превышающий 300—500 квадратных километров. Именно поэтому кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы[4].

Этническое разнообразие и самоназвания

Изначально цыгане были этнически однородной группой, но со временем они разделились на более мелкие подгруппы, которые отличались друг от друга особенностями культуры и быта. Названия этих подгрупп часто происходят от имён, которые им давали окружающие народы, или от географических названий, указывающих на территорию, где они сформировались. А вот названия родов — это уже третья ступень в структуре самоназваний. Они происходят от имени предка, прозвища или фамилии[4].

Руководство табором

В цыганском таборе особая роль отводится вожаку. Он играет ключевую роль в решении важных вопросов. Вожак поддерживает контакт с властями, выступает в роли судьи при возникновении конфликтов в таборе, а также определяет время и направление кочевья. Цыгане не любят, когда их лидеров называют вожаками. Они предпочитают использовать другие названия, такие как «пхуро ром» (старый человек) или «баро шэро» (большая голова). Кэлдэрары, в свою очередь, называют своих вожаков «баронами». Хотя эти «бароны» не имеют ничего общего с западноевропейскими помещиками, само название выражает уважение к этому человеку[5].

Фигура вожака не является обязательной в каждом таборе. В малых таборах, состоящих из одной семьи, его функции обычно выполняет глава семьи. Вожаком становится мужчина, но в исключительных случаях и женщина. Чтобы занять эту должность, необходимо обладать определёнными качествами. Вожаки обычно являются пожилыми людьми, умудрёнными опытом. Они способны быстро реагировать на события, но при этом остаются степенными, уравновешенными и спокойными. Вожаки редко повышают голос, что не характерно для цыган с их холерическим темпераментом[5].

Социальная структура и самосознание

Несмотря на то, что цыгане считают себя единым народом, на практике они делятся на группы. В современном мире, особенно когда цыгане ведут оседлый образ жизни, дети от смешанных браков приобретают надгрупповое самосознание, которое в основном зависит от среды, в которой они живут. Это особенно характерно для национально ориентированной цыганской интеллигенции[4].

Смещение религиозных взглядов, потеря языка, переход от кочевого образа жизни к оседлому — всё это серьёзные факторы ассимиляции. Однако даже все они вместе не приводят к полной утрате национального самосознания. Пока цыган помнит о невидимой границе между собой и остальным миром, он остаётся цыганом. Ещё одной важной составляющей цыганского мировосприятия являются семейные ценности, которые играют в их жизни ведущую роль[4].

Профессиональные занятия и этническая общность

Танцоры Шуванской цыганской кумпании Танцоры Шуванской цыганской кумпании на средневековом турнире аббатства 2013.

В качестве факторов, объединяющих цыганскую этническую общность, учёные рассматривали религию, материальную культуру, ментальность, язык и кочевой образ жизни. Однако все эти факторы были отвергнуты как несостоятельные. Единственным действительно прочным фундаментом цыганской жизни остаётся круг занятий, которым они занимались на протяжении тысячелетий. Независимо от внешних условий, представители этого народа всегда находили способы заработать на жизнь, выбирая из нижеперечисленных занятий[4][3]:

Все эти виды деятельности упоминались уже в византийских источниках. Именно благодаря своей профессиональной деятельности цыгане на протяжении тысячелетий сохраняли свою самобытность[4].

Кастовая система и самобытность

Структурное расслоение жизни цыган связывают с кастовой системой в Индии. Структура цыганского табора очень похожа на кастовую систему, где у каждого человека есть строго определённая профессия. Благодаря кастовой системе цыгане смогли сохранить свою самобытность и культурные традиции на протяжении многих веков, несмотря на все внешние изменения и влияния[4].

Жилище в таборе

Цыганский лагерь в Балларате — Статья «The Australasian» за 1908 год, озаглавленная «Цыганский лагерь в Балларате», взята из австралийской газеты «The Australasian» от 16 мая 1908 года.

Традиционным жилищем цыган была палатка, которую они называли «цэра». В русском языке «поставить палатку» звучит как «расстелить палатку»[6].

В 19501960-х годах основу палатки составлял каркас из девяти жердей: шесть жердей укреплялись вертикально, а три служили горизонтальными верхними перекладинами. Вертикальные жерди ставились по три с двух торцовых сторон будущей палатки, при этом центральная жердь была выше боковых. Чтобы концы жердей не рвали ткань, в углы палатки прокладывали старую одежду или другие бытовые ткани. Поверх каркаса накидывался тент, который с помощью колышков растягивался и закреплялся на земле. Вход в палатку устраивался с одной из торцовых сторон, между центральной и боковой вертикальными жердями. Жерди, составлявшие каркас палатки, имели свои названия. Верхние горизонтальные жерди назывались «беранд», а вертикальные жерди — «коверка» или «коверчи»[6].

В таборе вспоминают и о более старой и простой конструкции палатки, которой пользовались до войны. Основу палатки составляли две наклонные жерди с торцовой стороны, перекрещённые в верхней части, и одна горизонтальная перекладина[6].

Установление шатра-палатки было мужским делом. Считалось, что женщина не должна заниматься этим. Если в таборе была одинокая женщина, то палатку ей ставили мужчины[6].

Интерьер палатки 1950—1960-х годов был следующим: у входа в палатку, возле высокого шеста, ставили железную печку-буржуйку, трубу которой выводили в отверстие у шеста. На противоположной от входа стене размещали иконы. На стене развешивали ковёр, иногда ковры были и по боковым сторонам палатки. Ещё ставили небольшой стол. Для трапезы обычно садились на пол, скрестив ноги по-турецки. Пищу готовили либо на костре вне палатки, либо на железной печке внутри неё. Если в семье был ребёнок, то к центральному горизонтальному шесту подвешивали детскую колыбель. Спать ложились на полу. Отдельное место в палатке отводили молодожёнам. Их укладывали спать у входа в палатку и отгораживали палатку занавеской. Считалось, что родители не должны видеть постель молодых, поэтому молодожёны ложились последними, а вставали первыми[6].

При переезде перины, подушки, постель и другие предметы быта складывали в большие мешки. Жерди основы палатки крепили к кибитке и укладывали на транспорт[6].

В 1950—1960-е годы традиционные палатки использовались только как летнее жилище. Климатические условия России в зимний период заставляли молдавских цыган, так же как и русских цыган, нанимать квартиры или устраиваться на постой в колхозные бараки[6].

Заключение

Цыганский табор представляет собой сложную и многослойную структуру, которая сочетает в себе древние традиции и современность. Экономические факторы, профессиональные занятия и кастовая система играют ключевую роль в сохранении самобытности и идентичности цыган. Несмотря на все изменения и ассимиляционные процессы, цыгане продолжают осознавать себя единым народом, связанным общностью происхождения и культурных традиций[4].

В XX веке многие цыгане стали вести оседлый образ жизни. В 1956 году в СССР был издан указ Президиума Верховного Совета, который запрещал цыганам кочевать. Тех, кто продолжал кочевать, наказывали в уголовном порядке[7]. Из-за этого указа практически все цыгане остались жить там, где их застал закон. Это привело к существенным изменениям в их образе жизни и социальной структуре. Они обычно живут в частных домах, сохраняя при этом структуру табора, которая служит основой стабильности цыганской общины[8][9].

Примечания

  1. Табор. Грамота. Дата обращения: 5 сентября 2024. Архивировано 5 сентября 2024 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Деметер Н. Г. Цыгане. БРЭ. Дата обращения: 5 сентября 2024. Архивировано 23 января 2023 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Вентцель Т. В. Цыгане. БСЭ. Дата обращения: 5 сентября 2024. Архивировано 13 апреля 2023 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Уварова Т. Б. Деметер Н. Г. , Бессонов Н. В. , Кутенков В. К. История цыган: новый взгляд // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал : журнал. — 2001. — С. 157—162. — ISSN 2219-875X.
  5. 5,0 5,1 Друц Е., Гесслер А. Цыгане. Очерки.. — М.: Советский писатель, 1990.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Черных А. В. Пермские цыгане: очерки этнографии цыганского табора : по материалам исследований цыган микрорайона "Чапаевский" г. Перми / Рецензенты: зав. каф. общего языкознания Перм. гос. пед. ун-та; д-р филол. наук, профессор И.А.Подюков, д-р. ист. наук, профессор Перм. ун-та Г.Н. Чагин.. — Пермь: Администрация города Перми, 2003. — 60 с. — ISBN 9785794403619.
  7. Историк рассказала об удивительных особенностях народа рома. МИР24 (9 апреля 2022). Дата обращения: 5 сентября 2024. Архивировано 16 марта 2024 года.
  8. Как живут цыгане в современном мире: быт и традиции. 74.ру (14 апреля 2022). Дата обращения: 5 сентября 2024. Архивировано 26 февраля 2024 года.
  9. Цыганский табор не уходит в небо. Министерство национальной политики УР (8 сентября 2020). Дата обращения: 5 сентября 2024. Архивировано 22 февраля 2024 года.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!