Лихие девяностые
«Лихи́е девяно́стые» — термин с негативной оценочной коннотацией, характеризующий сложный период становления Российской Федерации в 1990-х годах, с присущими смене государственного строя социальной неустойчивостью и ростом преступности.
Употребление
Вероятно, автором клише «лихие девяностые» является писатель Михаил Веллер, употребивший это выражение в романе «Кассандра», изданном в 2002 году.
Среди основных явлений периода называются Августовский путч, распад СССР, реформы правительства Ельцина — Гайдара, приватизация государственной собственности в частные руки, либерализация цен, обесценивание сбережений граждан, невыплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий, конституционный кризис, завершившийся силовым разгоном Съезда народных депутатов и Верховного Совета, осетино-ингушский вооружённый конфликт 1992 года, денежная реформа 1993 года, становление терроризма и организованной преступности[1], две чеченские войны, экономический кризис 1998 года, вестернизация, сексуальная революция, моральный релятивизм, резкое падение рождаемости и рост смертности в мирное время и т. д.[2]
В тот период командную экономику сменила, по выражению М. Т. По, — «хаотическая смесь бандитизма и капитализма», а вооружённые силы утратили своё былое могущество[3][4]. По мнению А. А. Бонч-Осмоловской, — «только носитель постсоветской коллективной памяти способен понять смысл словосочетания „лихие девяностые“»[5].
С середины 2000-х годов словосочетание «лихие девяностые» начало использоваться прессой, сменив более эмоциональные выражения, относящиеся к тому десятилетию, такие как — «кровавые», «злополучные», «дурные» и т. п.[6]
По мнению корреспондента Русской службы Би-би-си О. Слободчиковой, популярной эта фраза стала в ходе предвыборной кампании 2007 года.
Нередко российские политики и журналисты противопоставляют «лихим девяностым» определение — «стабильные нулевые»[7], которое возникло в результате неоднократных заявлений президента РФ В. В. Путина о стабильности как новом курсе государственной политики России[8].
Происходившее в России в 1990-е годы негативно отразилось на отношении россиян к европейским ценностям и к самому понятию «демократия». Так, в результате проведённого в 2009 году Институтом социологии РАН всероссийского опроса населения выяснилось, что у подавляющего большинства населения слово «демократия» ассоциируется с воровством, коррупцией и национальным унижением; и лишь 10,4 % всех опрошенных отнеслись к этому понятию положительно. Уже к концу 1990-х эмоциональное неприятие либеральных ценностей создало предпосылки для возврата к авторитарному режиму[9].
Приметы времени
Как отмечает профессор Университета Джавахарлала Неру Утса Патнаик, в противоположность таким демографическим катастрофам, как Великий голод в Китае, коллапс в России в первой половине 1990-х был встречен гробовым молчанием западной академической общественности. «Факты таковы, что так называемая „шоковая терапия“, направленная на установление капитализма по совету западных экспертов, привела к катастрофическому падению ВВП в бывших социалистических государствах в период с 1990-го по 1996 год. Уровень ВВП в России и Украине к 1996 году был наполовину или меньше по сравнению с десятилетием ранее, а в Грузии, которая пострадала больше всего, ВВП снизился до одной пятой от уровня середины 1980-х годов. Никогда в мирное время мы не видели такого всеобъемлющего разрушения производственных мощностей и экономики, из-за полностью неправильной макроэкономической политики, рекомендованной иностранными экспертами и проводимой местными политиками», — отмечает учёный[10].
Последствия для населения обратили вспять десятилетия последовательного улучшения всех показателей человеческого развития. Ежегодная смертность трудоспособного населения возросла почти с 49 до 58 человек на тысячу в 1992 г. по сравнению с 1990 г., а к 1994 г. достигла 84 человек в год на тысячу населения. Средняя продолжительность жизни мужчин в России снизилась почти на 6 лет. При резком росте смертности общая численность населения России показала абсолютную убыль, что было беспрецедентной ситуацией в мирное время[10].
Просто взяв за точку отсчета смертность в России в 1990 г., и подсчитав накопленную дополнительную смертность трудоспособного населения к 1996 г., мы получим цифру более 4 миллионов избыточных смертей только в России. По отношению к численности населения России, эта убыль была в три раза больше, чем великий бенгальский голод в Индии в 1943-44 годах и вдвое больше, чем китайская избыточная смертность в годы «большого скачка». Демографическая катастрофа в России не получила ни международной оценки, ни огласки по той простой причине, что Россия совершала переход к капитализму, и именно этот процесс породил катастрофу, считает Утса Патнаик[10].
Критика термина
Многие политики и журналисты, как правило, либерального (Сванидзе, Левинсон, Телень, Рубинштейн, Виноградов, Сапрыкин, Милов, Ройзман и другие), а также левого (КПРФ, Русин)[11][12] и национал-патриотического (например, Болдырев).
Наина Ельцина, Олег Басилашвили и Александр Генис настаивают, что 1990-е годы следует называть не лихими, а святыми[13][14][15].
По мнению В. С. Милова, выражение «лихие девяностые» — это «не более чем красивый пропагандистский штамп», в то время как по-настоящему «лихими», по его мнению, являются не 1990-е, а 1980-е годы[16].
Журналисты издания «Проект», проведя собственное исследование на основе криминальных статистик разных десятилетий, пришли к выводу, что по ряду показателей уровень преступности в 2000-е годы выше, чем в 1990-е[17].
В культуре
- В 2007 году на НТВ выходила программа «Лихие 90-е» с Анастасией Мельниковой[18][19].
- В 2012 году на украинском телеканале НТН был запущен проект «Крутые 90-е» — документально-публицистический сериал, ведущим которого был Гарик Кричевский[20].
- Переосмысление истории 1990-х поколением 2000-х показала певица Монеточка в своём альбоме Раскраски для взрослых. Песня «90» высмеивает стереотипы о «лихих 90-х», которые воспроизводятся в том числе и теми, кто родился позже 1990-х годов и этого времени не застал[21].
Ссылки
- Лихие 90-е: спецпроект «Ленты.ру» (2017) / Мафия бессмертна: спецпроект «Ленты.ру» (2020)
Примечания
- ↑ Тёмные времена Архивная копия от 3 июня 2018 на Wayback Machine // Лента.ру, 07.11.2017
- ↑ Лихие 90-е. В это страшное время у нас были мечты, идеалы и стремления. Теперь — возможности и непреодолимая тоска Архивная копия от 25 июня 2018 на Wayback Machine // МК Черноземье, 16.07.2014
- ↑ Poe M. T. The Russian Moment in World History (англ.). — Princeton—Oxford: Princeton University Press, 2003. — P. 90. — ISBN 0-691-11612-1.
- ↑ Бехтерев С. Л. Региональный социум в переходный период Российской государственности на рубеже XX—XXI вв. (историко-правовой анализ) / отв. ред. Л. Н. Бехтерева. — УИИЯЛ УрО РАН. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 2012. — С. 53. Архивировано 26 июня 2021 года.
- ↑ Бонч-Осмоловская, 2018, с. 117.
- ↑ Бонч-Осмоловская, 2018, с. 131.
- ↑ Малинова, 2018, с. 47; Малинова, 2019, с. 91; Малинова, 2020, с. 53.
- ↑ Малинова, 2018, с. 57; Малинова, 2019, с. 94.
- ↑ Симонян, 2011, с. 159—160.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Utsa Patnaik. Ideological Statistics: Inflated Death Rates of China's Famine, the Russian one Ignored (англ.). Socialist Economist (9 ноября 2018). Дата обращения: 26 декабря 2022. Архивировано 26 декабря 2022 года.
- ↑ * Баранов П. «Лихие 90-е», реальность и миф Архивная копия от 1 июля 2018 на Wayback Machine // КПРФ, 11.11.2011
- Кто положил конец «лихим 90-м» Архивная копия от 12 апреля 2021 на Wayback Machine // Севастопольское отделение КПРФ, 12.03.2018
- ↑ Русин А. О. Кто положил конец «лихим 90-м»? Архивная копия от 1 июля 2018 на Wayback Machine // Центр Сулакшина, 06.12.2016
- ↑ «Да, я ведь раньше старалась избегать интервью, — сказала Ельцина, — но после смерти мужа стала это делать, потому что поняла: выросло поколение, которое ничего не знает о том времени, рассказывать ужасы о котором стало модным сегодня. А девяностые годы нужно называть не лихими, а святыми». — Коробкова Е. Наина Ельцина предложила считать 90-е годы святыми Архивная копия от 25 июня 2018 на Wayback Machine // Комсомольская правда, 06.06.2017
- ↑ «Понятие „лихие 90-е“ могли дать только люди, ненавидящие и не любящие свой народ! Первые годы правления Ельцина были по-настоящему временем надежд. И надежд небезосновательных — на справедливую, честную, порядочную и зажиточную жизнь, которую давали реформы, начатые Ельциным. Их вселяла и Конституция 1993 года. Конечно, в 90-е были и преступления, и развился бандитизм, но это естественный процесс при любой реформе! Но реформировано-то было многое, и люди видели, что они живут в свободном государстве, и свобода их может ограничиваться только Конституцией. […] Это не лихие 90-е, а святые 90-е! И в будущем Борису Николаевичу российский народ поставит памятник из чистого золота, потому что он многое сделал именно для людей, а не для торжества государственной машины, которое существует у нас сейчас…» — Олег Басилашвили: «Время Ельцина — не лихие, а святые 90-е!» Архивная копия от 27 марта 2018 на Wayback Machine // Новая неделя, 28.01.2014
- ↑ Тихон Дзядко: «Мне хотелось бы вернуться на шаг назад — про 90-е. Лично для вас 90-е в России „лихие“ или другие?»
Александр Генис: «Святые» — «Распад Советского Союза — это великое счастье для русских». Александр Генис о родине, эмигрантах, Довлатове и «святых» 90-х Архивная копия от 6 марта 2019 на Wayback Machine // RTVi, 04.10.2018 - ↑ Милов В. С. Лихолетье до реформ Архивная копия от 24 июня 2018 на Wayback Machine // Газета.ру, 14.01.2008
- ↑ Илья Васюнин, Илья Рождественский. Лихие нулевые. Исследование о том, стало ли при Владимире Путине безопаснее жить . Проект (17 октября 2018). Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 22 сентября 2020 года.
- ↑ Актриса и ведущая Анастасия Мельникова: Дочка уверена, что я всегда бегаю с мешком денег . Комсомольская правда (17 ноября 2007). Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 16 ноября 2018 года.
- ↑ Мельникову замочили на «стрелке» . Труд (6 сентября 2007). Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 16 ноября 2018 года.
- ↑ Крутые 90-е . НТН. Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 16 ноября 2018 года.
- ↑ «Я знаю родословное дерево Курта Кобейна» . Коммерсантъ (9 июня 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. Архивировано 26 июня 2020 года.
Литература
- Бонч-Осмоловская А. А. Имена времени: эпитеты десятилетий в Национальном корпусе русского языка как проекция культурной памяти // Шаги/Steps. — М.: Изд-во РАНХиГС, 2018. — № 4. — С. 115—146. — ISSN 2412–9410.
- Генералова Е. В. «Лихие девяностые» и «тучные нулевые»: Образ времени в современном русском языке // Духовность и ментальность: Экология языка и культуры на рубеже XX—XXI веков Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящённой педагогической и научной деятельности проф. Галины Васильевны Звёздовой и приуроченной к её юбилею. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского, 2017. — С. 166—173.
- Клисторин В. И. «Лихие девяностые» глазами экономиста // ЭКО. — 2014. — № 10 (484). — С. 181—189.
- Ларёва Т. Г. Перестройка и «лихие девяностые» в изобразительном искусстве Прибайкалья // Культурное наследие Сибири. — 2016. — № 1 (19). — С. 68—76.
- Любичанковский С. В. «Такие времена не выбрал бы для себя никто из нас»: «Лихие девяностые» глазами очевидцев // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. — 2018. — № 1 (25). — С. 111—121.
- Малинова О. Ю. Конструирование смысловых рамок памяти о реформах 1990-х гг. в либеральном дискурсе 2000-х гг. // Южно-российский журнал социальных наук. — Краснодар: Изд-во КубГУ, 2019. — Т. 20, № 3. — С. 91—105. — ISSN 2618-8007.
- Малинова О. Ю. Обоснование политики 2000-х годов в дискурсе В. В. Путина и формирование мифа о «лихих девяностых» // Политическая наука. — М.: Изд-во ИНИОН РАН, 2018. — № 3. — С. 45—69. — ISSN 1998-1775.
- Малинова О. Ю. Тема «лихих девяностых» в дискурсах российских коммунистов и национал-патриотов // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. — Пермь: Изд-во ПГНИУ, 2020. — Т. 14, № 2. — С. 53—63. — ISSN 2218-1067.
- Павлуш Д., Попов М. В. «Святые» девяностые / Предисл. Дмитрий Goblin Пучков. — СПб.: Питер, 2019. — 224 с. — (Тупичок Гоблина). — 4000 экз. — ISBN 978-5-4461-1242-5.
- Руеангдам А. Атрибутивное словосочетание как средство обозначения исторических событий и эпох в русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2015. — № 4 (46), Ч. 1. — С. 154—158. — ISSN 1997-2911.
- Симонян Р. Х. «Лихие» или «славные» девяностые? // Свободная мысль. — М.: Политиздат, 2011. — № 12 (1630). — С. 159—174. — ISSN 0869-4435.
- Широкалова Г. С. «Лихие девяностые»: Семейные воспоминания // Диалог мировоззрений: Жизненный путь личности, общества, государства Материалы XIV международного симпозиума / Под ред. А. В. Дахина. — Н. Новгород: Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, 2018. — С. 205—206.