Медейко, Владимир Иванович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Владимир Иванович Медейко
Дата рождения 29 ноября 1915(1915-11-29)
Место рождения Петроград,
Российская империя
Дата смерти 6 ноября 2000(2000-11-06) (84 года)
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Гражданство  СССРФлаг России Россия
Отец Иван Александрович Медейко
Дети Игорь, Ирина, Владимир
Награды и премии
Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды Медаль «За отвагу» (СССР) Медаль «За оборону Ленинграда»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «Ветеран труда»
ZS RSFSR.jpg

Влади́мир Ива́нович Меде́йко (29 ноября 1915, Петроград — 6 ноября 2000, Санкт-Петербург) — советский промышленный деятель, заслуженный строитель РСФСР[1][2].

Главный инженер Метропроекта — Ленметрогипротранса. Позднее — директор[3][4] того же института. Участвовал в проектировании железнодорожных туннелей и метрополитена в СССР и за границей (в Сирии и Ливане, странах Варшавского договора), а также туннелей БАМ[5].

Биография

Родился 29 ноября 1915 года в Петрограде. С сентября 1931 года по июнь 1933 года — ученик-токарь ФЗУ при заводе им. Свердлова. С июня 1933 года по сентябрь 1935 года — механик-сборщик на Оптико-механическом заводе им. «ОГПУ».

В сентябре 1935 года поступил на рабфак при Электромеханическом институте, где учился по июнь 1936 года. В июне 1936 года поступил на гидрофакультет Ленинградского Политехнического Института (специальность — «Утилизация водной энергии»). 27 июня 1941 года получил диплом инженера-строителя-гидротехника, является почётным выпускником (фотография на доске почёта)[6].

Военная служба

С июня 1941 года по май 1942 года — курсант в училище противовоздушной обороны ВМФ.

С мая 1942 года по июль 1943 года — командир роты в 317 пулемётном батальоне. 22 ноября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За оборону Ленинграда», которая была вручена 26 июля 1943 года. С июля 1943 года по май 1944 года — командир роты в 318 пулемётном батальоне.

В мае—октябре 1944 года — командир батареи в 9 отдельном зенитном артиллерийском дивизионе. С октября 1944 года по июнь 1947 года — командир батареи в 125 отдельном артиллерийском дивизионе.

Во время Великой Отечественной войны командовал зенитной батарей на защите кораблей Краснознамённого Балтийского флота в блокадном Ленинграде, затем в Ораниенбауме, в конце войны — в Германии[7]. В 1947 году демобилизовался[1].

Инженер

В 19471977 годах работал в «Ленметропроекте»[7]:

  • июнь 1947 года — февраль 1949 года — инженер в проектно-конструкторском отделе.
  • февраль 1949 года — август 1950 года — старший инженер-бригадир в производственно-техническом отделе.
  • август 1950 года — март 1952 года — главный инженер проекта специальных сооружений.
  • март 1952 года — ноябрь 1953 года — начальник конструкторского отдела.
  • ноябрь 1953 года — и. о. начальника и одновременно и. о. главного инженера проекта.
  • апрель 1954 года — начальник.
  • июль 1955 года — главный инженер (переведён в связи с возвращением начальника из спец. командировки).
  • июнь 1969 года — июль 1977 года — начальник.
  • С июля 1977 года по апрель 1981 года — начальник «Ленметрогипротранса». (В 1977 году «Ленметропроект» был преобразован в «Ленметрогипротранс»).

7 ноября 1977 года В. И. Медейко было присвоено почётное звание Заслуженный строитель РСФСР[1][8].

В апреле-июле 1981 года — пенсионер республиканского значения.

В 19811991 годах — на работе в техническом отделе Управления метрополитена им. Ленина: с июля 1981 по декабрь 1982 года — инженер, с января 1983 по ноябрь 1987 года — старший инженер, с ноября 1987 по март 1991 года — ведущий инженер.

Под руководством В. И. Медейко и при его участии проектировались, в частности[5]:

Прекратил трудовую деятельность в связи с обширным инсультом.

Умер в Санкт-Петербурге 6 ноября 2000 года.

Награды

Дети

  • Игорь (род. 1942) — специалист в области сейсморазведки, директор телеканала в городе Нарьян-Мар[11][12].
  • Ирина (род. 1946) — кандидат технических наук, руководитель группы всесоюзного обучения специалистов по геотехконтролю во ВНИИГ, гл. бухгалтер и ст.научный сотрудник в ООО «Экотехнология».
  • Владимир (род. 1975) — директор НП «Викимедиа РУ» (2008—2023), директор АНО «Интернет-энциклопедия Рувики» (с 2023).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 В.И.Медейко = Энциклопедия железнодорожного строительства. — 2002. — С. 188. Архивировано 28 декабря 2013 года.
  2. «ОАО Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт Ленметрогипротранс — 60 лет». — 2006. — С. 21. Архивировано 7 марта 2016 года.
  3. Новые трассы метро // «Ленинградская правда». — 17 октября 1980 года. — Вып. 19981, № 239.
  4. Метро сегодня и завтра // «Ленинградская правда». — 11 февраля 1970 года. Архивировано 9 марта 2016 года.
  5. 5,0 5,1 В. И. Медейко = Энциклопедия железнодорожного строительства. — 2002. — С. 189.
  6. Электромеханический институт (недоступная ссылка). Архивировано 2 февраля 2012 года. 1930—1934 — разделён на ряд самостоятельных институтов с подчинением соответствующим отраслевым министерствам: Ленинградский электромеханический институт (ЛЭМИ). 1934—1940 — Ленинградский индустриальный институт (ЛИИ).
  7. 7,0 7,1 В. И. Медейко = «ОАО Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт Ленметрогипротранс — 60 лет». — 2006. — С. 5. Архивировано 24 сентября 2016 года.
  8. Почётное звание // «Вечерний Ленинград». — от 8 декабря 1977 года. Архивировано 6 марта 2016 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 Героев помним имена. Ленметрогипротранс (9 мая 2022).
  10. Награды Владимира Медейко. Память народа (24 мая 2023). Дата обращения: 25 мая 2023. Архивировано 25 мая 2023 года.
  11. Народное ТВ. Начало. Няръяна вындер (12 июля 2018).
  12. Игорь Медейко, человек-легенда. Лента новостей Нарьян-Мара (7 июня 2022).

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!