Столкновение над Завитинском

Столкновение под Завитинском
Рейс 811 Аэрофлота
Общие сведения
Дата 24 августа 1981 года
Время 15:21:07 МСК+6
Характер Столкновение в воздухе
Причина Ошибки авиадиспетчера
Место Союз Советских Социалистических Республик в 70 км от Завитинска, Завитинский район, Амурская область (РСФСР, СССР)
Координаты 50°01′10″ с. ш. 130°28′00″ в. д. / 50.01944° с. ш. 130.46667° в. д. / 50.01944; 130.46667 (G) (O) (Я)
Погибшие 37
Раненые 1
Воздушное судно
Ан-24РВ авиакомпании «Аэрофлот» аналогичный разбившемусяАн-24РВ авиакомпании «Аэрофлот» аналогичный разбившемуся
Модель Ан-24РВ
Авиакомпания Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Сахалинское ПО, Дальневосточное УГА
Принадлежность Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика МГА СССРАэрофлот»)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Хомутово, Южно-Сахалинск (РСФСР)
Остановки в пути Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Хурба, Комсомольск-на-Амуре (РСФСР)
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Игнатьево, Благовещенск (РСФСР)
Рейс SU-811
Бортовой номер СССР-46653
Дата выпуска 2 мая 1974 года
Пассажиры 27
Экипаж 5
Погибшие 31
Выживших 1
Второе воздушное судно
Ту-16К ВВС СССРТу-16К ВВС СССР
Модель Ту-16К
Принадлежность Шаблон:Знак ВВС СССР ВВС СССР (в/ч 65348, 303 ТБАП)
Пункт вылета Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Завитинск (РСФСР)
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Завитинск (РСФСР)
Рейс 07514 (позывной в день катастрофы)
Дата выпуска 31 марта 1956 года
Экипаж 6
Погибшие 6 (все)

Столкновение над Завитинском — авиационная катастрофа, произошедшая в небе над Амурской областью недалеко от города Завитинск 24 августа 1981 года. Столкнулись два самолёта: пассажирский Ан-24, который летел из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск и самолёт-ракетоносец Ту-16, совершавший метеоразведку.

Трагедия унесла жизни 37 человек: погиб весь экипаж пассажирского авиалайнера и 26 его пассажиров, включая одного ребёнка и экипаж военного самолёта. В живых остался только один человек — Лариса Савицкая, летевшая на Ан-24. Это очень редкий случай, когда человеку не только удалось пережить падение с высоты пять километров, но и не остаться инвалидом на всю жизнь[1].

Обстоятельства

Авиалайнер Ан-24РВ авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс № 811 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. На его борту находились 32 человека: пять членов экипажа и 27 пассажиров (в том числе один ребёнок). Из-за плохой погоды самолёт вылетел на четыре часа позже запланированного времени: в 13:56 (07:56 по московскому времени). Экипажем судна было доложено диспетчеру местного аэропорта о входе в воздушное пространство и получено разрешение на полёт.

В 15:00 и 15:01 (9:00 и 9:01 по московскому времени), с местного военного аэродрома взлетели два бомбардировщика Ту-16К. Они проводили метеорологическую разведку. Несмотря на то, что погода была ясная, а видимость составляла более десяти километров, в 15:21 (9:21 по московскому времени) Ан-24 столкнулся с ведущим бомбардировщиком пары, на высоте 5220 метров.

При столкновении, оба самолёта развалились в воздухе[2]. Обломки Ан-24 были разбросаны в юго-западном направлении на расстоянии 1020 метров от места столкновения. Обломки Ту-16 разбросаны в юго-восточном направлении на расстоянии около 2000 метров от места столкновения[3]. Самолёты упали в тайге и загорелись.

В результате авиакатастрофы погибло 37 человек: 31 человек, летевших на борту Ан-24 и все шесть членов экипажа Ту-16К. Выжить удалось только одной пассажирке Ан-24 — студентке Ларисе Савицкой[2]. Её нашли на третий день. Спасатели на вертолётах прибыли на место крушения очень поздно, поскольку были убеждены, что выживших нет[1].

Сведения о самолётах

Ан-24РВ

Пассажирский самолёт Ан-24РВ с советским регистрационным номером 46653, был выпущен Киевским авиационным заводом «Авиант» в 1974 году. В том же году его передали «Аэрофлоту». На момент трагедии, самолёт налетал 12 828 часов и им было совершено 8397 циклов «взлёт-посадка»[4]. Экипаж авиалайнера[5]:

  • КВС — Александр Васильевич Миргородский.
  • Второй пилот — Валерий Григорьевич Шевелев.
  • Штурман — Федосий Иванович Крыжановский.
  • Бортмеханик — Николай Иванович Димитриев.
  • Бортпроводник — Галина Петровна Борисова.

Ту-16К

Ту-16К с заводским номером 6203106, был выпущен Казанским авиационным заводом в марте 1956 года. Судно принадлежало Министерству обороны СССР. На момент трагедии самолёт налетал 4019 часов и совершил 2870 циклов «взлёт-посадка». Экипаж судна[6]:

  • Командир корабля — капитан Сергей Г. Харитонов.
  • Помощник командира корабля (ПКК) — старший лейтенант С. Н. Рухлин.
  • Штурман-навигатор — старший лейтенант Л. А. Кочуров.
  • Штурман-оператор — старший лейтенант А. В. Забродин.
  • Воздушный стрелок-радист (ВСР) — рядовой С. Д. Тюков.
  • Командир огневых установок (КОУ) — рядовой А. К. Захарчук.

Расследование

В результате расследования причиной авиакатастрофы названы несогласованные действия между гражданскими и военными службами, виновными были признаны диспетчеры. Планы полётов были утверждены заранее, а также было предупреждение о том, что военные самолёты пересекут воздушную линию, по которой летят самолёты «Аэрофлота», но экипаж Ту-16 не был проинформирован о порядке пролёта эшелона. Руководитель полётов Ту-16 в Завитинске не использовал радиолокационный контроль за движением воздушных судов[1].

В результате нескоординированных действий диспетчеров, произошло сближение самолётов. Расхождение было запланировано с нарушением минимальной дистанции. Были и ошибки экипажей. Экипаж Ан-24 не сообщил о своём отклонении от маршрута. Экипаж Ту-16 сообщил о высоте 5100 метров, когда на самом деле находился значительно ниже, получив разрешение пересечь 5200 в наборе, но в действительности набрал эту высоту спустя 1-2 минуты[6].

Отражение в СМИ

В 1981 году причина авиакатастрофы с пассажирским Ан-24 названа не была, и, по официальной версии, никакой катастрофы не было. Дело было засекречено. По словам Ларисы, её мать вызвали в КГБ, где ей посоветовали ничего не говорить о случившемся[7].

Лишь только в 1985 году в газете «Советский спорт» была опубликована небольшая заметка о Ларисе Савицкой и о том, как она выжила, упав с большой высоты. Но причиной падения был назван полёт на самодельном летательном аппарате. Подробности катастрофы стали известны только в 2000 году[2].

В кинематографе

Катастрофа над Завитинском легла в основу сюжета фильма «Одна», который был снят в августе 2020 года в Пермском крае. Съёмки были организованы кинокомпанией «ССБ Кино» при поддержке Министерства культуры России. Режиссёром картины стал Дмитрий Суворов[8][9]. Лариса Савицкая выступала в качестве консультанта проекта[2]. Фильм вышел в прокат 9 июня 2022 года[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Борисов М. «Уже вырыли могилу»: как студентка выжила при столкновении самолетов в Приамурье. АО «Газета.Ру» (24 августа 2021). Дата обращения: 28 ноября 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Забгаева А. Что за фильм про крушение самолета снимают в Пермском крае?. АиФ (19 августа 2000). Дата обращения: 28 ноября 2024.
  3. Столкновение над Завитинском. BezFormata. Дата обращения: 28 ноября 2024.
  4. Антонов Ан-24РВ. russianplanes. Дата обращения: 28 ноября 2024.
  5. Столкновение Ан-24РВ Дальневосточного УГА и Ту-16К в районе Завитинска. avia.pro (30 декабря 2014). Дата обращения: 28 ноября 2024.
  6. 6,0 6,1 Аварии, катастрофы, потери Ту-16 и экипажей. Ту-16. Дата обращения: 28 ноября 2024.
  7. Окунь М. Роковое 24 августа. История девушки, выжившей в авиакатастрофе 41 год назад. АиФ (24 августа 2022). Дата обращения: 28 ноября 2024.
  8. Фильм-катастрофу «Одна» снимут в Пермском крае. Известия (16 июля 2020). Дата обращения: 28 ноября 2024.
  9. Стерледева Н. В Прикамье снимут фильм-катастрофу «Одна». АиФ (15 июля 2020). Дата обращения: 28 ноября 2024.
  10. Третьякова Е. В прокат вышел фильм-катастрофа «Одна», снимавшийся в Пермском крае. Комсомольская правда (10 июня 2022). Дата обращения: 28 ноября 2024.

Ссылки