Контрреформы Александра III

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Контрреформыреакционные преобразования императора Александра III, проведённые в 80-х — начале 90-х годов XIX века, направленные на пересмотр буржуазных реформ императора Александра II. Идеологом реформ был обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев, а реакционный курс во внутренней политике осуществляло министерство внутренних дел во главе с графом Дмитрием Толстым.

История

Идеолог контрреформ —
Константин Победоносцев и инициатор — граф Дмитрий Толстой

1 (13) марта 1881 года после убийства императора Александра II террористами-народовольцами на царский трон взошёл император Александр III. Новый император вначале готовился к военной карьере, а не к управлению страной, так как был вторым сыном Александра II. Однако после смерти наследника-цесаревича Николая Александровича 12 [24] апреля 1865 года, Александра стали привлекать к государственным делам. Он стал участвовать в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, и одновременно осваивать курс наук, необходимых для монарха. На мировоззрение Александра III огромное влияние оказал профессор права Константин Победоносцев, который был среди учителей будущего императора. После убийства отца, Александр III проявил некоторую растерянность и даже назначил регента — своего брата великого князя Владимира Александровича на случай собственной насильственной смерти. Поэтому с первых шагов государственной деятельности нового монарха началась политика контрреформ[1][2].

Начало Контрреформе положил Манифест о незыблемости самодержавия императора от 29 апреля (11 мая1881 года. После его издания подали в отставку ведущие министры времени царствования Александра II: министр финансов Александр Абаза, министр внутренних дел Михаил Лорис-Меликов, военный министр Дмитрий Милютин. В ходе реализации курса Контрреформы произошло обновление состава высшей бюрократии, при подборе кандидатов главное внимание уделялось сочетанию профессиональных качеств с умением и желанием следовать политике реформы. Были уволены в отставку новые министры финансов Николай Бунге, министр народного просвещения барон Александр Николаи, а также министр юстиции Дмитрий Набоков[3]. Победоносцев, назначенный на пост обер-прокурора Правительствующего синода, предложил «подморозить Россию»: прикрыть «говорильни», земства, демократические и либеральные издания. По его инициативе и с одобрения императора в августе 1881 года было принято специальное «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Согласно Положению власть могла: без суда и следствия выслать нежелательных лиц; без суда закрыть учебные заведения из-за волнений студентов; объявить любую губернию, уезд на положении «усиленной и чрезвычайной охраны»; вводить охранные отделения для борьбы с революционной крамолой. Положение наделяло местную администрацию и полицейские органы дополнительными полномочиями: закрывать торговые и промышленные предприятия, арестовывать, штрафовать и высылать подозрительных лиц, закрывать газеты и журналы[1][2].

Основные контрреформы

Судебная контрреформа началась с изменения существовавшего порядка проведения дознания и предварительного следствия. Были расширены права жандармерии в этих институтах, что, привело к сокращению полномочий штатных судебных следователей. 4 (16) августа 1878 года после убийства народниками-террористами руководителя тайной полиции генерал-адъютанта Мезенцева, был принят закон, изменивший подсудность дел о государственных преступлениях. Они передавались под юрисдикцию военных судов. Дела о вооруженном сопротивлении властям, нападении на полицейских чинов и других должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей передавались в военно-окружные суды. 20 мая (1 июня1885 года вводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое получило право смещать или перемещать судей на нижестоящую должность. Предложения о подобных мерах воздействия на судей готовило министерство юстиции. В феврале 1887 года появился указ, который позволял любое дело по усмотрению начальства объявлять секретным, и судебное заседание должно было проходить в закрытом режиме. В 1889 году были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 году открытость гражданского суда[4][3].

Серьезный удар был нанесен по институту мировых судей. В 1889 году было опубликовано «Положение о земских участковых начальниках», согласно которому выборность мировых судей отменялась, уездные присутствия по крестьянским делам упразднялись. В уездах вместо мировых судей вводились должности земских участковых начальников. Земские участковые начальники назначались губернатором из местных дворян по согласованию с предводителем дворянства. Их кандидатуры утверждались министром внутренних дел. Они должны были иметь дворянское звание, трехлетний стаж работы в судебных учреждениях и достаточное образование. На земских участковых начальников возлагались полицейско-судебные функции. Они были правомочны рассматривать земельные споры, осуществлять надзор за общинным крестьянским самоуправлением, волостными крестьянскими судами. В их ведение переходили уголовные и гражданские дела, которые ранее по подсудности относились к мировым судам[4]. В 1892 году в связи с ростом революционного, в том числе рабочего движения был издан закон «О военном положении», позволявший вводить особый режим в местностях, «опасных в революционном отношении». Закон наделял министра внутренних дел, генерал-губернаторов чрезвычайными полномочиями. За сопротивление властям по законам военного положения вводилась смертная казнь через повешение[4][3].

Контрреформа земского самоуправления 1890 года отвечала интересам дворянства. В связи с введением новых земских начальников царским правительством было пересмотрено положение о земских и городских органах местного самоуправления. По новому Положению о земствах вместо цензового принципа образования местных органов управления был установлен сословный принцип комплектования. В правила избрания представителей были внесены изменения, приведшие к подавляющему большинству личных и потомственных дворян в органах местного самоуправления. Новый порядок формирования органов местного самоуправления привел к тому, что количество депутатов в земское собрание от крестьян уменьшилось, а от дворян наоборот увеличилось. Теперь губернатор сам мог назначить в земства представителей из числа крестьян-выборщиков. Одновременно был усилен контроль правительственных органов за деятельностью земств и городских управ. Административные функции и судебная власть передавалась в руки земских помещиков, которым стали подчиняться сельские и волостные сходы[1][3].

Городская контрреформа значительно повысила имущественный ценз, что обеспечило сокращение представителей бедных слоёв в городской думе и увеличило число богатых в думах примерно в три раза. Новое Городовое положение 1892 года существенно поднимало планку имущественного ценза для городских избирателей. Тем самым от выборов в городские органы местного самоуправления были отстранены не только представители малого бизнеса, но и часть средней буржуазии. И земская, и городская контрреформы проводились с целью ограничить полномочия либеральных органов местного самоуправления, усилить в них влияние консервативного дворянства, ужесточить контроль со стороны губернских и правительственных чиновников[1][3].

Административно-полицейские реформы. В 1881 году вышло «Положения об усиленной и чрезвычайной охране», которое давало областным и губернским властям право вводить на неопределенный срок режим чрезвычайного управления. В период действия режима существовала возможность высылки нежелательных лиц, закрытия учебных заведений и средств массовой информации, передачи гражданского судопроизводства военным судам. При министре внутренних дел было организовано Особое совещание, которое во внесудебном порядке могло ссылать подозрительных личностей либо держать их под арестом до пяти лет. В 1892 году были изданы «Правила о местностях, состоящих на военном положении», которым регламентирован режим военного положения, предусматривавший передачу власти от гражданских к военным органам, широкое применение военной юстиции. Издавались также нормативные акты, направленные на притеснение национальных меньшинств, из числа которых наиболее известны «Майские правила» 1882 года[1][3].

В 1898 году был создан Особый отдел департамента полиции, руководивший политическим сыском. Ему были подчинены новые секретные органы политического сыска — Отделения по охранению общественной безопасности и порядка. Охранные отделения, созданные в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве, действовали самостоятельно и не подчинялись местным жандармским органам. В обязанности охранных отделений входило: предупреждение стачек и забастовок, выявление зачинщиков антиправительственных выступлений, расследование причин не санкционированных властями митингов и демонстраций, сходок и собраний, наблюдение за деятельностью студенческих объединений с целью «принятия негласных мер к предупреждению и расследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок и демонстраций». Охранные отделения для выполнения ответственных задач широко использовали агентурную сеть, различного рода филеров, осведомителей и даже провокаторов. Главной целью негласной агентуры было проникновение в революционные организации и своевременное информирование охранных отделений о намечаемых антиправительственных акциях[1][5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Реформы и контрреформы в России : Циклы модернизации процесса / В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. С. Ахиезер; Под ред. В. В. Ильина. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 398 с. — ISBN 5-211-03734-0
  2. 2,0 2,1 Троицкий Н. А Контрреформы 1889—1892 гг. — М.: Высш. шк., 1997. — 431 с.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 КОНТРРЕФОРМЫ 1880–90-х гг. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. 4,0 4,1 4,2 Судебная реформа и контрреформа в России / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Сарат. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. — Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1969. — 400 с
  5. Политический сыск России (1880-1917) / З.И. Перегудова; Гос. арх. Рос. Федерации. — Москва : РОССПЭН, 2000. — 430 с. — ISBN 5-8243-0063-1

Литература

  • КОНТРРЕФОРМЫ 1880–90-х гг. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Контрреформы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Троицкий Н. А Контрреформы 1889—1892 гг. — М.: Высш. шк., 1997. — 431 с.
  • Министерство внутренних дел. 1802–1902. Исторический очерк. — СПб., 1901.
  • Судебная реформа и контрреформа в России / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР. Сарат. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. — Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1969. — 400 с.
  • Реформы и контрреформы в России : Циклы модернизации процесса / В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. С. Ахиезер; Под ред. В. В. Ильина. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1996. — 398 с. — ISBN 5-211-03734-0
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!