Касьянов, Илья Анатольевич

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Илья Анатольевич Касьянов
Касьянов Илья Анатольевич.jpg
Дата рождения 28 мая 1961(1961-05-28)
Место рождения Сочи, Краснодарский край, РСФСР, СССР
Дата смерти 8 ноября 1999(1999-11-08) (38 лет)
Место смерти Бамут, Ачхой-Мартановский район, Чечня, Россия
Принадлежность  СССР
 Россия
Род войск мотострелковые войска
Годы службы 19821999
Звание подполковник
Часть 166-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада
Сражения/войны Афганская война
Первая чеченская война
Вторая чеченская война
Награды и премии
Связи Игорь Баталов
Алексей Ефентьев
Начальник разведки Илья Анатольевич Касьянов вместе с офицерами и личным составом отдельной разведроты 166-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады. 16 апреля 1997 г., Тверь

Илья́ Анато́льевич Касья́нов (28 мая 1961, Сочи, Краснодарский край, РСФСР, СССР8 ноября 1999, Бамут, Ачхой-Мартановский район, Чечня, Россия) — российский офицер Вооружённых сил Российской Федерации, подполковник. Герой Российской Федерации (1995).

Начальник разведки 166-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады; военный наблюдатель ООН; преподаватель кафедры разведки Учебного центра Общевойсковой академии. Участник Первой и Второй чеченских войн.

Биография

Родился 28 мая 1961 года в Сочи. Через полгода его семья переехала в город Дзержинск Горьковской области (ныне Нижегородской области), где Илья окончил восемь классов средней общеобразовательной школы.

Начало службы и участие в Афганской войне

В 1978 году, после окончания Минского суворовского училища, поступил на разведывательный факультет Киевского высшего общевойскового командного училища им. М. В. Фрунзе с углубленным изучением английского языка. В 1982 году после окончания военного училища служил в Дальневосточном военном округе на должности командира разведвзвода 199-го мотострелкового Верхне-Удинского полка 135-й мотострелковой дивизии.

В период с 1984 по 1986 годы Касьянов был направлен для прохождения службы в Афганистан в качестве командира взвода наблюдения 650-го разведбатальона; был участником боевых действий в составе Ограниченного контингента советских войск. С середины 1984 года Касьянов уже капитан, командир разведроты 101-го мотострелкового полка 5-й гвардейской мотострелковой дивизии. Основной задачей роты Касьянова были ведение разведки и выполнение штурмовых задач. Разведка включала в себя выход в район учебных центров баз моджахедов, а также контроль маршрутов караванов с оружием со стороны Ирана в провинции Гильменд, добывание информации, захват пленных, оружия и документов. Штурмовая часть работы роты заключалась в помощи правительственным войскам Афганистана по нанесению совместных ударов по базам моджахедов[1]. По воспоминаниям Касьянова, моджахеды воевали всерьёз и как воины заслуживали уважения:

Тактически действовали очень умело, пластично, сообразуясь с местностью и оперативной обстановкой. — В подавляющем большинстве они придерживались чётких этических военных установок кодекса «аскера», сложившегося у их народа издревле и отличающегося от европейского. Да, некоторые резали противнику голову и уши в бою, но это считалось доблестью, угодной Аллаху, это было внутри их этики[1]

В период боевых действий был дважды ранен, в том числе 21 ноября 1984 года БМП Касьянова наехала правой гусеницей на скрытый управляемый фугас на западной окраине Герата. Взрывом вырвало треть корпуса машины, а башню вытолкнуло вертикально вверх. Башня, перевернувшись в воздухе люком вниз, упала на грунт, зажав, но не раздавив туловище Касьянова[2]. По воспоминаниям Касьянова он отрубился сразу:

...С этого момента меня выключило. Ни света, ни звука, но в сознании с тех пор остался только запах горелого масла с соляркой. В какое-то мгновение чувствую, что лечу, по внутреннему ощущению казалось, что лечу минут двадцать. Как потом выяснилось, фугас в 60—70 килограмм тротила был управляемым. Взрывом вырвало треть корпуса машины, а башню вытолкнуло вертикально вверх, причём ребята с других машин видели, как она вместе со мной (я на ней сидел) поднялась выше столба дыма на высоту до шести метров...На башне самое удобное и безопасное положение — стоять ногами на сидении, но в этом случае круговой обзор недостаточен, а мне нужно было управлять взводом, поэтому я сел на башню, свесив ноги внутрь. Башня упала на грунт, перевернувшись в воздухе люком вниз, и эта махина весом до трёх тонн накрыла, как муху стаканом, меня, зажав, но не раздавив туловище[1]

С 1984 по 1985 год проходил лечение в госпиталях Шинданда, Ташкента, Ростова-на-Дону, Киева, где врачи делали ему очень сложные операции и спасли ногу, проблемы были так же с почками, печенью, и повреждённым позвоночником. В 1986 году благодаря огромной силе воли и военным врачам Касьянов полностью выздоровел и вновь напросился в Афганистан[1]. За Афганистан командир разведывательной роты капитан Касьянов был представлен к званию Героя Советского Союза, но получил только орден Красной Звезды[3].

Участие в Первой чеченской войне

С 1986 по 1988 год Илья Касьянов проходил службу в Белорусском военном округе. В 1988—1992 годах проходил службу в Польше в составе 6-й гвардейской мотострелковой дивизии Северной группы войск. С 1992 году Касьянов в составе дивизии передислоцировался в город Тверь и дивизия переформированная в 166-ю отдельную гвардейскую мотострелковую Витебско-Новгородскую дважды Краснознамённую бригаду вошла в состав Московского военного округа[4][1].

В июне 1993 года Касьянов был назначен начальником разведки этой бригады. С января по июль 1995 года для восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике в составе бригады принимал участие в боевых действиях на её территории. Бригада входила в состав группировки войск «Север» и «Юго-Восток». Укомплектованность бригады была слабая, по воспоминаниям Касьянова в ряды бригады брали из стройбата, батальонов аэродромного обеспечения, поваров и писарей:

Парни без необходимой подготовки, за плечами стрельба из малокалиберной винтовки в школе, три патрона перед присягой, подход на плацу к начальнику и отход от него — вот и весь их «боевой» опыт. — Кто из командиров сумел организовать подготовку в отпущенное время, себя не пожалел, у того на совести меньше погибших. Кто не смог — у того потери максимальные и кошмары по ночам[1]

8 февраля 1995 года бригада и 506-й мотострелковый полк получили задание выйти в район Гикаловского с целью захвата господствующих высот и завершения окружения Грозного. Подготовкой штурмовых групп для этих целей и общее руководство было поручено Илье Касьянову. В ночь с 20 на 21 февраля начался штурм высот. Решительными и смелыми действиями разведчиков во главе с майором Касьяновым высота была взята, кольцо блокады вокруг Грозного замкнулось, при этом операция обошлась без боевых потерь. 15 мая этого же года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации майор Илья Касьянов и его подчинённый, начальник штурмовой группы капитан Игорь Баталов были удостоены звания Герой Российской Федерации[4][1], так же звания Героя Российской Федерации (посмертно) получил, участвовавший в этой операции командир танковой роты 506-го мотострелкового полка капитан Александр Синельник[4].

У Касьянова за восемь месяцев в Чечне погибли два сержанта и солдат, но и эти потери он считает большими, хотя у других командиров убитых и раненых было во много раз больше. По его словам свои задачи они выполнили все, «солдаты мародёрством себя не запачкали, и к зачисткам не привлекались»[1].

Дальнейшая служба и Вторая чеченская война

В 1996 году, после подписания Хасавюртовских соглашений, подполковник Касьянов продолжил службу на должности начальника разведки 166-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады в городе Тверь.

В 1996—1997 год Касьянов обучался на Курсах по подготовке военных наблюдателей ООН в Солнечногорске, занимаясь углубленным изучением английского языка. В 1997—1998 год Касьянов служил военным наблюдателем в миссии ООН в Югославии и Западной Сахаре, за что в 1998 году был награждён медалью ООН «На службе мира» (англ. In the Service of Peace)[5].

После возвращения в Россию в 1998 году Касьянов становится преподавателем кафедры разведки Учебного центра Общевойсковой академии[5][4].

В конце октября 1999 года Касьянов в период Второй чеченской войны выехал с группой слушателей в свою вторую командировку в Чечню, под Бамут[5][4].

Гибель

8 ноября 1999 года Касьянов с группой офицеров вышел на рекогносцировку метрах в четырёхстах от переднего края. Противник открыл огонь из миномёта, из четырёх выпущенных мин три прицельно накрыли группу. Пять человек погибли сразу, Илья Анатольевич оказался раненым, его ноги, руки, шея были посечены осколками. Пилот вертолёта, вызванного для эвакуации раненого Касьянова, не имел опыта полёта в горах и не сумел посадить машину. Другой вертолёт из-за опустившегося тумана тоже не смог совершить посадку. Было принято решение везти Касьянова на БМП[5][4].

В медчасти полка хирурга не оказалось, поэтому Касьянова отправили в медчасть подразделения Внутренних войск. Нужна была кровь для переливания, её, к несчастью, также не оказалось. Через 6 часов 20 минут после ранения Илья Анатольевич Касьянов скончался[5][4].

Посмертно награждён орденом Мужества[4].

Похоронен в городе Тверь на Аллее Славы Дмитрово-Черкасского кладбища. Здесь ему не раз приходилось хоронить товарищей. Здесь же он сказал другу Александру Харченко[3]:

...Каждый из нас и все мы вместе — это Россия. Мы должны помнить всё, что было. И не только радостное, но и трагическое, плохое. Иначе у нас не будет будущего. Это не мои слова, но я искренне так думаю. Если мы будем помнить, почитать матерей, стариков, могилы предков, могилы своих товарищей, значит, мы живы!...

Награды

Иностранные

Память

  • В память об И. А. Касьянове установлена мемориальная доска на здании школы № 14 города Дзержинска Нижегородской области[6];
  • В память о И. А. Касьянове в городе Твери была переименована улица в микрорайоне Мамулино[7];
  • В городе Дзержинске установлена мемориальная доска на доме 50а по улице Терешковой, в котором И. А. Касьянов жил вместе с родителями[3];
  • В честь И. А. Касьянова установлена мемориальная плита на здании Минского суворовского училища[4].

Литература

  • Люди Тверского края второй половины ХХ века : основные биографические данные / С. Н. Корсаков ; Тверской центр документации новейшей истории. — Тверь : Лилия Принт, 2007. — 370 с. — ISBN 5-94205-047-3
  • Звезда судьбы Ильи Касьянова / Тверские ратоборцы (очерки о земляках — защитниках Отечества) // Б. А. Ершов, М.: Студия-С, 2004. — ISBN 5-7703-0128-7
  • Гордость кадетского братства / Н. З. Кунц. — Москва : Творческая мастерская Зураба Церетели, 2010. — 751 с. — ISBN 978-5-91691-009-4

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Звезда судьбы Ильи Касьянова / Тверские ратоборцы (очерки о земляках — защитниках Отечества) // Б. А. Ершов, М.: Студия-С, 2004. — ISBN 5-7703-0128-7
  2. Старший лейтенант Илья Касьянов. Сайт 101-го мотострелкового полка (4 июля 2013). Дата обращения: 21 октября 2017. Архивировано 21 октября 2017 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Владимир Лашин. На страже Родины. Дзержинские ведомости (1 июля 2011). Дата обращения: 21 октября 2017. Архивировано 21 октября 2017 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Касьянов Илья Анатольевич. Сайт «Герои страны». Дата обращения: 12 декабря 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Касьянов Илья Анатольевич. Музей миротворческих организаций. Дата обращения: 12 декабря 2023.
  6. Елена Родионова. «Неузаконенная» память. Новости Дзержинска и Нижегородской области. Дата обращения: 21 октября 2017. Архивировано 24 декабря 2023 года.
  7. В Мамулино появится улица имени Героя России Игоря Баталова. tvernews.ru (16 апреля 2014). Дата обращения: 16 ноября 2018. Архивировано 16 декабря 2023 года.

Сылки