Комлева, Габриэла Трофимовна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Габриэла Комлева
Имя при рождении Габриэла Трофимовна Комлева
Дата рождения 27 декабря 1938(1938-12-27) (85 лет)
Место рождения Ленинград, РСФСР, СССР
Гражданство  СССРФлаг России Россия
Профессия балерина, балетмейстер, музыкальный педагог
Годы активности с 1957 года
Театр Мариинский театр
Награды

Габриэла Трофи́мовна Ко́млева (род. 27 декабря 1938 года, Ленинград, СССР) — советская и российская балерина, балетмейстер, музыкальный педагог, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова; народная артистка РСФСР (1975), народная артистка СССР (1983).

С 1960 по 1980 год прима-балерина, а с 1989 годабалетмейстер-репетитор Мариинского театра. Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1970). В 2014 году была удостоена театральной премии «Золотой софит», а в 2019 году специальной театральной премии «Золотая маска». Член Союза театральных деятелей Российской Федерации.

Биография

Габриэла Комлева родилась 27 декабря 1938 года в Ленинграде. В 1941—1942 годах в период Великой Отечественной войны находилась с семьёй в Блокадном Ленинграде. В 1942 году эвакуировались из Ленинграда в Нижнюю Тавду, Тюменской области к родственникам. О периоде блокады она вспоминала с содроганием:

Я была совсем маленькая, но многое мне рассказывала мама. Мы жили на Васильевском острове, там все деревья были буквально обглоданы — люди обдирали и варили кору. Эмоции, страх в том числе, были заторможены, загнаны внутрь. Наступили некая одеревенелость и безразличие. Однажды мама бежала со мной на руках по мосту через Неву во время артобстрела. Ей кричали: «Ложись! Ложись!» — а она не могла остановиться, не владела собой. Очень хорошо запомнилось, как мы уезжали по Ладоге. Весна, лед начал таять. Мы в кузове грузовика. Началась бомбежка, и на наших глазах впереди идущая машина медленно провалилась под лед. На Большой земле встречало угощение: на костре в огромном котле варили для нас «заваруху» из муки. Я шептала маме: это же лучше пирожных! И мечтала: закончится война, наварим такой чудной каши-«заварухи» и соберем вместе всех близких... С тех времен остались привычки, от которых не избавиться. Рука, например, до сих пор автоматически собирает со скатерти хлебные крошки. Это где-то в подсознании сидит...[1]

В 1948 году после войны семья вновь переехала в Ленинград. В 1957 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, где училась у известных балетных педагогов Веры Костровицкой и Варвары Мей[2][3][4][5]

Творческая деятельность

В 1957 году была принята в труппу в Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, где прослужила более тридцати лет. Комлева сразу показала себя как классическая танцовщица лирико-драматического дарования; отличное владение техникой классического танца, уверенное мастерство, музыкальность сделали её ведущей балериной театра. Играла такие партии как Аврора в «Спящей красавице», Маша в «Щелкунчике» в Одетта и Одиллия в «Лебедином озере» (балетмейстер Василий Вайнонен) и Фея бриллиантов, Фея смелости в «Спящей красавице» Петра Чайковского, Хасинта в «Лауренсии» Александра Крейна под руководством балетмейстера Вахтанга Чабукиани, Сильфида в «Сильфиде» на музыку Германа Левенскольда под руководством балетмейстера Августа Бурнонвиля, Никия в «Баядерке» Людвига Минкуса под управлением балетмейстера Мариуса Петипа, Жизель в одноимённом балете Адольфа Адана под управлением балетмейстера Мариуса Петипа, Китри в «Дон Кихоте» Людвига Минкуса под управлением балетмейстера Александра Горского, Эсмеральда в «Эсмеральде» (балетмейстер Жюля Перро), Жемчужина в «Коньке-горбунке» и Люсиль Гран в «Pas de Quatre» на музыку Цецаря Пуни под управлением балетмейстера Жюля Перро и Антона Долина, Солистка в балете «Пахита» Эдуарда Дельдевеза, Раймонда в одноимённом балете Александра Глазунова, Солистка в «Шопениане» на музыку Фредерика Шопена под управлением балетмейстера Михаила Фокина, Бабочка в «Карнавале» на музыку Роберта Шумана, Панночка в «Тарасе Бульбе» Ввасилия Соловьёва-Седого, Паскуала в «Лауренсии» Александра Крейна под управлением балетмейстера Вахтанга Чабукиани, Мирта в «Жизели» Адольфа Адана под управлением балетмейстера Мариуса Петипа, Повелительница дриад в «Дон Кихоте» Людвига Минкуса под управлением балетмейстера Александра Горского[2][3][4][5].

В 1970 году за исполнение партии Ассият в балетном спектакле О. М. Виноградова «Горянка» М. М. Кажлаева, поставленный на сцене Театра имени С. М. Кирова Комлева становится лауреатом Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки[6].

В 1979 году была назначена педагогом, а с 1989 года работала балетмейстером-репетитором Мариинского театра. В качестве балетмейстера осуществила перенос и возобновление ряда спектаклей классического наследия: В качестве балетмейстера осуществила перенос и возобновление ряда спектаклей классического наследия, в том числе «Лебединое озеро» в 1986 году, «Спящая красавица» в 1987 году в Новосибирский театр оперы и балета, «Баядерка» в Свердловский театр оперы и балета, совместно с Натальей Янанис, Еленой Евтеевой и Петром Гусевым. «Спящая красавица» в Улан-Удэнский театр оперы и балета, «Па де катр» в Театре оперы и балета имени Кирова в Казани, Grand pas из «Пахиты», картина «Тени» из «Баядерки», «Шопениана» в 1990 год в берлинскую Штаатс-оперу, «Сильфида» в Большой театр; совместно с Олегом Виноградовым и Натальей Спицыной, «Щелкунчик» в токийский Новый национальный театр, «Па-де-катр» в 2002 году, «Раймонда» в 2006 году в Михайловском театре, «Спящая красавица» в 2011 году и «Баядерка» в 2012 году в Самарском академическом театре оперы и балета[2][3][4][5]. В этом качестве балетмейстера Комлева работала с Сильви Гиллем, Джулии Мун, Лисой Макухой-Элизальде, Кайе Кырб, Галиной Мезенцевой, Маргаритой Куллик, Эльвирой Тарасовой, Ларисой Лежниной, Еленой Мартинсон, Мариной Чирковой, Анастасией Волочковой, Вероникой Парт, Софьей Гумеровой, Дарьей Павленко, Татьяной Амосовой, Екатериной Осмолкиной, Яной Селиной, Анастасией Колеговой, Ириной Голуб, Оксаной Бондаревой, Екатериной Чебыкиной и Анастасией Лукиной[2]. Как отмечал народный артист СССР Олег Виноградов:

За танцы Комлевой, за ее талант, за ее школу будущим поколениям будет не стыдно. Они будут смотреть и восхищаться[7]

С 1974 года состоялся её дебют в кино когда она снялась в фильме-концерте Лентелефильм Образы танца, в 1975 году снялась в фильме-балете Парад сказок, в 1977 году в роли Жар-птица сыграла в одноимённом фильме-балете, в 1979 году снялась в роли Никия в видеозаписи балета «Баядерка» Людвига Минкуса, хореография Мариуса Петипа в редакции Вахтанга Чабукиани, в 1980 году снялась в документальном фильме Добрый город, в 1981 году снялась в главной роли в фильме-концерте Танцует Габриэла Комлева, в 1982 году снялась в фильме-балете Ленинградская симфония на музыку Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, в 1983 году снялась в документальном фильме И каждый вечер в час назначенный..., в 1985 году снялась в фильме-балете Золушка в роли Золушки, в этом же году в роли жены друга снялась в фильме-балете Павана Мавра, в 1988 году в роли Эмилии снялась в фильме-балете Шекспириана, в 1995 году в роли педагога снялась в фильме Мания Жизели[8].

С 1985 по 1989 год так же Комлева работала и на телевидении, являясь ведущей цикла передач на Ленинградском телевидении «Премудрости Терпсихоры»[2][3][4][5]. В дальнейшем Габриэла Комлева была ведущей программ о балете на ленинградском и санкт-петербургском телевидении и радио[9].

В 1968 году Комлева была удостоена почётного звания Заслуженная артистка Дагестанской АССР, в 1970 году ей было присвоено звание Заслуженная артистка РСФСР, в 1975 году за заслуги в области искусства ей было присвоено звание Народная артистка РСФСР, а в 1983 году Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в области советского искусства Комлева была удостоена звания Народная артистка СССР[3]

С 1971 по 1978 год на педагогической работе в Ленинградском хореографическом училище имени А. Я. Вагановой в качестве преподавателя классического балета. В 1984 году Комлева окончила балетмейстерское отделение по кафедре хореографии Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. С 1987 года на педагогической работе в этой консерватории в качестве преподавателя курса «Искусство балетмейстера-репетитора». В 1994 году ей было присвоено учёное звание профессор. С 2011 по 2013 год она являлась заведующей кафедрой хореографии этой консерватории[2][3][4][5]. Была членом Учёного совета Академии русского балета имени А. Я. Вагановой[9]

Президент России Дмитрий Медведев отмечал, что Комлевой удалось создать настоящие шедевры балетной практики:

Ваша яркая творческая судьба неразрывно связана с прославленной сценой Мариинского театра. — Следуя традициям «вагановской» школы, Вам удалось создать настоящие шедевры балетной классики. В незабываемых партиях Авроры в «Спящей красавице», Ариадны в «Икаре» и во многих других постановках отечественных и зарубежных балетмейстеров Ваш разносторонний талант раскрылся необычайно глубоко. Искренне увлечённый и преданный искусству человек, Вы щедро делитесь богатым опытом и мастерством с молодыми исполнителями. Многие из них добились признанного успеха и блистательно выступают как в России, так и за её пределами[10]

Личная жизнь

Комлева замужем за Аркадием Соколовом-Коминским (род. 26 апреля 1937), балетовед, театральный критик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Творчество

Партии в Мариинском театре
В партиях Юрия Григоровича
В партиях Игоря Бельского
В партиях Константина Сергеева
В партиях Олега Виноградова
В других концертных номерах
В качестве балетмейстера
Фильмография

Награды

Звания
Премии
Музыкальные премии
  • Специальная премия «Золотая маска» (2019) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства[14]
  • Театральная премия «Золотой софит» (2014) — за творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга[15]
  • Лауреат приза «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2004)[2]
  • Лауреат Всесоюзного конкурса новых хореографических номеров (I премия, 1976)[2]
  • Лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (II премия, 1966)[2]

Оценки и мнения

Премьер-министр России Михаил Мишустин назвал ведущие партии Комлевой шедеврами мирового балета:

Ваша артистическая индивидуальность, чувство стиля и музыкальность воплотились в яркие роли на сцене знаменитого Мариинского театра. Ведущие партии в "Жизели" и "Эсмеральде", Авроры в "Спящей красавице", Никии в "Баядерке", Ариадны в "Икаре" — стали настоящими шедеврами мирового балета, снискали любовь миллионов поклонников прекрасного искусства. Особой благодарности заслуживает Ваша преподавательская деятельность. Многие годы Вы щедро делитесь с учениками знаниями и опытом, секретами мастерства и любовью к профессии, помогаете раскрывать их способности и таланты[16]

Руководитель Службы внешней разведки Российской Федерации Сергей Нарышкин отметил:

Знаменитая балерина, блистательная звезда Мариинского театра, Вы — гордость отечественного балета, обладающая уникальным, необычайно глубоким талантом и даром перевоплощения. Ваше искусство танца, грациозность, великолепное хореографическое и актерское мастерство, неиссякаемая творческая энергия и трудолюбие позволили Вам завоевать высокое признание профессионалов, искреннюю любовь и внимание многочисленных поклонников балетной классики в нашей стране и за рубежом. Сегодня, следуя своему призванию, Вы с увлеченностью и преданностью профессии воспитываете молодых исполнителей, помогая их становлению, щедро делитесь богатым опытом, знаниями и виртуозным мастерством хореографии. Ваш большой личный вклад в сохранение традиций и развитие балетной школы России, педагогическая и общественная работа вызывают огромное уважение[17]

Библиография

  • Комлева Г. Т. Образы танца. — Л.: Мастера балета, 1978.
  • Комлева Г. Т. Необходимое внимание к исполнительству. — Л.: СБ, 1984.
  • Комлева Г. Т. Школа классического танца (вступительная статья) / В. Костровицкая, А. Писарев. — 3-е изд. — Л., 1986.
  • Комлева Г. Т. Танец - счастье и боль… Записки петербургской балерины изд. — 2000.
  • Комлева Г. Т. Танец - счастье и боль… Записки петербургской балерины изд. — 2019.

Литература

  • Комлева, Габриэла Трофимовна / Большая Российская энциклопедия // научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 14: Киреев — Конго / [отв. ред. С. Л. Кравец]. — 2009. — 749 с. — ISBN 978-5-85270-345-3
  • Б. А. Илларионов.  // «Энциклопедия Русский балет». — 1997. — С. 225.
  • Музыка: Большой энцикл. слов. / Абаджиев А. и др.; Гл. ред. Г. В. Келдыш. — 2-е (репр.) изд. "Муз. энцикл. слов. " 1990 г. — Москва : Большая рос. энцикл., 1998. — 671 с. — ISBN 5-85270-254-4
  • Музыкальный энциклопедический словарь / Абаджиев А. и др., гл. ред. Г. В. Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — 671 с. — ISBN 5-85270-033-9
  • Народные артисты СССР: В 2 т. / Авт.-сост. М. В. Музалевский и В. Л. Иванов. — М.: РИЦ «Кавалер», 2007.

Примечания

  1. Габриэла Комлева: «После блокады остались привычки: автоматически собираю со скатерти хлебные крошки». Собака.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Комлева, Габриэла Трофимовна. Мариинский театр. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Б. А. Илларионов.  // Энциклопедия Русский балет. — 1997. — С. 225.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Музыка: Большой энцикл. слов. / Абаджиев А. и др.; Гл. ред. Г. В. Келдыш. — 2-е (репр.) изд. "Муз. энцикл. слов. " 1990 г. — Москва : Большая рос. энцикл., 1998. — 671 с. — ISBN 5-85270-254-4
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Музыкальный энциклопедический словарь / Абаджиев А. и др., гл. ред. Г. В. Келдыш. — Москва : Советская энциклопедия, 1990. — 671 с. — ISBN 5-85270-033-9
  6. 6,0 6,1 Постановление Совета Министров РСФСР «О присуждении Государственных премий в области литературы, искусства и архитектуры». Газета «Советская Россия» от 26.12.1970
  7. Звезда советского балета Габриэла Комлева отметила 85-летие. Смотрим. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  8. Комлева, Габриэла Трофимовна. kino-teatr.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  9. 9,0 9,1 Комлева, Габриэла Трофимовна. ТАСС. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  10. Поздравление балетмейстеру-репетитору Государственного академического Мариинского театра, профессору, народной артистке РСФСР и СССР Габриэле Комлевой с юбилеем. Kremlin.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  11. Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3
  12. Творческие работники и сотрудники Мариинского театра, награждённые государственными наградами. Kremlin.ru. Дата обращения: 8 марта 2024.
  13. Распоряжение Президента Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 172-рп «О поощрении»
  14. Специальные Премии 2019. «Фестиваль «Золотая маска». Дата обращения: 5 апреля 2024.
  15. Золотой софит 2014. Золотой софит. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  16. Мишустин поздравил с юбилеем народную артистку СССР Габриэлу Комлеву. ТАСС. Дата обращения: 5 апреля 2024.
  17. Директор Службы внешней разведки Российской Федерации С. Е. Нарышкин поздравил с юбилеем народную артистку СССР Габриэлу Комлеву. Служба внешней разведки Российской Федерации. Дата обращения: 5 апреля 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!