Первая Клетнянская партизанская бригада
1-я Клетнянская партизанская бригада | |
---|---|
Годы существования | 1941-1943 |
Страна | РСФСР |
Тип | разведывательно-диверсионный и партизанский отряд |
Прозвище | "данчата" |
Участие в | Великая Отечественная война |
Командиры | |
Известные командиры | Ф.С. Данченков |
1-я Клетнянская партизанская бригада (командир Ф. С. Данченков[1], комиссар И. К. Гайдуков) — партизанский отряд, действующий на территории Брянской области РСФСР с осени 1941 по октябрь 1943 года[2].
История
В октябре 1942 года по приказу Главкома партизанского движения К. Е. Ворошилова, были созданы четыре партизанские бригады Клетнянского леса. В Первую Клетнянскую партизанскую бригаду был назначен капитан Данченков. 1-я Клетнянская партизанская бригада — одно из самых боеспособных партизанских соединений Брянщины. Базировалось она на территории Дубровского района в лесной деревне Бочары. Действовала на территории Брянской и Смоленской областей в тылу 2-й танковой и 4-й армий оккупантов. Состояла из 5 батальонов и спецподразделений, имела более 2 тысяч бойцов, активно взаимодействовала с наступавшими войсками Западного фронта. В сентябре 1943 года несколько дней вела бои с гитлеровцами вместе с частями 50-й армии за районный центр Ершичи[3].
На счету партизан этой бригады немало боевых операций, но Жарынская, как пишет бывший партизан-подрывник Герой Советского Союза В. В. Павлов в своей книге «Бригада трижды уничтоженных», была одной из самых удачных.
Шел август 1943 года. Советские войска вели наступательные бои на смоленской земле. Партизаны стремились помочь им, они активизировали свои действия, наносили удары по вражеским гарнизонам, совершали диверсии на дорогах, встречали в засадах части, движущиеся к фронту. Командование 1-й Клетнянской бригады из донесений подпольщиков и допросов пленных установило, что в селе Жарынь Рославльского района располагается крупный авторемонтный завод 4-й немецкой армии гитлеровской группировки «Центр». Здесь, же находится автомобильный батальон 577-й армейской автоколонны, снабжающий вражеские фронтовые части. Если уничтожить завод и исправные машины, то, естественно, будет оказана существенная помощь нашим наступающим войскам. Вот почему, несмотря на то что в Жарыни находились усиленная охрана и сотни гитлеровских солдат, командование бригады приняло решение во что бы то ни стало разгромить этот гарнизон.
Командир бригады, кадровый офицер Красной Армии капитан Ф. С. Данченков вместе с комиссаром И. К. Гайдуковым начал тщательно разрабатывать операцию. В бригаде оказались партизаны — бывшие жители этих мест. Так, политрук Р. И. Никитин до войны работал председателем Жарынского сельского Совета. Родом из тех же мест были Степан Гуров и Николай Евсеев. Этих троих партизан, хорошо знавших все стежки-дорожки в округе, и послал Данченков в разведку.
Вскоре у комбрига была карта села Жарынь, на которой значились все объекты, такие, как комендатура и штаб, автобазы, склады боеприпасов, продовольствия, горюче-смазочных материалов, дома, в которых квартируют оккупанты. Разведчики установили количество ночных патрулей, маршруты их движения, места, где выставлены круглосуточные посты и установлены пулеметы. Стало известно: ночью на плотине дежурит взвод гитлеровцев с пулеметами. Данченков собрал командиров батальонов, обстоятельно объяснил им обстановку. Перед каждым комбатом поставил боевую задачу. Все дороги, которые вели к Жарыни, перекрыли партизаны — устроили засады. С наступлением темноты партизаны бесшумно стали сужать кольцо окружения. В час ночи Данченков отдал приказ приблизиться к назначенным объектам. Все шло так, как было запланировано. Батальон Зенкова снял часовых и окружил комендатуру. Также успешно уничтожила часовых у здания штаба группа сержанта Шутова. Один за другим посыльные приносили Данченкову от командиров подразделений сообщения, что исходные позиции заняты, бойцы готовы к атаке. Загремели разрывы гранат в разных концах села, застрочили автоматы. Несмотря на внезапность нападения, гитлеровцы быстро опомнились. Ударили по партизанам пулеметы, установленные на плотине. Огонь прижал наступавших к земле. В бою все решают мгновения. Данченков вмиг оценил трагичность создавшегося положения. Атака захлебывается. Он бросил к плотине взвод партизан с тремя пулеметами. Те подавили вражеские огневые точки перекрестными очередями.
Были захвачены здания комендатуры, штаба. Шутов со своими разведчиками принес комбригу толстый портфель с документами. Но в районе спиртзавода бой не утихал. Оказалось, что несколько десятков фашистов засели в подвале и из этого надежного укрепления вели огонь из пулеметов. Подступиться к ним было никак нельзя. Тот же Роман Никитин сообщил, что в подвал завода можно пробраться по канализационным канавам, выложенным камнями. Командир роты Торосян выделил Никитину группу партизан и приказал отвлечь немцев огнем. Смельчакам удалось благополучно проползти по канавам и забросать неприятеля гранатами[4][5].
Ко всему этому можно добавить, что за двадцать дней сентября, прошедших между разгромом вражеского гарнизона в Жарыни и освобождением Ершичей, партизаны партизанской бригады на станции Кисловка взорвали три вражеских эшелона, вывели из строя железнодорожную линию Рославль—Кричев, разгромили ряд мелких немецких и полицейских гарнизонов, взорвали на минах, поставленных на дорогах, не менее 40 автомашин и мотоциклов, уничтожили несколько километров линий связи. Находясь в непрерывных боях и походах, партизаны не давали врагу ни ходить, ни ездить по нашим дорогам, не давали останавливаться в прилесных деревнях[6].
Результаты деятельности
Согласно архивным документам, за весь период боевых действий Первой Клетнянской партизанской бригадой было взорвано и уничтожено: 125 эшелонов (в том числе 1665 вагонов), 86 паровозов, 582 автомашины, 85 мотоциклов, 22 самолёта, три орудия, пять танкеток, один танк, одна бронемашина, четыре тягача, 233 велосипеда, два станционных сооружения, один авторемонтный завод, одна деревообделочная фабрика, 44 различных склада, 31 мост на шоссейных и железных дорогах, 38 километров 790 метров железнодорожных рельсов, 33 километра 800 метров телефонно-телеграфной связи. Разгромлено 27 вражеских гарнизонов. Всего уничтожено 33 532 вражеских солдата и офицера[7].
Память
В 1965 году, в канун 20-летия Победы, на экраны страны вышел первый советский телесериал режиссёра С. Колосова «Вызываем огонь на себя» по одноимённой книге военного разведчика и писателя Овидия Горчакова. В основу фильма была положена история Первой Клетнянской партизанской бригады и Сещинско-Дубровского подполья. Роль комбрига Фёдора в нём сыграл молодой актёр Александр Лазарев. О легендарном комбриге Фёдоре Данченкове и его отважных партизанах-«данчатах» узнала вся страна[7].
В селе Жарынь, на кургане, в канун 32-й годовщины освобождения Смоленска и Рославля от немецко-фашистских захватчиков — 20 сентября 1975 года — был открыт монумент партизанской славы. На нем написано: «1 сентября 1943 года здесь, в селе Жарынь, партизаны 1-й Клетнянской бригады разгромили немецко-фашистский гарнизон...». Автор проекта монумента Н. У. Бородынкин[8].
Примечания
- ↑ Партизанский главковерх Архивная копия от 23 сентября 2013 на Wayback Machine газета «Красная звезда»
- ↑ На подступах к Брянску (Память земли) — Журнал «Огонёк» от 21 сентября 1968. — С. — 20-23
- ↑ Первая Клетнянская партизанская бригада
- ↑ 1-ая Клетнянская партизанская бригада
- ↑ Зарево над Жарынью
- ↑ Воспоминания участников боев на Брянском фронте
- ↑ 7,0 7,1 Фёдор Данченков-командир партизанской бригады
- ↑ 1-ая Клетнянская партизанская бригада
Ссылки
- 1-ая Клетнянская партизанская бригада Архивная копия от 27 мая 2018 на Wayback Machine