Макарцев, Михаил Константинович
Михаил Константинович Макарцев | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||
Дата рождения | 4 февраля 1927 | |||||||
Место рождения | Елец, Орловская губерния, РСФСР, СССР | |||||||
Дата смерти | 14 марта 2024 (97 лет) | |||||||
Место смерти | Москва, Россия | |||||||
Принадлежность |
![]() ![]() |
|||||||
Род войск |
![]() |
|||||||
Годы службы | 1957—1991 | |||||||
Звание |
![]() |
|||||||
Командовал |
|
|||||||
Награды и премии |
|
Михаил Константинович Макарцев (4 февраля 1927 года, Елец, Орловская губерния, СССР — 14 марта 2024 года, Москва, Российская Федерация) — советский и российский военный деятель, генерал-полковник (1983). Герой Социалистического Труда (1984).
Начальник Железнодорожных войск Министерства обороны СССР (1982—1992). Командир 4-го железнодорожного корпуса. В 1984 году за строительство Байкало-Амурской магистрали и проявленный при этом трудовой героизм был удостоен ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Биография
Родился 4 февраля 1927 года в городе Елец в семье железнодорожников. В 1942 году в период Великой Отечественной войны после окончания восьмилетки Макарцев поступил на строительное отделение Елецкого путейско-строительного техникума. С 1946 года после окончания техникума он начал работать техником проектной конторы Елецкой дистанции зданий и сооружений при управлении Московско-Донецкой железной дороги[1][2].
В Советской армии
В 1948 году Макарцев был призван в ряды Советской армии и направлен в Железнодорожные войска где служил рядовым железнодорожного батальона в Азербайджанской ССР, занимался прокладыванием железнодорожных путей. В 1950 году после окончания срочной военной службы Макарцев остался служить в Вооружённых Силах СССР. В 1951 году после окончания экстерном Ленинградского ордена Ленина Краснознаменного училища военных сообщений имени М. В. Фрунзе был назначен командиром взвода отдельного путевого железнодорожного батальона. В этом качестве он участвовал в строительстве Сочинского вокзала, а также объектов и путей на Куйбышевской железной дороге. Здесь же в Сочи он закончил Высшую партийную школу[1][2].
С 1958 года после окончания Военной академии тыла и транспорта Макарцев командовал ротой, был заместителем командира и командиром железнодорожного батальона. Участвовал в строительстве Западно-Карельской магистрали, железнодорожных линий в Прибалтике и Белоруссии, в прокладке магистрали Тюмень — Сургут. Командуя батальоном, под Гродно в Белорусской ССР при сооружении моста через реку Неман Макарцев вместе с солдатами первым в Советском Союзе соорудил высокие железобетонные опоры моста с использованием двадцати четырёх метровых свай. Так же его специалисты освоили совершенно новую технику и технологию укладки бетона под водой. За это Указом Президиума Верховного Совета СССР Макарцев был награждён орденом Ленина[1][2][3].
До 1976 года Макарцев являлся заместителем командира и командиром 29-й отдельной железнодорожной бригады в Вильнюсе, служил первым заместителем командира и командиром 4-го железнодорожного корпуса в Свердловске. 4 ноября 1973 года Постановлением Совета министров СССР Макарцеву было присвоено воинское звание генерал-майор технических войск[4]. С 1972 года будучи командиром железнодорожного корпуса, включающего девять отдельных железнодорожных бригад общей численностью порядка шестьдесят тысяч человек Макарцев начал прокладку стального пути БАМ — Тында (малый БАМ), участок соединяющий Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской магистралью. В 1974 году началось строительство большого участка Байкало-Амурской магистрали участок от Тынды до Комсомольска-на-Амуре[1][2].
Во главе Железнодорожных войск
С 1976 по 1983 год Макарцев являлся начальником штаба и первым заместителем начальника Железнодорожных войск Министерства обороны СССР у генерал-полковника А. М. Крюкова. 30 октября 1978 года Постановлением Совета министров СССР Макарцеву было присвоено воинское звание генерал-лейтенант технических войск[4].
С 1983 по 1992 год Макарцев являлся начальником Железнодорожных войск Министерства обороны СССР. 3 ноября 1983 года Постановлением Совета министров СССР Макарцеву было присвоено воинское звание генерал-полковник технических войск[4], а 26 апреля 1984 года он был переименован в генерал-полковники[4]. В этой должности Макарцев продолжил руководить строительством Байкало-Амурской магистрали. За десять лет Железнодорожные войска под его руководством они отсыпали более двести двадцати миллионов кубических метров грунта под железнодорожное полотно, построили 1277 сооружений, в том числе сорок пять больших и двести девяносто шести средних мостов, уложили 1449 километров главного пути, а также свыше триста километров станционных веток и пятьсот двадцать семь километров линий связи, возвели все необходимое для эксплуатации магистрали. 28 апреля 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза В. П. Мирошниченко Байкало-Амурской магистрали состоялся торжественный митинг, посвящённый укладке последнего звена на 1470-километровой трассе Тында — Комсомольск-на-Амуре. Это событие произошло на полтора года раньше намеченного по плану срока. Начальник Железнодорожных войск генерал-полковник М. К. Макарцев доложил заместителю Министра обороны СССР — начальнику Тыла Вооружённых Сил СССР Маршалу Советского Союза С. К. Куркоткину о готовности Восточного участка Байкало-Амурской магистрали пропустить первый поезд[1][2][3].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1984 года «за успехи, достигнутые при сооружении Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, обеспечение досрочной укладки главного пути и проявленный трудовой героизм» генерал-полковнику Михаилу Константиновичу Макарцеву присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» за № 20380[1][3].
Макарцев так вспоминал о том периоде своей службы:
В тот период времени никто из нас, строителей-железнодорожников, не думал ни о карьере, ни о каких-либо поощрениях. Мы просто стремились добросовестно выполнять порученные задания. Дали назначение — значит поехал. Уже будучи семейным человеком, я сменил около двадцати пяти мест жительства. Такова жизнь военного человека[2]
В феврале 1992 года Макарцев был уволен с военной службы из Вооружённых силы на пенсию. На пенсии принимал участие в работе общественной организации «Союз ветеранов Железнодорожных войск Российской Федерации»[2].
Умер 14 марта 2024 года в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище.
Награды
- Герой Социалистического Труда (1984)[3];
- Два ордена Ленина (1964, 1984)[3];
- Орден Трудового Красного Знамени (1980)[3];
- Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II и III степеней[3].
- Звания
Память
- В 1995 году в Санкт-Петербурге был установлен бюст Михаила Макарцева[3]
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Железная дорога Михаила Макарцева . Липецкая газета. Дата обращения: 17 января 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Командир большого и малого БАМа . Издательский дом «Гудок». Дата обращения: 17 января 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8
Макарцев, Михаил Константинович . Сайт «Герои страны».
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Макарцев, Михаил Константинович . Элита Вооружённых сил. Дата обращения: 17 января 2025.
Ссылки
Макарцев, Михаил Константинович . Сайт «Герои страны».
- Макарцев, Михаил Константинович . Красная звезда. Дата обращения: 17 января 2025.
- Командир большого и малого БАМа . Издательский дом «Гудок». Дата обращения: 17 января 2025.
- Последнему начальнику железнодорожных войск СССР Михаилу Макарцеву исполнилось 90 лет . Телеканал Звезда. Дата обращения: 17 января 2025.
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 4 февраля
- Родившиеся в 1927 году
- Родившиеся в Ельце
- Умершие 14 марта
- Умершие в 2024 году
- Умершие в Москве
- Генерал-полковники (СССР)
- Герои Социалистического Труда
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Кавалеры ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
- Кавалеры ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени
- Выпускники Военной академии материально-технического обеспечения
- Члены КПСС
- Делегаты XXVII съезда КПСС
- Железнодорожники СССР
- Похороненные на Троекуровском кладбище
- Делегаты XIX конференции КПСС