Макарцев, Михаил Константинович

Материал из «Знание.Вики»
Михаил Константинович Макарцев
Макарцев, Михаил Константинович.jpg
Дата рождения 4 февраля 1927(1927-02-04)
Место рождения Елец, Орловская губерния, РСФСР, СССР
Дата смерти 14 марта 2024(2024-03-14) (97 лет)
Место смерти Москва, Россия
Принадлежность  СССР
 Россия
Род войск Communist star with golden border and red rims.svg Вооружённые силы СССР
Годы службы 19571991
Звание Генерал-полковник
Командовал Железнодорожные войска Железнодорожные войска СССР
Награды и премии
Герой Социалистического Труда
Орден Ленина Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Заслуженный строитель Литовской ССР (1966)

Михаил Константинович Макарцев (4 февраля 1927 года, Елец, Орловская губерния, СССР14 марта 2024 года, Москва, Российская Федерация) — советский и российский военный деятель, генерал-полковник (1983). Герой Социалистического Труда (1984).

Начальник Железнодорожных войск Министерства обороны СССР (19821992). Командир 4-го железнодорожного корпуса. В 1984 году за строительство Байкало-Амурской магистрали и проявленный при этом трудовой героизм был удостоен ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Биография

Родился 4 февраля 1927 года в городе Елец в семье железнодорожников. В 1942 году в период Великой Отечественной войны после окончания восьмилетки Макарцев поступил на строительное отделение Елецкого путейско-строительного техникума. С 1946 года после окончания техникума он начал работать техником проектной конторы Елецкой дистанции зданий и сооружений при управлении Московско-Донецкой железной дороги[1][2].

В Советской армии

В 1948 году Макарцев был призван в ряды Советской армии и направлен в Железнодорожные войска где служил рядовым железнодорожного батальона в Азербайджанской ССР, занимался прокладыванием железнодорожных путей. В 1950 году после окончания срочной военной службы Макарцев остался служить в Вооружённых Силах СССР. В 1951 году после окончания экстерном Ленинградского ордена Ленина Краснознаменного училища военных сообщений имени М. В. Фрунзе был назначен командиром взвода отдельного путевого железнодорожного батальона. В этом качестве он участвовал в строительстве Сочинского вокзала, а также объектов и путей на Куйбышевской железной дороге. Здесь же в Сочи он закончил Высшую партийную школу[1][2].

С 1958 года после окончания Военной академии тыла и транспорта Макарцев командовал ротой, был заместителем командира и командиром железнодорожного батальона. Участвовал в строительстве Западно-Карельской магистрали, железнодорожных линий в Прибалтике и Белоруссии, в прокладке магистрали Тюмень — Сургут. Командуя батальоном, под Гродно в Белорусской ССР при сооружении моста через реку Неман Макарцев вместе с солдатами первым в Советском Союзе соорудил высокие железобетонные опоры моста с использованием двадцати четырёх метровых свай. Так же его специалисты освоили совершенно новую технику и технологию укладки бетона под водой. За это Указом Президиума Верховного Совета СССР Макарцев был награждён орденом Ленина[1][2][3].

До 1976 года Макарцев являлся заместителем командира и командиром 29-й отдельной железнодорожной бригады в Вильнюсе, служил первым заместителем командира и командиром 4-го железнодорожного корпуса в Свердловске. 4 ноября 1973 года Постановлением Совета министров СССР Макарцеву было присвоено воинское звание генерал-майор технических войск[4]. С 1972 года будучи командиром железнодорожного корпуса, включающего девять отдельных железнодорожных бригад общей численностью порядка шестьдесят тысяч человек Макарцев начал прокладку стального пути БАМТында (малый БАМ), участок соединяющий Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской магистралью. В 1974 году началось строительство большого участка Байкало-Амурской магистрали участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре[1][2].

Во главе Железнодорожных войск

С 1976 по 1983 год Макарцев являлся начальником штаба и первым заместителем начальника Железнодорожных войск Министерства обороны СССР у генерал-полковника А. М. Крюкова. 30 октября 1978 года Постановлением Совета министров СССР Макарцеву было присвоено воинское звание генерал-лейтенант технических войск[4].

С 1983 по 1992 год Макарцев являлся начальником Железнодорожных войск Министерства обороны СССР. 3 ноября 1983 года Постановлением Совета министров СССР Макарцеву было присвоено воинское звание генерал-полковник технических войск[4], а 26 апреля 1984 года он был переименован в генерал-полковники[4]. В этой должности Макарцев продолжил руководить строительством Байкало-Амурской магистрали. За десять лет Железнодорожные войска под его руководством они отсыпали более двести двадцати миллионов кубических метров грунта под железнодорожное полотно, построили 1277 сооружений, в том числе сорок пять больших и двести девяносто шести средних мостов, уложили 1449 километров главного пути, а также свыше триста километров станционных веток и пятьсот двадцать семь километров линий связи, возвели все необходимое для эксплуатации магистрали. 28 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза В. П. Мирошниченко Байкало-Амурской магистрали состоялся торжественный митинг, посвящённый укладке последнего звена на 1470-километровой трассе Тында — Комсомольск-на-Амуре. Это событие произошло на полтора года раньше намеченного по плану срока. Начальник Железнодорожных войск генерал-полковник М. К. Макарцев доложил заместителю Министра обороны СССР — начальнику Тыла Вооружённых Сил СССР Маршалу Советского Союза С. К. Куркоткину о готовности Восточного участка Байкало-Амурской магистрали пропустить первый поезд[1][2][3].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года «за успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути и проявленный трудовой героизм» генерал-полковнику Михаилу Константиновичу Макарцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за № 20380[1][3].

Макарцев так вспоминал о том периоде своей службы:

В тот период времени никто из нас, строителей-железнодорожников, не думал ни о карьере, ни о каких-либо поощрениях. Мы просто стремились добросовестно выполнять порученные задания. Дали назначение — значит поехал. Уже будучи семейным человеком, я сменил около двадцати пяти мест жительства. Такова жизнь военного человека[2]

В феврале 1992 года Макарцев был уволен с военной службы из Вооружённых силы на пенсию. На пенсии принимал участие в работе общественной организации «Союз ветеранов Железнодорожных войск Российской Федерации»[2].

Умер 14 марта 2024 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награды

Звания

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Железная дорога Михаила Макарцева. Липецкая газета. Дата обращения: 17 января 2025.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Командир большого и малого БАМа. Издательский дом «Гудок». Дата обращения: 17 января 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Hero of Socialist Labor medal.png Макарцев, Михаил Константинович. Сайт «Герои страны».
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Макарцев, Михаил Константинович. Элита Вооружённых сил. Дата обращения: 17 января 2025.

Ссылки