Паллада (фрегат)
Фрега́т Палла́да — военный парусный корабль, заложен в городе Санкт-Петербург 2 ноября 1831 года. Николай I лично приказал его построить для заграничных круизов членов семьи императора. Спущен на воду 1 сентября 1832 года с Охтинской верфи в Санкт-Петербурге[1]. Был затоплен по приказу контр-адмирала Василия Степановича Завойко в 1856 году на западном берегу Татарского пролива[2].
Строительство корабля
Судно было построено по распоряжению Николая I в 1832 году на верфях в Петербурге. Предполагалось, что императорская семья будет отправляться на нём в длительные иностранные путешествия. Корпус сделали из лиственницы и дуба, палубы — из дерева тика. В кубриках впервые прорезали круглые иллюминаторы с окантовкой из бронзы, укреплённые толстым стеклом[3].
Ещë до окончания строительства корабль решили назвать в честь древнегреческой богини Паллады — покровительницы мудрости, искусства и войны[4].
Как вы яхту назовете, так она и поплывет.Капитан Врунгель из мультфильма «Приключение капитана Врунгеля»
Свою миссию корабль полностью выполнил: благое дело было отправить фрегат в кругосветное путешествие на Дальний Восток для заключения договорённостей с Японией, во время захода в иностранные порты вести дневниковые записи о народах и развитии государств, и довелось кораблю даже принять участие в военных действиях в водах Тихого океана[5].
После закладки киля на фрегате его командиром был назначен опытный капитан-лейтенант Павел Степанович Нахимов. Он уже совершил кругосветное путешествие и на корабле «Азов» участвовал в разгроме турецкой эскадры в 1827 году[6]. Когда строилась «Паллада», фрегат русского военного флота, Павел Нахимов внёс огромное количество усовершенствований: закреплены цепи вместо канатов для якорей, питьевая вода стала храниться в луженых квадратных цистернах. Это только малая часть предложений Павла Степановича Нахимова[7].
Меньше года ушло на постройку корабля, оборудование которого было самым совершенным в русском флоте. В результате, когда 1 сентября 1832 года «Паллада» сошла с платформы для постройки корабля, фрегат направился в Кронштадт для обшивки днища медью[8].
В 1833 году фрегат был полностью готов к боевой службе. Русский фрегат «Паллада» XIX века — совершенное творение российского кораблестроения вызвал восхищение моряков Балтики[9].
В первый год «Паллада» только пробовала свои ходовые качества. Фрегат изредка выходил за пределы Финского залива. Когда Павла Нахимова перевели на Черноморский флот, и капитаном стал Петер Моллер, фрегат «Паллада» сопровождал пароход «Ижора», который переправлял принца и принцессу из Пруссии в Петергоф. Затем он был направлен с дипломатическими документами в Копенгаген[10]. На следующий год фрегат нёс особое поручение. Его грузом были золотые слитки, предназначенные для монетного двора Англии. Затем плавание в Северном море и проливе Ла-Манш, Атлантический океан и Средиземное море[11].
Цели кругосветного путешествия фрегата «Паллада»
В конце сороковых годов в русских правительственных кругах вызвал беспокойство интерес Соединенных Штатов Америки, Англии, Франции к Дальнему Востоку и, в частности, к Японии. Возникла необходимость отправить в Японию русскую дипломатическую миссию с целью заключения торгового контракта[12].
Выполнение этого задания было поручено фрегату «почтенного возраста» и «бывалому моряку» — «Палладе». В Петергофе начались приготовления: командир — капитан-лейтенант Иван Семёнович Унковский, во главе экспедиции — моряк и дипломат Евфимий Васильевич Путятин, секретарь у него — Иван Александрович Гончаров[13].
Участие в японской дипломатической миссии 1852—1855 годах
В конце 1840 годов XIX века Россия направила дипломатическую миссию в Японию для заключения «торгового трактата» под руководством вице-адмирала Евфимия Васильевича Путятина. Фрегатом, выбранным для этого путешествия, была «Паллада», который командовал флигель-адъютант Иван Семёнович Унковский[14]. Отправившись из Кронштадта 7 октября 1852 года со штатом из четырёхсот двадцати шести матросов и офицеров, фрегат столкнулся с неудачей уже в начале плавания: покидая Кронштадт и направляясь к Портсмуту, «Паллада» застряла в густом тумане в проливе Зунд[15].
Корабль занялся на мели у берегов Дании, требуя ремонта, который занял более месяца. В Портсмуте к экспедиции присоединилась парусно-винтовая шхуна «Восток», переименованная из английской торговой шхуны «Fearless», которую Путятин приобрёл в Бристоле. «Восток» планировалось использовать в качестве посыльного судна и для гидрографической съёмки[16]. Капитаном шхуны был назначен капитан-лейтенант Воин Андреевич Римский-Корсаков, вместе с ним на «Восток» перешли пять офицеров и около тридцати матросов[9].
Уже в начале ноября корабль «Паллада» был готов к отправлению в океан. Однако лишь через два месяца, в январе 1853 года, он смог покинуть Атлантику из-за сильных встречных ветров с запада, которые часто переходили в штормы. Из-за этой задержки капитан Путятин принял решение изменить маршрут из-за опасений относительно штормов и дрейфующих льдов при пересечении мыса Горн и перехода в Тихий океан[17]. Поэтому командир «Паллады» Унковский решил отправиться в Японию по новому пути, обойдя Африку через Индийский океан и мыс Доброй Надежды[7].
Экспедиция в Атлантике столкнулась с непогодой. На третий день пути возникла огромная волна, и перегруженная «Паллада», качаясь с борта на борт, погружалась в воду до самых палубных сетей[18]. Однако уже через сутки погода улучшилась, и стабильный ветер сопровождал фрегат до мыса Доброй Надежды. За время перехода через Атлантику «Паллада» в среднем проходила сто восемьдесят пять миль в сутки, иногда развивая скорость двенадцать узлов[14].
После семидесяти восьмидневного перехода через Атлантику 24 марта 1853 года «Паллада» вошла в бухту Саймонстаун у подножия Столовой Горы (южная оконечность Африки). Здесь экспедиция провела целый месяц, выполняя работы по подготовке к длительному переходу через Индийский Океан. Корпус «Паллады» протекал, и его пришлось снова заделывать как изнутри, так и снаружи[13].
12 апреля корабль «Паллада» вышел из бухты. В ста двадцати милях к востоку от мыса Игольного фрегат попал в сильный шторм. Из-за сильной качки и ударов волн несколько поперечных балок корабля, поддерживающих палубу, платформу, крышу надстройки, стронулись с мест, и корабль дал течь[17].
Путятин принимает решение заменить «Палладу» и направляет в Санкт-Петербург депешу с просьбой выслать на смену новый фрегат «Диана», спущенный на воду в Архангельске в мае 1852 года[19]. Несмотря на непогоду, «Паллада» преодолела путь от мыса Доброй Надежды до Зондского пролива за тридцать два, пройдя пять тысяч восемьсот миль[9].
12 июня «Паллада» прибыла в Гонконг. Корабль продолжил путь в Японию, где 9 июля, направляясь к островам Огасавара в Филиппинском бассейне, фрегат попал в свирепый тайфун. Качка достигала сорока пяти градусов, и в какой — то момент корабль накренился настолько, что нос и грот на мгновение ушли под воду. Более тридцати часов фрегат боролся с ветром и дождём[20].
26 июля «Паллада» вошла в Ллойд на острове Пиль (Титидзима). Переход из Великобритании на остров Пиль был сопряжён со штормами и тайфунами, но фрегат продемонстрировал отличные мореходные качества. После устранения повреждений отряд Путятина покинул гавань Ллойда 4 августа и через шесть дней бросил якорь в Нагасаки[9].
Японские власти встретили русских с распростёртыми объятиями, но в переговорах применили тактику затягивания. Не сумев ускорить переговоры, Путятин прервал их и в конце января 1854 года направился в Манилу. После короткой остановки «Паллада» направилась на гидрографическую съёмку практически не исследованного восточного побережья Кореи. В это время под командованием Константина Николаевича Посьета русские моряки открыли бухты Посьета и Ольги, Унковского и Лазарева, острова Хализова и Гончарова, а также дорогу «Паллада»[21].
Роман Ивана Гончарова «Фрегат» «Паллада»
«Хождение» военного парусного корабля-фрегата «Паллада»
Историю о героическом подвиге моряков могут раскрыть не только документальные источники, но и роман известного всем писателя Гончарова Ивана Александровича "Фрегат «Паллада»[22]. В нём месту последнего пристанища отведено всего две страницы, наполненные трагизмом[15].
Гончаров, создавая свои первые заметки, даже не думал, что напишет о подвиге команды, которая отправилась в экспедицию по, как казалось, уже изведанным местам, «о которых ничего нового и не напишешь», думалось о том, как бы только вернуться живым и невредимым, не перевернуться, не потеряться в бушующем море. Что нового он напишет, что будет интересно читателю, он не знал, и это его волновало[23].
Подняли якорный шлюз и по его размерам видим, какой он огромныйвосхищается громадой корабля писатель.
Само заселение в каюту удивляет автора и читателей:
...прямо как на пороховой бочкенародное выражение
Под каютой Ивана Александровича находится склад пороху.
...пудов 500, и в эту минуту вся авральная работа сосредоточена на том, чтобы подложить ещë пудов триста...
Обычай брать с собой в путешествие порох пошёл от Петра Первого. Как в 1724 году появился «Табель о корабельных пропорциях», который был взят за основу при постройке фрегата, правда, с некоторыми изменениями по размерам, так и порох согласно «Положению об артиллерийском вооружении русских судов» 1842 года должен был присутствовать на кораблях[8].
Цель экспедиции ясна. Корабль отправляется в морское путешествие, чтобы установить внешние торговые отношения. Для этого команда заходит в Англию, Мадейру, Южную Африку, Индонезию, Китай, Филиппины. Самая главная миссия — дойти до берегов Японии, наладить дипломатические контакты, ведь эта страна всë ещё жила в самоизоляции от европейцев[24].
Началось само путешествие. Автор пробуждал интерес к этому народу тем, как при всей своей лени и чрезвычайной бережливости ловко они сколачивают капитал, делают свою жизнь комфортной и цивилизованной, внедряют новые технологии, сохраняя при этом молодость, здоровье, красоту. Затем автор удивляется, что куда не приедешь, всюду англичане, как они порабощают народ, никакие муки совести их не остановят жить только себе во благо, потому как её у них нет[11].
Попав в Южную Африку, читатель видит не одичавший народ, а государство, во всей полноте сотрудничавшее с развитыми странами, ведущее торговлю, как она стремиться к развитию, всë ей любопытно, народ трудолюбив. Но сама земля так скудна, что счастья не испытывает путешественник, попав в эти края[17].
Во время путешествия радость писателя переходит на читателя, когда автор наблюдает за красотой моря, переживает штили и штормы, восхищается внезапными встречами с морскими обитателями: летучая рыба, голос кита, писк тюленей, или как он был рад, что спасли курицу, оказавшуюся за бортом[20].
Гончаров признается, что земные, бытовые радости его больше радуют, он часто осмысливает прошлое и к нему возвращается, нежели описывает настоящее. Потому как путешествие на корабле дальнего плавания требует большого терпения, выносливости, постоянного труда, ожидания нужного ветра, привычки, наконец[23].
А у меня все скука да лень
Книга Гончарова привлекает к себе внимание и историков, и географов, и экономистов, дипломатов, и простого обывателя, любителей приключений — самую широкую публику. До берегов Японии дошли за год, а переговоры с ней длились целых два года. Также ходили к берегам Кореи, проводили научные и гидрографические работы. Какая уж тут скука[24]!
Финальной точкой кругосветного путешествия станет пристань в бухте пролива. Именно здесь писатель Гончаров сойдет на берег и сухопутным путем возвратится в родные места. Позже в этих местах корабль будет захоронен. Знала об этом и природа этих краёв, так сурово она встретила уже уставший от длительного путешествия фрегат[25].
Восемнадцатое мая. Мы вошли в Татарский пролив.
Не знаем, куда спрятаться от холода.
Туман. Вечный туман.
Двадцатого числа.
Утро чудесное, море синее...
..Порыв ветра нагнал холод, дождь, туман, … всë закрылось белой мглой... Надеялись, что шквал пройдет, и мы войдем. Нет: ветер установился, и туман тоже, да такой, что закутал верхние паруса. Ишь какая погода! Со шканцев на бак не видать!
…берег, видно, нездоров мне...
лес…бестолковый.
Что это за край? Где мы? Сам не знаю, да и никто не знает: кто тут бывал и кто пойдет в эту дичь и глушь?
Что за плавание в этих печальных местах! Что за климат!... Чувствую потребность от дальнего плавания полечиться - берегом.
Сама природа подсказывала Гончарову, что свою миссию он выполнил, и пора покинуть корабль. Он очень устал. Покидая команду, он мысленно произносил[23]:
Хочется на берег, а жаль покидать фрегат!
Через несколько недель, через Сибирь, сухопутным путём будет возвращаться Гончаров в родные места. Прав был И. А. Гончаров: [24]
Но если бы вы знали, что это за изящное, благородное судно, что за люди на нём, так не удивились бы, что я скрепя сердце покидаю «Палладу»!
Крымская война
Пока «Паллада» добиралась до берегов Татарского пролива, началась Крымская война. 17 мая фрегат прибыл в Татарский пролив. Весть о войне команде корабля принёс встречный корабль «Восток». Сибирский губернатор Николай Николаевич Муравьёв приказал всем русским кораблям на Дальнем Востоке собраться в бухте Де-Кастри[9].
22 мая «Паллада» прибыла в Императорский порт(ныне Советский порт), где встретила судно «Князь Меньшиков» и передала просьбу Морского ведомства «проверить надёжность» «Паллады» для обратного плавания в Кронштадт и использования в составе Сибирской флотилии. При осмотре фрегата выяснилось, что для дальнейшего использования он нуждается в капитальном ремонте в доках[12].
Торговым дипломатам предстояло самым настоящим образом обороняться от англо-французской эскадры, которая мечтала захватить корабль с ценным грузом на борту, а именно, путевыми заметками, исследованиями, другими важными для России документами. Тут — то и пушки, и порох пригодились. А фрегат надо было спасать, потому что он изрядно поизносился, и мог стать лёгкой добычей врагу[1].
Более двух месяцев, с конца июня по начало сентября 1854 года, капитан «Паллады» пытался затащить фрегат в Амур, чтобы защитить его от кораблей британского флота адмирала Прайса, появившихся в дальневосточных водах. Фрегат был полностью разгружен, но его осадка не позволяла пройти по извилистому руслу Амура. Фарватер был недостаточно глубок, на нём имелись многочисленные мели и рытвины[26]. Не добившись успеха, капитан повернул корабль обратно в Императорский (ныне советский) порт и завёл «Палладу» в дальнюю Константиновскую (ныне Почтовую) бухту под присмотром четырнадцати матросов во главе с лейтенантом корпуса флотских штурманов Кузнецовым. В инструкции, выданной Кузнецову, ему предписывалось «сжечь фрегат и добраться с берега до поселения на Амуре в случае захода неприятеля в порт»[27].
По мере возможности команда пыталась спасти корабль, откачивая воду из трюмов и колотя лёд зимой, но их усилий оказалось недостаточно: весной 1855 года фрегат «Аврора» и корвет «Оливуца» отбуксировали «Палладу» к устью Амура под флагом начальника Амурской области генерал-майора В. С. Завойко[14]. Когда «Паллада» пришла в гавань для этой цели, она представляла собой жалкое зрелище. Увязшая во льдах корма и цистерны были разрушены, тросы свисали вниз, вода в трюмах доходила до батарейной палубы. Попытки отбуксировать «Палладу» к реке Амур не увенчались успехом. Не думал лейтенант российского флота Николай Бошняк, что в сентябре 1854 года бухта Постовая в Татарском проливе станет местом захоронения фрегата «Паллада»[7].
Город Советская Гавань — хранитель истории экспедиции фрегата «Паллада»
В своих стихотворениях рассказывает о Гончарове и его команде замечательный дальневосточный поэт Пётр Комаров[28].
На месте края диких зверей и птиц, стоит город Советская Гавань. Именно моряки «Паллады» открыли заливы Ольга и Посьета и бухту в Приморье. Фрегат «Паллада», как призрак, находится на дне Татарского пролива бухты Постовая[12].
Героическая история прошлого фрегата хранится в памяти горожан. Улицы Советской Гавани названы именем Гончарова, Бошняка, «Палладой» называется центральная гостиница, в музее города имени Бошняка хранится колокол с корабля. Макет и фрагменты знаменитого фрегата «Паллада», построенного в 1831 году, приплывшего в будущую Совгавань в 1832 году и затопленного из-за непригодности к ремонту в 1856 году — гордость коллекции музея[17].
Копия фрегата «Паллада» каждый юбилей с города Владивостока входит в бухту Постовая и дает каждому возможность бесплатно посетить корабль- музей. Вот так история маленького города рассказывает историю всей страны[3].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Константинова М. Афина Балтийского флота. Недолгая жизнь легендарного фрегата «Паллада» . Аргументы и факты (02 ноября 2014). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Императорское прошлое Советской Гавани . Новости (4 июня 2023). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Кормилицына И. Фрегат «Паллада»: история и современность . Клуб путешествий Михаила Кожухова (26 августа 2019). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Шкурко Г.А. Фрегат «Паллада»: история и современность . Владивостокская централизованная библиотечная система. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Кудряшов К. Фрегат «Паллада» — миссия невыполнима? Как Японии перепали царские подарки . Аргументы и Факты (21 октября 2022). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Российское военно-историческое общество. Нахимов Павел Степанович - Сто великих полководцев России. Проект «Сто великих полководцев. Герой дня» . Веб архив (8 июля 2013). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Разумневич В. Фрегат «Паллада» . Флот. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 8,0 8,1 Фрегат «Паллада» (1832-1856) . Моремэн (9 ноября 2011). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Хайминов С. «В знак памяти и глубокого уважения к экипажу фрегата «Паллада» . Официальный сайт Всероссийской общественной организации ветеранов Боевое Братство (16 ноября). Дата обращения: 8 апреля 2024.
- ↑ Пиксанова Т. «Паллада» – фрегат-легенда русского флота . Сил (9 февраля 2017). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 11,0 11,1 Михайлов А. Как принц де Лень на фрегате в Японию ходил . Наследие. Правда (19 октября 2018). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Что сталось с фрегатом «Паллада»? | Публикации | Вокруг Света . Вокруг света (2 апреля 2007). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 13,0 13,1 Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Миссия выполнима . Российский государственный архив Военно-Морского Флота. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Ларионов А. Фрегат «Паллада» . Моделист-конструктор (9 декабря 2017). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 15,0 15,1 Павлов В. Последнее плавание фрегата «Паллада» . История РФ. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Чепелев В. «Русский флаг на девственных водах Амура» . Амурская правда, новости Благовещенска и Амурской области (11 июня 2008). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ 17,0 17,1 17,2 17,3 Знаменитый фрегат «Паллада» . Пикабу. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Русское географическое общество. «Паллада» потеряла пять парусов во время сильнейшего шторма в Атлантическом океане . Русское географическое общество (25 февраля 2020). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Дударец Г. И., Латышев В. М. Пароходо-корвет «Америка» и его командир А. А. Болтин. — ISBN 978-5-9500760-4-6.
- ↑ 20,0 20,1 Последнее плавание . Горновости (19 октября 2007). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Файнберг Э.Я. Установление русско-японских дипломатических и торговых отношений . Либмонстр. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Гончаров И.А. Фрегат_Паллада . Карта слов. Дата обращения: 4 сентября 2024.
- ↑ 23,0 23,1 23,2 Русский барин за границей . Эксмо (18 июня 2017). Дата обращения: 8 апреля 2024.
- ↑ 24,0 24,1 24,2 Исполнилось 220 лет началу первой русской кругосветной экспедиции . Рамблер/новости (7 августа 2023). Дата обращения: 8 апреля 2024.
- ↑ Вокруг света с И. А. Гончаровым . Go Travel. Дата обращения: 8 апреля 2024.
- ↑ Врубель В. Ч. 281 Новый командир «Паллады» (Владимир Врубель) . Проза.ру. Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Ефимов М. «Хэда» из Хэда . Россия-Япония (общество) (3 сентября 2023). Дата обращения: 7 апреля 2024.
- ↑ Моремход . Моремход. Дата обращения: 7 апреля 2024.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |