Рентабельность
Рентабельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный) — это фундаментальное понятие в экономике, которое определяется из отношения прибыли к формирующим её активам. Данный показатель выражается в процентах (преимущественно) или как коэффициент[1]. Он свидетельствует об экономической эффективности бизнеса.
Рентабельность — это отражение способности бизнеса генерировать прибыль (финансовую отдачу), что является важным аспектом для экономического анализа деятельности компании. Так рентабельность определяет финансовое здоровье и успех компании, то есть её способность оставаться работоспособной (в рамках рынка) в долгосрочной перспективе[2].
Различные показатели и типы рентабельности предоставляют информацию о способности компании получать прибыль от своих операций, инвестиций и финансовой деятельности[3]. Понимание этих показателей определяет стратегию развития компании, а также позволяет инвесторам и аналитикам оценить результаты деятельности компании и принять обоснованные инвестиционные решения.
Исторический аспект
Концепция рентабельности существует на протяжении веков, и торговцы стремятся максимизировать свою прибыль с самого зарождения торговли. В древние времена торговцы часто использовали простые расчеты для определения своей рентабельности, при этом прибыль определялась путем вычитания стоимости проданных товаров из общего полученного дохода[4].
Впервые понятие рентабельность в своих работах отразил английский экономист, последователь и одновременно оппонент Адама Смита, классик политической экономии Давид Рикардо (18 апреля 1772, Лондон — 11 сентября 1823, Гатком-Парк, Глостершир)[5]. Так введенные им теории процента и прибыли на капитал, а также стоимости и ренты определяли первичное понимание и закономерности развития эффективности использования активов компании, а также оценки эффективности её деятельности в рамках выбранной ниши рынка[6].
Далее одним из ключевых событий в истории развития рентабельности стал расцвет капитализма. Так Карл Маркс[7], немецкий философ, социолог и экономист, наиболее известный трудами «Манифест Коммунистической партии» (1848 год в соавторстве с Фридрихом Энгельсом) и «Капитал. Критика политической экономии» (1867—1883) и оказавший огромное влияние на последующую интеллектуальную, экономическую и политическую историю[8], представил объемное исследование механизма формирования и применения прибавочной стоимости и рентабельности. Результаты данных исследований применяются в практике экономического и финансового анализа и в настоящее время[9].
Так, начиная с ХХ века, компании используют и совершенствуют финансовые показатели для измерения своей рентабельности. Так развитие современных методов бухгалтерского учёта и стандартизация финансовой отчетности (в частности — внедрение в 1973 году международных стандартов финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards)[10][11]) поспособствовали становлению рентабельности в качестве ключевого показателя для бизнеса.
Давид Рикардо (18 апреля 1772, Лондон — 11 сентября 1823, Гатком-Парк, Глостершир); английский экономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонент Адама Смита, выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты
Актуальность расчета
Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризуют окончательный результат финансовой деятельности компании, так как её величина основывается на соотношении эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Таким образом, у руководства компании формируется представление, какой процент прибыли будет получен от определённого объёма инвестиций, а также какие параметры позволят компании получить необходимое (оптимальное) соотношение прибыли к себестоимости[12].
Рентабельность позволяет провести сравнительный анализ бизнеса с конкурентами, построить прогноз для его дальнейшего развития, а также определить, какие параметры необходимо улучшить для последующего роста рентабельности (как следствие, максимизации прибыли)[13].
Также рентабельность позволяет рассчитать эффективность реализации продукта компании (как в частном порядке, так и в группе, по категории), сформировать и управлять ценовой политикой и стратегией[14]. Это позволяет не только создать базис для эффективной оптимизации и внедрения инноваций на производстве, но и способствует развитию бережливого производства, с сокращением издержек. При этом низкий показатель рентабельности будет указывать на низкий запас «прочности» бизнеса и/или компании. Данная особенность проявляется в том, что по мере снижения объёма продаж продукта компании возрастает риск потери прибыли, что, в свою очередь, приводит к чистому убытку компании[15].
Понимание уровня (потенциальной) рентабельности от деятельности компании также требуется для более корректной оценки в рамках открытия нового бизнеса и/или запуска новой компании в какой-либо сфере / нише рынка. Также рентабельность позволяет[16]:
- сформировать прогноз прибыли (денежного потока) от деятельности компании;
- сформировать аналитическую отчетность для бизнес-плана компании (в рамках инвестиционных проектов);
- сформировать базу для укрепления конкурентных позиций бизнеса и/или компании;
- сформировать базу для оценки реальной рыночной стоимости бизнеса и/или компании .
При этом важно отметить, что рентабельность используется (в основном) для общих стратегических целей управления деятельностью, внутреннего сравнения и/или сравнения в рамках аналогов[17]. Подобное обосновано тем, что механизмы деятельности и финансирования отдельного бизнеса и/или компаний могут значительно различаться (в зависимости от типа собственности, технических и технологических условий производства, ниши рынка и прочее). Это приводит к тому, что компании имеют разные уровни расходов (как по общему объёму инвестиций, так и по составу расходных статей и их основным характеристикам). Таким образом, сравнение показателя рентабельности одной компании с другой (без учёта прочих вводных) будет не целесообразно[18].
Пример:
Если инвестор продает товара с себестоимостью 1 рубль за 10 рублей, то рентабельность данной деятельности составит 90 %, то есть он получит 900 % прибыли на свои инвестиции в 1 рубль.
Если инвестор продает товара с себестоимостью 5 рублей за 10 рублей, то рентабельность данной деятельности составит 50 %, то есть он получит 100 % прибыли на свои инвестиции в 5 рублей.
Если инвестор продает товара с себестоимостью 9 рублей за 10 рублей, то рентабельность данной деятельности составит 10 %, то есть он получит 11,1 % прибыли на свои инвестиции в 9 рублей.
Факторы, влияющие на рентабельность
Для эффективного и оперативного управления рентабельностью, руководству компании необходимо принимать во внимание и своевременно реагировать на изменения влияющих на неё внешних и внутренних факторов[19][20].
Внешние
Внешние факторы влияния характеризуются тем, что находятся вне зоны влияния со стороны компании. Однако, их необходимо учитывать как в стратегии развития компании, так и в направлении мероприятий риск-менеджмента (в целях снижения, нивелирования или адаптации бизнеса и/или компании к изменяющимся условиям рынка). Среди внешних факторов влияния можно выделить[21]:
- налогообложение;
- вариативность спроса;
- экономическая обстановка (как внутри государства, так и на международном рынке);
- политическая обстановка (как внутри государства, так и его место в международной деятельности);
- санкционное давление;
- конкуренция в выбранной сфере / нише рынка и прочее.
Внутренние
Внутренние факторы влияния характеризуются тем, что находятся под контролем и управлением со стороны компании. Они также должны быть учтены в стратегии развития, но (в силу своей гибкости) могут быть адаптированы под требуемый прогноз развития компании без или с минимальными рисками негативных последствий от подобных решений. Среди внутренних факторов влияния можно выделить[22]:
- качество и объём производства продукта компании;
- ценообразование (и связанные с ним факторы);
- количество сотрудников, их уровень квалификации, а также условия труда;
- коммуникационная, маркетинговая, PR (Public Relations, пиар; связи с общественностью) и GR (Government Relations, джиар; взаимодействие с государственной властью) стратегии компании;
- обеспечение логистики, а также общего уровня сервиса в компании;
- техническое и технологическое оснащение компании и прочее.
Типы и показатели рентабельности
Рентабельность относится к оценке эффективности способности компании получать прибыль от своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть он определяет способность компании поддерживать и развивать свой бизнес. Таким образом, рентабельность выступает одним из ключевых финансовых показателей.
Существуют различные типы и показатели рентабельности, которые используются для оценки финансового состояния компании.
Типы рентабельности
Среди основных типов рентабельности выделяют[23]:
Операционная рентабельность — относится к способности компании получать прибыль от своей основной деятельности.
Финансовая рентабельность — относится к способности компании получать прибыль от своих инвестиций и финансовой деятельности.
Валовая рентабельность — относится к способности компании получать прибыль после вычета стоимости проданных продуктов.
Чистая рентабельность — относится к способности компании получать прибыль после вычета всех расходов, включая налоги и проценты.
Показатели рентабельности
Среди основных показателей рентабельности выделяют[24][25][26]:
Рентабельность активов (ROA, Return On Assets) — показывает, какую отдачу в виде чистой прибыли получила компания от использования своих активов:
Рентабельность продаж (ROS, Return On Sales) — показывает, насколько эффективно компания управляет своими издержками. Данный мультипликатор эффективности отражает долю прибыли в общем обороте компании:
Рентабельность собственного капитала (ROE, Return On Equity) — показывает отдачу от вложения в бизнес собственного капитала компании. При этом к капиталу компании относятся: уставный и добавочный капиталы, нераспределенная прибыль и прочие резервы:
Рентабельность основных средств (ROFA, Profitability of fixed assets) — показывает отдачу от вложения в бизнес от использования основных средств компании; основные средства — это те объекты (машины, оборудование и прочее) компании, которые (условно) постоянно участвуют в производстве продукта:
Рентабельность оборотных средств (RCA, Return on current assets) — показывает отдачу от вложения в бизнес от использования оборотных активов компании; оборотные средства (активы) — это те объекты (материалы, сырье и прочее) компании, которые (условно) полностью используются в процессе производства продукта:
Рентабельность производства (ROP, Profitability of production) — показывает отдачу от вложения в бизнес от использования основных средств и оборотных активов компании одновременно:
Рентабельность реализованной продукции (ROM, Profitability of the Margin) — показывает, насколько эффективно компания продает свой продукт:
Рентабельность персонала (ROL, Profitability of laborer) — показывает, насколько эффективно компании управлять определённым штатом сотрудников:
Рентабельность инвестиций (ROI, Return on investment) — показывает, насколько эффективно компания использует инвестиции
См. также
Примечания
- ↑ Рентабельность
- ↑ Рентабельность: формулы расчета эффективности бизнеса и советы эксперта
- ↑ Что такое рентабельность, как её считать и повышать: разбор с примерами
- ↑ Что такое рентабельность
- ↑ Давид Рикардо: биография и экономическая мысль
- ↑ Очерки из новейшей истории политической экономии: (Смит, Мальтус, Рикардо, Сисмонди, историческая школа, катедер-социалисты, австрийская школа, Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Прудон, Родбертус, Маркс)
- ↑ Карл Маркс / ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
- ↑ Маркс после марксизма: философия Карла Маркса
- ↑ Путеводитель по «Капиталу» Маркса
- ↑ База данных отчетностей по МСФО
- ↑ Международные стандарты финансовой отчётности / Минфин России
- ↑ Зачем рассчитывать рентабельность
- ↑ Рентабельность — что это такое и зачем её рассчитывать
- ↑ Что такое рентабельность и как её посчитать
- ↑ Что такое рентабельность продаж: формулы и примеры расчета
- ↑ Что такое рентабельность, как её считать и повышать: разбор с примерами
- ↑ Как инвестору рассчитать показатели рентабельности предприятия
- ↑ Рентабельность: что это такое, формула, виды — изучаем ключевой финансовый показатель
- ↑ Анализ факторов повышения рентабельности деятельности предприятия
- ↑ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ
- ↑ Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- ↑ Анализ деловой активности и рентабельности предприятия. Факторы, влияющие на рентабельность
- ↑ Рентабельность простыми словами: виды, формула, расчет
- ↑ Анализ рентабельности продукции: формула и порядок расчёта
- ↑ Как посчитать рентабельность продаж
- ↑ Что такое рентабельность и как её посчитать
Литература
- Ник Майкл, Кениг Курт. Рентабельность инвестиций в продажи. Увеличение прибыли, объема продаж и лояльности клиентов . — Вершина, 2006. — 384 с. — ISBN 5-9626-0148-3.
- Жак Фитц-енц. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала . — Вершина, 2009. — 320 с. — ISBN 5-9626-0013-4.
- Валерий Ковалев. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. Учебно-практическое пособие . — Проспект, 2021. — 338 с. — ISBN 978-5-392-12316-2.
- Балацкий Евгений Всеволодович. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАПИТАЛА КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2021. — № 1.
- Овечкин Д.В. ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ВЛИЯНИЕ ESG-РЕЙТИНГА НА РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ФИРМ И ОЖИДАЕМУЮ ДОХОДНОСТЬ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». — 2021. — № 1.
- Владимир Иванович Бобошко. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА // Вестник Московского университета МВД России. — 2021. — № 3. — doi:10.24412/2073-0454-2021-3-328-334.
- Балашова Надежда Валерьевна, Харькина Валерия Сергеевна. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ПЕРСОНАЛ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ // Baikal Research Journal. — 2022. — № 3.
- Тахумова О.В., Калитка В.В., Кухтинова А.А., Свиридова Д.А. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭТАП ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ // Естественно-гуманитарные исследования. — 2022. — № 40 (2).
- Пильникова И.Ф., Кот Е.М., Горбунова О.С., Малькова Ю.В., Петрякова С.В. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Образование и право. — 2022. — № 9. — doi:10.24412/2076-1503-2022-9-167-171.
- Пятницкий Дмитрий Витольдович. ЭВОЛЮЦИЯ МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫХ И СТРУКТУРНЫХ МОДЕЛЕЙ ДЮПОНА // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. — 2022. — № 2 (52).
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |