Колокол (газета)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
«Колокол»
1 июля 1857 года. Первая страница первого номера газеты.1 июля 1857 года. Первая страница первого номера газеты.
Владелец А. И. Герцен
Н. П. Огарёв
Издатель Вольная русская типография
Редактор А. И. Герцен
Н. П. Огарёв
Основана 1 июля 1857
Политическая принадлежность революционная газета
Язык русский
французский1868 году)
Периодичность 1-4 раза в месяц
Цена 6 пенсов (без приложений) в Лондоне
50 сантимов в Женеве
Главный офис Лондон (номера 1-196)
Женева (со 197-го номера)
Тираж до 2500-3000
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Ко́локол» — первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской типографии с 1 июля 1857 по 1 июля 1867 год, вначале 1 раз в месяц на 8 страницах, с 1 февраля 1858 — 2 раза в месяц на 16 страницах, в октябре и ноябре 1861 — 4 раза, в следующие годы — 1—2 раза в месяц, порой нерегулярно. Вышло всего 245 номеров газеты, издавалась в 18571865 годах — в Лондоне, в 1865—1867 годах — в Женеве на русском и французском языках. Имела подзаголовок "Прибавочные листы к «Полярной звезде» (до № 118)[1], в 1862 году этот подзаголовок был снят[2].

Девиз «Колокола» (на латинском языке) — «Vivos voco!» («Зову живых»). Газета издавалась тиражом 2000—2500 и 3000 экземпляров. Некоторые номера выходили повторным тиражом. Успех газеты в России был огромен, особенно накануне крестьянской реформы и в первый период после неё. Газета оказала большое революционное воздействие на разночинную молодежь[2]. После закрытия «Колокола» в 1868 году на французском языке (15 номеров) издавалась газета «Kolokol» («La cloche»), адресованная преимущественно европейскому читателю. «Колокол» явился предшественником рабочей, социал-демократической печати в России[3].

История

Основание «Колокола»

А. И. Герцен (его псевдоним — Искандер) талантливый публицист, философ и беллетрист уже в «Отечественных записках» оказался первым, кто сделал прорыв в области свободного слова в России. Убедившись, что на родине нет настоящей свободы слова, и стремясь открыто поставить вопрос об отмене крепостного права, уничтожении старой бюрократии, журналист решил в конце 40-х годов уехать из России и стать эмигрантом. В 1852 году он приехал в Лондон и здесь остался на долгие годы. В 1843 году у него возник план организации русской свободной печати за границей, но осуществлено это намерение только в 1853 году. С 1855 года Герцен начал издавать альманах «Полярная звезда»[4]

Издатели «Колокола» А. И. Герцен и Н. П. Огарёв. Лето 1861 года.

Однако «Полярная звезда» выходила редко — не чаще одного раза в год. Герцен писал:

«События в Росии несутся быстро, их надо ловить на лету, обслуживать тотчас»[5].

. Поэт Николай Платонович Огарёв становится ближайшим помощником и соратником Герцена в Лондоне с 1856 года. Стремясь удовлетворить новые потребности русского общества, Герцен и Огарёв с 1 июля 1857 года начали издание газеты «Колокол».

Это издание должно было выходить чаще, чем «Полярная звезда», откликаться на все текущие события и вопросы русской жизни и быть удобным для распространения[6]. Газета имела подзаголовок "Прибавочные листы к «Полярной звезде». Девизом издания стали начальные слова «Песни о колоколе» Шиллера — «Зову живых». Направление «Колокола» было определено редакторами-издателями[7].

  • освобождение крестьян;
  • упразднение цензуры;
  • отмена телесных наказаний.

Таким образом, редакторы хотели повысить актуальность своей деятельности, обеспечить злободневность изданий[8].

Содержание и структура газеты

«Колокол» был боевым, революционным органом и просуществовал десять лет. Он быстро откликался на все события в России, борясь за немедленное освобождение крестьян с землей, за демократические свободы. В связи с изменением условий жизни в России и с эволюцией взглядов издателей газеты менялись тактика, содержание, структура, круг авторов «Колокола». В своем развитии «Колокол» прошёл три этапа:

18571861 годы — период подъёма и наивысшей популярности и влияния издания (тираж достигает 3000 экземпляров).

18621864 годы — время потери популярности и охлаждения русского читателя (тираж падает до 500 экземпляров).

18651867 годы — перевод «Колокола» на континент, попытки наладить контакты с «молодой эмиграцией», отсутствие спроса, прекращение издания.

Герцен ввёл много рубрик: «Голоса из России», «Правда ли?», «Под спудом» и «Под суд!» — в последнем рассматривались конкретные случаи издевательств над крестьянами, беззаконий и чиновничьих злоупотреблений — с именами, адресами, копиями внутридепартаментных и полицейских секретных документов[6]. Первые восемь номеров «Колокола» выходили раз в месяц, но, с ростом популярности, 15 февраля 1858 года издание перешло на двухразовый выпуск, по первым и пятнадцатым числам. В дальнейшем, в зависимости от количества корреспонденции и важности событий, периодичность колебалась от еженедельной до ежемесячной. С ноября 1861 по июнь 1863 года газета издавалась 3-4 раза в месяц. Объём газеты составлял 8 (иногда 10) страниц. Листы печатались на тонкой бумаге, которую проще нелегально переправлять через таможню.

Успех и влияние в России

В первых двух номерах «Колокола» ещё не было материалов, присланных из России. Но уже в пятом листе редакция сообщала об огромном количестве корреспонденции, пришедшей в газету с России. Ко времени издания «Колокола» были налажены контакты с Россией, которые постепенно стали устанавливаться после выхода «Полярной звезды». «Колокол» имел огромную корреспондентскую сеть. Сотни людей, приезжая в Лондон, посещали Герцена и Огарёва, сообщали ценные сведения[6]. В первое пятилетие существования «Колокола» у Герцена побывали сотни людей из России. Среди них были видные общественные деятели, писатели, журналисты, учёные: Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Марко Вовчок, М. Л. Михайлов, В. С. Курочкин, Н. В. и Л. П. Шелгуновы, З. Сераковский, К- Д. Кавелин, П. В. Анненков, И. С. Аксаков и другие. Многие ехали за границу лишь для того, чтобы познакомиться с Герценом и выразить ему свое сочувствие[9]

В качестве приложений к «Колоколу» выходили газеты для простого народа «Под суд» (1859—1862) и «Общее вече» (1862—1864). Напечатанные на тонкой бумаге листы «Колокола» нелегально перевозились в Россию через границу.

Для переброски «Колокола» через границу и связи с Россией были использованы агенты английских торговых фирм, имевших отделения в Петербурге, моряки торговых и военных кораблей, представители польской революционной эмиграции, у которой были необходимые связи в приграничных местностях.

Под видом каталогов и детских книг спрятанный в ящики с двойным дном и даже в бюсты Николая I «Колокол» доставлялся в порты Чёрного и Балтийского морей или провозился через сухопутную границу[10]

Газета стала трибуной, с которой авторы могли обратиться с вольным словом к народу. Ряд статей «Колокола» пореформенной поры представляет собой воззвания, прокламации. Некоторые из них были составлены при участии членов нелегального революционного общества «Земля и воля». Прокламации, выпущенные Герценом и Огарёвым, получили распространение в России[11].

Падение популярности «Колокола»

В 1863 году в «Колоколе» появились выступления Герцена в поддержку польского восстания. После принятого редакторами решения поддержать польское восстание 1863 года, часть либеральных читателей отворачивается от газеты. В обстановке террора и реакции Герцен уже не мог отказаться от поддержки Польши, хотя это и стоило «Колоколу» популярности[6]

С осени 1863 года начался период упадка «Колокола» и Вольной типографии. Резко уменьшаются поток корреспонденции и количество читателей. «К концу 1863 года, — вспоминал Герцен, — расход „Колокола“ с 2500—3000 сошёл на 500 и ни разу не поднимался далее 1000 экземпляров». С 15 мая 1864 года Герцен и Огарев стали выпускать «Колокол» лишь один раз в месяц, а 15 июля закончили выход «Общего веча»[12].

Последние годы существования газеты

В конце 1864 — начале 1865 годов Герцен в Женеве встречается с молодыми русскими эмигрантами. Стремясь быть ближе к своему читателю, весной 1865 года Герцен и Огарёв переводят Вольную русскую типографию в Швейцарию. «Колокол» номер 196 вышел в Лондоне, а № 197 увидел свет 25 мая уже в Женеве. Однако эти усилия не приводят к успеху. В 1867 году издание снова возвращается к единственному выпуску в месяц, а 1 июля 1867 года стихотворением Огарёва «До свиданья!» сообщает, что «смолкает Колокол на время». Разногласия с женевской «молодой эмиграцией», ослабление живых контактов с Россией, усиление политической реакции и другие причины вынудили Герцена и Огарёва прекратить издание на полгода[7]. А в ноябре опубликовано сообщение о том, что «Колокол» будет с 1 января выходить по-французски, ориентируясь и на зарубежного читателя. В первом номере французского «Колокола» Герцен прямо признал уменьшение своего влияния в России и правильно увидел в этом отражение того, что печатный орган выполнил свою историческую миссию. В 1868 году вышло 15 номеров «Колокола» на французском языке. Однако попытка возобновить «Колокол» на французском языке не нашла поддержки среди французской буржуазной демократии. В последнем номере от 1 декабря редакция объясняла свое решение прекратить издание этого органа. Это было отражено в «Письме Н. Огареву», которое написал ему Герцен[13]:

«Дорогой друг, я хочу предложить тебе не более и не менее, как „государственный переворот“, а именно — немедленно прекратить издание „Колокола“…Новое поколение идет своим путем, оно не нуждается в наших речах…Остальным нам нечего сказать…Со взглядами, господствующими в России, мы разошлись настолько, что перебросить мост невозможно…»[14].

Герцен имел полное право заявить: «Мы спокойно покинем арену журналистики, не будучи ни побеждены, ни превзойдены».

Рост реакции в России, преследование революционных деятелей резко сузили возможности распространения «Колокола» в России. Это послужило главной причиной прекращения издания, сыгравшего важную роль в общественно-политической жизни России 50—60-х годов, в расширении круга борцов против самодержавия.

Авторы «Колокола»

В деятельности Вольной русской типографии, в частности в издании «Колокола», принимали активное участие польские политические эмигранты Людвиг Чернецкий (1828—1872) (участник революционного движения, бессменно заведовал Вольной русской типографией с самого ее основания— сначала в Лондоне, а затем в Женеве) и С. Тхоржевский. Авторами «Колокола» были М. А. Бакунин (русский мыслитель и революционер), Н. А. Серно-Соловьевич (один из организаторов «Земли и воли»), писатель и публицист А. А. Слепцов (один из организаторов «Земли и воли»), русский военный деятель Н. Н. Обручев, Н. И. Утин (участник революционного движения 1860—1870-х годов) и некоторые другие деятели революционно-демократического лагеря. Сотрудничавшие вначале в «Колокола» писатели либерального направления (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. В. Анненков и др.) с 60-х годов порывают с «Колоколом». Главными авторами «Колокола» были его издатели и редакторы — Герцен и Огарёв. Им принадлежат важнейшие выступления «Колкола». Именно их статьи, памфлеты, заметки определили политическое лицо, историческое значение «Колокола»[2][4].

Примечания

  1. / Газета «Колокол» № 118, 1 января 1862 года Дата обращения 20 июня 2024 года
  2. 2,0 2,1 2,2 Колокол. Фундаментальная электронная библиотека. Дата обращения: 19 июня 2024.
  3. А. В. Западов, 1973, стр. 292.
  4. 4,0 4,1 Колокол. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 20 июня 2024.
  5. А. Кузнецов. Эпистолярия . А. И. Герцен. Былое и думы. Проза .ру. Дата обращения: 20 июня 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Есин Б. И., 2000, гл.«Колокол».
  7. 7,0 7,1 А. И. Герцен — создатель Вольной русской типографии. Дата обращения: 19 июня 2024.
  8. А. В. Западов, 1973, стр. 288.
  9. А. В. Западов, 1973, стр.294.
  10. А. В. Западов, 1973, стр. 293-294.
  11. А. В. Западов, 1973, стр. 305.
  12. А. В. Западов, 1973, стр. 308.
  13. 1867 год. 1 декабря . Выходит последний номер" Колокола". Руниверс. Дата обращения: 19 июня 2024.
  14. Письма А. И. Герцена к Огарёву Дата обращения 19 июня 2024 года

Литература

Ссылки