Кастанеда, Карлос

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Карлос Кастанеда
исп.  / англ. Carlos Castaneda
Псевдонимы Хосе Луис Санчес Ладрон де Гевар
Полное имя Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда
Дата рождения 25 декабря 1925(1925-12-25)
Место рождения Кахамарка, Перу
Дата смерти 27 апреля 1998(1998-04-27) (72 года)
Место смерти Вэствуд, Лос-Анджелес, Калифорния, США
Гражданство  Перу США
Род деятельности прозаик, эссеист, антрополог, этнограф, мистик, поэт
Годы творчества 1968—1998 годы
Направление эзотерика, мистика
Жанр роман, эссе
Язык произведений английский
Дебют Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки
Автограф Автограф

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда (25 декабря 1925, Кахамарка, Перу27 апреля 1998, Вэствуд, США) — американский писатель, эзотерик и мистик, доктор философии по антропологии. Его 12 книг о «Пути знания» разошлись тиражом более 28 милионов экземпляров на 17 языках и вызвали острую полемику в научном сообществе: первые книги были приняты им благосклонно, но в дальнейшем, по мере углубления автора в эзотерику и окультизм научное значение его трудов было пересмотрено и отвергнуто.

Биография

Следуя традициям шаманизма, Кастанеда не раскрывал подробностей своей биографии, запрещал фотографировать себя и редко общался с прессой. Более того: он активно распространял мистификации на тему ранних годов своей жизни, что привело к существованию двух основных версий его жизнеописания. Первая, «каноническая», была подтверждена самим Карлосом и распространялась им и его последователями. В этой биографии имеются некоторые очевидные несостыковки, что позволило независимым журналистам и организациям создать вторую версию на основе доступных документов, разной достоверности свидетельств людей, знавших Кастанеду в ранние годы и предоставленных им самим данных (например, в интервью)[1][2][3][4][5].

Согласно его собственным заявлениям, Карлос Кастанеда родился 25 декабря 1935 года в деревне неподалёку от Сан-Паулу в Бразилии. Карлос свободно, помимо испанского, изъяснялся на португальском языке. Также в некоторых публикациях датой его рождения значилось 25 декабря 1931 года. Расследование, опубликованное 1973 году журналом Time утверждало, что в записях миграционной службы США у Кастанеды датой рождения значилось 25 декабря 1925 года, а местом — город Кахамарка в Перу. Его отец был часовщиком и золотых дел мастером, местом происхождения отца называлась Италия, согласно утверждениям самого Кастанеды, фамилия отца — Аранья, но во взрослом возрасте Карлос взял фамилию матери. В мастерской отца будущий писатель научился работать с бронзой и золотом[4][6][6].

В 1935 году семья переехала в Лиму, где Карлос окончил колледж и в 1948 году поступил в Национальную школу изящных искусств. Во время обучения он вёл активную светскую жизнь, общался с представителями богемы, посещал выставки, званые вечера и другие мероприятия. Тогда же высказывал желание продолжить обучение и художественную карьеру в США. По его словам, вдохновлялся он примером дяди Освалду Аранья, сделавшего карьеру в Министерстве иностранных дел Бразилии и в 1947—1948 году бывшего председателем Генеральной Ассамблеи ООН[6].

В 1951 году Кастанеда переехал в США — первоначально в Сан-Франциско, после перебрался в Лос-Анджелес. В эти годы он много странствовал по Тихоокеанскому побережью, пытаясь заработать на обучение. В 1955 году он записался в общественный колледж Лос-Анджелеса, где стал посещать семинары по журналистике и литературному мастерству. При этом Карлос продолжал заниматься живописью и скульптурой, а также подрабатывал в разных местах, чтобы оплатить учёбу. В 1956 году он познакомился с Маргарет Раньян, увлекавшейся мистикой, экстрасенсорикой и разнообразными эзотерическими учениями. Позднее Маргарет стала его женой. Вокруг них постепенно сложился круг людей по интересам. Большое впечатление на Кастанеду произвела книга Олдоса Хаксли «Врата познания» о влиянии галлюциногенов на человеческое восприятие и сознания; он даже посвятил этой книге свою курсовую работу за второй курс, где особенно подчеркнул роль языковой традиции, замыкающей сознание в наборе узких суждений. Серьёзное влияние на круг друзей Кастанеды имели также идеи Говарда Невилла об осознанных сновидениях; увлекаились они и изучением образа жизни индейских шаманов[4][6].

В 1959 году Кастанеда закончил колледж с дипломом Американской Ассоциации Искусств в области психологии и в 1960 году поступил в Калифорнийский университет Лос-Анджелеса, где сменил специальность на антропологию и попал на курс профессора Клемента Мейгана. Тот поощрял полевые исследования и общение с представителями изучаемых народов, так что следующие несколько лет Кастанеда провёл в экспедициях по Аризоне и Мексике, изучая использование галюциногенных растений в индейских мистических ритуалах. По результатам исследований им было написано несколько курсовых работ, но увлечённость, с которой он ими занимался имела и отрицтельную сторону: Карлос отдалился от друзей и жены, а его финансы пришли в окончательный упадок, так что учёбу в университете пришлось бросить. Тем не менее, в 1965 году был готов большой труд «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки», который Кастанеда раздал для ознакомления и написания рецензий в университете. Мнения профессоровв разделились: часть, включая Мейгана, поддержала работу, но некоторые высказали опасения, что неакадемический, «личный» подход к исследованию может дискредитировать университет[4][6].

На уточнение позиции университетской профессуры ушло три года. В это время Кастанеда интересовался лабораторными исследованиями Тимоти Лири о влиянии психоделиков на воображение, пытался наладить научный диалог. Наконец, в 1968 году книга была выпущена университетским издательством University of California press под обычной обложкой для академических трудов, но продаваемость работы неожиданно превысила обычные показатели для университетских изданий — к 1970 году было продано более 300 тысяч экземпляров, по договору с владевшим авторскими правами университетом книгу выпускали крупные издательства художественной литературы. Дальнейшие свои труды Кастанеда выпускал уже за пределами университета, поняв интерес массового читателя к своим книгам[4][6].

«Учение дона Хуана» стало бестселлером и было переведено на 17 языков, что помогло Кастанеде поправить финансы и сдать наконец экзамены на звание магистра. Он продолжил обучение, увлекался философией, посещал лекции по феноменологии. В 1971 году вышло продолжение «Учения» под названием «Отдельная реальность», а годом позже Кастанеда завершил ещё одну книгу серии — «Путешествие в Икстлан», содержавшую более систематизированные данные о мистическом и психоделическом опыте обучения у индейского шамана. За эту книгу он получил звание доктора философии по антропологии, а продажи книг к этому моменту сделали его миллионером[4][6][7].

Тем временем, жизнь Кастанеды всё больше становилась похожа на образ жизни современного гуру: он развёлся с женой, оставил приёмного сына, несмотря на то, что был к нему сильно привязан, перестал общаться с друзьями и погрузился с головой в изучение шаманских практик. Карлос практически не давал интервью, запрещал себя фотографировать и рисовать, а также перенёс часть практик из своих трудов в реальную жизнь, утверждая, например, что вместо него на некоторых интервью присутствовал его «дубликат». Всё это происходило в духе разработанной им же теории, согласно которой маг должен стереть личную историю. Вокруг Кастанеды собрались последователи, в начале 1990-х годов разработавшие учение «Тенсёгрити» (от англ. tension — напряжение и англ. intergity — целостность), являющееся комплексом упражнений психоэнергетического тренинга, основанным, по утверждению авторов, на «магических пассах», «открытых» шаманами Мексики. В это же время учение Кастанеды всё более коммерциализировалось, превратившись в конечном итоге в продукт, продаваемый за большие деньги. Были учреждены компания «Cleargreen Inc.» и «Фонд Орла», владеющий правами на творчество писателя[1][2][4][6][7].

18 июня 1998 года в прессе появилось сообщение о том, что Карлос Кастанеда скончался 27 апреля 1998 года у себя в доме в Вествуде, Калифорния от рака печени. Тело было немедленно сожжено его последователями, а прах перевезён в Мексику, его место захоронения неизвестно[4][6][8].

Творчество

За 30 лет творчества Кастанеда выпустил 12 книг, первые 10 из которых являются единым циклом, завершённым и систематизированным в одиннадцатой книге. Последняя же выпущена его последователями и является отдельным произведением. Серия книг посвящена мистическому опыту Карлоса, начавшемуся с его обучения у индейского шамана Дона Хуана в Аризоне (первые 4 книги). Неизвестно сколько в его книгах правды и сколько вымысла, хотя некоторые исследователи утверждают, что у Дона Хуана был реальный прототип — перуанский курандеро (колдун) Эдуардо Кальдерон Паломино. Мистический и эзотерический опыт в книгах Кастанеды соседствует с идеями экзистенциализма и феноменологии, заметно влияние и современной психотерапии[2][6][9].

Библиография

Примечания

  1. 1,0 1,1 БРЭ, 2009.
  2. 2,0 2,1 2,2 Bauer P. Carlos Castaneda (англ.). Britannica (21 декабря 2022). Дата обращения: 17 февраля 2023.
  3. Грицанов, 2003.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Биография Карлоса Кастанеды. РИА Новости (25 декабря 2015). Дата обращения: 17 февраля 2023.
  5. Кем был на самом деле Карлос Кастанеда: Ученик колдуна, антрополог, философ или писатель. Культурология.рф (10 октября 2019). Дата обращения: 17 февраля 2023.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 6,9 Ермакова И. Кастанеда, Карлос. Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 17 февраля 2023. Архивировано 11 сентября 2009 года.
  7. 7,0 7,1 Кэролл, 2005.
  8. Сертификат о смерти Карлоса Кастанеды. CastanedaDZR. Дата обращения: 17 февраля 2023. Архивировано 12 февраля 2009 года.
  9. Комментарии Карлоса Кастанеды по случаю тридцатилетней годовщины первого издания книги «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки» (1998) // Карлос Кастанеда. Лекции и интервью. — М.: София, 2006. — С. 35—37. Архивировано 5 августа 2020 года.

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!