Симфония № 10 (Шостакович)
Десятая симфония | |
---|---|
Симфония № 10 | |
Композитор | Дмитрий Шостакович |
Дата создания | 1953 год |
Части | четыре:Moderato, Allegro, Allegretto, Andante - Allegro |
Первое исполнение | |
Дата | 17 декабря 1953 год |
Место | Ленинград |
Основные исполнители | Ленинградский филармонический оркестр: Евгений Мравинский |
Десятая симфония (Symphony No. 10 (e-moll), Op. 93) — симфония Дмитрия Шостаковича написанная в 1953 году и впервые исполненная 17 декабря 1953 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Евгения Мравинского.
История создания
В 1953 году Шостаковичем была написана Десятая симфония Ми минор. Впервые была исполнена 17 декабря 1953 года Ленинградским филармоническим оркестром под управлением дирижёра Евгения Мравинского. По словам Шостаковича симфония была написана между июлем и октябрем 1953 года, однако композитор Татьяна Николаева заявляла что симфония была завершена ещё в 1951 году, а эскизы к некоторым материалам датируются аж 1946 годом[1][2].
Состав оркестра
- Деревянные духовые: три флейты, три гобоя, три кларнета и три фагота
- Духовые: четыре валторны, три трубы, три тромбона и туба
- Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, бубун, треугольник, гонг, ксилофон
- Струнные: две скрипки, альт, виолончель, контрабас[3][4]
Строение симфонии
Симфония состоит из четырех частей общей продолжительностью около пятидесяти двух минут:
- I часть: Moderato
- II часть: Allegro
- III часть: Allegretto
- IV часть: Andante - Allegro[4]
Moderato начинается сурово и скорбно. очень протяженна главная партия, в длительном развертывании которой несомненны траурные интонации. Далее уходит мрачное раздумье и осторожно появляется светлая тем. Как первый проблеск надежды исподволь возникает намёк на ритм вальса. Такова побочная партия сонатной формы. Она небольшая и уходит, сменяемая вновь скорбным, полным тяжких раздумий и драматических всплесков. Эти настроения господствуют на протяжении всей части. И только в репризе возвращается робкий вальс, да кода приносит некоторое просветление. Allegro не совсем традиционное для композитора скерцо, там присутствуют фанфары, мощный марш и неумолимое, всё сметающее движение. Появляются и противостоящие силы в виде отпора и борьбы. Разгорается ожесточенная схватка, захватывающая собой все три раздела трехчастной формы скерцо. Неимоверное напряжение борьбы приводит к началу следующей части. Начало Allegretto как будто выход из хаоса, раздумья на историческом перепутье, как дыхание переломной эпохи. Не случайны и драматические всплески, и реминисценции жёсткого движения. Заканчивается часть одиноким отрывистым повторением. Andante - Allegro начинается с глубокого раздумья. Монологи солирующих духовых сменяют друг друга. Постепенно внутри медленного вступления формируется будущая тема финала. Вначале звучание её неуверенно и вопросительно. В дальнейшем она, приободрившись, вступает в свои права, как утвердительный вывод после долгих сомнений. Моторная живая тема постепенно становится все более обезличенной, побочная партия не составляет ей контраста, но продолжает общий поток, ещё более набирающий мощь в разработке. В него вплетается тематизм скерцо. Все обрывается на кульминации. После генеральной паузы слышится тема-автограф. Она больше не уходит: звучит после репризы — становится определяющей и в коде побеждает[2][4].
Записи
- 1954 год и 1976 год — Ленинградский филармонический оркестр (Евгений Мравинский)
- 1954 год — Нью-Йоркский филармонический оркестр (Митропулос, Димитрис)
- 1955 год — Чешская филармония (Анчерл, Карел)
- 1966 год — Симфонический оркестр СССР (Евгений Светланов)
- 1966 год и 1981 год — Берлинский филармонический оркестр (Караян, Герберт фон)
- 1973 год — Московский филармонический оркестр (Кирилл Кондрашин)
- 1977 год и 1986 год — Лондонский филармонический оркестр (Хайтинк, Бернард)
- 1977 год — Немецкий симфонический оркестр Берлина (Курт Зандерлинг)
- 1992 год — Кливлендский оркестр (Донаньи, Кристоф фон)
- 1994 год — Филадельфийский оркестр (Марис Янсон)
- 2007 год — Симфонический оркестр имени Симона Боливара (Дудамель, Густаво)
- 2009 год — Королевский ливерпульский филармонический оркестр(Василий Петренко)
- 2011 год — Королевский филармонический оркестр (Владимир Ашкенази)
- 2013 год — Королевский оркестр Концертгебау (Марисс Янсонс)
- 2015 год — Бостонский симфонический оркестр(Нелсонс, Андрис)
- 2021 год — Лондонский симфонический оркестр (Нозеда, Джанандреа)
Примечания
- ↑ Элизабет Уилсон Шостакович: воспоминания о жизни. — Издательство Принстонского университета. 1994. — 262 с. — ISBN 0-691-04465-1
- ↑ 2,0 2,1 Л. Михеева. Шостакович. Симфония No. 10 . Belcanto.ru. Дата обращения: 26 июля 2023.
- ↑ Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4
- ↑ 4,0 4,1 4,2 10 симфония: ми минор : соч. 93 : ч. 1-4 / исп.: Симф. оркестр Ленингр. филармонии, дирижер Е. А. Мравинский. — Апрелевка : Апр. з-д, 1952
Литература
- Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян ; Рос. акад. наук, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания. СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. — 473 с. — ISBN 5-86007-340-2
- Симфония № 10: ми минор : соч. 93 / исполн. Берлинский филармоничсекий оркестр, дирижер Г. фон Караян. — Москва : Мелодия, 1984
- 10 симфония: ми минор : соч. 93 : ч. 1-4 / исп.: Симф. оркестр Ленингр. филармонии, дирижер Е. А. Мравинский. — Апрелевка : Апр. з-д, 1952