Реформы эпохи Хрущёва
Рефо́рмы эпо́хи Н. С. Хрущёва — преобразования, проведённые в СССР Н. С. Хрущёвым в период с 1953 по 1964 годы[1].
Реформа управления народным хозяйством
В конце января 1957 года широкому кругу руководителей СССР для обсуждения была разослана записка Н. С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов[1].
Реформы Н. С. Хрущёва в области управления народным хозяйством были призваны решить следующие задачи:
а) устранить издержки сверхцентрализованной системы государственного управления за счёт её ограниченной децентрализации — например, для проведения такой политики на первом этапе реформ региональным органам управления (советским и партийным) были предоставлены более широкие права в решении организационных вопросов;
б) повысить приоритет выпуска сельскохозяйственной продукции — здесь следует сказать о таких мерах советского руководства, как существенное повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию, ввод в сельскохозяйственный оборот целинных и залежных земель Казахстана и Сибири, увеличение социальных расходов на социальное развитие села[2].
После обсуждения, в мае 1957 года был принят закон об управлении промышленностью через Советы народного хозяйства (совнархозы), подчинённые непосредственно Советам министров союзных республик. Реформа заключалась в делении территории СССР на так называемые «экономические административные районы» с созданием в пределах областей, краёв и республик СССР сети территориальных советов народного хозяйства, в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. Одновременно упразднялось множество министерств, как федерального так и республиканского значения.
Первоначально были образованы совнархозы союзных республик — РСФСР, Украины, Казахстана. В 1962 году на основе решений Ноябрьского пленума ЦК КПСС был создан Совет народного хозяйства (СНХ) СССР, в результате последующего укрупнения экономических районов совнархозов стало 47 вместо прежних 105. Госплан СССР и СНХ СССР из общесоюзных были преобразованы в союзно-республиканские и подчинены созданному в марте 1963 года Высшему Совету народного хозяйства СССР, который стал таким образом высшей координационной инстанцией для советской промышленности и строительства. К середине 1963 года между Советом Министров СССР и собственно предприятиями находились пять промежуточных органов управления — ВСНХ СССР, СНХ СССР, Совет Министров республики и совнархозы экономических районов. Такого рода многоступенчатая система управления создавала большие трудности в координации управления, а также неизбежно вызывала параллелизм в повседневной практике управления народным хозяйством[2].
В ноябре 1962 года пленум ЦК КПСС по инициативе Хрущёва взял курс на перестройку по производственному принципу всех руководящих органов. Партийные организации — от областных и ниже — делились на промышленные и сельские. После этого областные организации и управления связи, торговли, народного образования, здравоохранения, подчинявшиеся и промышленным и сельским партийным и советским органам, стали ежедневно получать дублирующие постановления и распоряжения по одним и тем же вопросам.
Для проведения единой технической политики, вместо упразднённых промышленных министерств были образованы государственные производственные комитеты — отраслевые органы управления, которые сосредоточили в своём ведении научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, для оказания прямой помощи подведомственным совнархозам предприятиям. От децентрализации перешли к централизации, но попытки скорректировать реформу всё равно не смогли дать необходимый импульс для экономического развития, поскольку сформированная ещё в 1930-е годы командно-административная система управления продолжала существовать и при попытке введения некоторых черт территориального управления[1][2].
Промышленность
В 1950-х годах СССР осуществил первый этап научно-технической революции, выразившийся в развитии новых отраслей хозяйства, таких как электроника, атомная энергетика, космонавтика. При этом опережающими темпами развивалась тяжёлая промышленность, предприятия группы «Б» (лёгкая, пищевая и другие отрасли) развивались медленней, однако и их рост был двукратным[1].
В 1956 году по решению ЦК КПСС и Совета Министров было начато интенсивное освоение полезных ископаемых Урала и Сибири, создание мощной металлургической базы. На ХХ съезде КПСС было принято решение объявить общественный призыв молодёжи на индустриальные стройки Урала и Сибири. 18 мая 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли обращение ко всем комсомольцам и молодёжи, в котором призвали их стать активными участниками промышленного освоения северных и восточных районов СССР. 19 мая 1956 года этот призыв был опубликован в газете «Правда». На IV пленуме ЦК ВЛКСМ 1956 года было принято решение о шефстве комсомола над строительством промышленных объектов[3].
На годы Хрущева пришлось 2 пятилетки (1951—1955 годы; 1955—1958 годы) и семилетка (1959—1965 годы).
Среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР в 1951—1955 годы составляли, по официальным данным, 13,1 %, а 1956—1960 годы — 10,3 %, в 1961—1965 годы — 8,6 %.
27 июня 1954 года начала работать атомная электростанция в Обнинске. В июне 1959 года была перекрыта Ангара, где возводилась Братская ГЭС, ставшая после введения всех мощностей, в 1964 году мощнейшей в мире.
На Южном Урале были введены в строй новые предприятия: Гайский горно-обогатительный комбинат, Киембаевский асбестовый комбинат, Буруктальский никелевый комбинат, расширены производства Магнитогорского, Орско-Халиловского металлургического комбинатов.
Курс на перестройку топливно-энергетического комплекса страны был взят в 1956—1961 годы, СССР постепенно отходил от использования угля в пользу газа и нефти. Развитие газовой промышленности на территории Северного Кавказа и Поволжья позволило газифицировать более 160 городов. Были построены газопроводы «Бухара — Урал», «Туймазы — Уфа — Черниковск», «Ставрополь — Москва». В 1962 году началось освоение первых богатых нефтью месторождений в Сибири. К 1963 году суммарная добыча нефти и газа впервые в истории СССР превысила долю угольного топлива. Важным направлением комсомольского шефства являлось строительство и электрификация железных дорог[1].
Аграрная реформа
Новый курс, провозглашённый в августе 1953 года на сессии Верховного Совета СССР, провозглашал среди прочих подъём сельского хозяйства, переживавшего непростые времена. Основы новой аграрной политики были утверждены на сентябрьском пленуме ЦК КПСС в 1953 году. С этого времени укреплялось экономическое положение колхозов, был уменьшен размер сельхозналога, повышались закупочные цены. Хозяйствам предоставили кредиты, поступала новая техника. Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них направлялись партработники («тридцатитысячники»)[1].
В 1954 году стартовала кампания по освоению целинных земель в Казахстане, Сибири, Урале и Поволжье. Уже в первые три года кампании удалось освоить 32 млн га новых земель. Последовал резкий скачок с небывалыми урожаями. Большую роль в освоении целины сыграл комсомольский призыв. Но из-за ветровой эрозии почв большую часть освоенных земель пришлось перевести под пастбища. Нечернозёмный центр страны пришёл в полный упадок, из-за повышенного внимания к целине (вся техника, молодёжь направлялась туда).
17 мая 1962 года Совет Министров СССР принял постановление «О повышении закупочных (сдаточных) цен на крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу, масло животное и сливки и розничных цен на мясо, мясные продукты и масло животное». Оно предусматривало значительное повышение цен на мясную и молочную продукцию колхозов. Закупочные цены на скот и птицу с 1 июня 1962 года в среднем по стране поднимались на 35 %, на животное масло — на 10 % и на сливки — на 5 %. Для совхозов и других государственных предприятий закупочные цены на крупный рогатый скот, свиней, кроликов и птицу устанавливались на 10 % ниже[4].
В феврале 1958 года было принято решение о реорганизации машинно-моторных станций (МТС) в ремонтно-тракторные станции при колхозах. Подобное слияние легло тяжким бременем на небогатые колхозы, которые были вынуждены приобретать технику. Для решения этой проблемы Хрущёв предложил пойти на укрупнение колхозов — преобразовать их в совхозы.
В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчёте на один колхозный двор в 1955—1956 годы до одной сотки в 1959—1960 годы; в 1950—1952 годы приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошёл упадок личного подсобного хозяйства.
После визита руководителя СССР в США в 1959 году кукурузная эпопея стала также частью имиджа Хрущёва — эту культуру стали усиленно насаждать везде, даже там, где она в принципе расти не могла. Сокращение посевов ржи и пшеницы ради кукурузы привело к общему снижению сбора зерновых. Поэтому неурожай 1962 года привёл к нехватке пшеницы и ржи. Дефицит пришлось восполнять закупкой пшеницы у США. После этого стало понятно, что сельское хозяйство нуждается в иных выходах из кризиса. В декабре 1963 года пленум ЦК принял специальное постановление по развитию химической промышленности, перед которой ставилась задача по развитию минеральных удобрений в сельском хозяйстве. Отдача от этих мер пришлась уже на 1970-е годы[5].
Социальные реформы
Установлены нормы рабочего времени, в частности — 6-часовой рабочий день для подростков 16-ти лет. В 1956 году рабочий день рабочих и служащих по субботам и в предпраздничные дни был сокращён на 2 часа, с 1957 года начался переход на семичасовой рабочий день. В марте 1957 года были снижены налоги на рабочих и служащих[1].
Жилищное строительство
Активно расширялся фонд жилья, при этом жилищное строительство базировалось на индустриальных методах, символом нового типового домостроения стали московские Черёмушки. В конце 1950-х — первой половине 1960-х годов по темпам строительства и количеству вводимой жилой площади СССР вышел на первое место в мире. Жилой фонд страны увеличивается на 40 % за семилетку. Это подтолкнуло развитие связанных со строительством отраслей экономики. За 1956—1960 годы в новые квартиры переселилось почти 54 миллиона человек[1].
Реформа образования
С сентября 1956 года было принято решение об отмене оплаты обучения в старших классах и вузах. В 1958 году вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Желающим получать полное среднее образование нужно было продолжать обучение в средней политехнической школе (в ПТУ, в вечерней или заочной школе), а для тех, кто хотел продолжить образование в вузе, вводился обязательный производственный стаж. Но подобная реформа не достигла нужного эффекта, уровень образования упал, и с 1964 года средняя школа вновь стала десятилетней. В 1958 году был принят закон об обязательном восьмилетнем образовании. Открылось более 50 новых вузов по всей стране, которые после своего первого выпуска подготовили больше двух миллионов квалифицированных специалистов[1][6][7].
Пенсионная реформа
При Хрущёве произошло радикальная реформа пенсионного законодательства, с июля 1956 года пенсию стали получать мужчины после 60 лет и женщины с 55 лет. С февраля 1958 года началась постепенная паспортизация крестьян-колхозников. В июле-ноябре 1964 года был принят комплекс мер о выплате пенсии крестьянам, что стало последней инициативой в карьере Н. С. Хрущёва. Впервые в истории советской деревни, пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины — 60 лет. Выплаты производились из фонда, созданного за счёт средств из колхозов и государственного бюджета. Но при этом надо отметить, что пенсии колхозников были существенно ниже, чем у рабочих и служащих[1][8].
Реформа милиции
Реформы Хрущёва начались именно с деполитизации и децентрализации советской милиции. В 1954 году КГБ был отделен от МВД. Силы милиции были освобождены от задачи политических репрессий и обратились к более рутинным функциям — но с упором на социальный и экономический контроль. В 1960 году Всесоюзное МВД было распущено, и его функции передали министерствам внутренних дел союзных социалистических республик.
В 1959 году XXI Съезд КПСС принял решение о целесообразности передач и некоторых государственных функций общественным организациям и призвал к созданию различных добровольческих и полуофициальных объединений, действующих в качестве правоохранительных органов и нацеленных на поддержание общественного порядка. Вследствие этого появились дружины и товарищеские суды. Данная реформа стала реакцией на злоупотребление властью милицией в сталинские годы. Важным аспектом реформы было то, что в ней прямое физическое насилие удалось заменить на так называемый «общественный контроль» и социальное давление. Кроме того, государство приняло ряд пропагандистских мер, направленных на улучшение имиджа советской милиции — например, учреждение в 1962 году специального праздника (Дня советской милиции), который отмечался ежегодно 10 ноября[9].
Денежная реформа
Была проведена с 1 января 1961 года. При проведении реформы находившиеся в обращении деньги образца 1947 года были обменены без ограничений на вновь выпущенные банкноты и монеты по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры; обмену не подвергались и остались в обращении медные (бронзовые) монеты СССР номиналами 1, 2, 3 копеек более ранних выпусков (с 1920-х годов по 1960), так как себестоимость чеканки копеечной монеты составляла 16 копеек.
Итоги реформ
Значительным достижением реформ Никиты Хрущёва стало улучшение экономических показателей СССР по сравнению с развитыми странами. К 1965 году национальный доход вырос на 53 % по сравнению с 1958 годом, производственные фонды увеличились на 91 %, а производство промышленной продукции — на 84 %. Реальные доходы населения увеличились на треть.
Однако несмотря на эти успехи, реформы не смогли решить проблему модернизации экономики. После неудач в проведении противоречивых преобразований у общества возник синдром усталости от постоянных реформ, и за периодом правления Хрущёва последовала эпоха «застоя»[1].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Путятин В. Реформы эпохи Н.С.Хрущева // Энциклопедия «Всемирная история». — 2021.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Ведерников А. В. (дата обращения: 08.06.2024). Реформы Н. С. Хрущева в области управления народным хозяйством СССР в 1957—1964 гг // МНИЖ. — 2013. — № 8—1 (15).
- ↑ Подкорытова С. В. Молодёжь Южного Урала. — Шадринск, 2019.
- ↑ Томилин Виктор Николаевич. (дата обращения: 08.06.2024). Пропагандистские лозунги и действительность в СССР в период реформ Н. С. Хрущева / // Гуманитарные и юридические исследования. — 2016. — № 3.
- ↑ Шевельков, А. И. О некоторых итогах аграрной политики Н. С. Хрущёва и основах аграрной реформы 1965 года // Проблемы аграрной истории России : Материалы IV Всероссийской научной конференции (памяти профессора В. М. Важинского), посвящённой 160-летию крестьянской реформы в России. — 2021. — С. 171—178.
- ↑ Шубарин, К. А. Оттепель: реформы Н.С. Хрущёва и их значение для СССР // Инновационный потенциал развития науки в современном мире : Сборник трудов по материалам IX Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. — 2022. — С. 69—76.
- ↑ Мацук А. М. (дата обращения: 08.06.2024). Среднее специальное педагогическое образование в республике Коми АССР в середине 1950-х — начале 1960-х годов (к вопросу о результативности реформы образования Н. С. Хрущёва в СССР) // Известия Коми НЦ УрО РАН. — 2021. — № 4.
- ↑ Меерович М. Г. (дата обращения: 08.06.2024). От коммунального — к индивидуальному: неизученные страницы жилищной реформы Н. С. Хрущёва // Вестник ТГАСУ. — 2016. — № 2.
- ↑ Цечоев В. К. (дата обращения: 09.06.2024). Организационно-правовые основы советской милиции // Образование и право. — 2021. — № 7.