Маресьев, Алексей Петрович
Алексей Петрович Маресьев | |
---|---|
| |
Дата рождения | 7 (20) мая 1916 |
Место рождения | Камышин, Саратовская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 18 мая 2001 (84 года) |
Место смерти | Москва, Россия |
Годы службы | 1937—1946 |
Звание | |
Часть | 63-й гвардейский истребительный авиационный полк |
Сражения/войны | |
Награды и премии |
Алексе́й Петро́вич Маре́сьев (7 (20) мая 1916, Камышин, Саратовская губерния, Российская империя — 18 мая 2001, Москва, Россия) — советский военный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (24.08.1943). Полковник (1978). Кандидат исторических наук (1956). Во время Великой Отечественной войны он получил серьёзное ранение, были ампутированы обе ступни. Маресьев вернулся на службу. За время войны совершил 86 боевых вылетов,10 самолётов врага сбил: три самолёта до ранения и семь — после. Алексей Петрович — прототип главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева[1].
Биография
Детство и юность
Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая (7 мая по старому стилю) 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии (в настоящее время Волгоградская область). В дате рождения Алексея Петровича произошла ошибка. Настоящая дата — 29 мая (16 мая по старому стилю) 1916 года. Данный факт подтверждает архивная справка от 4 августа 2006 года, выданная «Государственным архивом Волгоградской области» на основании актовой записи N 40 от 1916 года. Запись сделана в метрической книге Камышина служителем церкви.
Отец Маресьева умер в феврале 1917 года от ран, полученных на фронтах Первой мировой войны (1914—1918). Алексею было всего три года. Мать одна воспитывала троих сыновей: Алексея, Петра, Николая. Маму звали Екатерина Маресьева, она трудилась уборщицей деревообделочного завода. Алексей был самым младшим[2].
В детские годы Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенёс тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, а соседи его семьи шептались между собой о том, что долго он не протянет. Однако от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.
Окончив шесть классов школы, Алексей Маресьев пошёл работать на лесопильный завод. После 8 класса он поступил учиться в школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) при заводе. В 1932 году он её окончил, получив специальность токаря по металлу. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Маресьев пробовал поступить в лётное училище, дважды подавал документы, но по состоянию здоровья его не приняли. Он пошёл учиться на вечерние курсы Камышинского рабочего факультета при Саратовском сельскохозяйственном институте. Маресьев освоил программу трёх курсов и успешно сдал выпускные экзамены.
В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола он уехал на строительство Комсомольска-на-Амуре. В 1935—1937 годах работал механиком-дизелистом на катере. Алексей Маресьев стал одним из инициаторов создания аэроклуба в Комсомольске-на-Амуре. Он сам занимался в нём, сделал первый самостоятельный вылет, реализовав свою тягу к небу, которая возникла в нём ещё в детстве.
Военные годы
В 1937 году Маресьев призван в армию в 12 авиапогранотряд на острове Сахалин. Он занимался обслуживанием самолётов многоцелевого назначения Р-5. Направлен в школу военных лётчиков в Читу. В октябре 1939 года перевен в Батайскую военную авиационную школу. Маресьев закончил Батайское авиационное училище в 1940 году в звании младшего лейтенанта. Работать авиаинструктором.
В начале Великой Отечественной войны (1941—1945), Алексей подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. В августе 1941 года Алексей Маресьев был направлен в 296 полк истребителей на Юго-Западный фронт. 23 августа 1941 года был первый боевой вылет у Кривого Рога. В начале 1942 года Маресьев подбил первый неприятельский самолёт. К марту их было уже три. Позже Алексея Маресьева перенаправили на Северо-Западный фронт[3].
История подвига
На Новгородчине, между озёрами Ильмень и Селигер, поблизости от Демянска в марте 1942 года образовался Демянский котел. Советская армия окружила группировку вражеских войск численностью до 100 тысяч человек. Немцы отчаянно сопротивлялись и не сдавались.
4 апреля 1942 года лётчик Алексей Маресьев совершил вылет на самолёте Як-1, чтобы прикрывать бомбардировщик. Самолёт был подбит, но пилот не смог вынужденно его посадить, потому что шасси зацепились за верхушки деревьев, перевернув всю машину. Самолёт рухнул в снег. Алексей Петрович думал, что дотянул до линии фронта, но он находится в тылу врага. Пилот остался жив, но был серьёзно ранен — ему раздробило обе ступни. Тогда он начал ползти. Ему понадобилось 18 суток, чтобы доползти по болотистой местности до ближайшей деревни. Едой лётчику служили кора деревьев, ягоды и шишки, которые он подбирал. Алексей двигался на восток, ориентировался по солнцу. Около деревни Плав его заметили местные. Деревенские мальчишки перевезли еле живого лётчика на подводе в деревню, где в отсутствие врача за ним ухаживали местные жители до начала мая, пока его не забрал самолёт в московский госпиталь. У умирающего Алексея было заражение крови, развивалась гангрена, шансы на выживание были малы. Врачи ампутировали лётчику ступни.
Маресьев начал тренироваться, учиться ходить и даже танцевать на протезах и всеми силами добивался возвращения в действующую армию. В феврале 1943 года он снова летал. Был зачислен в Гвардейский истребительный авиаполк. В июле 1943 года Алексей сумел прикрыть двух советских лётчиков и сбить одновременно два истребителя фашистов. Он получил звание Герой Советского Союза.
Подвиг Алексея Маресьева был описан Борисом Полевым в книге «Повесть о настоящем человеке». Изменены некоторые факты, а фамилия героя отличается всего на одну букву — Мересьев. Появился сюжет о любви молодого лётчика и девушки по имени Ольга, чего в жизни не было. Сам Маресьев книгу целиком не прочитал. Он одобрил её сюжет. О выходе книги он узнал по радио, встретился после этого с автором и получил экземпляр с автографом.
Книга была издана более 150 раз, переведена на разные языки, по ней сняли художественный фильм. Сергей Прокофьев даже написал оперу. Борис Полевой во время войны был корреспондентом, понимал, что и как он описывает[4].
Жизнь в мирное время
Алексей Петрович Маресьев вышел в отставку в 1946 году по состоянию здоровья. Бывший лётчик-истребитель продолжал заниматься спортом. Он увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. Алексей установил рекорд в санатории в Куйбышеве, переплыв здесь Волгу (2200 метров) за 55 минут.
Занимался авиационной подготовкой молодых кадров. Обосновался в Академии наук, в аспирантуре занимался написанием диссертации. Получил кандидатскую степень. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Маресьев совершил в начале 1950-х годов, работая инструктором спецшколы ВВС в Москве.
В начале 1950-х годов работал в международных сообществах, участвовал в конгрессах в Париже, Варшаве и в Москве. Имя Алексея Маресьева — символ несокрушимости, стойкости духа и героического мужества[1].
Личная жизнь
В 1945 году Алексей увидел девушку, которая ему очень понравилась. Он знал место её службы — Главный штаб ВВС. Алексей использовал свое служебное положение, узнал о семейном положении Ольги Викторовны. Она была не замужем. Через месяц Алексей и Ольга поженились, у них родились 2 сына: Виктор (1946 года), Алексей (1958 года). У Маресьева было трое детей (сын Валерий родился в 1941 году.
Маресьев работал секретарём комитета ветеранов войны. Осталось много фотографий, на которых Алексей Маресьев всегда окружён молодёжью, будущими и настоящими лётчиками. Похоронен А. П. Маресьев в Москве на Новодевичьем кладбище.[5].
Память
В центре города Камышин Волгоградской области в мае 2006 года рядом с домом, где родился и вырос Алексей Петрович Маресьев установлен памятник. Автором монумента является художник России — Сергей Щербаков.
На торжественном открытии монумента в городе Камышин присутствовали представители командования ВВС России, родственники Маресьева, губернатор Волгоградской области и митрополит Камышинский и Волгоградский. Над площадью пролетели штурмовики СУ-24, а сразу после открытия памятника прошёл военный парад с отданием воинских почестей.
Вокруг трёхметрового бронзового монумента разбит парк. В праздничные дни у памятника стоит караул, а в выходные приезжают свадебные кортежи для возложения цветов героическому земляку[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Алексей Маресьев. История настоящего человека // Военное обозрение : сайт. — 2016. — 20 мая.
- ↑ Алексей Петрович Маресьев // Биограф : сайт.
- ↑ Алексей Маресьев // Ortoprom : сайт.
- ↑ Низовских Т. Е. История создания «Повести о настоящем человеке» // тобольская районная централизованная библиотечная система : сайт. — 2022. — 6 мая.
- ↑ Сергей Пятаков. Биография Алексея Маресьева // РИА Новости : сайт. — 2021. — 20 мая.
- ↑ Памятник А. П. Маресьеву в Камышине // В ОТПУСК.РУ : сайт.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 20 мая
- Родившиеся в 1916 году
- Родившиеся в Камышине
- Родившиеся в Камышинском уезде
- Умершие 18 мая
- Умершие в 2001 году
- Умершие в Москве
- Полковники авиации (СССР)
- Герои Советского Союза
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Знание.Вики:Готовые статьи по истории
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Лётчики Великой Отечественной войны
- Прототипы литературных персонажей
- Борис Полевой
- Участники Великой Отечественной войны по алфавиту