Корабль «Ленинград» (лидер эскадренных миноносцев)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

«Ленингра́д» — головной эскадренный миноносец проекта 1, который входил в состав Военно-Морского флота СССР. Спущен на воду 18 ноября 1933 года. Лидер «Ленинград» эффективно участвовал в боевых действиях Балтийского флота, зарекомендовав себя как в Советско-финской, так и в Великой Отечественной войне. Лидер «Ленинград» был разработан с акцентом на высокую маневренность, огневую мощь и защиту и стал первым кораблём этого типа, который соединил в себе элементы миноносца и лидера эскадры. Его конструкция включала в себя мощные артиллерийские установки, торпедные аппараты и противолодочные средства, что делало его универсальным и способным выполнять широкий спектр задач[1].

Ленинград
Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград»
Служба
 СССР
Класс и тип судна Лидер эскадренных миноносцев проекта 1
Порт приписки Ленинград
Организация ВМФ СССР
Изготовитель Судостроительный завод имени А. А. Жданова
Строительство начато 5 ноября 1932 года
Спущен на воду 18 ноября 1933 года
Введён в эксплуатацию 5 декабря 1936 года
Выведен из состава флота май 1963 года
Статус затоплен
Основные характеристики
Водоизмещение 2582 т
Длина 127,5 м
Ширина 11,7 м
Высота 4,18 м
Двигатели 3 паровых турбины
Мощность 66 000 л. с.
Скорость хода 43 узла
Дальность плавания 2100 морских миль
Экипаж 250 человек
Вооружение
Артиллерия 5×1 130-мм Б-13
Зенитная артиллерия 2×1 45-мм 21-К
2×1 76-мм 34-К
Минно-торпедное вооружение 2×4 533-мм торпедных аппаратов

История строительства «Ленинграда»

История крейсера «Ленинград», одного из самых знаменитых кораблей советского флота, началась в ноябре 1932 года на судостроительном заводе имени А. А. Жданова (завод № 190). Заводской номер С-450. Его строительство стало ответом на нарастающее напряжение в международной обстановке и стремительное развитие военно-морских сил ведущих держав[1].

Спуск на воду состоялся 18 ноября 1933 года, но работы по достройке корабля заняли ещё почти три года. На момент спуска «Ленинград» являлся лишь голым корпусом, без силовой установки, необходимого вооружения и жизненно-важных систем корабля. В 1935 году, наконец, были смонтированы главные двигатели, вспомогательные механизмы, а также началась установка отдельных систем[1]. Параллельно велась разработка и испытания вооружения, включавшего в себя мощные артиллерийские орудия и торпедные аппараты.

Осенью 1936 года «Ленинград» уже предстал в своей полной боевой готовности, с установленным вооружением и оборудованием. Опытная эксплуатация крейсера началась с швартовых испытаний, которые проводились с сентября 1934 по август 1935 года. Затем, в сентябре 1935 года, «Ленинград» вышел на заводские ходовые испытания, которые продолжались до октября 1936 года. Кульминацией испытаний стала приёмка «Ленинграда» Постоянной государственной комиссией по приёму построенных и капитально отремонтированных кораблей. 5 ноября 1936 года крейсер, с водоизмещением 2225 тонн и мощностью 67 250 лошадиных сил, прошёл мерную линию Гогланд-Родшер (длиной 9,65 мили) и установил рекордную для того времени скорость равную 43 узлам. Следовательно, на 3 узла превышало проектную скорость, что давало «Ленинграду» реальные шансы уклониться от атаки вражескими торпедами[2].

5 декабря 1936 года «Ленинград» был официально принят в состав советского флота. Однако, после торжественной церемонии, корабль не смог немедленно вступить в строй. На протяжении почти двух лет — с июля 1938 года — «Ленинград» пробыл у монтажно-достроечной стены завода № 190. Причины выявленные при первых выходах в море дефекты, которые требовали дополнительных ремонтных работ по гарантийным обязательствам[2].

Несмотря на задержки, «Ленинград» стался истинным символом мощи советского флота. Его высокие скоростные характеристики, мощное вооружение и прогрессивные технологические решения делали его одним из самых угрожающих кораблей своего времени. «Ленинград» прошёл через огненные испытания Великой Отечественной войны, участвуя в защите Ленинграда и в операциях на Балтике. Его история — история мужества и героизма, история отваги и победы[2].

Начало боевого пути

От строительства до боёв. Служба крейсера «Ленинград» началась летом 1938 года, когда он, будучи еще недостроенным, отошёл от стенки завода № 190. Этот корабль был призван стать флагманом Балтийского флота, неся на себе мощную артиллерию и высокую скорость хода. Уже в июле 1939 года, ещё до вступления в строй, «Ленинград» принял участие в масштабных учениях. В составе эскадры он вышел из Кронштадта, пройдя через Финский залив и достигнув траверза острова Готланд в Балтийском море. На этих учениях отрабатывались задачи совместного плавания различных классов кораблей — от линкоров до эсминцев. С началом Второй мировой войны «Ленинград» был включён в состав Отряда легких сил (ОЛС) КБФ. Задачами ОЛС были разведка, патрулирование и охрана моря от противника[1].

После заключения в октябре 1939 года договора о взаимопомощи между СССР и Латвией, «Ленинград», в составе 1-го дивизиона эсминцев, был перебазирован в Лиепаю, являющуюся одним из крупнейших и наиболее оборудованных портов Латвии. На этом этапе «Ленинград» выполнял свои задачи по защите побережья и охране морских путей. Служба «Ленинграда» в период начальной фазы войны выявила его важную роль в защите советских интересов в Балтийском море. Этот корабль доказал свою эффективность как в учениях, так и в реальных боевых действиях. В будущем «Ленинград» пройдёт через многие испытания и войны, став символом мощи и непокорности советского флота[1].

Зимняя война: крещение огнём и испытание льдами

С началом Советско-финской войны «Ленинград» был включён в состав группы кораблей, отвечавших за огневую поддержку десантных операций на островах Финского залива (Суурсари (Гогланд), Сескар и Лавенсари). Уже в первый день войны, 5 декабря 1939 года, корабль участвовал в обстреле финских позиций. Однако 10 декабря «Ленинград» столкнулся с неприятным инцидентом. Во время обстрела финской батареи на острове Торсари (Тиуринсари) плохая видимость не позволила кораблю точно выполнить боевую задачу[3]. «Ленинград» повернул на обратный курс, не открывая огня. Но в этот момент финская артиллерия начала стрелять, и первый же залп угодил в «Ленинград». Корабль, изрешечённый осколками, был вынужден вернуться в базу для ремонта.

В январе 1940 года, после устранения повреждений, «Ленинград» снова вышел в море, на этот раз для патрулирования и блокады финского побережья (район маяка Бенгтшер). Но ледяная зима Балтики преподнесла ему новое испытание. Толстый лёд, достигавший 30 сантиметров, сдавил корпус корабля, причинив ему серьёзные повреждения. Деформация корпуса была настолько значительной, что местами достигала 2 метров в высоту и 6 метров в ширину, а стрелка прогиба составляла полметра. Швы наружной обшивки и топливных цистерн разошлись, делая корабль непригодным к боевым действиям[1].

Великая Отечественная война

Оборона Таллина

Таллинская оборона 1941 года и последующий переход Балтийского флота в Кронштадт стали одними из самых драматических эпизодов Великой Отечественной войны. Ожесточённые бои, героические действия моряков и эвакуация крупного соединения кораблей в условиях постоянной угрозы с воздуха и моря вошли в историю как пример мужества и стойкости советских моряков. К началу Великой Отечественной войны крейсер «Ленинград», флагман 4-го дивизиона эскадры особого назначения, находился в Таллине[3]. Уже в первые дни войны корабль активно включился в боевые действия. Выполняя задачи по минной постановке, «Ленинград» существенно затруднил продвижение немецких кораблей и десантных средств. Несмотря на постоянную угрозу со стороны вражеской авиации и береговых батарей, экипаж крейсера успешно справлялся с поставленными задачами. С развитием наземного наступления немецких войск Таллин оказался в окружении. Крейсер «Ленинград» и другие крупные корабли Балтийского флота были включены в систему обороны города. Мощная артиллерия «Ленинграда» оказывала существенную поддержку сухопутным войскам, нанося удары по скоплениям вражеской пехоты и техники. Одним из наиболее ярких эпизодов участия «Ленинграда» в обороне Таллина стала артиллерийская дуэль с немецкими войсками в районе мызы Йыгису. Совместными усилиями с крейсером «Киров» удалось разрушить переправу противника и уничтожить значительное количество танков (свыше 20 танков).

Таллинский переход: испытание на прочность

28 августа 1941 года начался один из самых сложных и опасных эпизодов Великой Отечественной войны — Таллинский переход. Балтийский флот, под прикрытием авиации и кораблей, совершил прорыв через заминированные воды Финского залива в Кронштадт. «Ленинград», будучи одним из самых крупных и мощных кораблей флота, играл важную роль в обеспечении безопасности перехода и защите крейсера «Киров». Его артиллерия обеспечивала противовоздушную оборону конвоя, а также отражала атаки вражеской авиации. Во время перехода «Ленинград» уничтожил немецкую батарею на мысе Юминда. 29 августа корабль сопровождал повреждённый эсминец «Минск»[2] и, уничтожив несколько мин, вечером достиг Кронштадта.

Оборона Кронштадта и эвакуация с Ханко

В начале сентября лидер участвовал в установке мин на тыловых минных позициях, где было заложено свыше 80 мин в 18 минных барьерах. 17 сентября корабль был включён в оборонительную систему города[3]. С 19 сентября подвергался атакам со стороны немецкой авиации. 21 сентября его перевели в Западную группу кораблей, поддерживавших 8-ю и 42-ю армии.

22 сентября во время ответного артиллерийского огня «Ленинград» получил повреждения корпуса и механизмов от взрыва немецкого снаряда. Был перемещён к Канонерскому острову, но 12 октября, участвуя в обстреле противника, получил серьёзные повреждения от двух снарядов: первый пробил корпус и затопил цистерны с топливом и водой, второй вызвал пожар на палубе. В этом бою погиб командир артбашни Кузнецов, Василий Степанович, командир трюмных машинистов Латкин, Григорий Демьянович[4] получил тяжёлые ожоги, весь экипаж спасавший «Ленинград» от взрыва снарядов представлен к наградам. Кузнецов, Василий Степанович[5] награжден посмертно, его имя навечно занесено в списки корабля, а одно из орудий названо его именем[6] (фотография орудия имени Кузнецова, Василия Степановича[1], фотография памятной доски подвига Кузнецова, Василия Степановича[2]).

14 октября корабль отправили на ремонт на завод № 196 («Адмиралтейские верфи»[7]).

Гарнизон на полуострове Ханко подлежал скорой эвакуации. 2 ноября лидер «Ленинград» был включен во второй отряд, обеспечивающий эвакуационные мероприятия. С 9 ноября отряд пытался пробиться к полуострову, но непогода не позволила достичь цели. 11 ноября корабли снова повторил попытку, но из-за сильного шторма ширина протраленной полосы сократилась до 60 метров, что свело на нет меры противоминной защиты. К северу от мыса Юминда (в 65 милях от Ханко) корабли оказались на минном поле, и в тралах начали взрываться мины. Две мины, взорвавшиеся рядом с «Ленинградом», нанесли серьёзные повреждения: вышли из строя левая турбина и гирокомпас, корпус получил трещины, а семь нефтяных цистерн были затоплены. Корабль встал на якорь для устранения повреждений. Командир «Ленинграда» решил самостоятельно возвращаться к Гогланду, хотя сопровождавший его «Жданов» затонул рано утром. Поврежденный корабль был доставлен тральщиком Т-211 к Гогланду. 12 ноября отряд снова собрался у Гогланда. Лидеру передали 100 тонн мазута, и в тот же день «Ленинград» и эсминец «Стойкий» получили разрешение отправиться в Кронштадт.

Блокада и освобождение Ленинграда

25 ноября эсминец «Ленинград» был отправлен на ремонт, в ходе которого, согласно решению Военного Совета КБФ от 8 января 1942 года, было предписано установить на него систему размагничивания ЛФТИ (Ленинградского физико-технического института), что следовало завершить к 25 февраля 1942 года. Ремонт продолжался всю зиму. Уже в мае 1942 года, «Ленинград», став частью артиллерийской обороны города, начал вести огонь по позициям немецких войск. 14 мая в результате очередной воздушной атаки, лидер снова получил значительные повреждения и вновь был отправлен на ремонт[1]. В 1943 году корабль активно участвовал в артиллерийских обстрелах ключевых точек врага на линии наступления 55-й армии. В январе 1944 года артиллерия корабля, находившегося на позиции у моста Строителей на Малой Неве, способствовала прорыву блокады. 10 июня корабль обстреливал позиции немецких войск в зоне наступления 21-й армии Ленинградского фронта. В 1944 году, после прорыва блокады Ленинграда, лидер был переведён на Балтику и продолжил службу в составе Балтийского флота. До конца войны «Ленинград» не выходил в открытое море за пределы Кронштадта из-за угрозы подрыва на минах.

После окончания войны

После войны «Ленинград» несколько раз переклассифицировался. С 19 декабря 1951 по 25 ноября 1954 года прошёл капитальный ремонт и модернизацию. 18 апреля 1958 года был выведен из боевого состава и переоборудован в корабль-цель ЦЛ-75. 13 октября 1959 года включён в состав Северного флота (Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» на Неве) но 15 сентября 1960 года был разоружён и стал плавучей казармой ПКЗ-16. Окончательно его превратили в судно-мишень СМ-5 10 августа 1962 года. В мае 1963 года, в условиях учений, он был потоплен крылатой ракетой П-35 крейсера «Грозный» в Белом море неподалёку от Соловецких островов[2]. История лидера «Ленинград» — это пример мужества и стойкости советских моряков в самых тяжёлых условиях. Этот корабль, переживший бои Зимней войны, испытания арктических льдов и сражения Великой Отечественной войны, стал легендой Балтийского флота.

Таким образом, Краснознамённый Балтийский флот оказал большую помощь войскам Советской Армии в разгроме волховско-тихвинской группировки противника, в ликвидации смертельной опасности, нависшей в октябре-ноябре 1941 года над Ленинградом.В. Ачкасов

Память

Память о Лидере «Ленинград» увековечена в мемориальных объектах, публикациях, литературных произведениях, художественных произведениях и компьютерных играх:

Ссылки

Литература

  • Ачкасов В. И., Вайнер Б. А. «Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне». — М.: Военное издательство МО СССР, 1957. — С. 368. — 400 с.
  • Васильева Светлана. «Адмиралтейские верфи» 1941—1945 годы" // Журнал объединенной судостроительной корпорации. № 1. 2020 г.
  • Кадзокова Т. Быть достойными отцов и дедов завещал ветеран // Прохладненские известия : газета. — 2004. — 21 февраля (№ 22 (9440)). — С. 2.
  • Качур П. И. «Гончие псы» Красного флота. Ташкент, Баку, Ленинград.. — Эксмо, 2008. — С. 50. — 144 с. — ISBN 978-5-699-31614-4.
  • Павел Лукницкий. Орудие имени старшины 2-й статьи Василия Кузнецова // Советская Хакассия : газета. — 1942. — 12 декабря (№ 277 (8291)). — С. 1.
  • Чернышев А. А. Балтийский флот в битве за Ленинград 1941 г.. — М.,: Вече, 2014. — 384 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Качур П. И. «Гончие псы» Красного флота. Ташкент, Баку, Ленинград. — Эксмо, 2008. — С. 50. — 144 с. — ISBN 978-5-699-31614-4.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Ачкасов В. И., Вайнер Б. А. Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне. — М.: Военное издательство МО СССР, 1957. — С. 368. — 400 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 Чернышев А. А. Балтийский флот в битве за Ленинград 1941 г.. — М.: Вече, 2014. — С. 199. — 384 с. — ISBN 978-5-4444-1662-4.
  4. Кадзокова Т. Быть достойными отцов и дедов завещал ветеран // Прохладненские известия : газета. — 2004. — 21 февраля (№ 22 (9440)). — С. 2.
  5. Описание подвига. № архивной записи: 7719911. Подвиг народа.
  6. Павел Лукницкий. Орудие имени старшины 2-й статьи Василия Кузнецова // Советская Хакассия : газета. — 1942. — 12 декабря (№ 277 (8291)). — С. 1.
  7. Васильева Светлана. «Адмиралтейские верфи» 1941–1945 годы // Журнал объединённой судостроительной корпорации : журнал. — 2020. — № 1. — С. 21.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!