Мерзабеков, Марган Ахметович

Материал из «Знание.Вики»
Марган Ахметович Мерзабеков
башк. и тат. Мəргəн Мырɜ̯абеков
Портрет
Портрет
Имя при рождении Мерзабеков, Марган Ахметович
Место рождения Сабаклы,
Род деятельности журналист, журналист
Жанр статья, заметка, очерк, интервью
Язык произведений русский

Ма́рган Ахме́тович Мерзабе́ков (родился 6 сентября 1928 году в деревне Сабаклы Кувандыкского района Оренбургской области - 27 января 2016 года, Уфа) — известный башкирский публицист, журналист ХХ века[1].

В Республике Башкортостан публицистика занимает важное место. Одним из интереснейших публицистов конца ХХ века и современности является Марган Мерзабеков. В начале 80-х годов ХХ века, когда Марган Ахметович перебрался из Оренбурга в Уфу было замечательное время, когда в воздухе уже ощущалась атмосфера близких перемен[2].

Биография Маргана Мерзабекова

Родился в деревне Сабаклы Оренбургской области тогда Халиловского, ныне Кувандыкского района. Отец его был учителем, позже  — директором школы, хорошо знал и пел старинные башкирские народные песни.

Среднее специальное образование получил на национальном языке — окончил Желтинское татаро-башкирское педагогическое училище.

Затем окончил факультет русского языка и литературы Оренбургского (тогда Чкаловского) пединститута.

Три года служил на Тихоокеанском флоте. После демобилизации работал сотрудником областной газеты «Южный Урал», восемь лет был редактором областной молодежной газеты «Комсомольское племя»[3].

В 1969 году утвердили  собственным корреспондентом  по Оренбургской области газеты «Советская Россия».

По словам самого М.Мерзабекова: «Будучи журналистом по профессии, всю жизнь писал  о людях, событиях, явлениях».

Маргану Мерзабекову пришлось писать о нелегком времени:[4]

«Мои сверстники жили в легендарное, неповторимое время, отведенное нам историей. В нем было много драматизма и трагизма, но много было и хорошего. Мы перенесли невосполнимые утраты и неизбывное горе войны. Нам выпало  счастье испытать торжество победы в этой кровопролитной войне, жить в годы, когда страна была в ореоле мировой славы и могущества. Мы пережили радости подъема благосостояния, образования, культуры народа. Но мы же видели и застой, позор и унижение страны, обманутой рыночными реформами, распад морали и нравственности общества».

Из сорока лет работы в региональной  и центральной прессе последние почти полтора десятилетия проистекали в Башкортостане. Этот период, хотя и не такой длительный, по словам самого публициста, был для  него особо значим по творческой и гражданской насыщенности.

Особенности биографической публицистики

Биографическая заметка «От Сабаклы до Уфы» гласила: «В Оренбуржье состоялась моя карьера. Здесь я справил свое 50-летие, был удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР и нескольких медалей».

По мнению автора, «судьба только приоткрывает время от времени те или иные двери в лабиринте своих коридоров, предоставляя  человеку возможность выбрать, в какую из них войти». Такой возможностью, по словам Мерзабекова, была работа собственным корреспондентом «Советской России» по Башкортостану. В редакции газеты перемещение своих собкоров из одного региона в другой считалось обычной практикой – более того, «необходимостью, чтобы  представители редакции, олицетворяющие ее «глаза и уши» на периферии, не засиживались на одном месте, не теряли остроты видения»[4].

В другой статье «Выходец» из «внешнего» Башкортостана» Мерзабеков пишет о своей причастности к башкирскому краю, истории, народу:

«… С юных лет  у меня в сердце было как бы два Башкортостана. Один – тот, который изображен на карте с невообразимо извилистыми границами, будто кто-то нарочно обкромсал их по все окружности. Второй – тот, который находится за рамками административных границ республики и простирается на все территории, где проживает башкирское население».

Мерзабеков причисляет себя к выходцам из этого, «внешнего» Башкортостана.

Публицистика о политических событиях

В статье «Страна ждала радикального обновления» Мерзабеков пишет о начинавшейся перестройке.

«Советская Россия»  выступала одним из глашатаев реализации идей перестройки. В тематическом плане газеты, направленном собственным корреспондентам  после очередного пленума ЦК КПСС (июнь 1986  года), была намечена сери статей руководящих партийных работников о ходе перестроечных процессов[5].

«Арсенал вчерашнего дня» о М.З.Шакирове вышла 24 июня 1986 года. Для общественности Башкирии появление в печати критического материала о работе областного, Уфимского городского комитетов партии было сенсацией. До этого редко какая из центральных газет позволяла себе критику партийных функционеров такого уровня, как М.З.Шакиров.

Летом 1986 года в газете «Советская Россия» была опубликована корреспонденция  «Мраморная лихорадка». В  них впервые на памяти последнего советского поколения жителей края прозвучала на страницах центральной печати критика руководящих партийных органов республики. В первой корреспонденции был осужден бюрократический стиль работы Башкирского областного и Уфимского городского комитетов КПСС — формализм, бумаготворчество, пустословие, показуха, заседательская суета — весь набор шаблона в партийной работе, который и привел к застою. Во второй статье подвергалась критике авральная кампания по облицовке фасадов зданий в столице республики в связи с приближающимся 70-летием Октябрьской революции в ущерб социальным проблемам населения. При подготовке обеих статей редакция прислала спецкоров из Москвы в подкрепление местному собкору, чтобы не оставлять последнего в момент выхода критических материалов один на один с руководством Башкирского обкома КПСС, возглавляемого всесильным М. З. Шакировым[6].

Горбачевская перестройка  на первом этапе дала толчок пробуждению демократии и гласности. И отечественная пресса стала смелее писать о наболевших, закоренелых проблемах общества и конкретных фигурантах застойных явлений. Статья получила громкий общественный резонанс.

После выхода статей Мерзабеков начал сбор материалов о расправе над вторым секретарем Уфимского горкома КПСС Л.П.Сафроновым, учиненной М.З.Шакировым за то, что на пленуме Уфимского горкома КПСС тот осмелился выступить против предложенной «самим» кандидатуры Р.Х.Рахматуллина на пост первого секретаря горкома[6].

Статьи «Фехтование на шампурах» из Мечетлинского района от 16.06.87 и ее продолжение «Чем  закончилось фехтование на шампурах».

«То, что в моей творческой биографии уфимского периода была полоса, насыщенная проблемными публикациями, связано, конечно, с историческим моментом, когда все осознавали необходимость перемен, а журналистика первой отзывается на общественные настроения. Так что жизнь диктовала тему»[7], — писал журналист.

left

«Будучи журналистом по профессии, всю жизнь писал  о людях, событиях, явлениях».

      М. Мерзабеков

О духовном

Примечательна статья Мерзабекова «Духовная аура Уфы сильна как никогда», в которой автор описывает очередную для уфимцев встречу с известным в России писателем, художником, просветителем Евгением Березиковым. В течение последних семи-восьми лет он регулярно дважды в год приезжает в столицу Башкортостана. Его выступления проходят как-то незаметно для широкой публики, о них знают в основном постоянные слушатели лектора. За все эти годы о его встречах с публикой в уфимской прессе промелькнула лишь одна заметка, да и то автор информации был очень далек от понимания сути творчества Е. Березикова, тщась «изобличить» в нем чуть ли не шарлатана-целителя. А ведь вовсе не целительские лавры движут мотивами деятельности гостя столицы.

Башкортостан — край, богатый своей литературой, поэзией, многонациональной культурой, песенным твор­чеством. При более близком знакомстве с жизнью респуб­лики меня поразило, насколько здесь развито массовое народное творчество — не та сегодняшняя пресловутая масс-культура, захлестнувшая телевидение, театры, кино, эстраду, — а истинно народный дух, чистый душевный настрой тысяч людей, участвующих в самых различных видах художественной самодеятельности. Я узнал, что есть районы, где чуть ли не половина населения поёт и пляшет.

В статье  «Мои встречи с Мустаем Каримом» Мерзабеков пишет, что с поэтом его  близко свела журналистская профессия. Это деловое общение переросло в дружбу длиной в четверть века[7].

Знакомство с Мустаем Каримом состоялось в 1981 году, когда он как собственный корреспондент газеты «Советская Россия» был переведен из Оренбургской области в Башкирскую АССР. Новичку сразу бросилось в глаза, что республика богата яркими, самобытными, талантливыми людьми, имена многих из которых были на слуху. И первым человеком, с которым он хотел поближе познакомиться, конечно, был Мустай Карим.

Как журналиста Мерзабекова Мустай Карим притягивал тем, что он был, как принято говорить, кладезем мудрости. По любой теме у него была своя позиция, нередко отличающаяся оригинальностью. При этом аксакал башкирской литературы всегда был доступен, охотно шел на общение с журналистами, успевай только записывать.

Первое интервью с Мустаем Каримом было опубликовано в «Советской России» 4 июля 1982 года под заголовком «Праздники не бывают в одиночку».

По мнению Мерзабекова, Мустай Карим не был бы духовным авторитетом своей республики, если бы в столь ответственный час не был предельно откровенен. Поэт не употреблял в своей речи хлестких выражений, как некоторые штатные партийные ораторы, которые вчера поклонялись «хозяину», а сегодня стали дружно его изобличать. Он говорил сдержанно, но емко. Начал свою речь с того, что ему «...тяжело выходить на трибуну: вроде ты ни при чем, но причастен к тому, что стряслось в нашем партийном доме. Статья в «Правде» прозвучала как взрыв, произвела ощущение контузии... Наша прекрасная Башкирия совершила нечто недостойное». Певца башкирской земли, пожалуй, больше, чем кого бы то ни было, беспокоило то, что на республику наложено пятно, и как бы оно не превратилось в клеймо[7].

«Неправедные рвутся в праведники, грешники — в святые», — сказал он далее в своем выступлении. И ведь как в воду глядел, если вспомнить, что произошло со страной на волне критики «административно-командной системы».

Во все периоды  общения с поэтом Мерзабеков не раз обращался к нему, как к мыслителю, занимающему благоразумную позицию по национальному вопросу. Ему была чужда национальная кичливость. И в то же время ему был дорог родной башкирский язык, в совершенствование которого он внес, наряду с другими мастерами слова, огромный вклад.

Учительская тема

Особенность работы в общеполитической газете, какой являлась и остается газета «Советская Россия», заключалась еще в том, что журналисту приходилось бывать «всеядным» в хорошем смысле слова, писать обо всем: экономике, социально-бытовых проблемах, человеческих отношениях, морали, правовых вопросах и т.д., то есть быть универсалом. Хотя это не исключало личных привязанностей журналиста к какой-то определенной сфере[6].

Одной из таких тем, к которым тяготел Мерзабеков, была учительская профессия.

Этому были причины.

Во-первых, потому что родился  в учительской семье

Во-вторых, братья и сестры Мерзабекова стали учителями.

В-третьих, все годы своей учебы учился на учителя: сначала в педучилище, защтем в пединституте, окончив который начал преподавать в том же педучилище, где учился и откуда его призвали на воинскую службу.

В-четвертых, у Мерзабекова жена – учительница.

Даже служа на полевой почте в городе Советская гавань, где базировался в послевоенные годы 7-й Тихоокеанский флот, выпросил у своего начальника разрешение преподавать (по совместительству) в вечерней школе при Доме офицеров.

Вскоре по приезде в Башкирию на одном из идеологи­ческих совещаний я услышал упоминание о большой учительской династии, у истоков которой стоял первый председатель Бураевского волисполкома Магдан Кильметов.; «Династия Магдана», заин­тересовала публициста.

Редакция «Советской России» поддержала идею своего собкора провести «круглый стол» газеты в райцентре Бураево, на родине династии. Из тридцати ее представителей семнадцать собрались вместе. В беседе принимали также участие министр просвещения БАССР С. Г. Сулейманова, ректор Бирского государственного пединститута, доктор педагогических наук профессор К. Ш. Ахияров, секретарь Бураевского райкома КПСС Р. М. Маликова, заведующий РОНО Ф. Ф. Абазов, директора школ № 1 и 2 села Бураево Ф. В. Низамов и С. Р. Ахтареев, секретарь парткома колхо­за им. Магдана Г. Г. Ахунов.

За «круглым столом» династии (1985 год) тоже говори­ли о качестве обучения и воспитания, а главное — о роли и месте учителя в школьном процессе. Откровенно выска­зывались о теневых явлениях в постановке обучения: о процветающей процентомании, т. е. приписках к успевае­мости, о формальной 5-балльной системе оценок, которая применяется в «усеченном» варианте — без «1» и «2», о том, что троечники, к которым школа терпимо относит­ся, — это скрытые двоечники. Эти троечники (скрытые двоечники) затем идут в вузы, а в педагогические институты ПАУТ, как правило, наиболее слабые выпускники школ, которые в более престижные вузы не рассчитывают попасть. Потом школа получает из педвузов слабых учите­лей. Крут замкнулся. Да и по другим профилям общество получает после школы в массе специалистов и работников-троечников.

Потомки Магдана, анализируя проблемы школьного обучения, меньше всего ссылались на объективные причи­ны. Они говорили, что школа держится на учителе, на его отношении к своему делу, что в обществе все начинается с учителя (вспомним слова канцлера Бисмарка о том, что Германское государство создали двое: школьный учитель и армейский капрал).

С темой «круглого стола» перекликалась статья «Учи­тель смолоду» с подзаголовком «Кто дает молодому чело­веку путевку в педагогический вуз», опубликованная несколько раньше (29.07.83).

О другой, не менее важной профессии, профессии агронома, была опубликована статья под рубрикой «Точка зрения собкора» статья «Береги поле смолоду» (24.12.86]. В ней было рассказано об опыте Линира Салишева, разработавшего и внедрившего в своем хозяйстве метод минимальной, поверхностной обработки почвы. Анализи­ровались проблемы, сдерживающие распространение этого приема в хозяйствах республики. Главной идеей статьи была мысль Т. С. Мальцева о том, что почвозащитной агро­технике есть место в любой зоне, только надо применять ее творчески, без шаблона и с полной ответственностью[6].

Эта статья попала в поле зрения Т. С. Мальцева. И он написал в редакцию «Советской России» письмо, которое было опубликовано под заголовком «Этим взглядам и на­чинаниям нужна всесторонняя помощь». Терентий Семе­нович писал, что ему «хочется людей, занимающихся без­отвальной обработкой, глубже познакомить и с идеей, и < теорией, а также с методами практического осуществле­ния этих замыслов». И он приглашал для начала неболь­шую футщу увлеченных безотвальной обработкой к себе, а потом, если будет нужно, сообщал он, сам мог бы поехать в Уфу и побеседовать с более широким крутом товарищей, На приглашение Т. С, Мальцева откликнулись руково­дящие органы республики. Было решено послать к нему наиболее активных приверженцев его учения. И я с груп­пой агрономов колхозов и совхозов выехал в село Маль-цево Курганской области. Среди специалистов, конечно, в первую очередь были Ю. П. Моряков и Л. И. Салишен, далее   главные  агрономы   совхоза    «Мосягутовский» А. И. Нажипов, колхоза им. Калинина Давлекановского района В. Л. Юткии, директор совхоза «Уртакульский» А. М. Фаттахов. Группу сопровождало «пресс-обеспече­ние»  в лице корреспондентов республиканских газет и писателя Рашита Султангареева.

На современном этапе встречаются публикации Мерзабекова о проблемах современного обучения. Среди них «Правомерно ли вытеснение из школ преподавания немецкого и французского языков в угоду английскому?». Данная статья – результат «круглого стола», за которым – декан факультета романо-германской филологии БГУ, доктор филологических наук, профессор Р. Мурясов, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков БГПУ им. Акмуллы, кандидат филологических наук И. Сухова, соучредитель и почетный директор общественной организации «Альянс Франсез – Уфа», кавалер ордена Академической пальмовой ветви Франции Н. Антонова, заведующая французским залом Национальной библиотеки им. Валиди И. Хайретдинова.

Другая статья «Земной поклон тебе, лицей-интернат!» опубликованная 18.11.2009 года, представляет собой рецензию на книгу "Мы – ленинцы" М. Якупова.

О журналистике

Внешним обликом «Советская Россия» не похожа на желтую прессу, сплошь наполненную эротиче­скими картинками, со смакованием подробностей похождений поп-звезд. У нее — свой читатель — люди, не расте­рявшие свойственных старшим поколениям россиян духовности, гражданственности, патриотизма, нравствен­ных ценностей.

Тираж «Советской России» сегодня составляет 300 ты­сяч экземпляров, и это совсем неплохо для народной газе­ты, выходящей за счет помощи своих читателей и друзей, ни копейки не получающей дотации из бюджета, как неко­торые газеты.

Финансовая стесненность вынудила газету максимально сократить штат своих сотрудников, позакрывать повсемест­но корреспондентские пункты на периферии, число кото­рых в советское время доходило до 40. К сожалению, инсти­тут собкоров, к которому я принадлежал, ушел в прошлое.

Это, конечно, лишает газету возможности полнее и оперативнее информировать своих читателей о происхо­дящем в российской глубинке. Лицо газеты в основном делают материалы аналитиков, публицистов о политиче­ском, социальном, экономическом положении в стране, о протестом движении, борьбе трудящихся за свои права, о ярких крупных деятелях истории, культуры, науки, воен­ного искусства Отечества.

«Советскую Россию» нельзя отделить от России. Она была и остается с Россией и россиянами, с народом.

Мерзабеков писал:

«Иногда меня спрашивают мои знакомые: «А выходит ли сегодня «Советская Россия»? Я отвечаю: «Да, выходит, 'фи раза в неделю. Вы найдете ее в любом киоске Роспечати».

Примечания

  1. Башкортостан. Краткая энциклопедия / Шакуров Р.Р.. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1999. — С. 477.
  2. Краткая литературная энциклопедияМ.: Сов. энциклопедия, 1971. — М.: Советская энциклопедия, 1971.
  3. Кутлугалямов М. Исцеляющие стрелы Маргана - 2008. - № 172.. — 172, 2008.
  4. 4,0 4,1 Мерзабеков М. Вселенский паломник // Республика Башкортостан. — 2008. — 5 августа.
  5. Мерзабеков Марган Ахметович : библиогр. указ. : [55 лет в журналистике] / Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние соц. и гуманитар. наук; [сост.: Исхакова В. В.]. — Уфа: Гилем, 2008.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Мерзабеков М. Собственный корреспондент по Башкортостану. — Уфа: Китап, 2008.
  7. 7,0 7,1 7,2 Мерзабеков М. Мои встречи с Мустаем Каримом // Бельские просторы. — 2010. — Июнь.