Петергоф (дворцово-парковый ансамбль)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Дворцово-парковый ансамбль
Петергоф
Вид на дворцово-парковый ансамбль с высотыВид на дворцово-парковый ансамбль с высоты
Страна  Россия
Город Петергоф, Санкт-Петербург
Архитектурный стиль Барокко, Классицизм, Неоготика, Необарокко
Основатель Пётр I
Дата основания 1710 год
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения
рег. № 781620667440006

Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. Historical Centre of the Town of Peterhof, including the Palace and Park
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Исторический центр города Петергоф, включая дворец и парк)
Ссылка № 540-017a в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии i, ii, iv, vi
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990 (14-я сессия)
Состояние действующий
Сайт peterhofmuseum.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Петергоф — дворцово-парковый ансамбль на берегу Финского залива в 46 км от Санкт-Петербурга.

Был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция. Петергоф в переводе с немецкого языка означает — «двор Петра»[1]. С 1944 по 1997 год он носил имя — Петродворец. ГМЗ «Петергоф» состоит из нескольких дворцово-парковых ансамблей: «Нижний парк», «Верхний сад» и «Английский парк» — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке[2]. «Александрия», «Колонистский парк», «Луговой парк», «Александринский парк», «Сергиевка», «Собственная дача» — ансамбли XIX века. Ансамбль включён в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

В 1705 году Петергоф представлял собой пристань, построенную для удобного перемещения на остров Котлин. В 1712 году здесь началось строительство загородной усадьбы для императора Петра I. В 1714 году императором было задумано возведение тут дворца и парка в европейской манере с большим количеством статуй и фонтанчиков. За работу взялись такие архитекторы, как Иоганн Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти. Общая планировка комплекса и подробная разработка определённых архитектурных элементов принадлежат императору. Под его руководством спустя девять лет завершилась основная работа по строительству загородной резиденции с дворцами Монплезир и Марли, Нижним парком, водоёмами и фонтанами[3].

Строительство объектов проходило здесь постоянно с XVIII до начала XX века. После свержения монархии в России дворцы были переделаны в музеи[4].

При Николае I был надстроен третий этаж в восточном флигеле, где зодчим Андреем Штакеншнейдером была создана Ольгинская половина дворца — восемь интерьеров по случаю помолвки второй княжны, Ольги, с принцем Карлом Вюртембергским.

Помимо этого, император решил создать ещё один парк, названный в честь супруги «Александрией», и дворец Коттедж, отгороженный Нижним садом от дворцово-паркового комплекса Петергоф. С другой стороны от последнего на тот момент уже была возведена и усадьба Александра Даниловича Меншикова — Ораниенбаум. Связь со столицей осуществлялась по шоссейной и железной дорогам, возникшим при Александре II и Екатерине Великой.

Около двух веков Петергоф являлся летней резиденцией правителей, а после прихода советской власти и национализации территории его сооружения стали музеями. С начала войны до зимы 1944 года войска противника удерживали резиденцию. Оккупация привела к плачевным последствиям: дворцы были взорваны и сожжены, уличные статуи и музейные экспонаты — вывезены, сады — уничтожены, а фонтаны оказались в нерабочем состоянии. После освобождения Петергофа от немецких войск начались восстановительные работы, которые продолжаются до сих пор[3][4].

Реконструкция резиденции Петергофа, переименованного в послевоенное время в Петродворец, заняла три года, однако часть резиденции до сих пор не реконструирована. Одним из таких сооружений является Нижняя дача Николая II. В XX веке дворцово-парковый комплекс Петергоф вошёл в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а в XXI веке его признали одним из семи чудес России.

Композиция паркового ансамбля

В настоящее время Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк[5].

К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей. Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. В четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) ключевую роль в ансамблях играют дворцы, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья[5].

Верхний сад

Планировка Верхнего сада была выполнена по эскизам самого Петра I и лишь незначительно изменена со временем. Верхний парк находится перед Петергофским дворцом и когда-то служил парадным въездом. Именно поэтому для его проектирования привлекали лучших архитекторов Петербурга того времени, среди которых Жан-Батист Леблон и Бартоломео Растрелли. Вся композиция сада гармонирует с архитектурой Большого дворца: с центральной осью, где симметрично расположены фонтаны, геометрическая планировка аллей с кустарниками и деревьями. Завершает композицию скульптура «Нептун» в центре[6].

В начале XVIII века Верхний сад площадью 15 га использовался как огород для выращивания овощей. После появления здесь фонтанов он приобрел облик места отдыха. Первым был построен фонтан «Дубовый» со свинцовым дубом в центре конструкции. Позже дуб заменили статуей Амура, примеряющего маску.

В 1736 году появился фонтан «Нептун», который стал украшением центрального пруда. Статуя морского бога с трезубцем в руках стоит на высоком пьедестале посередине прямоугольного бассейна. У её подножия расположены всадники на лошадях и морских драконах, изо рта которых бьют струи воды.

Затем фонтаны были сделаны на Квадратных прудах. Их бассейны украсили скульптурами «Весна» и «Лето» в виде девушек, окруженных водяными струями.

Фонтан «Межеумный» был построен последним в Верхнем саду. Он часто переделывался, поэтому имеет такое странное название. Сейчас украшением фонтана служит крылатый дракон в окружении четырёх дельфинов, выпускающих водяные струи[4].

Со времён Анны Иоанновны Верхний сад украшен 5-ю фонтанами и лужайками, на востоке у пруда разбит розарий, а на западе — возрождённый Петровский аптечный огород, на грядках которого выращиваются зверобой, душица, эхинацея, мелисса, мята и другие травы[7].

Большой Петергофский дворец

Большой каскад и Большой дворец

Душой Петергофского ансамбля является Большой дворец, служивший резиденцией русских царей. Начало строительства 1725 год. Трехэтажное здание с галереями протянулось вдоль террасы почти на триста метров. Над этим шедевром зодчества работали архитекторы Петергофа Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн (в 1719 году он сменил Леблона), Н. Микетти (принял руководство строительством в 1721 году и пристроил к дворцу две галереи с двухэтажными флигелями)., М.Земцов, Ф.-Б. Растрелли, А. И. Штакеншнейдер. Сменялись архитекторы, правители, вместе с ними изменялся облик дворца и его интерьеров. Результатом стало сочетание нескольких стилей: барокко, рококо и классицизма[8].

Большой Петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. Он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И. Ф. Браунштейн и такие зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф. Б. Растрелли. Архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу — не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами — Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60-70-х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем — классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю. М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен — Деламот создает в 1766—1767 годах два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 году по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А. И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжён и взорван. Но уже в мае 1964 года для туристов были открыты первые возрожденные залы[9].

Нижний парк

Идею роскошного регулярного парка Пётр I привез из своей поездки во Францию. Российский царь побывал во владениях французского короля и был восхищён устройством парковых клумб и фонтанов. Чтобы новая резиденция под Санкт-Петербургом выглядела не хуже, царь нанял Иоганна Фридриха Браунштейна. В 1714—1716-х годах немецкий архитектор отвечал за все строительство и проектирование садов в Петергофе.

Зелёными насаждениями занимался опытный мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Александр Леблон. По просьбе Петра I в 1716 году он приехал в Россию из Франции и занял должность генерал-архитектора при русском дворе. Леблон участвовал в проектировании Большого дворца в Петергофе и обустраивал прилегающий к нему Нижний парк[10].

После кончины первого садовника Петергофа Браунштейн продолжил работы по его проектам. Он составил подробный план Нижнего парка, создал перед дворцом Большой грот с каскадами, спроектировал несколько фонтанов, построил дворец Марли, Большую оранжерею, павильон Эрмитаж, а также Сад Венеры и Бахуса в западной части парка.

В 1720-е годы немецкий архитектор отошёл на второй план, уступив свое место итальянскому зодчему Николо Микетти. В годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны обустройством Нижнего парка руководил Бартоломео Франческо Растрелли. В начале XIX века русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин построил в Нижнем парке каскад, обелиски и колоннады.

Последние штрихи в оформление парковой зоны Петергофа внёс талантливый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Благодаря ему, в Нижнем парке появился «Львиный каскад». В правление Николая I Штакеншнейдер разбил на заболоченных пустошах два пейзажных парка — Колонистский и Луговой.

Кроме знаменитых архитекторов, в Нижнем парке трудились известные мастера садового искусства. С 1715 по 1738 год в царской резиденции работал голландский садовник Леонард фон Гарнихфельт. Он руководил фигурной стрижкой деревьев и кустарников, разбивал партерные цветники со сложным декором и устраивал голландский сад перед дворцом Монплезир. Красота Нижнего парка приумножалась руками садовых дел мастеров А. Борисова, Б. Фока, В. Башиловского и Т. Тимофеева[10].

Ансамбль центральной части

Фонтан «Самсон»

Фонтан «Самсон» (полное название — «Самсон, раздирающий пасть льва»), расположенный в центральной части бассейна Большого каскада Петергофа, самый крупный фонтан Большого каскада.

На трехметровом гранитном постаменте возвышается статуя библейского богатыря Самсона, который борется со львом, а из пасти льва, разодранной героем, бьет высокий фонтан воды (столб воды из его водомета достигает почти 21 метр в высоту). У ног статуи расположены восемь позолоченных фонтанов‑дельфинов, а в четырёх нишах у основания постамента изливаются потоки воды из четырёх львиных голов, которые олицетворяют четыре стороны света.

Фонтан-монумент был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русских войск над шведами под Полтавой, одержанной в день святого Сампсония Странноприимца.

К концу XVIII века скульптуры, изготовленные из свинца, пришли в ветхость, мягкий металл деформировался. Возникла необходимость их замены, для чего были привлечены лучшие скульпторы России того времени. За создание скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва» взялся выдающийся русский скульптор Михаил Козловский, который, сохранив основы прежней композиции, по существу, исполнил свое оригинальное произведение. Скульптурная группа была выполнена из бронзы. В отличие от Растрелли, Козловский изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным. Самсон стал больше похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла. Могучее тело Самсона с титанически напряженными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был занят немецкими войсками, и «Самсон» бесследно исчез. Существует предположение, что бронзу использовали для военных нужд. Возродить легендарный фонтан стало делом чести. Летом 1947 года скульптор Василий Симонов и его помощник Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии фонтана и другие работы Козловского создали модель, по которой скульптура была отлита в бронзе на ленинградском заводе «Монументскульптура».

14 сентября 1947 года фонтан «Самсон» был открыт после реставрации[11].

В 1956 году были восстановлены по сохранившемуся образцу восемь бронзовых фонтанов‑дельфинов. 28 декабря 2010 статуя демонтирована и отправлена на реставрацию. В 2011 снова установлена.

Фонтан «Самсон» соединён с длинным Морским каналом, на протяжении которого установлены небольшие фонтаны в круглых чашах. Между каналом и пешеходной дорожкой расположен зелёный газон с декоративными елями. В двух местах длинный водоем пересекается Марлинской и Морской аллеями.

Большое впечатление также производит высокий каскадный фонтан, внутри которого находится музей «Гроты Большого каскада». Его можно посетить, когда вода выключена. Многоступенчатую композицию украшают позолоченные скульптуры греческих богов, сирен и наяд с тритонами.

Морской канал

В начале Морского канала по обе стороны от него стоят мраморные Воронихинские колоннады. Они появились здесь в 1803 году. Проект разработал бывший крепостной А. Воронихин, который получил за свою работу звание архитектора. Каждый из элементов имеет 8 пар белых колонн, удерживающих крышу с расположенными на ней фонтанами. В конце колоннад находятся павильоны с округлым верхом. Возле ступеней, ведущих на прогулочную площадку колоннад сидят два гранитных льва[4].

Ансамбль западной части

Дворец Марли

Западная часть Нижнего парка простирается от левого берега Морского канала до Сада Бахуса. Одну из главных ролей в ансамбле играет дворец Марли и расположенный напротив него Марлинский пруд. Дворец Марли назван Петром I в честь резиденции французского короля Людовика XIV «Марли ле Руа». Сооружение представляет собой двухэтажное белое здание с коричневой крышей.

Между дворцом и морем сооружён насыпной вал, защищающий территорию от холодного морского ветра. На валу обустроена удобная смотровая площадка, с которой открывается вид на море и парки Петергофа. С другой стороны дворца находится интересный фонтан Каскад «Золотая гора». При его строительстве хотели достигнуть эффекта золотых текущих струй. С этой целью вертикальные части ступеней были оформлены позолоченным медным листом. Если стоять у подножия фонтана, будет казаться, что по ступеням стекает жидкое золото. Композицию украшают скульптуры античных богов, сделанных из каррарского мрамора.

Ещё одним важным объектом западной части ансамбля является фонтан «Ева» в окружении четырёх Трельяжных беседок. К нему ведут многие дорожки парка. Ближе к морю находится павильон «Эрмитаж». Похожие сооружения впервые появились в Европе. На первом этаже находилась кухня, а на втором был только один зал с большими окнами с видом на Финский залив и Кронштадт. Южнее находится фонтан «Львиный каскад», который выглядит в виде четырёхугольной колоннады со статуями львов.

Ближе к центральному ансамблю расположен Песчаный пруд с фонтаном «Китовый». В центре водоема установлена голова рыбы-кита, из которой бьет большая струя воды. Её окружают фонтанирующие изваяния рыб размером поменьше[4].

Ансамбль восточной части

Ансамбль восточной части составляет Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. Наверху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Дворец Монплезир

Так же в восточной части находится дворец Монплезир, в переводе с французского означает «моё удовольствие»— именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен прямо на берегу Финского залива. В настоящее время во дворце представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков. В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках выставлена коллекция китайского фарфора. Особого внимания заслуживает фонтан «Сноп». «Сноп»— один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722—1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи[5].

Галерея

Примечания

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!