Коловрат (символ)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Коловрат (Kolovratт) Свастика (Свастика) — Родноверие Коловрат («колесо со спицами») — символ верховного Бога в Родноверии (славянской исконной вере), Рода и его проявлений (Сварога, Перуна, Световита и всех других богов). Коло означает «колесо», и его врата («спицы») вращаются. Это символ духовной и, следовательно, светской власти. Коловрат олицетворяет бесконечный цикл рождений и смертей, время, солнце и огонь, силу и достоинство. Каждый оборот колеса — это цикл жизни в нашем мире. Коловрат и свастика имеют одинаковое значение.

Коловра́т — это символ, который представляет собой образ солнца с загнутыми по кругу лучами. Он означает постоянное движение, смену дня и ночи, победу света над тьмой, бесконечную жизнь. Происхождение этого слова связано с двумя корнями: «коло», что означает окружность или круг, и «врат», что переводится как «вращение»[1]. Это культурно-исторический символ, который также используется неонацистами для демонстрации своих убеждений[2].

Демонстрация символики в этой статье используется исключительно в информационных и исследовательских целях и не имеет намерения пропаганды или оправдания преступной идеологии фашизма и нацизма, не имеет целью отрицание фактов и выводов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), что не противоречит требованиям Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»[3][2][4][5].

Ответственность за использование нацистской символики

Административная ответственность

Административная ответственность за использование запрещённой символики предусмотрена статьёй 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[6]:

  • Для граждан — штраф в размере от одной до двух тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
  • Для должностных лиц — штраф в размере от двух до четырёх тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от десяти до пятидесяти тысяч рублей.

При назначении наказания во всех случаях решается вопрос о конфискации предмета административного правонарушения[6]. Ответственность не наступает, если использование запрещённой символики связано с научными исследованиями, художественным творчеством или подготовкой других материалов, осуждающих запрещённую идеологию[6].

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за использование запрещённой символики предусмотрена статьёй 282.4 Уголовного кодекса РФ[7]:

  • Неоднократная пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций. Наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет.
  • Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики. Наказывается теми же санкциями, что и в первом случае.

Помимо штрафа, за совершение указанных действий возможно назначение наказания в виде обязательных, исправительных и принудительных работ. Может быть применено лишение свободы на срок до четырёх лет[7].

Ограничения в описании

При подготовки статьи было принято решение не использовать информацию, которую можно найти на сайтах, предлагающих обереги и языческие символы по следующим основаниям:

1. Информация на таких сайтах часто носит мистический или религиозный характер. Это делает невозможным её объективную проверку[8].

3. На сайтах нет ссылок на научные источники, что снижает её достоверность[9].

4. Информация на сайтах иногда противоречит научным знаниям[8].

Происхождения символа

Коловрат — самостоятельный символ

Солнце

Солярная символика — это символика Солнца, которая занимала важное место в культуре славянских язычников. Символы, связанные с Солнцем, были посвящены богам Даждьбогу, Сварогу и Хорсу, которые считались светлыми божествами, приносящими материальные и духовные блага. Эти боги обитали в мире Прави — небесном мире, где жили только добрые и чистые божества. Правь воспринимался как идеальный мир, символизирующий гармонию и справедливость[10].

Основным знаком солярной символики у славян был Коловрат, который изображал Солнце, позиционировал благополучие и справедливость в мире. Этот символ относился к светлым богам. Языческие славяне называли его ещё Посолонь («по Солнцу») или Солнцеворотом. Слово «коло» означает круг, отсюда и такие понятия, как «кольцо» и «колесо». В отличие от свастики, у которой солнце состоит из четырёх лучей в основе, Коловрат имеет шесть или восемь лучей[10].

У древних язычников Коловрат считался знаком бога Сварога — бога-творца и бога мудрости. Сварог создал Землю и людей, и этот знак относится к символам Прави. Коловрат также символизирует устройство вселенной, центр которой находится на небесной оси. Эта ось поворачивается вокруг, создавая смену дня и ночи, времён года[10].

Не только в славянской этнографии хорошо описаны обряды, связанные с двумя солнечными фазами — весенним равноденствием (Масленица) и летним солнцестоянием (Купала). Для всех народов Европы, в том числе и для славян, купальская обрядность характеризуется обязательным скатыванием горящих колёс, обёрнутых соломой и обмазанных дёгтем, с горы в реку. Этот обычай встречается у русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, словаков, чехов, итальянцев, немцев, австрийцев, англичан, венгров. Колесо, а особенно горящее и движущееся, — исконный символ солнца. Это символизировало убывание дня и уменьшение солнечной силы во вторую половину лета[11].

Снежинка

Связь солнца с колесом понятна и не требует пояснений, ведь и солнце имеет круглую форму, и колесо движется. Загадочным остаётся лишь выбор в религиозную символику только одного вида колёс — с шестью спицами. Возможно структура снежных кристаллов, состоящая из шести лучей-радиусов, могла повлиять на выбор этого символа. Однако эта гипотеза требует проверки и дальнейшего исследования. Пока не появится более убедительная версия, она остаётся единственным объяснением, которое учитывает комплекс идей, преобладавших в бронзовом веке[11].

Шаровая молния

Другим объяснением связи рассматриваемого круга с молнией может быть его сходство с формой шаровой молнии. Круглая форма «громового знака» необычна для наших представлений о молнии, в виде зигзагов или стрел. Однако стоит учесть, что существуют два вида молний: линейная и шаровая. Линейные видны издалека, как часть грозового пейзажа, и ущерб от них обычно не заметен. Шаровая же молния — это медленно плывущий над землёй огненный шар, обладающий разрушительной силой[11].

Шаровая молния имеет круглую форму и может восприниматься как более опасная и таинственная. Это явление могло оказать значительное влияние на древние культуры, которые стремились объяснить и символизировать природные феномены. В этом контексте круглый громовой знак мог быть связан с шаровой молнией, символизируя её разрушительную силу и связь с небесными явлениями. Таким образом, круглая форма громового знака объясняется через связь с шаровой молнией. Это добавляет ещё один уровень символического значения, связывая его с Громом. Так подчёркивается важность этого символа в древних культурах[11].

Плод граната

Древнерусская лексика, объединяющая понятия «молния» и «плод граната», представляет большой интерес для изучения вопроса происхождения символа Коловрат. В переводе «Иудейской войны» упоминается слово «родиа», которое символизирует молнию. По мнению Максима Романовича Фасмера, это слово является старым заимствованием из греческого языка, где rodion означает «гранатовое яблоко». Гранат по форме, размеру и цвету напоминает шаровую молнию, что объясняет происхождение «громового знака», который часто изображался в виде круга с шестью изогнутыми язычками пламени[11].

В севернорусской деревянной резьбе также можно встретить громовые знаки, которые представляют собой круг с шестью изогнутыми пламенеющими язычками. Плод граната разрезан пополам и имеет форму «колеса с шестью спицами» с шестью перегородками внутри. В церковнославянском языке понятия «молния» и «гранат» обозначены одним словом «родия», что связывает их с молнией и небесным божеством Роде[11].

В пользу связи шестилучевого знака с шаровой молнией говорит его название «громовой» и частое изображение s-образных изогнутых лучей. Кроме того, в средневековых текстах можно найти упоминания о том, что лица ангелов уподобляются молнии. Сопоставление лица с молнией возможно только в случае, если она имеет размеры, близкие к человеческому лицу, что характерно для шаровой молнии. Символическое обозначение неба и небесного властителя в виде колеса с шестью спицами могло произойти в южных областях, где растут гранаты, сходные по форме с шаровой молнией. Русские книжники считали, что культ Рода пришёл к славянам с юга, со стороны халдеев, греков и римлян[11].

Знак Рода

С культом верховного небесного божества славян Рода связан определённый символ — «колесо Юпитера» с шестью спицами. Этот символ также известен как «громовый знак». Он представляет собой круг с шестилепестковой розеткой внутри. Этот символ имеет множество значений. Прежде всего, он символизирует солнце и идею «белого света» — всей Вселенной. В народном искусстве солнце изображалось по-разному: в виде круга, креста, креста в круге или круга с восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой. Но только шестилепестковая розетка точно передавала понятие «белого света», которое идентично понятию Рода[11].

Коловрат синоним свастики

Свастика, Город Армеа (Агуас Сантас, Оренсе) Провинциальный археологический музей Оренсе. Свастика (сс. I—II века нашей эры) из гранита, добытого на римском месторождении в городе Армея, Агуас Сантас (Оренсе).

Другая концепция происхождения символа Коловрата предполагает его идентичность символу Свастика. Коловрат и свастика — это два символа с похожими историческими и культурными корнями. Оба символа представляют собой крестообразные фигуры с загнутыми концами. Свастика — это древний символ, который можно встретить в различных культурах. Он присутствует в Индии, Китае, Японии, Греции и у славянских народов. В Индии свастика считается священным символом, который приносит благополучие, удачу и счастье. В славянской культуре свастика использовалась как защитный символ, который оберегал от бед и приносил удачу[12].

Коловрат — это славянское название свастики. Он часто изображается в виде солнечного колеса с четырьмя (реже шестью или восемью) лучами, которые загнуты в одну или другую сторону. Коловрат символизирует солнце и его вечное движение по небу. Он ассоциируется с жизнью, светом и теплом. Также он символизирует вечный цикл, перерождение и обновление. В древнеславянской традиции коловрат изображался на одежде, украшениях, домашней утвари и даже на иконах. Он был особенно популярен на Русском Севере и использовался как защитный символ[12][13].

В русской традиции левосторонняя свастика не воспринималась как что-то негативное или «злое». В орнаментах на Руси свастики с разным направлением вращения всегда изображались рядом, без намёка на их противостояние. Возможно, споры о том, какое направление вращения у свастики правильное, были связаны с неприятием староверами никоновской традиции обхода церквей против солнца. Однако староверы с уважением относились к обоим видам свастик и никогда не противопоставляли их[12].

Свастичные орнаменты в русской народной вышивке были особенно распространены в районах проживания старообрядцев. Староверы наиболее ревностные хранители древних традиций, включая языческие. Хотя они формально выступали против язычества, по духу своему они были ближе к языческим корням, чем к христианству. Огромное количество языческих свастик на старообрядческих подзорах и полотенцах — яркое тому подтверждение[12].

В ходе социологических исследований было замечено, что в неоязыческом движении смешиваются символы свастики и коловрата. В современном экстремистском дискурсе нацистскую свастику могут сакрализировать, связывая её с древнеславянским символом коловрата. Возможно, это делается для того, чтобы оправдать и легитимизировать использование нацистской символики через поиск исторических корней неонацизма. Использование символов, связанных с экстремистскими идеологиями, требует особого внимания и осторожности. Важно понимать разницу между культурным наследием и современными политическими контекстами[14][15].

Использование символа

Символ русской культуры

Доисторические пасхальные Поляны - это народные мотивы, узоры и символы, выполняемые полянами на пасхальных яйцах с доисторических времен.

Свастика или коловрат — это один из самых распространённых сакральных символов в русской культуре. Он встречается чаще, чем свастика в Индии. Хотя она известна как страна очень богатая символикой ариев. Коловрат можно увидеть на самых разных предметах народного искусства: в вышивке и ткачестве, в резьбе и росписи по дереву, на прялках, вальках, рубелях, трепалах, набилках, набойных и пряничных досках. Также символ можно встретить на русском оружии, керамике, предметах православного культа, а также на полотенцах, передниках, скатертях, поясах и других предметах материальной культуры[12].

Русское название символа — «коловрат», что можно перевести как «солнцеворот». «Коло» в древнерусском языке означало «солнце», а «врат» — «вращение», «возвращение». Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни — над смертью, яви — над навью. По одной из версий, коловрат символизировал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, а посолонь — убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Однако из-за путаницы в названиях и различных интерпретаций вращательного движения русской свастики, эта версия не является единственной[12].

В западных и восточных традициях часто можно встретить противопоставление разнонаправленных свастик. На Руси же свастика ассоциировалась с восходящим и заходящим Солнцем, пробуждающейся и засыпающей природой, но не было речи о какой-либо оппозиции, например, добра и зла, светлого и тёмного, высшего и низшего. Смысловое и символическое значение русской свастики, или коловрата, всегда было тесно связано с природными циклами. Этот символ олицетворял вечный круговорот жизни, где каждое начало неизбежно ведёт к концу, а конец — к новому началу. Он отражал гармонию и баланс в мире, подчёркивая взаимосвязь и единство всех явлений[12].

Таким образом, в русской традиции не было акцента на противопоставлении разнонаправленных свастик. Наоборот, они рассматривались как взаимодополняющие и единые символы, отражающие глубокое понимание природных процессов и их цикличности, что было характерно для древнерусской культуры[12].

Неонацистский символ «Коловрат»

Символ Коловрат играет важную роль в славянском неоязычестве, также известном как родноверие. Этот символ в родноверии трактуется как знак солнца и его постоянного вращения в природе, отражая смену дня и ночи, времён года и космических эпох. Он символизирует непрерывность и цикличность жизни, а также связь предков с природными силами. Коловрат часто называется «столпом Родной Веры» и считается светлым, положительным символом, который якобы сопровождал славян в их исторических деяниях. Этот образ оказался привлекательным для представителей нацисткой идеологии[16].

Этот символ активно используется в геральдике и символике различных неоязыческих организаций, таких как Союз славянских общин славянской родной веры. В данном контексте он противопоставляется традиционному православному кресту, и это сопоставление часто становится одним из аспектов конфликта между неоязыческими и православными сообществами[16].

Происхождение символа Коловрат связывается с древними славянскими традициями, хотя его современное понимание и использование преимущественно возникло в контексте славянского неоязычества. Коловрат, часто изображаемый как круг с лучами, изогнутыми в одну сторону, интерпретируется как символ солнца и его движения по небу. Исторических подтверждений использования этого символа в древности нет, и считается, что он приобрел популярность в 1990-е годы благодаря неоязыческим движениям[16].

Важно отметить, что современные исследователи и сторонники неоязычества связывают Коловрат с образом солнца и его энергией как воплощением возрождения и вечного цикла жизни. Хотя в более ранних культурах также существовали подобные символы, например свастика в древнеиндийской культуре, сама по себе славянская версия как постоянный и однозначный символ не имеет документированного древнего аналога[16].

Неонацистская группа «Коловрат»

Группа «Коловрат» является одной из самых известных и влиятельных ультраправых музыкальных коллективов в России. Она была основана в 1998 году и с тех пор стала символом неонацистской и националистической идеологии в стране. Группа активно пропагандирует идеи белого превосходства, неонацизма и ксенофобии через свои песни[17].

История и идеология

«Коловрат» изначально называлась «Русское гетто», но после переименования группа приобрела новый уровень популярности и влияния. В своём первом релизе на кассете группа заявила, что поддерживает движение «НС Скинхэд» и что их музыка является политическим инструментом для борьбы за свободу русской нации и величие белой расы[17][18].

Музыкальный стиль и тексты

Музыкальный стиль «Коловрата» можно охарактеризовать как Rock Against Communism (RAC), который является синонимом нацистского рока. Тексты песен группы часто содержат призывы к насилию, ненависти по отношению к иммигрантам, евреям и другим меньшинствам[17][18].

Влияние и распространение

Группа «Коловрат» оказала значительное влияние на ультраправую музыкальную сцену в России. После начала деятельности группы число скинхедов и ультраправых музыкальных коллективов в стране заметно увеличилось. «Коловрат» также активно сотрудничал с другими ультраправыми организациями и движениями, такими как «Русское Национальное Единство» (РНЕ) и «Движение против нелегальных иммигрантов» (ДПНИ)[17].

Реакция государства

Российская Федерации активно борется с проявлениями нацизма, фашизма, ультраправой экстремисткой идеологией. В 1990-х и 2000-х годах принято законодательство, нацеленное на противодействие проявлениям экстремисткой идеологии, установлена уголовная ответственность за подобную деятельность[3][4][19], что привело к запрету многих неонацистских групп. Музыкальные произведения группы «Коловрат» решениями судов были признаны экстремистскими и внесены в Федеральный список экстремистских материалов[20], что ограничило их возможности для открытого выступления и распространения музыки[17].

Современное состояние

Несмотря на запреты и ограничения, «Коловрат» продолжает свою деятельность, хотя и в более ограниченных условиях. Группа пытается проводить закрытые концерты и распространять свою музыку через интернет и неонацистские сайты. Тексты песен стали более осторожными, чтобы избежать юридических последствий[17].

Группа «Коловрат» является ярким примером ультраправой музыкальной пропаганды в России. Использование символа Коловрат в названии группы символизирует якобы близость к историческим корням. Их музыка и идеология продолжают привлекать внимание молодежи и способствуют распространению неонацистских и националистических взглядов. Несмотря на усилия государства по борьбе с экстремизмом, такие группы продолжают существовать и оказывать влияние на общество[17].

Примечания

  1. Что такое славянский коловрат - значение символа. Руян. Дата обращения: 23 августа 2024. Архивировано 1 декабря 2022 года.
  2. 2,0 2,1 Публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма. ГарантРу (16 апреля 2015). Дата обращения: 16 августа 2024. Архивировано 23 апреля 2024 года.
  3. 3,0 3,1 О противодействии экстремистской деятельности : федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ. Гарант. Дата обращения: 14 августа 2024. Архивировано 14 августа 2024 года.
  4. 4,0 4,1 Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов  : федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ. Кодекс. Дата обращения: 23 августа 2024. Архивировано 2 марта 2024 года.
  5. Примечание к ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Консультант Плюс. Дата обращения: 29 августа 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 Прокуратура разъясняет: ответственность за публичную демонстрацию нацистской символики. Официальный портал Республики Башкортостан (16 декабря 2020). Дата обращения: 29 августа 2024.
  7. 7,0 7,1 УК РФ Статья 282.4. Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование... \ КонсультантПлюс. КонсультантПлюс. Дата обращения: 29 августа 2024.
  8. 8,0 8,1 Казакова Н. Т. Философия науки : электронный учебно-методический комплекс. ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет. Дата обращения: 23 августа 2024.
  9. Лопастейская Л. Г., Головко А. Д. Этапы работы над научным исследованием // Наука и образование сегодня : журнал. — 2019. — № 7 (42). — С. 57—58. — ISSN 2414-5718.
  10. 10,0 10,1 10,2 Черникова С. М. Традиции народного искусства в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки : журнал. — 2018. — № 2 (79). — С. 347—349. — ISSN 1998-2720.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М.: Академический Проект, 2013. — 640 с. — ISBN 978-5-8291-1392-6.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 Тарунин А. В. Сакральный символ. История свастики. — М.: Белые альвы, 2009. — ISBN 978-5-91464-029-0.
  13. Тихонова А. А. Символ свастики: архетипический смысл, история и современность // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : журнал. — 2015. — № 6 (68). — С. 164—169. — ISSN 1997-0803.
  14. Ворошилова М. Б. «Народный ассоциативный словарь» как инструмент анализа неформальной политической коммуникации // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива : журнал. — 2018. — № 2. — С. 115—123. — ISSN 2306-7462.
  15. Кутенков П. И., Резунков А. Г. Ярга-крест и свастика: народная исконь в науке. — СПб.: Русское географическое общество, 2014. — 172 с. — ISBN 978-5-9676-0638-0.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 Пробст Н. А. Коловрат против креста: конфликтная коммуникация между сторонниками неоязычества и православия в интернет-дискурсе. // Вестник культурологии : журнал. — 2023. — № 2 (105). — С. 215—228. — ISSN 2658-3291.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 17,5 17,6 Дзюбенко С. Ю. Музыка ненависти. Об ультраправой пропаганде. // Мировая наука : журнал. — 2018. — № 5 (14). — С. 463—480. — ISSN 2541-9285.
  18. 18,0 18,1 Черникова С. М. Языковые средства пропаганды исключительности и превосходства граждан по признаку национальной принадлежности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета : журнал. — 2015. — № 6 (39). — С. 161—165. — ISSN 2078-7626.
  19. Уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Дата обращения: 29 августа 2024.
  20. Экстремистские материалы. Министерство юстиции Российской Федерации. Дата обращения: 26 августа 2024.