Оутс, Джойс Кэрол

Материал из «Знание.Вики»
Джойс Кэрол Оутс
англ. Joyce Carol Oates
Джойс Кэрол Оутс в 1972 году
Джойс Кэрол Оутс в 1972 году
Псевдонимы Rosamond Smith, Lauren Kelly
Дата рождения 16 июня 1938(1938-06-16) (86 лет)
Гражданство Флаг США США
Род деятельности прозаик

Джойс Кэ́рол О́утс (англ. Joyce Carol Oates, род. 16 июня 1938) — американская писательница, прозаик, поэтесса, драматург, критик.

Свою первую книгу выпустила в 1963 и с тех пор опубликовала более пятидесяти романов, большое количество рассказов, стихов и документальной прозы. За роман «Их жизни» (Them, 1969) получила Национальную книжную премию, а романы «Чёрная вода» (Black Water, 1992), What I Lived For (1994) и «Блондинка» (Blonde, 2000) были номинированы на Пулитцеровскую. Заслужив репутацию плодовитого автора, она была одним из ведущих американских романистов с 60-х годов. Также писала под псевдонимами Розамунд Смит и Лорен Келли[1].

Биография

Ранние годы и образование

Кэрол Оутс родилась в Локпорте, штат Нью-Йорк в семье домохозяйки Каролины Оутс и проектировщик инструментов Фредерика Оутса. несмотря на то, что её семья являлась набожными католиками, Кэрол со временем пришла к атеизму. Девочкой она росла в окружении фермеров и рабочих Миллерспорта, штата Нью-Йорк. Тем не менее она считала свою семью благополучной и позже описывала своих родных как «счастливую, сплоченную и ничем не примечательную для нашего времени, места и экономического положения семью». Её бабушка по отцу, Бланш Вудсайд, проживала в одном доме с ними и очень хорошо относилась к своей внучке Джойс. После её смерти Джойс узнала, что отец Бланш покончил с собой, и впоследствии она скрывала своё еврейское происхождение. Бабушка сыграла важную роль в формировании личности Кэрол и, в том числе, определила её писательское предназначение. Жизнеописание своей бабушки Джойс оставит в романе The Gravedigger’s Daughter (2007)[1].

Кроме неё в семье воспитывалось ещё двое детей: брат Джуниор, родившийся1943 году и сестра Линн Энн, рожденная в 1956, страдающая тяжёлой формой аутизмом.

Начальная школа, которую посещала Оутс была общеобразовательной, многими годами раньше в эту эже школу ходила её мать. Кэрол описывает её как «школу с одним помещением»[1]. Позже Оутс переводилась в другие школы и в 1956 году окончила среднее образование в Вильямсвилльской Южной Высшей Школе, где писала для школьной газетой. Она была первой в своей семье, кто окончил высшую школу[2]. Так как её отец, Фредерик Оутс, вырос без отца и ему пришлось рано бросил школу, чтобы начать зарабатывать. Он поступил в университет только в конце 1980-х, будучи уже в преклонном возрасте. Мать Джойс, Каролина, была одна из девяти детей; когда её отца забили до смерти в драке в таверне, семья начала жить крайне бедно и дети закончили только обязательную программу обучения.

Джойс Кэрол рано начала интересоваться чтением и вспоминает «Алису в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, подарок бабушки, как «великое сокровище детства и сильнейшее влияние литературы на мою жизнь. Это была любовь с первого взгляда!»[3]. Первые рукописи Оутс начала писать в 14 лет, после того как Бланш подарила ей печатную машинку.

В раннем подростковом возрасте литературные вкусы Джойс формировали книги Уильяма Фолкнера, Фёдора Достоевского, Генри Дэвида Торо, Эрнеста Хемингуэя, Шарлотту и Эмили Бронте. Это воздействие оставило свой след на многие годы и прослеживается в творчестве самой писательницы[4].

Оутс выиграла стипендию на учёбу в Сиракузском университете, где вступила в организацию «Фи Мю»[5]. Она нашла Сиракузы «очень волнующим местом, академически и интеллектуально» и попыталась «писать роман за романом и выбрасывать, когда заканчивала»[6]. Только в это время писательница знакомится с романами Дэвида Лоуренса, Фланнери О’Коннор, Томаса Манна и Франца Кафки и тем не менее отмечает, что их произведения также повлияли на её творчество[7]. В возрасте девятнадцати лет она победила в конкурсе «Лучший рассказ колледжа», спонсированном журналом «Мадемуазель». Оутс окончила Сиракузский университет в 1960 и получила магистерскую степень в Висконсинском университете в Мадисоне в 1961.

Эвелин Шрифт, президент издательского дома Vanguard Press, познакомилась с Оутс вскоре после этого. «Она была не испорчена школой, и я думаю, что она была гениальна», — говорила Шрифт. Первая книга Оутс, сборник рассказов «Уходя на север»(By the North Gate), была издана Vanguard Press в 1963[8].

Литературная деятельность

Первый роман Джойс опубликовала в возрасте 26 лет. Издательство Соединенных Штатов Vanguard Press выпустила её дебютный роман «Ошеломительное падение» (With Shuddering Fall, 1964). В 1966 году вышел рассказ "Куда ты идешь, где ты был? " (Are You Going, Where Have You Been?), посвящённый Бобу Дилану и вдохновлённый его песней It’s All Over Now, Baby Blue[9], Рассказ написан по мотивам истории американского серийного убийцы Чарльза Шмида, известного также как «Тусонский крысолов». Рассказ неоднократно включался в антологии, а в 1985 году по нему был снят фильм «Приятный разговор» (Smooth Talk) с Лорой Дерн в главной роли. В 2008 году Оутс выскажет мысль, что, несмотря на большое количество опубликованных работ, она прежде всего известна как автор Where Are You Going, Where Have You Been?.

Другой известный рассказ, In a Region of Ice (1967), инсценирует увлечение протестом против мира образованности и благоразумия, установленного поколением родителей. В рассказе описаны депрессия и в конечном счёте убийство и самоубийство молодого талантливого американского студента-еврея. Как и другие её работы, этот рассказ был написан по событиям из реальной жизни, Кэрол была лично знакома с прототипом главного героя. Позже она вернётся к этой теме в одноимённом рассказе из сборника Last Days (1985).

Признание и известность писательнице принёс роман «Их жизни», написанный в 1969 году. Через год он получил Национальную книжную премию. Действие романа происходит в Детройте между 1930-1960 годами, в чёрном гетто, где процветает преступность, наркотики и расово-классовые столкновения. Некоторые ключевые персонажи и события были списаны с реальных людей, которых Оутс знала пока жила в этом городе. Начиная с этого времени она писала в среднем по две книги в год, по большей части романы. Темами, которые она поднимала в своих книгах были деревенская бедность, сексуальное насилие, классовые противоречия, жажда власти, женские детство и юность, иногда сверхъестественное. Насилие постоянно присутствует в её работах, что побудило Оутс написать эссе в ответ на вопрос «Почему Ваши произведения так жестоки?». В 1990 она анализирует свой роман Because It Is Bitter, and Because It Is My Heart (1990), который также затрагивает тему расовых противоречий, и говорит, что период его написания был «таким напряжённым, что казался наэлектризованным». Однако использование темы жестокости и других традиционно мужских тем снискали признание таких писателей-мужчин, как Норман Мейлер.

Оутс — поклонница поэтессы и писательницы Сильвии Плат, и говорит о её единственном романе «Под стеклянным колпаком» как о «почти совершенном произведении искусства», но хотя Оутс часто сравнивали с Плат, она не признает платовской романтизации суицида, и среди героев Сильвии Джойс более привлекают стойкие, сильные мужчины и женщины, продолжающие жить.

В начале 1980-х годов Оутс начала писать рассказы в жанре готики и ужасов: в период погружения в эти стили она говорила, что была под «влиянием Кафки» и чувствовала «писательское родство» с Джеймсом Джойсом.

В 1996 году выходит книга Оутс «Семья Малвэйни» (We Were the Mulvaneys), роман о разложении американской семьи, ставший бестселлером после того, как был выбран Книжным Клубом Опры в 2001 году. В 1990-х годов и начале 2000-х Оутс написала несколько книг, в основном мистические романы и детективы, под псевдонимами Розамунд Смит и Лорен Келли.

В течение более чем двадцати пяти лет об Оутс говорили как о «фаворите» среди номинантов на Нобелевскую премию по литературе[10]. Среди написанного в Сиракузском университете семнадцать её ненапечатанных рассказов и четыре неоконченных романа. Сама Оутс сказала, что большая часть её ранних неопубликованных работ была «с лёгкостью выброшена»[11].

В одной из рецензий на сборник рассказов «Круговорот любви» («The Wheel of Love»), выпущенный в 1970 году, говорится, что «талант автора заслуживает внимания», однако в настоящее время «далёк от мировой величины»[12].

Оутс является членом совета попечителей Фонда памяти Джона Саймона Гуггенхайма.

Преподавание

До переезда в Детройт в 1962, Джойс около года преподавала в Бомонте, штат Техас. После переезда она начинает работать в Детройтском университете. Из-за начала войны во Вьетнаме, и расовых волнений в Детройте, она соглашается с предложение и они вместе переезжает в Канаду, где Джойс начинает преподавать в Уинсорском университете. С 1978 года она преподаёт в Принстонском университете.

В 1995 году вводный писательский курс Оутс проходит принстонский студент Джонатан Сафран Фоер. Писательница высоко оценила стиль его произведений, утверждая, что он обладает самым важным качеством для писателя - энергией. Позже Фоер тепло отзывался о ней, вспоминая: «она была первой, кто дал мне понять, что мне нужно попытаться писать в любом серьёзном жанре. После этого моя жизнь действительно изменилась». Джойс была куратором Фоера и консультировала его при написании выпускной диссертации. также она помогла ему в работе над ранней версии его романа «Полная иллюминация», опубликованного в 1999 году и получившего одобрение как критиков, так и читателей.

Личная жизнь

Во время учёбы в Висконсинском университете в Мадисоне писательница познакомилась со своим будущем мужем Рэймондом Дж. Смитом. В 1961 году пара сыграла свадьбу. Смит после учёбы выбрал карьеру профессора литературы XVIII века, а позже редактором и издателем. В 1974 году, когда Оутс работала помощником редактора, пара запустила совместный проект - литературный журнал «Ontario Review».

В 1980 году Оутс и Смит основали независимый издательский дом «Ontario Review Books». Кэрол описывает свои отношения с мужем как «брак родственных умов — мы оба, мой муж и я, интересуемся литературой, читаем одни и те же книги; как только он прочитает книгу, её читаю я — мы меняемся книгами и обсуждаем прочитанное за едой […], мы очень сплоченная и творческая пара».

В 18 февраля 2008 года Смит умер от осложнений после перенесённой пневмонии. Для Кэрол Оутс это оказалось серьёзным потрясением. В апреле 2008 года она призналась, что: «После неожиданной смерти мужа у меня стало гораздо меньше энергии[…] Моя семья — моя любовь к мужу — была для меня самым дорогим в жизни, дороже писательства. По сравнению со смертью мужа литературная деятельность сейчас меня почти не интересует».

Через полгода после смерти мужа, на званом обеде Кэрол Оутс познакомилась с Чарльзом Гроссом, профессором отделения психологии и Института неврологии в Принстоне, который ранее был женат дважды, и уже через несколько месяцев, в начале 2009 года, пара узаконила свой союз. Второй муж писательницы умер в 2019 году в возрасте 83 лет.

В последних интервью писательница рассказала о своём увлечении бегом. Во время бега она представляет сцены из своих романов и решает конструктивные проблемы уже написанных черновиков. Так, писательница сформулировала идею романа своего Помните об этом (1987), когда подняла глаза и увидела руины железнодорожного моста, которые напомнил ей мистический северный Нью-Йорк.

Творчество

Оутс много и систематичного работала над своими произведениями: «8 утра до часу каждый день, потом снова два или три часа вечером», тексты она писала от руки, не используя стенографию. Такой подход позволил ей стать одним из самых деятельных и плодовитых современных авторов. Газета The New York Times в 1989 году назвала имя Оутс «синонимом продуктивности», а в 2004 The Guardian отметила, что «почти каждая рецензия на книгу Оутс начинается со списка её опубликованных произведений».

В 1973 года писательница начала вести подробный дневник своей личной и литературной жизни, который со временем превысил 4000 страниц печатного текста. Поэтому в 2008 Оутс пришлось отказаться от ведения официального дневника, вместо этого она сохраняет копии электронных писем.

В 1970-е годы, Оутс обратиться к своим критикам в весьма саркастичной журнальной статье: «Так много книг! Так много! Очевидно, карьера Джойс Кэрол Оутс достигла высшей точки, если судить по количеству публикаций; столько названий, и ей бы лучше… что?.. оставить все надежды на „репутацию“?[…] Но я работаю упорно и долго, и, пока бегут часы, я, кажется, делаю больше, чем ожидала; больше, несомненно, чем позволено „серьёзному“ автору. У меня в запасе ещё много историй[…]».

В 2007 году в статье Майкл Дирда, вышедшей в журнале The New York Review of Books, автор относит пренебрежительную критику в адрес писательницы, связанную с большим объёмом изданных трудов, со страхом рецензента, который не может судить о новой книге, так как не знаком с большинством предыдущих произведений. В таком случае литературные критики просто теряются из-за того, что не знают с нужно начать.

Для того, чтобы помочь читателям разобраться в пугающе длинном списке произведений Кэрол несколько изданий напечатали списки наилучших, по их версии, книг писательницы. В 2003 году в статье «Джойс Кэрол Оутс для чайников» газета The Rocky Mountain News советует начинать с её ранних рассказов и таких романов, как Сад радостей земных (1967), Их жизни (1969), Страна чудес(1971), Чёрная вода (1992), Блодинка (2000).

В список рекомендаций The Times, составленный в 2006 году вошли Их жизни, О боксе (1987), Чёрная вода, а также новые и избранные произведения, написанные в 1966—2006 годы, — и вышедших в сборнике «Избранное Джойс Кэрол Оутс».

Редакция Entertainment Weekly на 2007 год составила список своих фаворитов, это Блондинка, Страна чудес, Чёрная вода, Я отведу тебя туда (2002), и Падение (2004).

Библиография

Награды

Член Американского философского общества (2016).

Издание в СССР и России

  • Делай со мной что захочешь. — М. Худож. лит., 1983. — 630 с., 50 000 экз.
  • Ангел света. Рассказы. — М., Радуга, 1987. — 736 с.
  • Сад радостей земных. — М.: Пресса, 1993. — 560 с., 200 000 экз.
  • Ангел света. — М., АСТ, 2002. — 496 с.
  • Исповедь моего сердца. Роман — М., АСТ, 2003. — 541 с.
  • Коллекционер Сердец. — М.,АСТ, 2004, 448 с.
  • Опасности путешествий во времени. — М., Иностранка, 2020. — 416 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Edemariam, Aida. The new Monroe doctrine. The Guardian (4 сентября 2004). Дата обращения: 6 апреля 2024.
  2. Edemariam, Aida. «The new Monroe doctrine» Архивная копия от 16 августа 2012 на Wayback Machine, The Guardian, 2004-09-04. Retrieved on 2008-10-29.
  3. The Faith of a Writer: Life, Craft, Art. — Harper Perennial, 2004. — 176 с. — ISBN 0060565543.
  4. Milazzo, Lee. Conversations with Joyce Carol Oates. — Mississippi: University Press of Mississippi, 1989. — 143 с.
  5. Oates, Joyce Carol. Bound. The New Yorker (22 апреля 2002).
  6. Phillips, Robert. The Art of Fiction No. 72: Joyce Carol Oates. — The Paris Review, 1978..
  7. Milazzo, Lee, ed. Conversations with Joyce Carol Oates. University Press of Mississippi, 1989. 143.
  8. Woo, Elaine. Obituaries: Evelyn Shrifte, Longtime Head of Vanguard Press // Los Angeles Times. — 1999. — 8 сентября.
  9. «Dedication Of Joyce Carol Oates Short Story To Dylan».. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  10. Dirda, Michael. «The Wand of the Enchanter» Архивная копия от 23 октября 2015 на Wayback Machine, The New York Review of Books 54.20, 2007-12-20. Retrieved on 2008-10-29.
  11. «The Madness of Scholarship» Архивная копия от 14 мая 2008 на Wayback Machine. Kennesaw: The Magazine of Kennesaw State College. 1993.
  12. Joyce Carol Oates. With Reviews and Articles From the Archives of The New York Times. Дата обращения: 6 апреля 2024.
  13. Джойс Кэрол Оутс стала лауреатом Международной премии Чино дель Дука. ТАСС. Дата обращения: 6 апреля 2024.

Ссылки