Смоленский авиационный завод

Смоленский
авиационный завод
SmAZ.JPG
Тип Открытое акционерное общество
Расположение  Россия, Смоленск
Ключевые фигуры Генеральный директор: Топорков Андрей Михайлович
Отрасль Авиастроение
Оборот 1,067 млрд руб.(2009)
Операционная прибыль 916 млн руб. (2021)
Чистая прибыль 254 млн руб. (2021)
Число работников 2000 (2021)
Материнская компания Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
Аудитор ООО «АФК-Аудит»
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Сайт http://www.smaz.ru/

АО «Смоле́нский авиацио́нный заво́д» (СмАЗ) — российское авиастроительное предприятие, работающее в городе-герое Смоленске. Завод открылся в 1926 году и был одним из базовых предприятий для серийного производства моделей, спроектированных Конструкторским бюро Яковлева, в том числе — спортивные самолёты Як-18Т, пассажирские Як-42. С 1990-х завод осуществляет собственные разработки, проводит ремонт и техническое обслуживание выпущенных в прошлом лайнеров, поставкой комплектующих для авиационных предприятий[1]. С 2004 года СмАЗ входит в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»» (КТРВ)»[2].

История

Наименования Смоленского авиационного завода

Смоленский авиационный завод за почти сто лет работы неоднократно менял своё название[2].

  • 1926—1928 годы — Ремонтно-авиационный завод № 3
  • 1928—1941 годы — Завод № 35 НКАП СССР
  • 1941—1944 годы — работа в составе Завода № 1, г. Куйбышев
  • 1944—1966 годы — Авиационный завод № 475 НКАП (МАП) СССР (создан в Смоленске в 1944 году на месте эвакуированного завода № 35)[3]
  • 1967—1974 годы — Смоленский машиностроительный завод МАП СССР
  • 1974—1993 годы — Смоленский авиационный завод МАП СССР
  • 01.07.1993 года — 1996 годы — АООТ «Смоленский авиационный завод»
  • 1996 — 2015 годы — ОАО «Смоленский авиационный завод»
  • С 2015 года — АО «Смоленский авиационный завод».

Создание предприятия

Идею организации авиазавода в Смоленске первым выдвинул Михаил Николаевич Тухаческий, который был в то время командовал войсками Западного фронта. 12 апреля 1923 года он обратился с ходатайством в Смоленский Губисполком, чтобы обустроить Смоленский аэродром и попросил выделить промышленную площадку для размещения Ремвоздухмастерских № 2. Позднее там были развёрнуты цеха авиационного завода. В 1924—1925 годах Управление Промвоздух[4] разработало проект возведения в городе Смоленске ремонтно-авиационного завода. С конца 1925 года велось строительство, которое возглавлял А. Д. Муратов. В течение 1925—1926 годов были возведены слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный цеха, а также сушилка, электростанция и другие помещения первой очереди. Первым управляющим нового завода стал М. В. Бавтуто[1].

8 ноября 1926 года состоялось торжество по случаю открытия Смоленского ремонтно-авиационного завода № 3. Уже к концу 1926 года года были отремонтированы и переданы в эксплуатацию первые двигатели и самолёты. М. В. Бавтуто на заседании бюро ВКП(б) предприятия в июле 1927 года докладывал: «Ремонтирует самолёты и моторы завод удовлетворительно, даже лучше старых авиазаводов». Со временем предприятие от единичного ремонта самолётов перешло к серийному. Введена в эксплуатацию вторая очередь цехов, в них ремонтировались самолёты Р-1, Р-5, Р-6, И-2, И-3, и ТБ-1, а также авиадвигатели М-5, М-11, М-17 и М-34. С 1 июня 1928 года Ремонтно-авиационный завод № 3 стал называться Заводом № 35[1].

К заводу № 35 8 мая 1934 года приказом Главного авиационного управления Наркомтяжпрома № 28/182 с завода № 39 имени Менжинского присоединено Бюро особых конструкций (БОК). Главное направление работ бюро — проектирование новейших летательных аппаратов, предназначенных для стратосферных и сверхдальних полётов. Главным конструктором завода № 35 стал В. А. Чижевский[1].

БОК завода № 35 начало свою работу с модернизации гондолы стратостата СССР-1, её предполагалось использовать для стратостата СССР-1бис, который 26 июня 1935 года поднялся на высоту 16 000 метров[5]. В Смоленске были разработаны и построены такие уникальные летательные аппараты как первый советский стратоплан БОК-1 с гермокабиной, самолёт «Летающее крыло» БОК-5, высотный самолёт БОК-7, гондолы стратостатов СССР-2 и СССР-3. Испытывать экспериментальные самолёты в Смоленск приезжали такие прославленные лётчики как В. П. Чкалов, А. В. Беляков, М. М. Громов, А. Б. Юмашев, П. Д. Осипенко, Г. Ф. Байдуков, П. М. Стефановский, С. А. Данилин, И. Т. Спирин[1].

Зимой 1937—1938 годов завод изготовил несколько экземпляров самолёта Р-5 в облегчённом варианте для участия в спасательной операции — снятии с дрейфующей льдины группы И. Д. Папанина. В составе спасательной экспедиции на ледоколе «Таймыр» находился сборщик-механик М. А. Елисеев. Он должен был обеспечить эксплуатацию созданных специально для арктических полётов Р-5. В апреле 1938 года Елисеев награждён орденом Трудового Красного Знамени и стал первым орденоносцем среди сотрудников смоленского авиазавода[1].

В феврале 1938 года бюро перевели из Смоленска в Московскую область, его включили в состав КБ-29. В Смоленске теперь только строили и испытывали воздушные суда. В 1938—1939 годах смоляне освоили ремонт самолётов СБ, И-15, И-16, моторов М-100 и М-25. Самолёт БОК-15 , создававшийся для кругосветного перелёта и установления рекорда по дальности перелёта, создавался под руководством Чижевского, но после его ареста проект дорабатывали другие конструкторы. В процессе лётных испытаний обнаружился высокий расход моторного масла. Кругосветный перелёт не успели провести до начала войны, само воздушное судно не сохранилось[6].

В годы Великой Отечественной войны

Смоленский ремонтно-авиационный завод № 35 в 1939—1941 годах вёл активную подготовку крупносерийного выпуска передовых для тех лет самолётов Ил-2. Начало войны нарушило эту работу. Линия фронта так быстро приближалась к городу, что предприятие спешно эвакуировали. 7 июля 1941 года эвакуированные сотрудники завода были зачислены для работы завода № 122, который строили в Куйбышеве завода № 122. Смоленские специалисты составляли 90% штатного состава завода. Перевезённое из Смоленска оборудование для выпуска Ил-2 позволило быстро начать выпуск штурмовиков. Первый боевой самолёт взлетел в декабре 1941 года. С октября 1941 года трудовой коллектив завода № 122 был включён в штат завода № 1. Этот завод был эвакуирован из Москвы, сейчас это РКЦ «Прогресс»[7].

Более пятисот сотрудников предприятия ушли на фронт, некоторые из них работали в составе авиаремонтных бригад. Когда 25 сентября 1943 года Смоленск был освобождён, стало ясно, что предприятие фашисты сравняли с землёй. Из 23 производственных построек не осталось ни одной. Ущерб был оценён в 46 миллионов рублей. По ходатайству директора предприятия М. А. Филатова Государственный комитет обороны выпустил постановление от 3 февраля 1944 года, 10 марта того же года был издан Приказ № 181 Народного комиссариат авиационной промышленности СССР о создании в Смоленске авиаремонтного завода. Весной 1944 года, прямо под открытым небом, начался ремонт самолётов Ил-2, Ла-5, Ла-7, Як-7, которые с завода улетали на фронт[1].

Послевоенный период

По окончании Великой Отечественной войны, с 1946 года завод осуществлял ремонт и переоборудование в сельхозтехнику различных моделей самолётов. За три послевоенных года на предприятии отремонтировано 400 самолётов Як-3, Як-9, Як-11. Переоборудованию для использования в сельском хозяйстве подверглись самолёты По-2. Постепенно объём ремонта самолётов и авиамоторов сокращался и в 1949 году прекратился полностью[1].

Завод приступил к производству оборудования для аэродромов: бензообогревателей, лестниц-стремянок, ремней безопасности для пилотов, самолётных колодок, подъёмников, уголковых отражателей, лыж, а также и запасных частей для самолётов По-2. Выпускались крупные партии стартовых тележек для реактивных двигателей. За период с 1950 по 1965 год изготовлено 6 тысяч комплектов. В номенклатуре продукции завода также специальный кузов для прожекторных установок ЛУЧ-1, установка для диагностики гидросистемы самолётов и другая продукция. Из эвакуации вернулись многие специалисты и квалифицированные рабочие. Заново строились и оснащались цеха завода, что позволило с 1949 года начать производство планёров А-2 и ВА-3/48, а также планёров-мишеней ПМ, разработанных конструктором Г. И. Бакшаевым[1].

В 1954 году завод получил новое государственное задание. Приказом Министерства авиационной промышленности СССР № 352 от 3 июня 1954 года предприятию была определена новая специализация в рамках задач повышения обороноспособности. Для новых целей были созданы плазово-шаблонный, стапельный, агрегатно-сборочный, заготовительно-штамповочный. К 1956 году Смоленский авиазавод достиг довоенных объёмов выпуска продукции[1].

Atmospheric Buran testbed, MAKS, Zhukovskiy, 1999.
«Буран» на авиасалоне «Макс» в Жуковском, 1999 г.

С 1960 году на предприятии возникло специализированное электротехническое подразделение, выпускающее автоматические установки, наземные комплексы, счётно-решающие устройства, системы электропитания и автоматического контроля. Это производство позднее обособилось, был открыт завод «Измеритель»[1].

Предприятие участвовало в подготовке и изготовлении турбореактивного пассажирского самолёта Ил-62. Опытная партия крыльев и оперения для палубного штурмовика Як-36 также была произведена на смоленском предприятии. В 1965 году освоен серийный выпуск комплектов крыла для пассажирского самолёта Як-40. В 1966—1968 годах выпущены аэросани-амфибии, разработанные ОКБ Туполева. Они применялись в северных регионах СССР и отправлялись на экспорт в Финляндию[1].

В 1967 году на предприятии налажен массовый выпуск сувенирной продукции — юбилейных медалей, нагрудных знаков. Объём выпуска этих изделий превышал 1 миллион штук в год. В 1971 году за перевыполнение плановых заданий VIII пятилетки и освоение выпуска новой техники Смоленский авиазавод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[1].

В эпицентре научно-технического прогресса

В 1972 году предприятие в короткие сроки подготовило и запустило в производство лёгкий пассажирский четырёхместный самолёт Як-18Т. Он совершил свой первый полёт весной 1973 года. К 1983 году выпуск составил около 500 экземпляров. Данные учебно-тренировочные машины использовались во всех лётных училищах советской Гражданской авиации. Кроме того, в 1973—1974 годах для спортивно-пилотажного учетно-тренировочного самолёта Як-50 на заводе была изготовлена опытная партия крыльев[1].

К XXV съезду КПСС в 1975 году трудовой коллектив предприятия досрочно выполнил задание по изготовлению стреловидного крыла, оперения и мотогондол среднемагистрального пассажирского самолёта Як-42. 26 октября 1976 года первый предсерийный лайнер поднялся над аэродромом Смоленского авиазавода. Предприятие производило готовые Як-42, а также комплекты консолей крыла. В рамках производственной кооперации они поставлялись на Саратовский авиазавод. Начиная с 1982 года в Смоленске для Як-42 осуществлялось только изготовление консолей крыла и воздушных каналов среднего двигателя[1].

В 1980 году завод вёл работы по изготовлению крыла и сборочных элементов фюзеляжа орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической системы «Буран». Этот уникальный грузовой космический корабль, в создании которого принимали участие около 600 предприятий СССР, на 60-70% был сделан на Смоленском авиазаводе. 15 ноября 1988 года система "Энергия-Буран" совершила успешный полёт[8].

В 1984 году Смоленский авиазавод начал подготовку к выпуску высотного самолёта-разведчика М-55 «Геофизика», разработанного Экспериментальным машиностроительным заводам имени Мясищева. Первый полёт М-55 прошёл в 16 августа 1988 году. Этот самолёт по кодификации НАТО получил наименование Mystic-B. М-55 проводил мониторинг воздушной среды, суши, водных бассейнов в стратосфере на высотах до 20 километров. Кроме того, он применялся в качестве ретранслятора для обеспечения связи[9].

Конверсия

С началом курса перестройки в СССР конверсия военной промышленности стала центром процесса разоружения на фоне либерализации экономики. Был прекращён выпуск наиболее технологичных моделей военной техники. На Смоленском авиазаводе в рамках конверсии было открыто производство автоматизированных настилочных комплексов «Комета» и мерильно-браковочных машин МК-001РС для текстильной и лёгкой промышленности[1].

В 1992 году на предприятии организована доработка пассажирских самолётов Як-40 в вариант Як-40Д с повышенным объёмом топливных баков. В 1993 году возобновлено производство самолётов Як-18Т для поставки на экспорт, выпущена опытная партия легкомоторных самолётов Як-112 разработки ОКБ имени А. С. Яковлева[1].

28 декабря 1993 года в Смоленске впервые поднялся в воздух лёгкий многоцелевой самолёт СМ-92 «Финист», разработанный под руководством В. П. Кондратьева. На Смоленском авиационном заводе было начато его серийное производство. В 1995 году был изготовлен патрульный вариант СМ-92П для Федеральной погранслужбы РФ. В 1995 году был выпущен опытный самолёт СМ-94-1, представляющий собой модификацию Як-18Т. Смоленский авиазавод принял участие в создании первого опытного учебно-боевого самолёта Як-130, разработанного ОКБ имени Яковлева при участии итальянской компании Aermacchi. Як-130 совершил первый полёт 26 апреля 1996 года[1].

С 1996 года производилась комплексная доработка пассажирских самолётов Як-40 в административный вариант, включавший в себя установку радиооборудования для международных полётов, оборудование салона бизнес-класса и наружную окраску полиуретановыми эмалями. В 2000 году создан совместно с ОКБ «Сухого» сельскохозяйственный самолёт Су-38. В 2002 году предприятие принимает участие в программах Як-130 и Ту-154М по изготовлению законцовок крыла[1].

В 2000 году возобновилось производство товаров народного потребления. Выпускалось оборудование для лёгкой промышленности, ассортимент складной металлической мебели и товаров для рыбалки[1].

6 марта 2002 года первый полёт совершает СМ-92Т «Турбо-Финист» — семиместный самолёт, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на региональных авиалиниях, для патрулирования, тренировки парашютистов. В 2003 году ОАО «СмАЗ» представил на авиасалоне МАКС-2003 семейство новых самолётов, изготовленных по разработке ООО НКФ «Техноавиа» (главный конструктор — В. П. Кондратьев): СМ-2000, СМ-2000П, СП-55М, СМ-92, СМ-92Т «Турбо-Финист»[1].

В составе КТРВ

В мае 2004 года Указом Президента РФ предприятие включено в состав ОАО «Корпорация „Тактическое вооружение“». Летом 2004 года проведены испытания шестиместного гидросамолёта СМ-92 на поплавковом шасси, обеспечивающем посадку на воду, и СМ-92 — амфибийный вариант, обеспечивающем посадку на грунтовые аэродромы и неподготовленные площадки. Сентябрь 2004 года — завод принимает участие в Гидроавиасалоне-2004. В декабре 2004 участвует в III Международном Сибирском авиационно-космическом салоне «САКС-2004», где представляет направление лёгкой авиации[1].

В 2006 году Смоленский авиазавод выиграл тендер на поставку самолётов первоначального обучения и заключил контракты на поставку самолётов Як-18Т 36-й серии лётным училищам гражданской авиации. В рамках контрактов было изготовлено 60 и модернизировано 11 самолётов[1].

18 декабря 2008 года самолёт СМ-92Т сертифицирован для пассажирских перевозок, ООО НКФ «Техноавиа» получила сертификат типа Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) № СТ294-СМ-92Т. 26 мая 2009 года было создано совместное российско-чешское предприятие «CONSUL GROUP OF COMPANIES S.R.O» с участием фирмы «Orbis Avia», Чехия. Оно производило самолёты СМ-92 «Финист». За постоянное участие в Международном авиационно-космическом салоне («МАКС») в 2013 году ОАО «СмАЗ» награждено дипломом и юбилейной медалью «МАКС 20 лет»[1].

В 2020-х годах завод продолжил работу по развитию малой авиации и обеспечению государственного оборонного заказа.[10]

Численность сотрудников завода для выполнения гособоронзаказа планируется увеличить с 2000 человек в 2021 году до 4300 человек в 2024 году[11].

Санкции

24 марта 2022 года, в связи с началом Специальной Военной Операции, Смоленский авиазавод включёно в санкционный список США[12][13]. 27 июня 2022 года СмАЗ — в санкционный список Канады. 18 декабря 2023 года СмАЗ — в санкционный список стран Евросоюза на том основании, что он «производит ракеты Х-59, используемые ВС России в зоне СВО[14][15].

Также, по аналогичным основаниям, предприятие находится под санкциями Украины, Японии, и Швейцарии[16][17].

Самолеты, производимые заводом

Модель самолета Фото Дата первого полета Назначение Размеры Лётные характеристики Прочее
СМ-92 Финист, СМ-92Т Турбо-Финист SM-92T Finist (RA-0257G).jpg 28 декабря 1993 года Гидросамолёт Длина самолета: 9,97 м

Высота самолета: 3,10 м Размах крыла: 14,60 м Колея шасси: 3,68 м

Макс. дальность полета: 1300 км

Макс. скорость полета: 280 км/ч Крейсерская скорость: 240 км/ч Макс. высота полета: 3000 м

Подробнее: http://www.smaz.ru/nasha-produkciya/aviacija/samolet-sm-92t-turbo-finist/
Як-18Т Яковлев Як-18T, Москва - Жуковский (Раменское) RP11959.jpg 1972 год обучение и тренировка;

патрулирование; перевозка пассажиров и грузов

Длина самолета: 8,39 м

Высота самолета: 3,40 м Размах крыла: 11,16 м Колея шасси: 3,12 м

Макс. дальность полета: 900 км

Макс. скорость полета: 290 км/ч Крейсерская скорость: 210-250 км/ч

Подробнее: http://www.smaz.ru/nasha-produkciya/aviacija/samolet-yak-18t/

Ссылки

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 Вехи истории. Смоленский авиационный завод (официальный сайт) (2024). Дата обращения: 16 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 Наименования завода. Смоленский авиационный завод (официальный сайт) (2024). Дата обращения: 11 июня 2024.
  3. Предприятия и заводы оборонной промышленности (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 марта 2013. Архивировано 9 мая 2013 года.
  4. Промвоздух (состав Управления). Оборонпром (сайт) (2024). Дата обращения: 11 июня 2024.
  5. 26 июня 1935 года — Запущен стратостат «СССР-1-бис», который достиг высоты 16 км. Русский исполин (сайт) (26 июня 2022). Дата обращения: 11 июня 2024.
  6. Стратосферный призрак Сталина. Военное обозрение (2024). Дата обращения: 16 июня 2024.
  7. Краткая история РКЦ Прогресс. АО «РКЦ «Прогресс» (2018). Дата обращения: 16 июня 2024.
  8. Сухорукова, Елена. Смоленск. История и культура края. — Смоленск: Кантилена, 2012. — С. 224. — 384 с. — ISBN 978-5-91890-012-3.
  9. Высотный самолет М-55 «Геофизика». Военное обозрение (25 октября 2012). Дата обращения: 16 июня 2024.
  10. ИСТОРИЯ СМОЛЕНСКОГО АВИАЦИОННОГО ЗАВОДА Архивировано 10 марта 2013 года.
  11. Смоленский авиационный завод объявил о масштабном расширении штата (рус.) ?. Рабочий путь. Рабочий путь (31 октября 2022). Дата обращения: 1 апреля 2023.
  12. Р. И. А. Новости. США ввели санкции против российских оборонных предприятий. РИА Новости (20220324T1737). Дата обращения: 11 января 2023. Архивировано 11 января 2023 года.
  13. Минторг США включит в санкционный лист 120 военных предприятий из России и Беларуси. Полный список. Белсат. Дата обращения: 11 января 2023.
  14. COUNCIL DECISION (CFSP) 2023/2871. Official Journal of the European Union P.77 (18.12.2023).
  15. ЕС опубликовал новый список персональных антироссийских санкций. TACC (18 декабря 2023). Дата обращения: 8 января 2024.
  16. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СМОЛЕНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД". Война и санкции. Дата обращения: 11 января 2023. Архивировано 11 января 2023 года.
  17. JSC Smolensk Aircraft Plant (англ.). OpenSanctions. Дата обращения: 5 июля 2023. Архивировано 5 июля 2023 года.