Операция «Рельсовая война»
Операция «Рельсовая война» | |||
---|---|---|---|
Основной конфликт: Великая Отечественная война | |||
Дата | 3 августа — 15 сентября 1943 | ||
Место | Белорусская ССР, Ленинградская область, Калининская область, Смоленская область, Орловская область, Украинская ССР | ||
Итог | Цели операции достигнуты | ||
Противники | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
|||
|
Операция «Рельсовая война» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 3 августа по 15 сентября 1943 года на оккупированной территории РСФСР, БССР и части УССР в рамках рельсовой войны.
Рождение идеи
24 июня 1943 года бюро ЦК КП(б) Белоруссии приняло постановление "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны», в котором предлагалось партизанским силам, помимо организации крушения воинских поездов, взрывов мостов, железнодорожных станций, выводов из строя паровозов и вагонов, приступить к массовому разрушению рельсов железнодорожных путей. Белорусские партийные чиновники полагали, что методом «рельсовой войны» разрушения коммуникаций можно довести до степени катастрофической для немецко-фашистских войск. При массовом применении этого способа борьбы, считали они, противник вынужден будет проводить огромные работы трудоемкого характера по замене взорванных рельсов для восстановления путей[1].
Подготовка операции
По плану, утвержденному 17 июня Центральным штабом партизанского движения (ЦШПД), в операции были задействованы 5 штабов партизанского движения, за которыми были закреплены участки железнодорожных путей соответствующих фронтов: на Ленинградском фронте — 19 участков, Калининском — 10, Западном — 23, Брянском — 13, Белорусском — 106 участков. Все они были поделены между партизанскими отрядами и соединениями с указанием количества рельс, подлежащих уничтожению. По всем фронтам было запланировано уничтожить 6205 километров железнодорожного полотна или 213 160 рельсов.
14 июля 1943 года начальник ЦШПД П. К. Пономаренко издал приказ № 0042 «О партизанской рельсовой войне на коммуникациях врага», в котором была названа ориентировочная дата начала операции — 27—30 июля[2].
Партизаны обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов. Тем не менее, все сапёрные материалы были остродефицитными. Для снабжения партизан использовались самолёты У-2 грузоподъёмностью 300—500 кг (в зависимости от дальности полёта), а они не достигали районов Гродно и Бреста[3].
Проведение операции
Приказ о начале проведения рельсовой войны был отдан ночью 3 августа 1943 года. Основной удар партизаны должны были нанести по территории, на которой располагались германские войска группы армии Север и Центр. Всего в рельсовой войне приняло участие порядка 100 тыс. партизан. В общей же сложности речь идёт о подрывной деятельности на территории по фронту более 1000 км.
Массовый партизанские действия поставили немецкое командование в тупик, в результате чего долгое время они не могли эффективно бороться со взрывами рельсов. Достаточно сказать, что только в первую ночь проведение данной операции было уничтожено 42 тыс. рельсов. В целом же за весь период рельсовой войны было уничтожено немногим менее 215 тыс. рельсов. В качестве цифры, которая подтверждает значимостью поврежденной операции в истории Второй мировой войны заключается в том, что только по территории Белоруссии перевозка немецких грузов и армии сократилось на 40 %. Если же рассматривать отдельные участки железных дорог, то в результате подрывной деятельности на некоторых из них движение было приостановлено на период до 2 недель. На отдельных участках повреждения были настолько сильными, что на ликвидацию последствий ушло порядка месяц.
К сожалению, для советских партизан у Германии не было проблем с рельсами, но даже если бы такие проблемы были, то рельсы свободно могли демонтироваться в других оккупированных странах и перебрасывается в Советский Союз. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «Концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши[4].
Результаты операции
К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. человек. Она проводилась на территории БССР, УССР и оккупированных областей РСФСР.
В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. рельсов, а за всё время её проведения — около 215 тыс. из 11 млн, находившихся на оккупированных территориях. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и три бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40 %. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.
«Действия партизан серьёзно осложнили жизнь немецкому командованию. Так, в тылу группы армий „Центр“ с 3 по 6 августа сообщение по железным дорогам было полностью прекращено. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий „Центр“, вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий „Юг“ и „Центр“, в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал в интервью RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов[5].
См. также
Примечания
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |