Саввино-Сторожевский монастырь

Материал из «Знание.Вики»
Монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный монастырь
Ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря с разных сторон 2 Саввинская слобода, Звенигород, Московская область.jpg
Страна  Россия
Местоположение Московская область,
город Звенигород,
Ратехинское шоссе, 8
Конфессия Православие
Епархия Патриаршая ставропигия
Тип мужской
Дата основания 1398
Основные даты
  • 1919 — упразднён
  • 1995 — возобновлён
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 501421231690006

Состояние Действующий
Сайт http://www.savvastor.ru

Са́ввино-Стороже́вский монасты́рь — православный ставропигиальный мужской монастырь в городе Звенигород Московской области. Расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку. Монастырь играл роль форпоста Московского княжества на западе в XV—XVII веках. Являлся любимым местом молитвы многих русских царей, включая Ивана IV Грозного и Алексея Михайловича[1].


История

На берегу Москвы-реки, на горе Стороже, в 1398 году монах Савва основал обитель, положившую начало Саввино-Сторожевскому монастырю. Первым строением стала деревянная церковь, освящённая в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Звенигородский князь Юрий Дмитриевич, взяв монастырь под своё покровительство, стремился создать здесь свою придворную обитель. Уже в 1399 году монастырь получил щедрое пожалование — обширные земли в окрестностях Звенигорода.

На протяжении XV — XVII столетий монастырь служил важным оплотом Московского княжества на его западных рубежах. Святая обитель привлекала многих царей, среди которых были Иван IV Грозный с царицей Анастасией Романовной и их наследник Фёдор Иоаннович.

Золотой век монастыря пришёлся на правление царя Алексея Михайловича. В период с 1650 по 1654 год обитель обрела мощные каменные стены и башни, превратившись в неприступную крепость. Церковь стала излюбленной загородной резиденцией царской семьи. В эти годы были возведены дворец царицы и царские палаты. Ряд историков полагает, что именно Алексей Михайлович даровал монастырю почётный статус первой российской лавры.

В 1812 году Саввино-Сторожевский монастырь сыграл значимую роль в духовном противостоянии наполеоновскому нашествию. Отсюда были эвакуированы бесценные святыни — Владимирская и Иверская иконы Божией Матери — для всенародных молебнов о спасении Отечества. 12 сентября 1812 года под стенами обители разгорелось сражение за Звенигород. Народное предание гласит, что сам преподобный Савва явился французскому военачальнику Евгению Богарне, повелев не осквернять святую обитель.

После революционных событий 1917 года настоятелем монастыря был назначен Димитрий (Добросердов), впоследствии прославленный в лике священномучеников. В мае 1918 года попытка большевиков реквизировать монастырские запасы хлеба и вскрыть раку с мощами преподобного Саввы Сторожевского спровоцировала народное восстание, вошедшее в историю как Звенигородский мятеж. К середине 1919 года монастырь был закрыт советскими властями.

В 1922 году архитектурно-исторический комплекс Саввино-Сторожевского монастыря, представляющий собой памятник архитектуры XV—XVII веков, был поставлен под охрану Народного комиссариата просвещения РСФСР. На территории монастыря был организован Музей церковной старины и помещичьего быта. Музей занимал практически все здания обители и функционировал до 1927 года.

После закрытия музея на территории монастыря была организована колония для беспризорных детей. В этот период многие иконы были вывезены в Москву для реставрации, однако их дальнейшая судьба остаётся неизвестной.

В 1928 году колония была закрыта, и на освободившихся площадях и за стенами монастыря организованы дома отдыха. В Рождественском соборе, Троицкой церкви и других зданиях обители вновь открылся музей.

В 1930 году Саввино-Сторожевский монастырь лишился значительной части своих колоколов. Было снято и отправлено на переплавку 11 мелких и пять больших колоколов. На звоннице осталось всего два колокола — Большой Благовестный и часовой. Большой Благовестный был вывезен из монастыря в 1941 году. По официальной версии, при попытке снять колокол со звонницы он упал на землю и разбился. Однако существует и альтернативная версия, согласно которой колокол был взорван непосредственно на звоннице. Независимо от причины разрушения, фрагменты колокола были разбросаны по территории монастыря, включая несколько фрагментов и часть языка колокола.

С 1941 по 1944 год на территории монастыря размещался госпиталь. Зимой 1941 года, в период битвы за Москву, линия фронта проходила всего в трёх километрах от стен монастыря. За всю войну на территории монастыря не произошло ни одного взрыва бомбы, падения снаряда или попадания шальной пули. Для подготовки к обороне в Скиту преподобного Саввы были вырыты окопы, следы которых частично сохранились до настоящего времени.

В 1944 году Звенигородский краеведческий музей вновь открылся — уже в Успенском соборе на Городке, где функционировал до 1946 года. В 1946 году Успенский собор был возвращён верующим. В то же время на территории Саввино-Сторожевского монастыря располагались несколько объектов Министерства Вооружённых сил: дом отдыха, Высшая офицерская школа Военно-воздушных сил и научное подразделение, занимавшееся военными разработками. В том же 1946 году весь архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря был включён в «Список памятников архитектуры Московской области, подлежащих государственной охране». В течение следующих трёх лет музею были переданы все здания монастыря, и на здании Рождественского собора была установлена охранная доска[1].

Возрождение древней обители началось в 1995 году, когда Саввино-Сторожевский монастырь обрёл статус ставропигиального. Торжественное празднование 600-летнего юбилея монастыря состоялось в августе 1998 года. В ходе этих торжеств Святейший Патриарх Алексий II лично сопроводил в Звенигород мощи преподобного Саввы. В 2007 году на территории был установлен памятник его основателю, увековечив память о святом подвижнике[2][3].

Вид монастыря святого Саввы Сторожевского с юго-востока. Рис. 1888 г.

Здания и сооружения

Храмы

Рождество-Богородицкий собор является главным храмом комплекса. Традиционная дата его постройки — 1405 год, однако эта дата оспаривается некоторыми исследователями. Позднее к собору пристроили Саввинский (южный) придел, двустороннюю паперть и ризницу. Кокошники собора были воссозданы советскими реставраторами.

Надвратный храм Живоначальной Троицы построен в 1650 году мастером И. М. Шарутиным. Храм расположен над главными воротами монастыря и является важным элементом его архитектурного ансамбля[4].

В колокольне монастыря находится церковь преподобного Сергия Радонежского. Эта церковь органично вписана в структуру колокольни, представляющей собой четырёхъярусную конструкцию, увенчанную четырьмя каменными шатрами с главками.

Храм святого Алексия, человека Божия, расположен в монастырском комплексе и назван в честь небесного покровителя царя Алексея Михайловича, который особо покровительствовал монастырю.

Трапезная церковь, освящённая во имя Преображения Господня, была построена в 1695 году по распоряжению царевны Софьи.

На территории монастыря также сохранился фрагмент алтарной части храма во имя преподобного Иоанна Лествичника. Над этим фрагментом в настоящее время сооружена часовня, что позволяет сохранить память об этом древнем храме[5].

Царские палаты

Трапезная

В период с 1652 по 1654 годы на территории Саввино-Сторожевского монастыря было возведено четырёхэтажное здание трапезной. Это сооружение стало выдающимся образцом русского зодчества XVII столетия и одной из самых обширных каменных построек той эпохи. Подземная часть здания — белокаменный подклет — уходит в землю на глубину 6 метров. Здесь располагались ледник для хранения припасов и колодец пятнадцатиметровой глубины. Второй ярус занимала кухня, окружённая кельями для монастырских служителей. На третьем этаже располагалась обеденная палата площадью около 500 квадратных метров, увенчанной крестовыми сводами. Новаторским решением для того времени стало остекление окон палаты. Верхний этаж служил хранилищем монастырской казны. В 1806 году, после обрушения перекрытий четвёртого яруса, здание подверглось масштабной реконструкции[6].

Царицыны палаты

Царицыны палаты — резиденция Марии Милославской, первой жены царя Алексея Михайловича. Изначально это было двухэтажное строение с каменным нижним и деревянным верхним ярусом. После 1828 года деревянный этаж был утрачен. Внутреннее пространство палат разделено на парадную и хозяйственную зоны. Парадная часть имеет трёхчастную структуру с отдельными входами: центральные покои предназначались для царицы, а боковые — для её приближённых[1].

Дворец царя Алексея Михайловича

Начало строительству было положено в 1652 — 1654 годах возведением северного крыла. К 1674 — 1676 годам дворец представлял собой протяжённое одноэтажное здание на подклете, состоящее из семи клетей с индивидуальными входами. Общая длина постройки достигала 100 метров. В период регентства царевны Софьи (1686 — 1687 годы) дворец обрёл второй этаж с анфиладным расположением комнат. Пожар 1742 года нанёс значительный урон этому архитектурному памятнику[1].

Братские корпуса

Монашеская братия обитала в специально возведённых в середине XVII века корпусах. Эти строения многократно расширялись и видоизменялись на протяжении веков.

В 1820-х годах архитектор Дмитрий Борисов спроектировал жилой корпус для духовных училищ, который занял место прежнего Казначейского корпуса. Это здание отразило архитектурные веяния раннего XIX столетия[7].

Звонница

Особое место в архитектурном ансамбле монастыря занимает звонница — четырёхъярусное сооружение, увенчанное квартетом каменных шатров с изящными главками. Она не только играет важную роль в облике обители, но и является её главным акустическим символом[7].

Башни

Крепость Саввино-Сторожевского монастыря строилась по царскому указу под руководством Н. М. Боборыкина и А. Шахова. В 1650—1654 годах мастер И. М. Шарутин возвёл семь башен, из которых до наших дней сохранились шесть. Красная башня, расположенная над Святыми воротами, является главным входом в монастырь. Житная башня использовалась для хранения зерна. Водовзводная башня обеспечивала монастырь водой. Усовая башня получила своё название из-за угловой формы. Больничная башня не сохранилась до наших дней. Каждая башня имеет уникальные архитектурные особенности и играла важную роль в обороне и жизнеобеспечении монастыря[8].

Реставрация

Реставрационные работы в Саввино-Сторожевском монастыре проводились в несколько этапов. В 1950-х годах В. И. Фёдоров и М. Д. Циперович занимались восстановлением трапезной и Троицкой церкви. В 1955 — 1958 годах Н. С. Шеляпина провела археологические раскопки на территории монастыря. С 1969 по 1975 года Д. Е. Брягин работал над очищением фресок. В 1970-х — 1980-х годах Л. К. Россов, О. В. Скороход и Л. Э. Тэпфер занимались реставрацией башен монастырского комплекса. В 1972 году Л. К. Россов провёл реставрацию Рождественского собора. В 1973 году В. М. Пустовалов восстанавливал Саввинский придел[9].

Выход из подклета Троицкой надвратной церкви на главную площадь монастыря.

В культуре

Саввино-Сторожевский монастырь и его окрестности привлекали внимание многих художников благодаря своей живописности. В кинематографе обитель также нашёл своё отражение. Александр Алов и Владимир Наумов использовали монастырь и его окрестности для съёмок нескольких эпизодов фильма «Бег». В начале картины показаны беженцы в монастыре, а в конце — зимний лес вокруг обители. Андрей Тарковский снимал возле комплекса эпизод фильма «Солярис», где фигурирует домик у пруда в начале картины[10].

Настоятели


Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Саввино-Сторожевский монастырь. Православная Энциклопедия. Дата обращения: 8 ноября 2024. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>: название «:0» определено несколько раз для различного содержимого
  2. Звенигород за шесть столетий : сборник статей / Ком. по культуре администрации Моск. обл. Звенигородский ист.-архит. и худож. музей, Федер. арх. служба России. Рос. гос. арх. древ. актов. — Москва: УРСС, 1998. — 439 с.
  3. Смирнов С. К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. — Москва: Сенат. тип., 1846. — 124 с.
  4. Тарабарина Ю. В. (дата обращения: 08.11.2024). К вопросу о датировке здания придела Саввы Саввино-Сторожевского монастыря // ВСДРИ. — 2023. — № 2.
  5. Вздорнов Г. И. К архитектурной истории Саввино-Сторожевского монастыря // Памятники культуры (исследования и реставрация). — 1961. — Вып. 3. — С. 110—122..
  6. Трапезная палата. Саввино - Сторожевский монастырь. Дата обращения: 8 ноября 2024.
  7. 7,0 7,1 Воронин Н. Н. Собор Саввина-Сторожевского монастыря // Зодчество северо-восточной Руси XII—XV веков / Б. А. Рыбакова, В. В. Косточкина. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 299—306.
  8. Смирнов С. К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря / С. Смирнов. — Москва: тип. В. Готье, 1860. — 112 с.
  9. Хлебодарова И. Ю. Иконостас собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. — Звенигород: ИП Верхов С. И., 2014. — 17 с.
  10. Яшина О. Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII—XXI век. — М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003.

Ссылки