Николо-Сольбинский монастырь

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»


монастырь
Николо-Сольбинский женский монастырь
Аллея Николо-Сольбинского монастыряАллея Николо-Сольбинского монастыря
Страна  Россия
Местечко Сольба Переславского района Ярославской области
Конфессия православие
Епархия Переславская
Тип женский (до 1903 года — мужской)
Первое упоминание 2-ая половина XIV века
Настоятель игумения Еротиида (Гажу)
Состояние действующий
Сайт solba.ru

Николо-Сольбинский монастырь — действующий женский монастырь Переславской епархии Русской Православной Церкви. До 1903 года данный монастырь был мужским. Расположен на речке Сольба Переславского района Ярославской области в 180 км от Москвы. Ближайший город — Переславль-Залесский находится на расстоянии 70 километров[1]. Древняя святая обитель, которая с начала XXI века переживает своё второе рождение[2].

История

Пустынь Николая Чудотворца на Сольбе была основана во второй половине XV века[3] как подворье Московского Симонова монастыря, где настоятелем был ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского святитель Феодор. Изначально был мужским и находился в 4 км от нынешнего расположения монастыря, на Быльцыном поле[1]. Название образовано от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая.

По старым книгам, в XVI веке в монастыре располагалась деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары.[4] В начале XVII века был разорён поляками, но восстановлен спустя сто лет по инициативе архимандрита Варлаама (Высоцкого), духовника Императрицы Екатерины I, настоятеля Переславского Данилова монастыря, затем основателя Сергиевой Пустыни под Петербургом. В 1711 году обитель возродилась уже на новом месте, близ речки Сольбы. Первый известный настоятель монастыря — иеромонах Серапион1711 года). В том же году в Никольской пустыни строится деревянный храм в честь Николая Чудотворца[4].

В 1731 году архимандрит Варлаам, подаёт прошение Императрице Анне Иоанновне о строительстве Успенского храма[5].

Всеприсветлейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Анна Иоанновна Самодержица Всероссийская!

В Переславском уезде Залеского синодалной епархии ведомства моего имеется Николаевская пустыня что на реке Солбе, а в ней имеется церковь во имя великого святителя Николая Чудотворца деревянная, а ныне по обещанию моему нижеименованного и прочих христоподражателных вкладчиков желаем совоздвигнуть в той пустыне каменную соборную церковь во имя Успения Пречистыя Богородицы со двумя пределы, первый во имя Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, второй во имя великого святителя Николая Чудотворца, а без повеления Вашего Императорского Величества и без благословенной грамоты из Святейшего Правительствующего Синода учинить не смеем (…)

Вашего Императорского Величества нижайший богомолец Варлаам, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря

В 1814—1818 годах строителем Сольбинской пустыни был иеромонах Аркадий, в будущем архиепископ Олонецкий и Петрозаводский — знаменитый иерарх Русской Православной Церкви, который известен плодотворной деятельностью против раскола и язычества, особенно в Пермской и Олонецкой епархиях. В 1827 году Строителем Николаевской Солбинской пустыни был иеромонах Владимир, будущий архиепископ Тобольский и Сибирский. В разные годы он был ректором Санкт-Петербургской, затем Костромской духовных семинарий, восстановил Ипатьевский монастырь, вёл борьбу с расколом, занимался литературной деятельностью, благотворительностью[5]. В середине XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда длиной в 570 метров, со Святыми вратами и несколькими башнями[3]. В начале XX век здесь жили игумен, 9 монахов и 10 послушников.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904—1917 годов, когда пустынь стала женской (18 декабря 1903 года). Настоятельницей была назначена игуменья Макария из Переславского Никольского монастыря[5]. Матушка Макария стала первой и единственной игуменией Николо-Сольбинского монастыря с момента его основания до закрытия обители в годы лихолетья. Приняв ветхие постройки бывшего мужского монастыря и запустевшее хозяйство, игумения Макария за 13 лет сумела разительно преобразовать обитель.[2] В период с 1904 год по 1917 год обитель достигла своего расцвета. В 1914 году в монастыре было 115 сестёр[5].

3 декабря 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. 18 ноября инициативной группой за подписью Григория Павлова в Переславский уездный земельный отдел (Уземотдел) было послано уведомление о создании на месте монастыря коммуны «Новая жизнь», устав коммуны, прошение о её регистрации и отводе земли. В коммуну вошли 29 лиц (принадлежавших к семи или восьми семьям), костяк которых составили семьи Павлова и Петухова. Предварительно договорившись о поддержке с уездным отделом ВЧК, приславшим комиссара с шестью бойцами, 2 декабря 1918 года шесть вооружённых коммунистов выдвинулись в монастырь. 13 вооружённых мужчин прибыли на Сольбу, где находились около 100 женщин, многие из которых были преклонного возраста (к началу 1917 года в монастыре числились 98 насельниц: 15 монахинь и 83 послушницы.) Трудоспособным сёстрам в возрасте от 18 до 50 лет, не занимавшим в монастыре начальствующих должностей, предлагалось войти в коммуну. Две сестры согласились, на общем собрании агитируя и других, но подавляющее большинство сестёр отказалось вступать в коммуну. Имущество монастыря поступило в совместное владение монахинь и крестьян. Отряд милиции, возглавляемый И. И. Степановым, конфисковал из подвалов Сольбинского монастыря 3,3 тонны зерна, а из других тайников — 60 мешков ржи и 60 мешков овса[2]

Вскрыли две кладовые: монастырскую и игуменскую, и какая разница: в первой мука ржаная, овсяная, житная, масло постное, грибы, соль; во второй: яйца, масло скоромное, яблоки, ландрин (да сахарный), кофе и прочее, чем скуки ради баловались игумения со своими близкими сподвижниками.

О судьбе игуменьи Макарии ничего не известно[5] . 9 декабря 1918 года игуменья Макария и казначея монахиня Нина были отправлены в ГубЧК (в связи с обвинением в заговоре против Советской власти во время контрреволюционного мятежа эсеров). Предположительно, после проведения соответствующей беседы матушка настоятельница была выпущена на свободу. Имеется авторитетное свидетельство, что, по крайней мере, ранней весной 1919 года игуменья Макария проживала в Свято-Никольском Переславском монастыре. Дальнейшую её судьбу выяснить не удалось. Ни обращение к архивным документам Государственного архива Владимирской области, ни запросы в Информационный центр УМВД по Владимирской области и в Архив УФСБ по Владимирской области не дали никаких результатов. Возможно, игуменья Макария скончалась до середины марта 1919 года, не пережив удара, полученного при разорении обители (на прошении сестёр о восстановлении монастыря в марте 1919 года нет её подписи). В Николо-Сольбинском монастыре сохранилось надгробие игуменьи Макарии, приготовленное матушкой для себя заранее. Даты кончины на нём нет, а на камне выбито: родилась 26 января 1851 года, день ангела 6 апреля[2].

Несколько сестёр были сосланы в лагеря, где и скончались, священнослужители были расстреляны. В 1937 году был расстрелян последний священник обители Леонид Гиляревский. В том же году по обвинению в «контрреволюционной деятельности» расстреляли и последних настоятелей: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева)[1]. На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года был канонизирован священнослужитель Николо-Сольбинского монастыря священномученик Николай Ершов, который служил на Сольбе в течение 6-ти лет с 1912 год по 1918 год. Претерпел мученическую кончину в Переславле-Залесском 16 декабря 1937 года[5].

После того, как руководство коммуны было переведено в другие города, она закрылась. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже — лечебница для душевнобольных. После начала «перестройки» больница была закрыта. Успенский храм был осквернён и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни[1]. В 1994 году полностью разрушенная и осквернённая обитель была передана Православной Церкви. Монастырь был возобновлён как женский.

Не было даже ровного пространства — одни тропинки между грудами мусора и хлама. Прогнившие будки, заросшие бочки . За храмом вдоль фундамента…была куча мусора высотой с двухэтажный дом. А от стен обители остался только осколок башни угловой, можно было понять, что это башня по тому, что где-то на метр от земли она ещё сохраняла круглую форму. А выше всё было разрушено. И даже фундамента не было. Стены монастыря ещё в 1965 году разобрали на строительство дорог, когда уже здесь была психбольница, а самих зданий уже не было. Все пугались самого слова "Сольба“. Оно звучало как "проклятое место“. Обходили это место издалека. Когда это место передали Церкви, Никитскому мужскому монастырю, то они хотели сделать дом для престарелых. И сюда присылали на службу священнослужителей из Никитского монастыря, которые чередовались. И они считали это „немилостью“, если их посылали служить сюда, в такое окружение и в такие условия. Только в 1998 году постановлением Священного Синода по ходатайству прежнего ярославского владыки Михея этот монастырь стал самостоятельным женским.Игуменья Еротиида

Постоянные насельницы появились в 1999 году. 34-летняя монахиня Еротиида, назначенная на должность настоятельницы Николо-Сольбинской обители, прибыла на место своего служения в 1999 году. С ней были всего три насельницы — шестнадцати, семнадцати и восемнадцати лет. С этими молодыми сёстрами матушка Еротиида и принялась восстанавливать монастырь[6]. В монастырь было проведено электричество, телефонная и сотовая свяхь, оптиковолоконный интернет, все коммуникации, сделаны дороги. В 2013 году был проведён газ, который тянули 70 км из Переславля-Залесского, попутно газифицировав все деревни[1].

Я приехала сюда в 1999 году, 26 января вышел указ о моём назначении и 1 февраля мы переезжали сюда уже насовсем. Нужно сказать, что когда монастырь стал женским, сюда до меня назначали нескольких настоятельниц. Их было 4 за год и ещё был одно время батюшка старший назначен: матушка Михаила, матушка Любовь, матушка Маркела, старшая сестра Ольга, старший батюшка Герасим, потом приехала я. В итоге я стала шестой настоятельницей за год. Здесь долго никто не выдерживал.Игуменья Еротиида

Архитектура

К 1999 году от монастыря оставался только разрушенный Успенский храм и двухэтажное административное здание в аварийном состоянии. Весь современный (по состоянию на 2023 год) архитектурный ансамбль создан по проектам игумении Еротииды[5]. При восстановлении обители неоценимую помощь оказал брат игумении Еротииды отец Феодосий, который в конце 90-х годов был насельником Троице-Сергиевой лавры, а сегодня является епископом Исилькульским и Русско-Полянским[7].

На территории монастыря находится пять основных действующих храмов:

  • Успенский храм
  • Надвратная церковь Николая Чудотворца
  • Храм блаженной Ксении Петербургской
  • Храм преподобного Сергия Радонежского и пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских
  • Храм святителя Спиридона Тримифунтского

В процессе строительства находятся ещё несколько храмов[1].

Успенский храм

Разрешение на строительство каменной Успенской церкви было получено 28 декабря 1731 года. Но приделы появились позднее: в 1805 году с левой стороны был освящён придел святителя Николая, куда перенесли иконостас из Никольского храма, а в 1862 году с правой стороны устроили придел Покрова Пресвятой Богородицы. Трапезная часть церкви, где находились приделы, была тёплой. В 1808 году вместо ветхой деревянной колокольни начали строительство каменной трёхъярусной. В 1905 году, когда монастырь стал женским, в Успенском храме было сделано духовое отопление, и он весь стал тёплым. Сто лет назад Успенский храм был украшен резьбой и иконой, росписи на стенах никогда не было. Сейчас не только иконостас, но и весь храм украшен резьбой[8].

В наши дни главный придел посвящён Успению Пресвятой Богородицы, а два других — Усекновению главы Иоанна Предтечи и Покрову Божией Матери (так как святителю Николаю посвящена отдельная церковь). В 1999 году, когда монастырь был возвращён Церкви после 70 разрушительных лет, первым стали восстанавливать исторический Успенский храм. 14 октября 2001 года был освящён правый Покровский придел, 13 сентября 2003 года освящены центральный Успенский придел и левый — в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи[8].

Надвратная церковь Николая Чудотворца

Церковь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя монастыря, построен над главными монастырскими воротами. В XVIII веке храм был деревянный. В 1805 году в честь Николя Угодника был освящён придел в каменном Успенском храме, куда перенесли иконостас из обветшавшего деревянного храма. 13 сентября 2003 года был заложен корпус с храмом в честь святителя Николая. 18 мая 2019 года храм был освящён правящии архиереем епископом Переславским и Угличским Феоктистом[4].

Храм блаженной Ксении Петербургской

Храм блаженной Ксении Петербургской на Сольбе — единственный в Ярославской области. Постоянные насельницы поселились в двухэтажном административном здании XIX века, которое впоследствии было перестроено: в 2002 году на здании появился третий этаж, который полностью занимал храм блаженной Ксении Петербургской. Храм был освящён 23 ноября 2014 года[8].

Храм преподобного Сергия Радонежского и пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

На знаменитой картине М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» изображена сцена встречи отрока Варфоломея с ангелом в образе старца-инока. На пригорке виднеется деревянная церковь с двумя маковками, — именно она послужила прототипом деревянного храма в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм был освящён 22 ноября 2007 года. В основании Сергиевской церкви располагается ещё один храм — пещерный, во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В этом расположении храмов символический смысл: преподобные Антоний и Феодосий являются основателями монашества на Руси, они заложили фундамент иноческой жизни, а благодаря преподобному Сергию монашество достигло своего расцвета[8].

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Храм находится над северными вратами обители на месте исторического входа в монастырь. Он построен в русском стиле, который в мировой художественной культуре стал символом русской православной цивилизации. Трудно поверить, что это современная постройка. Художественная кладка больше напоминает памятник древнерусского зодчества. В монастырь приходят письма святому Спиридону с просьбами о помощи. В храме стоит специальный ящик «Для писем святителю Спиридону»[8].


Святыни

Главная святыня монастыря — старинная икона святителя Николая с частицей мощей, пожертвованная монастырю настоятелем Московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиереем Георгием (Бреевым) 22 мая 1999 года в первый престольный праздник возрождённого монастыря. Икона находится в Успенском храме. Также в Успенском храме находятся другие святыни: башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, три ковчега с частицами мощей святых угодников Божиих, икона Почаевской Божией Матери с частицами мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. На фасаде Успенского храма по обе стороны от крыльца расположены старинные иконы святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, бывшие в святых вратах обители до 1917 года[8].

За стеной монастыря выведен источник, освящённый в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и преподобного Сергия Радонежского. Источник течёт из-под храма этих святых. На источнике построена купель. Имеются свидетельства благодатных исцелений[1].

Учебные заведения и социальные учреждения при монастыре

Одним из основных направлений деятельности является воспитание детей. «Добрая школа на Сольбе» — это приют, ясли и детский сад, общеобразовательная школа и профессиональный колледж. В 2007 году настоятельницей игуменьей Еротиидой в обители был открыт детский приют для девочек, сначала как структурное подразделение монастыря, а затем и как самостоятельное юридическое лицо: Автономная некоммерческая организация «Социально-реабилитационный центр Сольба». В приюте воспитываются социально незащищённые категории детей: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей или попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети из неполных, многодетных и малообеспеченных семей[9].

На базе монастырского приюта для девочек была создана школа. Обучение детей из-за отдалённости монастыря от населённых пунктов, проводилось в монастыре и началось вместе с открытием приюта сначала в форме экстерната, затем — семейного обучения. В 2012 году школа получила лицензию на ведение образовательной деятельности. А в 2013—2014 годах — государственную аккредитацию по трём ступеням образования: начальное образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы) и среднее общее образование (10-11 классы)[10].

Выпускники по окончании школы получают аттестаты государственного образца. Школа прошла конфессиональную аттестацию и имеет бессрочное конфессиональное представление. Это позволяет включать в учебную программу православный компонент, то есть такие уроки как основы православной веры, церковнославянский язык, церковное пение. Так как школа создана при женском монастыре, в ней обучаются девочки. Мальчики могут учиться только в начальной школе (в виде исключения). Основная масса учащихся в школе (99 %) — это воспитанницы детского приюта при монастыре. Небольшой процент — дети священников и сотрудников монастыря. Кроме общеобразовательной школы, девочки дополнительно обучаются рисованию, домоводству, театральному искусству, рукоделию, углублённо изучают музыку. С ними занимаются высококвалифицированные специалисты. Девочки часто выступают с концертами, участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках. Ездят в познавательные поездки и экскурсии, помогают сёстрам на послушаниях[10]. Выпускницы школы зачастую продолжают своё обучение в колледже.

Колледж при монастыре — единственный существующий православный колледж в России. Он ведёт свою историю с 2006 года, когда при Николо-Сольбинском монастыре открылась регентская школа. Первыми ученицами регентской школы стали сёстры монастыря, затем поступили приезжие девушки. Обучение длилось два года. Выпускницы получали диплом регента церковного хора или певчего. В 2016 году регентская школа была преобразована в профессиональный колледж, имеющий лицензию на ведение образовательной деятельности. А в 2020 году прошёл государственную аккредитацию по основным профессиональным образовательным программам. Выпускницы получают дипломы государственного образца, а также внутрицерковные дипломы: они могут работать как в светских, так и в церковных учреждениях. По результатам конфессиональной аттестации колледж в 2019 году был внесён в Реестр образовательных организаций Русской Православной Церкви и имеет право осуществления образовательной деятельности по программе религиозного (православного) компонента среднего профессионального образования[11].

Литература

  1. Монастыри Ярославской земли / Под ред. Горошников В. В.. — Рыбинск: Медиарост, 2018.
  2. Капков К. Г. Тьма. Трагедия. Террор. История разорения Николо-Сольбинского монастыря и судьбы 8 его обитателей, 1918—1938. Проблемы прочтения следственных дел. (Труды Научного отдела Николо-Сольбинского женского монастыря Переславской епархии. Историческая серия. История Николо-Сольбинского монастыря. Кн. 1.). — Местечко Сольба; М., 2021.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Николо-Сольбинский женский монастырь. История обители. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Капков К. Г. Тьма. Трагедия. Террор. История разорения Николо-Сольбинского монастыря и судьбы 8 его обитателей, 1918–1938. Проблемы прочтения следственных дел. (Труды Научного отдела Николо-Сольбинского женского монастыря Переславской епархии. Историческая серия. История Николо-Сольбинского монастыря. Кн. 1.). — Местечко Сольба; М., 2021.
  3. 3,0 3,1 Монастыри Ярославской земли / Горошников В.В.. — Рыбинск: Медиарост, 2018.
  4. 4,0 4,1 4,2 Епископ Феоктист освятил храм в Николо-Сольбинском монастыре и отслужил в нем Литургию. Дата обращения: 4 ноября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Николо-Сольбинский женский монастырь. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  6. Живое дыхание Сольбы.. Православный паломник. Онлайн журнал, официальное издание Паломнического центра Московского Патриархата. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  7. Интервью с игуменией Еротиидой. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Храмы и святыни. Николо-Сольбинский монастырь.. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  9. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних при Николо-Сольбинском женском монастыре. Дата обращения: 6 ноября 2023.
  10. 10,0 10,1 ЧПОУ школа «Добрая школа на Сольбе». Дата обращения: 6 ноября 2023.
  11. ЧПОУ колледж «Добрая школа на Сольбе». Дата обращения: 6 ноября 2023.

Ссылки

Официальная страница Николо-Сольбинского монастыря