Парадигмы экономической науки

Материал из «Знание.Вики»

Парадигмы экономической науки – целостные системы научных экономических знаний, основывающихся на общих онтологических и методологических основаниях.

Понятие парадигмы в историю и философию науки ввел Томас Кун в полемике с постпозитивистским принципом фальсифицируемости научного знания, декларированного Карлом Р. Поппером[1]. Этот принцип в своей сути исключает внутреннюю логику развития научного знания как такового и концентрируется только на эмпирической возможности опровержения существующей научной гипотезы, отказывая тем самым в праве на существование ненаучным формам познания. Кун восстановил возможность внутренней логики развития науки, но только в рамках локальных систем научного знания, определенных им как парадигмы. Важнейшим дополнением учения о парадигмах является учение Имре Лакатоша (Лакатоса) о научно-исследовательских программах.

Научная революция по Куну [2] – это смена парадигм конкретной науки, происходит под воздействием вненаучных факторов, т.е. случайно. Г.П. Щедровицкий [3] предложил отказаться от этой гипотезы: не важно, есть или нет внутринаучные основания для смены парадигм, важно, что мы можем и должны придать этому процессу управляемый характер. Наука рождается внутри методологии, более того – она создается методологией (ссылка). Такое отношение к парадигматическим исследованиям позволяет не только выявлять факты научных революций, но и управлять революционным процессом и даже организовывать научные революции. Такой эпистемологический взгляд на развитие науки явно противостоит постпозитивистской модели развития научного знания.

В состав экономической науки традиционно включаются политическая экономияXVII века) и экономическая теория (с конца XIX века). Выделение из политической экономии экономической теории, осуществленное Альфредом Маршаллом[4] в «Принципах экономики», связано с тем, что марксистское направление политической экономии к тому времени уже сформировалось, а либеральное, после возникновения маржиналистской школы, не обладало целостностью. Принципиальное различие между политической экономией и либеральной экономической теорией оказалось в исключении из предмета исследования экономических интересов больших социальных групп и вытекающего из этих интересов большого разнообразия задач экономического развития и институциональных преобразований. В некоторой степени целостность либеральной экономической теории была восстановлена после выделения из экономической теории Джоном М. Кейнсом[5] макроэкономики, но без полноценного исследования политико-экономических интересов, которые были возвращены в предмет западной либеральной экономической науки только в работах Джеймса М. Бьюкенена[6] и Дугласа С. Норта [7]. Только после этих преобразований можно говорить о сформировавшейся политической экономии либерализма, через сто лет после марксизма предъявившего человечеству очередной проект глобальных преобразований.

Структура научного знания

Структура научного знания каждой парадигмы по Куну или научно-исследовательской программы по Лакатошу включает онтологию, методологию, фундаментальную и прикладную науку, а также исследовательские методы и методики.

Структура научного знания по Куну и Лакатошу

1. Онтология науки:

Картина мира:

• в отношении объекта исследования, например, общества

• в отношении предмета исследования, например, богатства

2. Методология науки:

Способ постановки проблем и задач, ценностно-целевые установки исследователей

Логика доказательства истинности научных выводов

Основная научная проблема (противоречие)

Базовые (аксиоматические) понятия

3. Наука:

Категориально-понятийный аппарат

Фундаментальное ядро (базовая теория) или научно-исследовательская программа («жесткое ядро» по И. Локатошу)

Периферийные теории («предохранительный пояс» по И. Локатошу)

Прикладные теории

4. Прикладная исследовательская деятельность:

Методы

Методики

Онтологические различия в экономической науке

Социальная картина мира

Основополагающее различие парадигм экономической науки лежит в определении объекта исследования – общества. Является ли человечество единым обществом или оно состоит из относительно независимых обществ, которые определяются как цивилизации. Первое парадигматическое различение онтологического типа основывается на этом признаке картины мира.

Цивилизационная картина мира
Автор Теория Признаки
Н. Я. Данилевский Теория культурно-исторических типов религия,
культура (наука, искусство, техника),
политика,
общественно-экономический уклад
О. Шпенглер[8] теория стадий развития культур социально-экономические условия жизнедеятельности

общества; совокупность духовных, этнических, религиозных основ
общества; конкретный исторический период

А. Дж. Тойнби теория локальных цивилизаций религия и форма её организации;

территориальный признак, степень удалённости от того
места, где данное общество первоначально возникло

Л. Н. Гумилев[9] теория этногенеза кормящий ландшафт и ойкумена,
историческая судьба,
традиции, культура, особенности быта,
единство территории и языка
Ф. Бродель,
И. М. Валлерстайн,
А. Г. Франк,
С. Амин,
Дж. Арриги,
Т. дус Сантус
мир-системная теория деление обществ на центральную цивилизация, полу-
периферию и периферию,

роль центральной цивилизации исторически исполняли
разные общества

С. Хантингтон теория столкновения цивилизаций язык,
история,
религия,
обычаи,
социальные институты,
субъективная самоидентификация людей
Ю. В. Яковец
и А. А. Акаев
теория партнерства цивилизаций ценности,
историческая судьба,
инновационные технологии
М. Ю. Савельев[10] общая экономическая теория цивилизаций социальные ценности,
аутентичные культуре институты,
традиционные управленческие технологии
(традиции хозяйствования),
тип и траектория экономического развития
Итог критерии
определения
цивилизаций
Время (история, судьба, период)
Пространство (территория, ландшафт)
Культура (язык, религия, ценности, идеалы)
Обычаи (менталитет, самоидентификация, традиции,
быт)
Институты (организация религии, социальные
институты)
Социально-экономические условия (ландшафт, степень
развитости, инновационные и управленческие
технологии, особенности развития)
Формационная картина мира
Автор Теория Признаки
К. Маркс[11] теория социально-экономических формаций
антогонистические (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое) и неантогонистические (первобытнообщинное, социалистическое, коммунистическое) общества, в которых уровню развития производительных сил соответствуют производственные отношения, в первую очередь – институт собственности
Т. Парсонс[12] теория эволюционных универсалий три уровня развития с соответствующими институтами:
1) язык, религия, родственные отношения и технология,
2) политическая легитимность, бюрократическая
организация, денежный обмен и специальная система
законов,
3) системы обобщенных безличных норм и
демократических объединений
Д. Белл[13] теория постиндустриального общества традиционное аграрное,
индустриальное,
постиндустриальное
Итог критерии
определения
формаций
все общества проходят общие для всех уровни и этапы развития, связанные с уровнем развития культуры, технологии и общественных отношений

Мир-системная теория не может быть принята за третью картину мира, т.к. предметом её является историческое взаимодействие цивилизаций друг с другом. Следовательно, картина мира этой научной школы относится к цивилизационной картине мира. Формационные теории были разработаны в основном в ходе исследований Западноевропейской цивилизации. Еще Маркс, понимая ограниченность своей теории, выделял азиатский способ производства.

В основе идеологии мультикультурной либеральной глобализации находятся теории столкновения цивилизаций и постиндустриального общества. Такая картина мира фиксирует современную стадию развития Западной цивилизации как универсальную и окончательную стадию развития человечества (Фукуяма). Идеология многополярного мира основывается на иных теориях. Собственно, в этом и заключается базовое идеологическое противоречие современности, в основе имеющее парадигматическое противоречие социальных наук.

Экономическая картина мира

Вторым онтологическим признаком уже собственно экономической науки является представление об источнике богатства. Здесь мы обнаруживаем три картины мира:

• Факторная, где источником богатства является природный ресурс (земля, природные ископаемые, в т.ч. золото и углеводороды).

• Индустриальная/инвестиционная, где источником богатства являются труд и капитал, а в целом – производство.

Традиционалистская, где источником богатства являются инновации и институты, а в целом – знания.

По этим трем картинам мира основные научные школы экономической науки группируются в три группы.


Основные научные школы трех картин мира экономической науки
Факторная картинам мира Индустриальная картинам мира Традиционалистская картинам мира
Меркантилизм

Физиократы

Классическая школа

Марксизм

Маржинализм

Неоклассическая школа

Кейнсианство

Монетаризм

Историческая школа

Институционализм

Социализм

Традиционализм (включая западный: неолиберализм и неоинституционализм)

Исходя из такой классификации экономических картин мира, в экономической науке выявляются две научных революции и три парадигмы. Научная революция Адам Смит[14] основывается на переходе от факторной картины мира к инвестиционной с последующим делением на две ветви инвестиционной парадигмы по двум основным источникам богатства индустриального общества: либеральную и социалистическую.

С точки зрения цивилизационной картины мира неолиберализм и неоинституционализм классифицируются как традиционализм Западной цивилизации. «Мейнстрим» либеральной экономической науки охватывает кейнсианство и монетаризм из инвестиционной картины мира и неолиберализм и неоинституционализм из традиционалистской картины мира. Марксизм и шире социалистическая экономическая наука, в свою очередь, сформировал целую группу традиционалистских социалистических учений. Существует также целая группа разнородных исследований, пытающихся построить незападные традиционалистские модели экономик.

Традиционалистская научная революция началась с утверждения Й. Шумпетера [15] о том, что экономический успех зависит не от оптимального распределения ресурсов, а от скорости нововведений. Попытка Шумпетера описать нововведения с помощью введения в микроэкономику еще одного агента – предпринимателя, не позволила ответить на важнейший вопрос начатой им научной революции: от чего зависит скорость нововведений? Похожая ситуация сложилась в политической экономии социализма, где в качестве экономического агента-инноватора был введен изобретатель-рационализатор.

В либеральной политической экономии этот вопрос попытался разрешить Норт, заявивший, что институты имеют значение, но его попытка в угоду идеологии либеральных глобалистов выдать за единственно правильную институциональную модель западную либеральную модель не имеет статистических доказательств (ссылка).

Методологические различия в экономической науке

Рациональность экономической науки

Функционально-мировоззренческие различия в экономической науке

Способ постановки проблем и задач

Ценностно-целевые установки исследователей

Логика доказательства истинности научных выводов

Основная научная проблема (противоречие)

Базовые (аксиоматические) понятия

Научные революции в экономической науке

Адамсмитовская (индустриальная) научная революция

Марксистская научная революция

Маржиналистская научная революция

Кейнсианская научная революция

Шумпетерианская (традиционалистская) научная революция

Случайный и неслучайный характер научных революций, логика развития научного знания

Средства управления традиционалистской научной революцией

Структура научно-исследовательской программы традиционалистской парадигмы экономической науки

Примечания

  1. Поппер К. Логика и рост научного знания : избр. работы / под ред. В. Н. Садовского. – М. : Прогресс, 1983. – 606 с.
  2. Кун Т. Структура научных революций. – 2-е изд. / пер. с англ. И. 3. Налетова ; общ. ред. Д. Микуленского. – М. : Прогресс, 1977. – 300 с.
  3. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология / сост.: А.А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий, В. Р. Рокитянский. – М. : Шк. культур. политики, 1997. – 656 с
  4. Маршалл А. Принципы экономической науки : в 3 т. : пер. с англ. / вступ. ст. Дж. М. Кейнса. – М. : Прогресс : Универс, 1993. – (Экон. мысль Запада) (Для науч. б-к). – Т. 1. – 1993. – 415 с. – Пер. изд.: Principles of economics / А. Мarshall (Тhe Macmillan press). – Т. 2. – 1993. – 310 с. – Пер. изд.: Рrinciples of economics / А. Мarshall (Тhe Мacmillan press). – Т. 3. – 1993. – 351 с. – Пер. изд.: Рrinciples of economics / А. Мarshall (Тhe Мacmillan press).
  5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения : пер. с англ. / предисл., коммент., сост.: А. Г. Худокормов. – М. : Экономика, 1993. – (Экон. наследие). – С. 224–518.
  6. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики (Нобелевская лекция, прочитанная 8 декабря 1986 г.) // Вопр. экономики. – 1994. – № 6. – С. 104–113. Бьюкенен Дж. М. Конституция экономической политики. Расчет согласия. Границы свободы / ред. Р. М. Нуреев ; пер.: Ю. Н. Парамонов, А. А. Соловьева ; Московско-Парижский Банк; Фонд экономической инициативы; Центр исследований постиндустриального общества. – М. : Таурус Альфа, 1997. – 560 с. – (Нобелевские лауреаты по экономике : избранные труды ; т. 1).
  7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко ; предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. – М. : Фонд экономической книги Начала, 1997. – 180 с. – (Современная институционально-эволюционная теория).
  8. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: Гештальд и действительность / [пер. с нем.: К. А. Свасьяна]; [отв. ред.: Е. Басова]. – М. : Эксмо , 2009. – 800 с.
  9. Гумилев Л. Н. Этносфера : история людей и история : ист. лит. – М. : Прогресс : Пангея : Экопрос, 1993. – 544 с.
  10. Савельев М. Ю. Исследование информационной природы и причин богатства народов: Проект парадигмы «нелинейности» экономической и управленческой науки. Методология информационного и синергетического подходов к экономическим системам (на примере микро и мезоэкономических систем). – Ижевск : [Митра], 1998. – 600 с. .
  11. Маркс К. Экономико-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О коммунистической общественной формации. Т. 1. Из произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, 1842-1857 гг. / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. – М.: Политиздат, 1987.
  12. Парсонс Т. О структуре социального действия / под общ. ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. – М. : Академ. проект, 2000. – 880 с.
  13. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования : пер. с англ. – М. : Academia, 1999 . – 956 с.
  14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : [пер. с англ.] / [вступ. ст. В. С. Афанасьева, с. 10–61]. – М. : Эксмо, 2007. – 960 с. – (Антология экономической мысли). Смит А. Теория нравственных чувств / [вступ. ст. Б. В. Мееровского ; подгот. текста, коммент. А. Ф. Грязнова]. – М. : Республика, 1997. – 351 с. – (Б-ка этической мысли).
  15. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры ; пер. с англ. B. C. Автономова, М. С. Любского, А. Ю. Чепуренко. – М. : Прогресс, 1982. – 455 с. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: Капитализм, социализм и демократия [Текст] / [пер. с нем. и англ. В. С. Автономова и др.]. – М. : Эксмо, 2007. – 864 с. – (Антология экон. мысли).

.