Лепельский контрудар

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Лепельский контрудар
Основной конфликт: Витебское сражение
Файл:Лепельский контрудар (карта).svg
Дата 6—9 июля 1941
Место город Сенно, БССР, СССР
Причина Целью контрудара стала остановка продвижения ударных частей вермахта на Московском направлении и восстановление положения на Западном фронте.
Итог Поражение и отступление частей РККА
Изменения Сковав действия советских войск частью своих сил, немецкий 39-й мотокорпус форсировал 8 июля Западную Двину тремя дивизиями в районе Уллы. 9 июля 20-я танковая дивизия 39-го мотокорпуса 3-й танковой группы Г. Гота вошла в Витебск.
Противники

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Третий рейх

Флаг СССР СССР

Командующие

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Г. Гот
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Р. Шмидт
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Й. Лемельзен
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Г. фон Функ
Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой К. фон Вебер[de]

Флаг СССР С. К. Тимошенко
Флаг СССР П. А. Курочкин
Флаг СССР В. И. Виноградов
Флаг СССР И. П. Алексеенко

Силы сторон

7-я и 17-я танковые дивизии (300—400 танков),
с 9.07.1941 + 12-я танковая дивизия (209 танков)

5-й и 7-й мехкорпуса (4 танковые дивизии)
более 1400 танков,
330 бронеавтомобилей

Потери

неизвестно

832 танка

Лепельский контрудар (также Битва под Сенно) — советское наступление в направлении Лепель (Белорусская ССР) с 6 июля по 10 июля 1941 года, часть Витебского сражения в ходе Великой Отечественной войны.

Предшествующие события

К началу июля 1941 года ситуация на фронте для советской стороны складывалась критическая. Был взят Минск. Быстрым темпом вражеские дивизии продвигались вглубь Советского Союза. 20-я танковая дивизия 3-й танковой группы вермахта заняла Лепель и двинулась к Витебску, а части 2-й танковой группы форсировали Березину у Борисова и наступали на Оршу.

После того, как основные силы Западного фронта были практически разгромлены, фашисты полагали, что дорога на Москву для них теперь открыта.

В третий день июля начальник германского генштаба генерал-полковник Гальдер записал в своем дневнике:

«В целом уже можно сказать, что задача разгрома главных сил противника перед Западной Двиной и Днепром выполнена…»[1].

Однако он поторопился, вермахт вскоре ожидал неприятный сюрприз: на пути к Витебску передовые немецкие части натолкнулись на ожесточённое сопротивление советских войск и были остановлены. Между Витебском и Оршей занимала оборону 20-я армия генерал-лейтенанта П. А. Курочкина.

Центральный участок Восточного фронта (линия Минск, Смоленск, Москва) был выбран высшим командованием вермахта в качестве направления главного — в масштабе всей кампании против СССР — удара; там была развернута самая мощная Группа армий «Центр», по некоторым показателям превосходившая две другие (ГА «Север» и «Юг») вместе взятые. С воздуха наступление немецких войск поддерживал 2-й Воздушный флот — самая крупная группировка авиации, на вооружении которой находилась половина всех боевых самолётов Восточного фронта (в том числе все пикирующие бомбардировщики Ju-87). Наличие в составе ГА «Центр» двух ударных механизированных группировок (2-я и 3-я Танковые группы, всего 9 танковых и 7 моторизованных дивизий) позволяло спланировать операцию по глубокому охвату и окружению советских войск.

Командование ГА «Центр» и 3-й Танковой группы вермахта настойчиво предлагали план наступления 3-й ТГр через Вильнюс к Западной Двине, на Полоцк и Витебск, с дальнейшим поворотом на юг; такой вариант действий позволял обойти непроходимый массив лесов и болот в верховьях р. Березина и в дальнейшем «сгрести» в кольцо окружения всю группировку советских войск, находящихся к западу от Днепра. Другими словами, выполнить задачу, поставленную директивой «Барбаросса» («основные силы русских сухопутных войск, находящиеся в Западной России, должны быть уничтожены в смелых операциях посредством глубокого, быстрого выдвижения танковых клиньев; отступление боеспособных войск противника на широкие просторы русской территории должно быть предотвращено…»), в ходе одной грандиозной операции[2].

Планы советского командования

Маршал Тимошенко решил ударить по наступающим танкам врагов силами недавно прибывших кадровых механизированных корпусов. Общая идея стратегии командования западного фронта заключалась в том, чтобы удерживая линию обороны по берегу реки Западная двина, на подходе к главной линии обороны наносить удары танковыми соединениями. Такая стратегия «Щита и меча».

Ночью с пятого на шестое июля командование издало директиву № 16, в которой было приказано:

Подготовить контрудар 7-м и 5-м механизированными корпусами во взаимодействии с авиацией в направлениях Островно и Сенно, для чего 7-й механизированный корпус сосредоточить в районе Лиозно и 5-й механизированный корпус в районе Девино, ст. Стайки, Ореховск. Успех развивать 7-м механизированным корпусом в направлении Камень, Кубличи и 5-м механизированным корпусом — на Лепель…

Замысел Лепельского контрудара заключался в атаке по танковым частям вермахта до того, как к ним должны были присоединиться пехотные соединения, тянувшиеся от Минска. Этот план соответствовал одному из ключевых военных принципов — громить противника по частям. Кроме того, опыт первых двух недель противостояния с немцами показал, что цепочка из стрелковых дивизий борется с танковыми атаками крайне неэффективно. Поэтому логичнее представлялось предпринять упреждающий удар по растянувшимся силам вермахта. Такой и должна была быть с точки зрения стратегии битва под Сенно[3].

Соотношение сил

РККА

5-й механизированный корпус (генерал-майор И. П. Алексеенко), 13-я танковая дивизия (полковник Ф. У. Грачев), 17-я танковая дивизия (полковник И. П. Корчагин), Отряд 109-й моторизованной дивизии, 5-й мехкорпус перебрасывался с Украины в район восточнее Орши: танковые части прибыли к 4 июля, другие продолжали выгружаться до 8 июля, основные силы 109-й моторизованной дивизии, тыловые и ремонтные части не прибыли вообще (решением командования мехкорпус обслуживал армейский сборный пункт аварийных машин в Орше). Также на Украине остались разведбат и батальон связи 13-й танковой дивизии. Всего корпус имел на вооружении 927 танков.

7-й механизированный корпус (генерал-майор В. И. Виноградов), 14-я танковая дивизия (полковник И. Д. Васильев), 18-я танковая дивизия (генерал-майор Ф. Т. Ремизов), 7-й мехкорпус с началом войны начал выдвижение на запад из Московского военного округа и к 30 июня сосредоточился в районе Лиозно. 1-я мотострелковая дивизия была выведена из подчинения корпуса и переброшена в район Борисова, где сразу вступила в бой (см. Оборона Борисова (1941)). К началу боёв корпус (без 1 мсд) имел на вооружении 507 танков.

Боевые действия на северном фланге советского Западного фронта. 1-10 июля 1941: 1. Линия Полоцкого УРа. 2. Окружение отряда советской 17-й танковой дивизии в районе Цотово, Толпино.

В состав советской 20-й армии (командующим накануне назначен генерал-лейтенант П. А. Курочкин), кроме двух мехкорпусов, входил 69-й стрелковый корпус (153-я, 229-я и 233-я стрелковые дивизии), занимавший дефиле Витебск—Орша, и несколько отдельных стрелковых дивизий. По данным Л. Н. Антонова, 20-я армия была дополнительно усилена 4 артполками и 5 зенитными артдивизионами. Всего она насчитывала более 130 тыс. личного состава, свыше 1000 танков, 1500 орудий и минометов, в том числе более 600 минометов и 500 противотанковых пушек.

А. В. Исаев уточнил количество бронетехники: в обоих мехкорпусах на вооружении находилось более 1400 танков, в том числе 47 КВ и 49 Т-34. Кроме того, имелось около 330 бронеавтомобилей.

Действия 20-й армии с воздуха поддерживала 23-я смешанная авиадивизия (169-й и 170-й истребительные авиаполки, 213-й и 214-й бомбардировочные авиаполки, 430-й штурмовой авиаполк Осназ и 401-й истребительный авиаполк Осназ), всего 124 самолёта, из них 26 неисправных. Приказ на поддержку наступления получила также 12-я бомбардировочная авиадивизия, базировавшаяся в районе Витебска, однако к этому времени она уже понесла большие потери.

По отчету командующего ВВС Западного фронта, на 8 июля (в разгар контрудара) авиация 20-й армии насчитывали 58 самолётов; ещё 166 самолётов находились во фронтовом подчинении.

Вермахт

С немецкой стороны в танковом сражении юго-западнее Витебска приняли участие сначала 7-я и 17-я танковые дивизии вермахта.

7-я танковая дивизия (генерал-майор Г. фон Функ) имела танковый полк трёхбатальонного состава. К началу июля это было уже изрядно потрепанное соединение: из имевшихся в ней на 22 июня 1941 года 265 танков в строю оставалось 149 единиц. 17-я танковая дивизия (генерал-майор К. фон Вебер) имела танковый полк двухбатальонного состава. По данным А. Исаева, к 4 июля 17-я танковая дивизия насчитывала всего 80 из имевшихся на начало кампании 239 танков и БТР.

9 июля в районе боёв подошла немецкая 12-я танковая дивизия (генерал-майор Й. Гарпе), что окончательно склонило чашу весов в пользу противника.

С воздуха действия немецких войск поддерживал 8-й авиакорпус В. фон Рихтгофена.[4].

Боевые действия

5 июля на пути к Витебску передовые немецкие части натолкнулись на ожесточенное сопротивление советских войск и были остановлены.

5 июля части 14-й танковая дивизия (тд) и управление 7-го мехкорпуса, совершив 40-км марш, сосредоточились в исходном для наступления районе (Гнездиловичи, Светогоры, Островно) в 6-11 км восточнее реки Черногостница. 18-я тд с выходом опоздала и закончила сосредоточение в районе Тепляки, Кругляны, Стриги (по обеим сторонам р. Оболянка) к полудню 6 июля. Соединения 5-го мехкорпуса в течение дня продолжали сосредоточение в районе Орши.

6 июля два боевых отряда 14-й тд (батальон мотопехоты и рота танков в каждом) предприняли попытку форсировать р. Черногостница и закрепиться на её западном берегу, одному из отрядов к вечеру удалось захватить небольшой плацдарм у населенного пункта Дуброво (в районе впадения реки в озеро Сарро).

18-я тд действовала двумя боевыми группами. 36-й танковый полк имел задачу переправиться через реку Березка у Шотени и затем через Запрудье обойти озеро Сенно с северо-запада. За день эта группа прошла 20 км и утром 7 июля в 4 км восточнее Шотени вступила в бой с противником (это был разведбат немецкой 7 PzD). Главные силы 18-й тд (35-й тп, 18-й ап, 18-й мсп) по богушевскому шоссе вышли к восточной окраине Сенно, где вступили в бой с противником (это был передовой отряд немецкой 17 PzD в составе разведбата дивизии и одного усиленного батальона мотопехоты с саперными и зенитными подразделениями). К вечеру дивизия выбила противника из Сенно и перешла к обороне.

Соединения 5-го мехкорпуса, практически не имея встреч с противником, совершили марш на 30 км, переправились через р. Оболянка и вышли на линию станций Серкуты, Рясно, Обольцы.

7 июля части 14-й танковой дивизии по подготовленным за ночь переправам выдвинулись на западный берег р. Черногостница и перешли в наступление. Продвинувшись на 3-4 км, они вступили в ожесточенный встречный бой с главными силами 7 PzD. Понеся тяжелые потери, 14-я танковая дивизия во второй половине дня вернулась на восточный берег р. Черногостница.

36-й танковый полк 18-я тд весь день безуспешно пыталась сбить разведбат немецкой 7 PzD с переправ у населенного пункта Шотени. Главные силы 18-й тд в районе Сенно отбивали атаки противника, наступающего с севера (это была одна танковая рота и подразделения мотоциклетного батальона 7 PzD) и с юго-запада (передовой отряд немецкой 17 PzD). До конца дня захватить Сенно немцам не удалось.

Соединения 5-го мехкорпуса почти весь день простояли на месте. Вечером передовые отряды 13-й и 17-й танковых дивизий у дороги Толпино, Липовичи врезались в марширующие к Сенно части немецкой 17 PzD. Действующий на левом фланге корпуса «отряд 109-й мд», не имея соприкосновения с противником, к исходу дня дошел до Волосово.

8 июля немецкая сторона бросили на штурм города все имеющиеся у неё в этом районе резервы. После кровопролитных боев советским войскам пришлось оставить Сенно и отойти к шоссе Витебск — Смоленск. Тем временем часть советских танков продолжали наступление на Лепель. Противнику также удалось обойти советские позиции и 9 июля захватить Витебск. В результате ещё до форсирования Днепра перед вермахтом была открыта прямая дорога на Смоленск, а затем и на Москву. Дальнейший смысл в продолжении контрудара автоматически отпадал, и командующий 20-й армией генерал-лейтенант Курочкин приказал приостановить наступление на Лепель.

Немецкая 17 PzD в ночь с 9 на 10 июля начала выдвижение из Сенно на юго-восток, к главной автомагистрали Борисов, Орша, Смоленск. Утром 10 июля передовой отряд дивизии занял Обольцы, к полудню, пройдя более 40 км, немцы вышли на автомагистраль в районе Коханово (н.п. и ж/д станция в 30 км западнее Орши). Появление механизированных колонн противника восточнее расположения частей корпуса было оценено командованием 5 МК как «окружение», после чего было принято решение «вывести корпус из окружения в ночь с 10 на 11 июля в прежний район сосредоточения».

10-11 июля немецкая 7 PzD снова сосредоточилась в районе шоссе Бешенковичи, Витебск и, отбрасывая на восток остатки 14-й тд и 153-й сд, перешла в наступление. Части 7 МК с рубежа р. Оболянка начали отход к шоссе Орша, Витебск и далее к станциям Крынки, Лиозно.

Остатки 5-го мехкорпуса отошли в район Орши, где по приказу командующего 20-й армией П. А. Курочкина заняли рубеж обороны «по-пехотному». При выходе из окружения погиб командир 25-го танкового полка 13-й танковой дивизии полковник А. Н. Муравьёв. Остатки мотострелкового полка 17-й танковой дивизии вырвались из окружения только 20 июля[5].

Потери

Согласно данным исследования «Год 1941 — уроки и выводы» (1992), всего за время Лепельского удара советские войска потеряли 832 танка.

А. Исаев приводит потери 5-го мехкорпуса (без учёта окруженного отряда 17-й дивизии) в 646 человек (в том числе 138 убитых и 357 пропавших без вести).

Согласно журналу боевых действий 5-го мехкорпуса, в результате боев 8-10 июля в районе Толпино и Цотово потери составили:

13 ТД — 82 танка, 11 машин, 3 трактора, 1 бронемашина. 17 ТД — 244 танка, 8 тракторов, 20 машин.

Отряд 109 МСД — 40 танков, 1 машина.

Корпусные части — 11 бронемашин.

Потери противника неизвестны. В том же исследовании 1992 года потери оценены как: до 4 пехотных полков, несколько артбатарей и до 300 танков; однако эти данные явно завышены, так как «4 пехотных полка и 300 танков» — это почти все, чем располагал противник в полосе советского контрудара[4].

Итоги

Неудача танкового прорыва на Лепель привела к потере боеспособности двух советских механизированных корпусов, которых очень недоставало в ходе последующего Смоленского сражения. Кроме того, в результате этого поражения на Западном фронте образовалась огромная брешь, которой сразу же постарались воспользоваться немецкие ударные соединения. Потери были поистине невосполнимы.

По подсчетам современных специалистов, в ходе указанного контрудара советская армия потеряла свыше восьмисот танков и около 5 тыс. солдат и офицеров. Однако и противоположная сторона оказалась изрядно потрепанной.

Несмотря на то, что Лепельский контрудар и не достиг своей цели, советским танковым частям удалось временно отбросить противника на 40 километров в сторону Лепеля и несколько дней оборонять занятые рубежи, оттянув на себя значительный резерв неприятеля. В результате чего немецкие войска потеряли целую неделю, и наступательный темп вермахта первых дней войны сильно замедлился[1].

Память

  • Об этом сражении написано в книге А. Исаева «Неизвестный 1941. Остановленный блицкриг»[6]
  • М. Коломиец посвятил книгу «1941: „Последний парад“ мехкорпусов Красной Армии»[6].
  • В честь советских танкистов установлено два памятных знака: недалеко от Сенно и на автодороге М3 у моста через реку Черногостница возле деревни Будилово Бешенковичского района[7].
  • В 2011 году в Сенно в память о советском контрударе 1941 года открыт памятник в виде танка ИС-3.
  • В 2015 году петербургская киностудия «PARTIZAN» начала работу над полнометражным фильмом о героях-танкистах 1941 года — «Сталь» — на примере экипажа Ивана Колосова, чьё письмо из далёкого 1941 года легло в основу сценария.
  • В 2019 году вышел документальный фильм «Битва под Сенно».

Примечания

Литература

Ссылки