Сотников (повесть)
Сотников | |
---|---|
Ліквідацыя | |
Жанр | повесть |
Автор | Василь Быков |
Язык оригинала | белорусский |
Дата написания | 1969 |
Дата первой публикации | 1970 |
«Со́тников» («Ликвида́ция») — реалистическая повесть о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, написанная фронтовиком Василем Быковым в 1969 году. В произведении отражены ужасы и жестокость войны. Все события в повести анализируются через призму философии и морали. Описывается поведение бойцов в условиях, лишённых человечности, их стремление к мести, а также мужество и решимость в защите своей Родины. Напечатана в 1970 году журнале «Новый мир». В 1976 году режиссёр Лариса Шепитько сняла по мотивам повести «Сотников » фильм «Восхождение»[1].
История создания
В 1970 году напечатано произведение «Сотников». Сюжет повести основан на реальных событиях: в 1944 году Василь Быков встретил бывшего сослуживца, который рассказал ему, как попал в плен. Чтобы выжить, он принял решение сотрудничать с немцами. Воспоминания об этом человеке показывают, как он воспринимался своими боевыми товарищами — как герой и идеал, которого «посмертно» наградили, ставя его в пример для молодого поколения. Все были уверены в его гибели, но к концу войны он оказался в плену, предав Родину. Бывший сослуживец откровенно рассказал Быкову, что сначала надеялся на побег, старался избегать жестокости, стремясь просто выжить. Последствия этого выбора ужасны: ему всю жизнь придётся носить ярлык предателя. Эта встреча глубоко затронула писателя, и он перенёс своего старого товарища на характер Рыбака, стремясь показать двойственное значение выбора человека, не осуждая и не оценивая его поступки[2].
Тема и идея
Сюжет о двух партизанах, которые отправляются за припасами для своего отряда, очень быстро разворачивается. Обстоятельства, окружающие героев, становятся всё более напряжёнными: болезнь, голод, ранения. Именно в трудных условиях проявляются истинные друзья. Автор выбрал такую ситуацию, где выбор только один: быть живым предателем или мёртвым героем. При столкновении с жизненными вызовами Рыбак принимает решение, опираясь на принцип «каждый за себя», оправдывая свои действия. Инстинкт самосохранения, моральные недостатки и стремление выжить мешают ему сделать решительный шаг, способный избавить от мук совести.
Автор построил текст так, что читатель видит ситуацию в мельчайших деталях и не спешит осуждать предательство Рыбака, невольно задумываясь: «А что бы сделал я?». Повесть не учит осуждению; она акцентирует внимание на необходимости выбора и ответственности за последствия, на грани, за которой человек перестаёт быть собой или погибает. Быков изображает двух молодых людей, выросших в схожих условиях, но в плену один сохраняет человечность, а другой предаёт. В центре сюжета находятся моральные дилеммы, роль войны в судьбах и цена человеческой жизни[1].
Композиция и сюжет
Особенность композиции «Сотникова» в том, что Быков не просто рассказывает историю; он создает живой мир с его сложными оттенками морали и психологии, где каждый выбор становится весомым актом человеческого существования. Основные элементы композиции произведения[3]:
- Пролог: погружение в зимнее оккупированное пространство Белоруссии.
- Завязка: Сотников и Рыбак отправляются на задание, которое становится точкой невозврата — столкновение с врагом ставит под вопрос их судьбы.
- Конфликт зарождается: физическая слабость героя против необходимости выполнения миссии.
- Развитие конфликта: Быков мастерски раскрывает внутренний мир персонажей, погружает в моральные дилеммы и психологические битвы Сотникова и Рыбака после их пленения.
- Кульминация: на пике напряжения — допрос и суд над героями. Здесь Быков достигает апогея драматизма, демонстрируя два противоположных пути: непоколебимость принципов Сотникова перед лицом смерти и предательский выбор Рыбака.
- Развязка: в финале повести каждый герой получает свою долю судьбы — Сотников уходит с достоинством, оставаясь верным идеалам; Рыбак же обречён на жизнь в муках вины и опустошения.
- Эпилог: завершение произведения оставляет читателя не просто перед фактами, а заставляет задуматься о глубине человеческой души, моральных выборах и их последствиях.
События начинаются во время похода двух солдат за провизией для партизанской группы. Сотников чувствует себя плохо, но принимает решение пойти в деревню с Рыбаком — крепким и здоровым мужчиной. Они рискуют, так как вокруг расположились немецкие войска, но другого выхода нет — необходимо поддержать отряд. В процессе их похода солдаты обнаруживают немцев, завязывается бой, и партизаны вынуждены отступить в село. Они прячутся в доме вместе с маленькими детьми. Хозяйка, поддавшаяся убеждениям, соглашается укрыть солдат, рискуя своей безопасностью.
Из-за тяжёлого состояния Сотникова немцы всё же находят партизан и отправляют их на допрос. Несмотря на ужасные пытки, больной солдат продержался до конца, едва вставая на ноги после побоев. В отличие от Сотникова, Рыбак струсил и согласился сотрудничать с нацистами. В итоге несговорчивого солдата казнят, Сотников сам выбивает у себя опору, чтобы помешать своему бывшему товарищу. Рыбак стыдится своего выбора и мечтает о побеге от немцев, но его предательство Родины лишает такой возможности[4].
Главные и второстепенные герои
В произведении действующими лицами являются следующие герои[5][6]:
- Сотников — партизан. Он образованный, решительный, умный человек. Сотников когда-то работал учителем. С самого начала войны участвовал в боях, подбил несколько вражеских танков.
- Рыбак — партизан и товарищ Сотникова. Крепкий и здоровый, выросший в деревне. В начале произведения описывается как ответственный и храбрый человек. С развитием сюжета выяснилось, что он трус и предатель.
- Демчиха — обычная женщина средних лет из оккупированного села. Она осталась на занятой территории с тремя детьми. Вынуждена тяжело трудиться, чтобы прокормить семью. Рискуя собственной жизнью, не прогоняет партизан и старается оказать помощь раненому Сотникову.
- Пётр Качан — староста села Лясины. Его выбрали на этот пост в деревне, но он не считает себя предателем. Осознает всю ответственность, которую несёт, согласившись быть старостой, чтобы облегчить жизнь односельчанам в годы оккупации. Читает Библию.
- Девочка Бася — тринадцатилетняя еврейская девочка. Ей уготована участь «ликвидации» из-за её национальности. В отличие от других персонажей, которые страдают за свои поступки, она умирает без всякой вины[5].
Художественные приёмы и средства
В повести «Сотников» автор использует художественные приёмы[7][6]:
- Эпитеты: «морозный ветер», «серый призрачный сумрак», «седую голову».
- Олицетворения: «скользила <…> половинка месяца», «дорога выходила в поле».
- Сравнения: «хрястнуло, будто яичная скорлупа», «лейтенант, словно коршун, бросился», «пуля, словно кнутом, хлёстко стеганула».
Экранизации
«Восхождение» (1976 год), режиссёр Лариса Шепитько[8] .
Литература
Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе.. — М., 1985.
Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. — М., 1980.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Журавлёв С. И. Память пылающих лет : Современ. сов. проза о Великой Отеч. войне. Кн. для учителя. — Москва: Просвещение, 1985. — С. 191.
- ↑ Дедков И. Василь Быков: Повесть о человеке, который выстоял. — Москва: Сов. писатель, 1990. — 308 с. — ISBN 5-265-00957-4.
- ↑ Анализ повести «Сотников» (В. Быков) . litrekon.ru. Дата обращения: 21 декабря 2024.
- ↑ Быков В. В. Сотников : повести / Василь Быков. — Москва: Эксмо, 2004. — С. 924. — ISBN 5-699-08306-5.
- ↑ 5,0 5,1 Краткое содержание повести «Сотников» . frigato.ru. Дата обращения: 21 декабря 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Гуань Л. Трагические мотивы Великой отечественной. Интерпретация Василя Быкова // Litera : журнал. — 2020. — № 2.
- ↑ Быков В. Сотников. — Днепропетровск: Проминь, 1987.
- ↑ Восхождение (1976) . Кинопоиск.ру. Дата обращения: 21 декабря 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |