Министерская реформа
Министерская реформа — реформа государственного управления Российской империи, проведённая императором Александром I в 1802—1811 годы. Её начальной фазой был Манифест об учреждении министерств от 8 (20) сентября 1802 года, а 25 июня (7 июля) 1811 года по её итогам вышел Манифест об общем учреждении министерств, которым устанавливалось единое общее организационное устройство центральных органов управления.
История
25 июня (7 июля) 1811 года вышел законодательный акт императора Александром I, определивший типовую структуру министерств и единый порядок их деятельности. Манифест об общем учреждении министерств был подготовлен государственным секретарём Михаилом Сперанским, который входил в Негласный комитет. На котором так же большое внимание уделялось этому вопросу. На смену устаревшей коллежской системе управления со смешанными функциями, коллегиальным принципом принятия решений была введена, более прогрессивная и отвечающая потребностям государства министерская система управления, основанная на принципе единоначалия[1][2].
Манифест явился завершением министерской реформы, начатой с Манифеста об учреждении министерств от 8 (20) сентября 1802 года. В ходе Манифеста 1802 года учреждались восемь министерств: Военное, Морское, Иностранных дел, Юстиции, Внутренних дел, Финансов, Коммерции и Народного просвещения. Помимо восьми новых министерств, Манифест определил положение двух других учреждений государственного управления, существовавших прежде, — «ведомства» Государственного казначея и Экспедиции о государственных доходах. Они продолжали действовать «впредь до издания полного по сей части Устава», на основании Указа от 24 октября (4 ноября) 1780 года. Согласно данному указу, Экспедиция о государственных доходах подчинялась лицу, исполняющему должность Государственного казначея. Таким образом, подтверждался статус Государственного казначейства как ещё одного, наряду с восемью министерствами, центрального учреждения государственного управления.Провозглашалось, что каждый министр будет иметь инструкцию, которая точно определит объём его полномочий. Все вопросы, превышавшие министерскую власть, разрешались императором, на основании министерского доклада по данному вопросу. Министры были ответственны перед Правительствующим сенатом. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров[3][1][4].
В основе общего учреждения министерств был опыт деятельности центральных органов власти в Российской империи и Франции. Законодательный акт состоял из двух частей — «Образование министерств» и «Общий наказ министерствам». Вместе они составляли четыреста один параграф и одно приложение. Манифестом были определены штаты министерств, порядок назначения, увольнения, производства в чины, порядок производства дел; степень и пределы власти министров, их отношения с законодательной властью, а также ответственность, как министров, так и разных чинов, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов[1][2][4]. Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:
- устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;
- внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;
- устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;
- государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;
- устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.
Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий[5].
Согласно новому закону, министерство возглавлялось министром, и его товарищем (заместителем). При министре состояли канцелярия и совет министра. Аппарат министерства состоял из нескольких департаментов, делившихся на отделения, которые, в свою очередь, делились на столы. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. Министр и его товарищ подчинялся императору, назначаясь и смещаясь по его выбору. Директора департаментов назначались императором по представлению министра; начальники отделений назначались министром по представлению директора департамента и утверждались в должности императором; прочие служащие назначались министром по представлению директора[1][2][4].
Непосредственно министру подчинялись директоры департаментов и канцелярии; директорам департаментов подчинялись начальники отделений; начальникам отделений подчинялись столоначальники. Департаменты ведали определённым направлением деятельности, канцелярия — делами, которые касались всех подразделений министерства или поступали непосредственно к министру, а также финансами и кадрами министерства, составлением отчётов. Совет министра в составе директоров департаментов занимался коллегиальным рассмотрением законодательных и иных важнейших вопросов ведомства. Проекты решений по всем вопросам готовились в соответствующих столах и представлялись начальниками отделений — директору департамента или канцелярии, который в зависимости от уровня дела представлял их на утверждение министра или разрешал сам. Непосредственному разрешению министра подлежали секретные дела, дела особой важности, документы исходившие от императора, других министров, губернаторов и генерал-губернаторов[1][2][4].
Министерская реформа относила власть министра «единственно к порядку исполнительному», но наделяло министра правом законодательной инициативы и определяло требования к законопроектам, вносившимся в Государственный совет, закрепляло необходимость предварительного согласования законопроектов заинтересованными ведомствами. Распоряжения министра, требовавшие утверждения императора, а также затрагивавшие несколько ведомств, должны были передаваться на обсуждение в Комитет министров[1][4].
Память
В связи с 200-летием образования в России министерств вышли памятные монеты России посвящённые этому событию. Серия представлена как монетами из биметалла, так и монетами из серебра.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 ОБЩЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВ 1811 // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Утверждён манифест об «Общем учреждении министерств» . Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. Дата обращения: 7 июля 2024.
- ↑ Исаев И.А. История государства и права России. — М., 2006.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Полное собрание законов Российской империи. — Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 31. № 24686
- ↑ Ключевский В. О. Избранные лекции «Курса русской истории». — Ростов-на-Дону, 2002.
Литература
- ОБЩЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВ 1811 // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Полное собрание законов Российской империи. — Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 31. № 24686
- Российское законодательство X–XX вв. — М., 1988. Т. 6
- Министерская система в Российской империи: к двухсотлетию министерств в России / Отв. сост. Д. И. Раскин. М., 2005.
Ссылки
- Утверждён манифест об «Общем учреждении министерств» . Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина. Дата обращения: 7 июля 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |