Осенний вечер (стихотворение)
Осенний вечер | |
---|---|
Осенний вечер | |
Жанр | Философская и пейзажная лирика |
Автор | Тютчев Фёдор Иванович |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1830 |
«Осенний вечер» — стихотворение Тютчева Фёдора Ивановича, относится к пейзажной лирике. В своём произведении он выразил всю тоску и пустоту души. Заметно сильное увлечение автора русской поэзией XIX века[1][2].
История создания
Фёдор Тютчев написал стихотворение «Осенний вечер» в 1830 году, находясь в Мюнхене. В это время он отправился туда для обучения после окончания Московского университета. Фёдора часто охватывала тоска, находясь в далёкой стране. Во время пребывания в Мюнхене он испытывал недостаток в собеседниках на родном русском языке и не мог поделиться своими глубокими мыслями и чувствами[3].
Его эмоции и переживания много раз отображались в его стихотворениях, включая это произведение, которое было написано под впечатлением осеннего пейзажа. В «Осеннем вечере» можно уловить нотки грусти и тоски, которые охватывают сердце и проникают в самые глубины души[1].
Жанр, направление, размер
«Осенний вечер» можно отнести к философской и пейзажной лирике. Стихотворение описывает осенний пейзаж и передаёт его настроение и красоту через яркие образы и выразительные средства. В то же время через природу Тютчев поднимает вечную тему времени, приходящей и быстротечности жизни. Эта философская нота добавляет произведению глубины и эмоциональной силы.
Использование пятистопного ямба и перекрёстной рифмы придаёт мелодичность и ритмичность, создавая гармоничное единство между содержанием и формой[4].
Композиция
Произведение передаёт настроение осени, её меланхолию и непостоянство. Осень играет роль символа увядания и угасания, что параллелируется с чувствами и эмоциями героя. Картина осеннего пейзажа, описываемая в первой части, создает атмосферу загадочности и таинственности. Она одновременно привлекает и тревожит героя, утверждая его связь с окружающей природой[2]:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Во второй части произведения природа становится метафорой для утраты красоты и энергии, неизбежности старения и увядания. Весь мир окрашивается в серые, мрачные тона, а человек испытывает грусть и ностальгию[2]:
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
В третьей части отмечается единство героя с природой, его способность сопереживать её изменениям и течению времени. Человеческие чувства и переживания сравниваются с цикличностью и угасанием природы, что подчёркивает непреходящую связь между человеком и окружающим миром[2]:
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!
Стихотворение передаёт осеннюю меланхолию, украшая её образностью и глубиной. Оно заставляет задуматься о времени, человеческой природе и её связи с окружающей средой.
Темы, настроения, проблемы
Основная тема связана с природой и её отношением к человеку. Лирический герой ощущает причудливую связь между временами года и своей собственной жизнью. Он рассматривает осень как символ изменений и переходов, а затем приход зимы представляет для него печаль и утрату радости. Несмотря на «предчувствие сходящих бурь» и незапамятные трудности, герой всё равно находит радость в каждом мгновении и воспринимает изменения в окружающем мире. Он замечает и ценит красоту тихой лазури моря и порывистый, холодный ветер осени.
Основная проблема, которую стихотворение поднимает, это неизбежность быстротечности жизни, которая не останавливается ни на мгновение. Невозможно оставаться в постоянном состоянии юности и подъёма, так как неизбежным следствием являются упадок и старение. Это естественный закон природного развития, и его необходимо принять, не сопротивляться, даже если это не дано всем. Настроение в стихотворении грустное и меланхоличное, вызывающее ностальгию и чистоту душевной тоски[5].
Основная идея
Произведение говорит о том, что природа и человек тесно связаны друг с другом. Оно призывает осознать эту связь и научиться ценить каждое мгновение жизни. Время идёт быстро, и чтобы постичь красоту и смысл существования, нужно наслаждаться каждым жизненным моментом. Лирический герой отождествляется с природой, их увядание и страдание подобны. Главная мысль стихотворения заключается в том, что нужно ценить и наслаждаться жизнью во всех её проявлениях, чтобы постичь её красоту и тайны.
Выразительные средства
Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, лёгкая.
Тютчев использует приём синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб», «изнеможенье»), олицетворение («томный шёпот» листьев), метафоры («зловещий блеск», «Улыбка увяданья»), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная).
Разнообразные по структуре и значению эпитеты – синтетические («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовые («багряных листьев»), сложные («грустно-сиротеющей»). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
Аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот»), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»).
Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы[6][4].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Тютчев Ф. И. Осенний вечер . ftutchev.ru/. Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Тютчев Ф. И. Осенний вечер . ФЭБ. Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Нигина Б. Р., Афлятунова Д. Р. Интертекстуальность в русской поэзии на основе творчества Ф.И. Тютчева и А. С. Пушкина // Academic research in educational sciences : журнал. — 2022. — Т. 3, № 6. — С. 165-170. — ISSN 2181-1385.
- ↑ 4,0 4,1 Рамазанова Д.А., Кислицкая С.С., Хасбулатова Х.М. Художественные особенности лирики Ф. И. Тютчева // Мир науки, культуры, образования : журнал. — 2019. — № 3(76). — С. 396-397. — ISSN 1991-5497.
- ↑ Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Осенний вечер» Источник: https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/analiz-stihotvorenija-f-i-tjutchev-osennij-vecher . Природа Мира. Дата обращения: 24 марта 2024.
- ↑ Когда каждое слово на поэтической службе… (о стихотворении Ф.И.Тютчева « Осенний вечер») . Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева. Дата обращения: 24 марта 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |