Ингушские родовые башни
Памятник истории архитектуры | |||
Ингушские родовые башни | |||
---|---|---|---|
ингуш. гIалгIай гIала, вIовнаш, вIов | |||
Страна | Россия | ||
Республика Ингушетия | Джейрахско-Ассиновское ущелье | ||
Тип здания | боевая, полубоевая жилая | ||
Первое упоминание | XVI—XVII века | ||
Состояние | полуразрушены | ||
|
|||
Медиафайлы на Викискладе |
Ингу́шские родовы́е ба́шни (ингуш. гIалгIай гIала, вIовнаш, вIов) — памятники средневекового зодчества ингушского народа, замковые комплексы, самобытные каменные постройки, расцвет строительства пришёлся на XVI—XVII века, которые выполняли охранные, оборонительные и наблюдательные функции. Башенные комплексы находятся в Джейрахском, Сунженском районах горной Ингушетии[1].
В условиях горной местности плодородной земли не хватало, поэтому под строительство башни выбиралась бесплодная, каменистая почва прямо на камнях или скалах. Большинство замковых комплексов было построено у горных рек Асса и Армхи.
Самыми крупными башенными комплексами и популярными локациями для туристов являются — горный аул Эгикхал, боевые башни Вовнушки, древний башенный посёлок Бишт, покинутый аул Фалхан, города-крепости Эрзи, Таргим, Цори[2]. С 2024 года идёт активная работа по реставрации башенных комплексов[3].
История
Каменные дома или каменные башенные постройки у ингушского народа были всегда. Остатки циклопических построек из каменных глыб и плит расположены у древних городов-поселений Таргим, Хамхи, Эгикал, Карт, Дошхакле и других датируются II—I тысячелетием до нашей эры[4].
Циклопические постройки были распространены в период эпохи неолита. Такие постройки выполняли заградительную и охранную функцию. Большими камнями закрывали вход в пещеру или выкладывали вокруг своего жилища. Датировка таких построек очень затруднительна, но археологические данные по найденным осколкам керамики относятся к I тысячелетию до нашей эры (период кобанской культуры). Археологи и исследователи склонны предполагать, что преемственность архитектуры родовых башен, расцвет которой пришелся на Средневековье, идёт от техники, которую применяли в древности[4].
Расцвет башенной культуры ингушского народа пришёлся на Средние века. Возводили в основном боевые башни. По примерным данным их было больше 100 (но численность постоянно растёт, так как в списки вносятся ранее не учтённые башенные строения и вновь открытые). Джейрахско-Ассиновское ущелье горной Ингушетии в Средневековье насчитывало 150 горских поселений и у каждого рода была своя родовая башня. В каждом горном селении были боевые и полубоевые башни. По факту это были дома-крепости, которые могли выдержать долгую осаду. Исследователи отмечают, что географическое расположение горной Ингушетии было на перевальных путях Закавказья на равнинную часть Кавказа. Необходимость строительства башен обусловлена частыми нападениями соседних народов, внутриусобицами между родами (например, кровная месть)[5].
Средневековое башенные комплексы объединялось между родственниками и между своими людьми. Их можно сравнить с городами в Средние века — во главе стоял старейшина, самый уважаемый родственник, но он не мог решать самостоятельно все вопросы. Решения принимали на Народном Совете — Мехк Кхел, на основании адатов. Право голоса имели все мужчины, вне зависимости богатый или бедный, женщины не принимали участие в решении административных, государственных вопросов[5].
В феодальном обществе среди самих ингушей не было рабства. Зависимыми или рабами могли быть только чужеземцы. Действовал закон известный ещё в Древней Руси — «око за око, зуб за зуб», среди горцев обычай кровной мести — вендетта[6].
С XIII веке практически все горные дороги превратились в часть Великого Шёлкового пути, что способствовало увеличению строительства башенных комплексов. Они стали важными стратегическими точками. По всей территории располагались наблюдательные или смотровые башни. Удачными были те поселения, чьи башни располагались в ущельях, теснинах, перевалочных пунктах, в стратегически важных районах — это позволяло контролировать торговые караваны, во время предупредить соплеменников сигнальными огнями во время угрозы вторжения, устраивать засады для неприятеля и прочее[7]:
Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия шаги человека в небо. Особенно величественны с пирамидально-ступенчатой крышей. Соотношением высоты к основанию башни резко отличаются от других кавказских башен.Евгений Крупнов
Социальное влияние в обществе, а также сила и богатство каждого рода определялось наличием боевых башен — ингуш. вIов. Каждая башня «разговаривала» между с собой сигнальными огнями. В случае опасности, ночью на самом верхнем этаже зажигали костры или клубы дыма, а в яркую солнечную погоду можно было увидеть солнечные блики. Каждый сигнал имел своё значение. Каменные башни строили в труднодоступных и не проходимых местах в горах Северного Кавказа.
Первые попытки изучить горную архитектуру Ингушетии были в XVIII веке. Академия наук Российской империи организовала экспедиции под руководством европейских учёных — Гюльдентштедта, Палласа, Клапрота. Научное исследование и описание родовых башен в горной Ингушетии началось с 1925 года. Эта работа связанна с именами советских учёных-кавказоведов, историков-этнографов — Николаем Яковлевым, Евгением Крупновым, Мурадом Базоркиным[8].
Проблемными остаются вопросы точной датировки башенных сооружений, компоненты строительного раствора башенных сооружений и вопрос их сохранности. Большая часть башенных комплексов была уничтожена во время Кавказской войны 1817—1864 годов, карательных экспедиций царских времён и в период депортации ингушского народа 1944—1957 годов. С 2024 года идёт активная работа по реставрации башенных комплексов[3].
Строительство
Для строительства родовой башни обязательно выбиралось правильное место: рядом с рекой, у входа в ущелье, у переправы, в стратегически важном месте. Но башню никогда не строили на плодородной земле. В условиях горной местности плодородной земли не хватало, поэтому под строительство башни выбиралась бесплодная, каменистая почва прямо на камнях или скалах. Большинство замковых комплексов было построено у горных рек Асса и Армхи.
В источниках указано, что строительство башни начиналось с того, что выбранное место щедро поливали молоком. Если к утру молоко просочилось в землю, то этот участок забрасывали и искали другой, потому что почва рыхлая. Но если к утру молоко всё же оставалось на поверхности почвы или свёртывалось, то это означало, что почва каменистая и твёрдая. Строительств башни начиналось с праздника. В жертву приносили быка и его кровью омывали первые камни будущей крепости. Башни строили специально обученные мастера-камнетёсы (ингуш. тIойгаонзачо — мастер по камню) которые держали в секрете свои знания. Именитых мастеров знал весь Северный Кавказ. Строительство башни очень дорого обходилось хозяину — 60 быков, а также хозяин обязан был кормить и поить мастера. Самые хитрые мастера иногда шли на уловки, что бы повысить плату. Известно, что только искусный мастер-камнетёс мог из глыбы камня создать нужной формы кирпич, замешать раствор (ингуш. маркхал) — способ приготовления которого знал только он[9].
Мастер должен был построить башню за один год (12 месяцев, 365 дней), если не успевал, то с позором уходил, а род заказавший строительство считался слабым. И, это можно объяснить междоусобицами, вторжениями кочевых племён каждое лето, что разоряло горские поселения. Каждый горец стремился в течении года закончить строительство своей башни, так как от этого зависела жизнь его семьи. Башня считалась построенной, когда зодчий венчал её крышу овальным камнем.
Каждый мастер-строитель оставлял свою подпись-оттиск ладони у входа в башню, что означало гарантию прочности. На каждой башне есть символы, знаки, рисунки-петроглифы. Много рисунков в форме крестов, спиралей, свастики, солярных знаков, изображения вооружения, животных, встречаются также изображения рода башни[10].
Признанными и знаменитыми мастерами-строителями считались: Янд из села Эрзи, Дуго Ахриев, Дяци Льянов и Хазби Цуров из села Фуртоуг, Баки Барханоев из села Бархане, Ерда Дударов из села Верхний Хули, Арсамак Евлоев из села Йовли, Хинг Ханиев из села Хяни, Тет-Батык Эльдиев из села Таргим и другие[11]. Строительное ремесло иногда было семейным делом, своего рода «профессионального клана». К таким признанным мастеровым — в особенности по строительству боевых башен («воув») относился род Баркинхоевых из селений Верхний, Средний и Нижний Озиг. Мастера-ингуши были известны и за пределами Ингушетии — в Чечне, Осетии и Грузии. Они приглашались для строительства там сложных башенных сооружений и укреплений[12].
Типы башен
Жилая башня
Жилая башня строилась в два или три этажа, прямоугольной формы, внутри стены щедро обмазывали глиной, так как здесь должна была жить семья: дети, старики, женщины. По мере строительства в высоту, стены башни сужались к верху, а сама башня обычно достигала 12 метров в высоту. Для жилой башни камни тесались грубо, швы между ними густо замазывались глиняным раствором, на крыше укладывали толстый слой земли. Эта примитивность и простота постройки объяснялась тем, что жилую башню строили по времени меньше, так как нужно было быстро её обживать[13].
На первом этаже башни горцы размещали скот, в основном это были овцы, коровы, быки, а для лошадей был свой угол, здесь же хранили зерно. На втором этаже размешалась жилая комната. Здесь размещались полати или нары для сна, на стенах развешивали цветные ковры-истинги (ковры из овечьей шерсти), треногий столик, пол устилали теми же войлочными коврами[2].
Центральное место занимал очаг, и огонь нужно было поддерживать круглосуточно. Все предметы домашнего обихода — посуда, постельные принадлежности, одежда семьи хранились на втором этаже. Именно в этом помещении собиралась вся семья. Третий этаж предназначался для хранения запасов, домашнего инвентаря, а так же на этом этаже могли разместить гостя на ночь[13].
Все перекрытия между этажами были деревянными, и на каждый этаж вела своя дверь. В комнату можно было попасть по приставной лестнице, это было просто бревно с вырезанными на ней ступеньками. Жилая башня не предназначалась для долгой осады, для отражения атак, но в Средние века строители немного трансформируют, видоизменяют такие башни. И появляется новый тип башни — полубоевая[13].
Полубоевая башня
Является переходным типом башни. Обычно имели высоту 3–4 этажа. По сравнению с жилыми башнями, полубоевые имели почти квадратную форму и меньшую площадь. В отличие от жилых башен, в них отсутствовал центральный опорный каменный столб. Перекрытия стен, входная дверь подобны жилым башням. Полубоевые башни, подобно боевым, очень редко встречаются с входом на втором этаже. В них жили, прежде всего, боеспособные холостые мужчины[14].
Полубоевая башня — имела узкие бойницы в стенах, что бы отстреливаться из лука, а на крыше встречались каменные балкончики-машикули без дна, что так же позволяло мужчинам стрелять во врагов сверху вниз. Башни данного типа зафиксированы во многих селениях: Бейни, Верхний Алкун, Эгикал. Исследователи предполагают, что активное строительство полубоевых каменных башен пришлось на XIII—XVI века, на время монголо-татарского нашествия[15].
Боевая башня
Боевая башня (ингуш. вIовнаш, вIов) — начало строительства примерно XV — XVIII века. Боевая башня — усовершенствованная каменная постройка, переходное строительство от жилых и полубоевых башен. Это время считается временем расцвета родовых башенных комплексов.
Боевая башня в высоту достигает 25—30 метров, её ширина стен у основания составляет 6 метров, к верху башня сужается. Верхняя часть планировки крыши делалась пирамидально-ступенчатым покрытием из тонких пластин чёрного сланца и издалека казалось, что крыша чешуйчатая. Она строилась в 5—6 этажей, имелся только один вход (реже два входа) сразу на второй или третий этаж, минуя первый. Оказавшись на втором этаже, горец поднимал за собой приставную лестницу из бревна.
Для боевой башни камни тщательно тесались. Строители доводили их до гладкого состояния, и каждый камень должен был идеально подогнан к другому. Мастер-строитель проверял зазоры иголкой. Это был очень важный момент для боевой башни, ставка делалась на рикошет: во время стрельбы пуля, стрела, камень рикошетом отражался обратно. Если в жилой и полужилой башне было много деревянных деталей, то в боевой башне наличие деревянных элементов сводилось к минимуму — перекрытия и настилы были каменные. Это делалась для то, что бы избежать поджога извне.
На первом этаже в боевой башне отводилось место для содержания пленников. В углу из камня строили «мешок», который служил погребом. Вход в него был только со второго этажа. Второй и третий этаж отводился для защитников в башне. Здесь хранили оружие. На четвёртом этаже обычно находилась семья, запасы провизии, одежда. На пятом этаже находился наблюдательный, обзорный пункт, что позволяло дать сигнал о приближении противников, так же здесь хранили боеприпасы. На шестом этаже во время схватки, воины отстреливались через машикули-навесные бойницы, которые были на всех четырёх сторонах башни, это позволяло обстреливать неприятеля луком и стрелами и кремневыми ружьями[16]. В XXI веке ведется активная работа по выявлению и изучению всех типов башенных храмовых, погребальных построек[17].
При жизни человеку нужна башня, а после смерти склеп.
Пословица ингушей в Средние века
Армхи. Боевая башня.
Эрзи. Боевые башни
Джейрахский район. Древнее строение башни
Туризм
Башни Ингушетии сконцентрированы в особенных локация, который можно посетить самостоятельно. Часть комплексов включена в заповедники. В местах расположения башен организуются экскурсии.
- Эгикал — самый крупный в республике комплекс башен, находится недалеко от селения Гули, в Джейрахском районе. В окрестностях расположены 5 боевых башен, 4 полубоевых и около 50 жилых башен. В комплекс также входят более ста склеповых могильников, мавзолей и 3 святилища древней вайнахской религии. На многих постройках размещены петроглифы, рисунки и оттиски ладоней мастеров-строителей.
- Вовнушки — в переводе в ингушского название замкового комплекса означает «место боевых башен». Располагаются на высоте около 1250 метров над уровнем моря. Три башни — две на одной скале и одна на другой. Раньше они соединялись подвесным мостом. Располагаются в 40 км от курорта «Армхи». От автомобильной дороги в ущелье к ним ведёт утоптанная тропа.
- Бишт — в районе села открыт музей под открытым небом, который занимает 30 га в начале Тумгойского ущелья. Включает 80 объектов — жилые, полубоевые и боевые башни позднего Средневековья.
- Фалхан — старый покинутый аул. Замковое поселение располагается на берегу небольшого горного ручья Мехинчие. Состоит из 3 боевых, полубоевой и 12 жилых башен со средневековыми пристройками.
- Хяни — Башенный посёлок XVI века расположен на горном склоне, рядом с рекой Чулхи, на высоте 1670 метров над уровнем моря. После реставрации 2011—2012 годов — один из популярных туристических объектов Салгинского ущелья.
- Эрзи — башенный комплекс с одноимённым названием находится в Джейрахском ущелье, в 1,5 км от села Ольгети. Имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. На его территории создан государственный заповедник «Эрзи».
- Таргим — покинутый аул. Располагается в 10 км от Джейраха, на правом берегу реки Асса, на высоте 1080 м над уровнем моря. Рядом с башнями XV—-XVII веков сохранились руины старых зданий и могильников.
- Цори — замковый комплекс расположен на территории природного заповедника «Эрзи», на высоте более 1100 м над уровнем моря. Сильно пострадал в 1832 году во время Кавказской войны от обстрела. На территории комплекса располагаются 3 боевые и более 20 жилых башен, мавзолей и части оборонительной крепости с арочными воротами.
- Башня Цуровых — сохранившаяся родовая башня, расположенная на улице Льянова, в центре поселка Джейрах. Первое описание башни в XVIII веке оставил грузинский географ и путешественник Вахушти Багратиони. Рядом уже много лет проживает семья Цуровых, которая следит за постройкой.
- Меллери — боевая башня XV века на окраине поселка Ляжги. Раньше она входила в средневековый Меллеринский замок. На 2—4 этажах устроены оборонительные ниши и узкие бойницы для стрельбы по неприятелю.
- Харп — нежилой комплекс состоит из 9 башенных построек и 4 склеповых могильников. Находится у подножия священной для ингушей Столовой горы — Мят-Лоам, в Джейрахском районе республики[2].
Дополнительные сведения о родовых башнях
- В 1880 году великий русский учёный, химик Дмитрий Менделеев в составе экспедиции был в горах Ингушетии[18].
- Последние жители покинули свои каменные, родовые башни в 1944 году[19];
- В 1968 году в своем родовом селении Эгикал писатель Идрис Базоркин, написал знаменитый роман «Из тьмы веков». В этом горном селении происходят основные действия романа. В ауле Эгикал похоронен автор романа[20].
- В 1988 году был создан Джейрахско-Ассинский музей-заповедник[21].
- В 1997 году был открыт мемориальный комплекс и музей жертвам сталинских репрессий в форме девяти родовых башен[22].
- В 2004 году семья Льяновых переселилась в родовую башню в Джейрахском районе[23]; в 2008 году Средневековый замок «Вовнушки» стал финалистом Всероссийского конкурса «Семь рукотворных чудес света».
- Падающая башня 6 этажей, высота в 76 метров, находится в селении Эрзи Джейрахского района. Принадлежит роду Евкуровых.
- Оплата зодчему жилой башни была 20—25 коров, оплата мастеру боевой башни — 60 коров или 800 овец, в подарок 1 лошадь[24].
- Строителям боевых башен запрещалось строить за пределами Ингушетии.
- У каждой семьи в башне была очажная цепь, которая передавалась из поколения в поколение[25].
- Российский бизнесмен, меценат Микаил Гуцериев начал программу реставрации башенных комплексов[26].
- Блогер, гид, фотограф, историк, краевед Евгений Шивцов выпустил коллекцию открыток «Горная Ингушетия».
- В 2012 году в горах на фоне башенных комплексов прошёл международный турнир по смешанным единоборствам «Битва в горах».
- В 2014 году в Магасе был открыт памятник учёному, археологу, кавказоведу, автору монографии «Средневековая Ингушетия» Евгению Крупнову[27][28];
- С 2021 года в горной Ингушетии открылся 10-й юбилейный фестиваль бейсджампига «Легенды гор»[29].
- С 2022 года на фоне вековых башен и природы проходят занятия по йоге[30].
- В 2023 году знаменитый реставратор из Испании Рамзан Султыгов начал работу по восстановлению родовых башен[31].
- В Джейрахском районе открыли школу реставраторов памятников средневекового зодчества[32].
- Для разрушения вековой башни нужно вытащить всего лишь один камень у основания[33].
Литература
- Белоконский И. На высотах Кавказа: путевые заметки и наблюдения. — М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1906. — 120 с.
- Виноградов В. Б., Марковин В. И. Археологические памятники Чечено-Ингушской АССР / ЧИНИИИЯЛ при СМ ЧИАССР. — Гр.: ЧИКИ, 1966. — Т. X. — 150 с. — 500 экз.
- Гольдштейн А. Ф. Башни в горах. — М.: «Советский художник», 1977. — 334 с.
- Гольдштейн А. Ф. Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии / Утв. к печати Государственным Комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР. Ред. К. Н. Долгова. — Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры. — М.: «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1975. — 158 с. — 1000 экз.
- Долгиева М. Б., Картоев М. М., Кодзоев Н. Д., Матиев Т. Х. История Ингушетии / Отв. ред. Н. Д. Кодзоев. — 4-е изд. — Ростов-на-Дону: Южный издательский дом, 2013. — 600 с. — ISBN 978-5-98864-056-1.
- Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей / Редколлегия: Р. С. Ахматова (отв. ред.), Ю. А. Айдаев, И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов, Р. М. Нашхоев, Х. В. Туркаев. — Гр.: ЧИКИ, 1979. — 239 с. — 25 000 экз.
- Крупнов Е. И. Средневековая Ингушетия / Ред. В. И. Марковин, Р. М. Мунчаев. — М.: «Наука», 1971. — 211 с.
- Кегелес М. У горах i на полонинах Iнгушетii (укр.). — Харьков: Пролетар, 1931. — 92 с. — 6000 экз.
- Ладыгина О. Средневековые башни в наследство // Русское географическое общество : официальный сайт. — 2021. — 20 июля.
- Марковин В. И. Некоторые особенности средневековой ингушской архитектуры // Архитектурное наследство : журнал. — М., 1975. — Вып. 23. — С. 119—126.
- Марковин В. И. Каменная летопись страны вайнахов: Памятники архитектуры и искусства Чечни и Ингушетии / Сост. М. А. Азиев, Д. Ю. Чахкиев. — М.: «Русская книга», 1994. — 129 с.
- Мужухоев М. Б. Средневековая материальная культура горной Ингушетии (XIII—XVII вв.) / Ред. С. А. Плетнёва. — Гр.: ЧИКИ, 1977. — 180 с.
- Мужухоев М. Б. Ингуши: Страницы истории, вопросы материальной духовной культуры. — Саратов: «Детская книга», 1995. — 122 с. — ISBN 5-8270-0158-9.
- Чахкиев Д. Ю. Древности горной Ингушетии / Отв. ред. И. А. Алироев. — Минводы: «Кавказская здравница», 2003. — Т. 1. — 144 с.
- Робакидзе Л. И. Жилища и поселения горных ингушей // Кавказский этнографический сборник / Под отв. ред. А. И. Робакидзе; АН Грузинской ССР. — Шаблон:Тб.: Мецниереба, 1968. — Т. 2: Очерки этнографии Горной Ингушетии. — С. 41—117. — 272 с. — 2000 экз.
- Щеблыкин И. П. Искусство ингушей в памятниках материальной культуры / Дир. О. С. Ахриев; Инг. Н.-Иссл. Инст. Краеведения. — Владикавказ: Гос. Тип. А. О. И., 1928. — 30 с. — 500 экз.
Примечания
- ↑ Описание башен . ГКУ «Джейрахско-Ассинcкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Башни Ингушетии: самые популярные каменные комплексы в горах . Комсомольская Правда. Дата обращения: 1 августа 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Основатель фонда «Сафмар» проверил ход реставрации башен в горной Ингушетии . «Ингушетия». Дата обращения: 24 июля 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Марковин В.И. Каменная летопись страны вайнахов . Историко-географическое общество Ингушетии «Дзурдзуки». Дата обращения: 24 июля 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Древняя ингушская архитектура . «Республика Ингушетия». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать . «Хамарз Костоев». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ «Сегодня Е. И. Крупнову исполнилось бы 113 лет» . «Мемориальный комплекс жертвам репрессий». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Башенная культура Ингушетии . «Старт в науке». Дата обращения: 22 июля 2024.
- ↑ В Ингушетии восстанавливают рецепт древнего раствора при строительстве башен в горах . Новости. Дата обращения: 25 июля 2024.
- ↑ Чечня и Ингушетия: тайные знаки вайнахских башен . «РИА Новости». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Архивный вестник Республики Ингушетия. Вып. 1 / отв. ред. Чахкиев Джабраил Юрьевич. — Назрань, 2004. — С. 47. — 66 с.
- ↑ Заседателева Л. Б., Мунчаева Т. Г. Хозяйство и хозяйственный быт народов Чечено-Ингушетии. — Грозный: Чечено-Ингушский истститут социологии и филологии, 1983. — 96 с. — 600 экз.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Древние аулы Ингушетии . Виртуальный этнографический парк «Кавказ». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Родригес Е. Т. Башенная архитектура Ингушетии // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. — 2015. — № 3. — С. 296-301.
- ↑ Башенный комплекс Таргим: уснувшие города Ингушетии . «Туристический клуб «Восход». Дата обращения: 30 июля 2004.
- ↑ Вовнушки: боевые башни Ингушетии . «Это Кавказ». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Мудрость гор, умноженная в поколениях . «Национальный акцент». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Великий Менделеев бывал в горах Ингушетии . «Ингушетия». Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Древние небоскрёбы Ингушетии . «Хранители родины». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Ингушский роман . «Это Кавказ». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Древние небоскрёбы Ингушетии . «Хранители Родины». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Мемориальный комплекс жертвам репрессий . «Мемориальный комплекс жертвам репрессий». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Семья ингушей переселилась из дома в башню . «РИА Новости». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Средневековые мастера-строители . Ингушетия. Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Цепь очажная родовая . «Артефакт». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Готовым исчезнуть родовым башням Ингушетии подарят вторую жизнь . «Вестник Кавказа». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Открытие памятника имени Крупнова Евгения Игнатьевича . «Городской округ города Магас». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Сегодня Е. И. Крупнову исполнилось бы 113 лет . Мемориальный комплекс жертвам репрессий. Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Экстрим В Джейрахском районе Ингушетии открылся Х юбилейный фестиваль бейсджампинга «Легенды гор» . «Ингушетия». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Главная Туры по России Туры в Ингушетию Йога-тур в Ингушетии Авторский тур от туроператора Йога-тур в Ингушетии . «Сообщество туроператоров». Дата обращения: 30 июля 2024.
- ↑ Знаменитый реставратор из Испании подключится к восстановлению башен в Ингушетии . «Ингушетия». Дата обращения: 29 июля 2024.
- ↑ Глава Ингушетии поддержал открытие в горной части региона школы мастеров-каменщиков . «МагасРУ». Дата обращения: 27 июля 2024.
- ↑ Вандализм или мистика: искатели сокровищ разрушили древние ингушские башни ради ритуальных камней . «Комсомольская правда». Дата обращения: 29 июля 2024.
Ссылки
- Эгикал: история, легенды и факты
- Фоторепортаж о башнях Ингушетии в LiveJournal
- «Каменные легенды Горной Ингушетии» на сайте Это Кавказ
- Башни «Вовнушки» — фото, статьи, гостиницы и кафе
- Сампиев Х. Архитектурное мастерство ингушей
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Знание.Вики. |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Объекты культурного наследия России по алфавиту
- Объекты культурного наследия России
- Статьи с шаблонами-карточками без имени
- Знание.Вики:Хорошие статьи по архитектуре
- Знание.Вики:Хорошие статьи по истории
- Знание.Вики:Хорошие статьи по алфавиту
- Архитектура
- Средние века
- Ингушетия
- Горное строительство
- Каменные башни
- Архитекторы
- Ритуальные камни
- Боевые башни
- Средневековые замки
- Архитектура Средневековья
- Башни Ингушетии
- Сунженский район Ингушетии
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN