Кестеньгская операция

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Кестеньгская операция
Финская пулеметная точка к востоку от Кестеньги
Финская пулеметная точка к востоку от Кестеньги
Дата 24 апреля 194111 мая 1942
Место Кестеньга, Карело-Финская ССР
Итог частично достигнуты цели наступления
Противники

Флаг СССР СССР

Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой Германия
Флаг Финляндии Финляндия

Командующие

Союз Советских Социалистических Республик В. А. Фролов
Союз Советских Социалистических Республик Н. Н. Никишин

Нацистская Германия Э. Дитль

Силы сторон

29 622 чел.

13 400 чел.

Финская артиллерия движется к востоку от Кестеньги в направлении Мурманской железной дороги

Ке́стеньгская наступательная операция — локальная наступательная операция советских войск на Карельском фронте во время Великой Отечественной войны с целью улучшить тактическое положение, проводилась с 24 апреля по 11 мая 1942 года[1].

После окончания наступательных боёв в ноябре 1941 года в течение зимы на кестеньгском направлении активные боевые действия не велись. На протяжении зимы противник вёл артиллерийско-миномётный огонь месту дислокации советских войск, но линия фронта изменений не претерпевала.

Рубеж, который занимала советская армия, не обеспечивал выгодных условий для обороны. Кроме этого, из-за значительной ширины фронта между внешними флангами обороны были разрывы до 80-100 км, которые могли быть использованы противником. Для улучшения тактического положения войск на Кестеньгском направлении была проведена наступательная операция[2].

Расстановка сил

Фронт обороны занимали дивизия СС «Норд», сводная финская дивизия (дивизия «И») и ряд подразделений 6-й пехотной дивизии финнов. Их поддерживали немецкие и финские ВВС, всего около 120 самолётов.

Оборона противника состояла из трёх рубежей, основу которых составляли узлы сопротивления и опорные пункты, связанные между собой траншеями. Опорные пункты прикрывались дзотами, проволочными заграждениями в четыре кола и минными полями в два-три яруса. Город Кестеньга представлял собой мощный узел сопротивления, приспособленный к круговой обороне. Общая глубина обороны достигала 20—30 км[2].

На атаку позиций германо-финских войск были брошены: 23-я гвардейская стрелковая дивизия, находившаяся на этом направлении с августа 1941 года, 196-я стрелковая дивизия, ранее принимавшая участие в боях на кестеньгском направлении; 263-я стрелковая дивизия, участвовавшая в боях на других участках Карельского фронта; 67-я и 80-я морские стрелковые бригады, находившиеся на данном направлении три месяца; 8-я лыжная бригада, находившаяся на фронте недавно; 52-й гвардейский миномётный полк, впервые прибывший на данное направление; 15-й отдельный миномётный дивизион, находившийся на данном направлении три месяца; две дальнобойные батареи, прибывшие с других участков фронта[3].

План операции и подготовка

Верховное командование рассчитывало охватить левый фланг противника с одновременным нанесением вспомогательного удара в направлении дороги на город Кестеньга, уничтожить Кестеньгскую группировку противника и выйти на рубеж реки Софьянга[4].

Атаки Красной Армии позиций противника в 1942 года вдоль Северного фронта.

Главный удар на Кестеньгу планировалось нанести силами двух дивизий: с севера — 23-й гвардейской стрелковой дивизией под командованием генерал-майора В. А. Соловьёва из района южнее озера Нижнее Чёрное и с юга — 263-й стрелковой дивизией под командованием генерал-майора Л. Е. Фишмана вдоль шоссейной дороги ЛоухиКестеньга[2]. Вспомогательный удар должна была нанести 67-я морская стрелковая бригада под командованием полковника М. В. Прянишникова в направлении Лохивара. Прикрывать ударную группировку и атаковать правый фланг противника с севера должна была на 8-я лыжная бригада под командованием полковника В. Г. Дубаля.

Во второй эшелон выделялась 186-я стрелковая дивизия полковника С. В. Коломийца, резерв — 80-я морская стрелковая бригада подполковника К. А. Алексеева. В зависимости от обстановки использование их предусматривалось также на направлении главного удара севернее железной дороги Лоухи—Кестеньга

Планируемая глубина операции от переднего края обороны противника до рубежа река Софьянга составляла 45-50 км.

В операции выделили три основных пункта[1]:

  1. Овладеть основным оборонительным рубежом противника, включая артиллерийские позиции до рубежа, прикрывающего район Кестеньги (10-12 км).
  2. Развить наступление, захватить оборонительные рубежи и район Кестеньги.
  3. Преследовать и окончательно уничтожить Кестеньгскую группировку противника, выйти на рубеж реки Софьянга.

Время, отведённое на осуществление наступательной операции, не считая подготовительного периода — 14-15 суток.

Началу операции предшествовал подготовительный период, включавший перегруппировку и сосредоточение войск, строительство новых и улучшение существующих дорог, пополнение запасов всех видов и разведку обороны противника. Однако, ремонт, расчистка существующих и строительство новых дорог в предусмотренном объёме работы выполнены не были, а таяние снега ухудшило дороги, сделав их проходимыми только для гужевого транспорта[2].

Планируемый расход артиллерийских боеприпасов на операцию составлял от трёх до пяти боекомплектов. Однако создать такие запасы не удалось.

Ход операции

24 апреля, в 6 часов, войска 26-й армии после артиллерийской подготовки перешли в наступление, к концу дня им удалось вклинились в его оборону на глубину 1—3 км. На второй день 23-я гвардейская дивизия углубила линию фронта до 6—7 км. На такую же глубину вклинилась в оборону противника 8-я лыжная бригада. 67-я морская стрелковая бригада прорвала оборону на 4 км, завязав бон у посёлка Лохивара.

14-я стрелковая дивизия… 325-й стрелковый полк… в 4.00 28 апреля атаковал противника в направлении высоты 173,7, к 5.00 двумя батальонами овладел северными и юго-восточными скатами высоты. Дальнейшее продвижение остановлено организованной системой пулемётного, артиллерийско-миномётного огня противника с обратных скатов высоты. Неоднократные попытки наступления успеха не имели. 3-й батальон 325-го полка… огнём пулемётов и миномётов был остановлен, залёг и ведёт огневой бой. 10-я гвардейская стрелковая дивизия… 35-й гвардейский стрелковый полк… к 18.00 28 апреля продвинулся на 200–400 метров, ведёт бой за овладение опорными пунктами на высотах 154 и 168…Из донесения командующего войсками Карельского фронта народному комиссару обороны

30 апреля 8-я лыжная бригада продвинувшись на глубину до 12 км, вышла в район деревни Окунева Губа. Бригаде была поставлена задача наступать вдоль дороги на юг и к 1 мая выйти в район перекрестка дорог севернее Кестеньги. К этому времени 23-я гвардейская стрелковая дивизия вышла в район озера Ярошъярви. Части 263-й стрелковой дивизии и 67-й морской стрелковой бригады также сумели продвинуться вперёд.

Командующим армии было решено ввести в бой второй эшелон — 186-ю стрелковую дивизию и армейский резерв — 80-ю морскую бригаду для поддержки 23-й гвардейской стрелковой дивизией. 80-я морская стрелковая бригада должна была нанести удар во фланг противника, сдерживавшего наступление 23-й гвардейской дивизии. Нанести удар по Кестеньге с севера предписывалось 8-й лыжной бригаде.

Перегруппировка происходила также и в германо-финских войсках. По приказу командующего 20-й горной армией генерала Дитля началась срочная переброска в район боёв частей 163-й немецко-фашистской пехотной дивизии, оборонявшейся ранее в районе реки Свирь.

Воспользовавшись разрывами между боевыми порядками наших частей противнику удалось окружить 8-ю лыжную бригаду и 238-й полк 186-й стрелковой дивизии, а также занять дорогу Окунева Губа-Кестеньга, прервав подвоз питания и боеприпасов для окружённых частей. Для помощи им были направлены 290-й стрелковый полк 186-й дивизии и 80-я морская стрелковая бригада. Несколько дней они совместно с окруженными частями вели упорные бои. 7 мая, с большими потерями, кольцо окружения было прорвано.

Командующий фронтом, ознакомившись с ходом боевых действий, отдал приказ войскам армии перейти к обороне и готовиться к новому наступлению, запланированного на 10 мая.

10 мая фронт получил другое указание Ставки, переданное начальником Генерального штаба Маршалом Советского Союза Б. М. Шапошниковым. В нем говорилось: «Ставка ВГК считает в данное время необходимым закрепиться на достигнутых рубежах, зарыться в землю и укрепить свое расположение дзотами и блокгаузами… Без разрешения Ставки наступление не начинать».

Однако, это указание было получено с некоторым опозданием.

Все части выведены на исходное положение, командующий 26-й армии для руководства боем выехал на наблюдательный пункт. Отменить наступление не представлялось возможным, так как не нет уверенности, что приказ об отмене будет вовремя доведен до всех частей и подразделений.Из доклада командующего фронтом маршалу Б. М. Шапошникову.

Так, после артиллерийской подготовки войска перешли в наступление. Главный удар наносили 23-я гвардейская и 263-я стрелковая дивизия в направлении восточнее озера Ярошъярви, имея задачу выйти на шоссе Лоухи—Кестеньга. Наступление развивалось медленно. Противник, занимая выгодные позиции, оказывал упорное сопротивление.

В первый день наступления рота 1-го стрелкового батальона 66-го гвардейского стрелкового полка 23-й гвардейской стрелковой дивизии попала под сильный вражеский артиллерийский и минометный огонь.

11 мая Ставка ВГК отдала новое указание: наступление на кестеньгском направлении должно быть прекращено. Далее следовало произвести разведку укреплений врага и пополнить войска материальными средствами.[5]

Директива Ставки ВГК № 170372

КОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ КАРЕЛЬСКОГО ФРОНТА О ПРИОСТАНОВКЕ НАСТУПЛЕНИЯ НА КЕСТЕНЬГСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

11 мая 1942 г. 03 ч 10 мин

В дополнение директивы № 154878 Ставка Верховного Главнокомандования приказывает прочно закрепиться на мурманском направлении на достигнутых выгодных рубежах, отведя 12 мсбр в резерв 14-й армии в районы Губа Ура и Губа Ара.

На кестеньгском направлении приостановить операцию и подготовить её завершение в ближайшем будущем, для чего произвести необходимую перегруппировку, точно определить характер укреплений противника, его силы, спланировать операцию, обеспечив чёткое взаимодействие родов войск, управление и работу тыла. Свои соображения по подготовке и организации операции донести к 15.05.1942 г. Срок начала операции будет установлен Ставкой по получении вашего донесения о готовности. Без разрешения Ставки операцию не начинать.

По поручению Ставки Верховного Главнокомандования Начальник Генерального штаба Б. ШАПОШНИКОВ

Итоги операции

Задача, поставленная перед войсками Кестеньгского направления, достигнута не была — линия фронта, хоть и изменилась, но выйти на рубежи согласно плану наступления частям армии не удалось. Неуспех операции можно объяснить следующим: командный состав и штабы были недостаточно подготовлены к боевым действиям в условиях лесисто-болотистой местности, не знали противника и его системы обороны, недооценивали естественных и искусственных препятствий в условиях Карельского фронта[4].

Личный состав подразделений не имел достаточных знаний для ведения боя в лесу. Бездорожье затрудняло манёвр и привязывало артиллерию к определённым районам, использовать танки на болотистых почвах не представлялось возможным. Снежная буря, разразившаяся 3 мая и продлившаяся несколько дней, затруднила вылеты авиации, поэтому наземные войска продолжали наступление без необходимой поддержки с воздуха. Количество боеприпасов было ограниченным, подвоз успевал за перемещениями войск. Это не позволяло создать достаточную плотность огня и подавить огневую систему противника, который вёл огонь по позициям советской армии[6].

Несмотря на то что наступательная операция не была завершена, она все же имела положительное значение. Противник получил чувствительный удар на широком фронте и был вынужден ввести перевести на это направление свои резервы, которые могли быть задействованы под Мурманском или Ленинградом[4].

В директиве «Об итогах наступательных боёв 14-й и 26-й армий» командующий Карельским фронтом отмечал, что выучка войск наступательным действиям ещё не соответствует требованиям современного боя и условиям театра местности, а также указывал на неподготовленность командного состава, плохую организацию взаимодействия, плохое управление войсками, подчёркивая, что тактические действия мелких подразделений в лесисто-болотистой местности не отработаны.

Позиции советской армии на отдельных участках фронта были улучшены, на левом фланге создавались условия для нанесения удара из района озера Чапр. Опыт Кестеньгской наступательной операции пбыл учён при подготовке и проведении Петсамо-Киркенесской наступательной операции[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Кестеньгская операция. РККА. Дата обращения: 1 июля 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Карельский фронт в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. / отв. ред. А. И. Бабин. — М.: Наука, 1984.
  3. Карельский фронт и советская Карелия в годы Великой Отечественной войны: сборник статей международной научно-практической конференции / отв. ред. Г. В. Чумаков. — Петрозаводск: ПетрГУ, 2015.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Худалов x. А. У кромки континента. — М.: Воениздат, 1974. — 264 с.
  5. ЦАМО. Ф. 48а. Оп. 3408. Д. 71. Л. 265.. Карта фондов ЦАМО. Дата обращения: 1 июля 2023.
  6. Кестеньгская наступательная операция (24 апреля - 21 мая 1942 года). Наше родословие. Дата обращения: 1 июля 2023.

См. также

Литература

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!