Иван Бездомный (персонаж)

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Иван Бездомный
(Иван Николаевич Понырёв)
Иван Бездомный, профессор Воланд и Берлиоз М. А Спектакль театра «Арбат» «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене Театра Драмы. Слева направо Иван Бездомный, профессор Воланд и Михаил Берлиоз.Иван Бездомный, профессор Воланд и Берлиоз М. А Спектакль театра «Арбат» «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене Театра Драмы. Слева направо Иван Бездомный, профессор Воланд и Михаил Берлиоз.
Создатель Михаил Булгаков
Произведения «Мастер и Маргарита»
Первое упоминание Часть 1. Глава 1. «Никогда не разговаривайте с неизвестными»
Последнее упоминание Часть 2. Глава 30.
«Пора! Пора!»
Эпилог
Пол мужской
Возраст 23 года
Род занятий поэт
Роль исполняет Дмитрий Козновфильм 1987 года (СССР),
Ян Янковскийфильм 1988 года (Польша),
Сергей Гармаш — фильм 1994 года (Россия),
Владислав Галкин — телесериал 2005 года (Россия),
Данил Стекловфильм 2023 года (Россия)

Ивáн Бездóмный (настоящее имя Ивáн Николáевич Понырёв) — персонаж романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», молодой человек с рыжеватыми вихрастыми волосами и «бойкими зелёными глазами»[1][2]. Поэт, сменивший род деятельности, перестал сочинять стихи, увлёкся историей, стал профессором Института истории и философии[3].

Описание героя

Писатель, описанный Михаилом Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», получил достаточно скромное описание своей внешности:

плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жёваных белых брюках и в чёрных тапочках

У Ивана слегка осипший голос. В его общении просматривается эффектная изысканность и оригинальная манера выражаться. Несмотря на свою писательскую природу, автор описывает Ивана как малообразованного, непорочного и неосведомлённого. Его вредными привычками являются любовь к алкоголю и папиросам «Наша марка». В начале романа Ивану Николаевичу 23 года. Бездомный — молодой, но уже известный поэт, член МАССОЛИТа. По заказу редактора художественного журнала Михаила Берлиоза Иван пишет антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. В финале произведения персонажу уже 30 с лишним лет[3].

Эволюция образа

Иван Николаевич — человек с «дремучим» сознанием, воспитанный на советских лозунгах. Ему свойственны категоричность и политический радикализм. В беседе с Воландом персонаж произносит очень характерную фразу:

Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!

Как и подобает советскому гражданину, он подозрительно относится к людям, выделяющимся из общей массы. Считает, что «иностранный профессор» Воланд — русский эмигрант, которого следует задержать[3].

Иван Николаевич олицетворяет собой новое поколение людей, чьё сознательное существование началось уже после революции. Он является «правоверным» строителем социализма, полностью разделяющим советскую идеологию. Встреча с Воландом полностью меняет мировоззрение персонажа, переворачивает его представление о реальности и подрывает его веру в созданную им объяснимость тайн вселенной человеческим разумом[4].

Иван — ученик Берлиоза, которого ожидала трагическая участь. В литературных кругах Иван был знаменит, но в жизни малообразован. Малообразованность Ивана иронически подчёркивается: он не знает о Мефистофеле и Фаусте ни по книгам, ни по опере. Читатель знакомится с героем в тот момент, когда Иван обсуждает своё произведение с Берлиозом[5]:

Иисус у него получился, причём полностью живой, когда-то существовавший Иисус, только обладающий всеми отрицательными чертами

Берлиоз обнаруживает главную методологическую ошибку автора именно в предположении о «когда-то существовавшем Иисусе». В разговоре литераторов отражается драматургия антирелигиозной борьбы 1920-х годов, которая в основном завершилась к концу десятилетия. Беседа явно указывает на разрешение главных противоречий этой борьбы, возникших вследствие столкновения различных подходов к решению так называемой «проблемы Христа»[6].

В глазах окружающих герой кажется сумасшедшим[7], но на самом деле таковым не является. Его странные поступки вызваны его неспособностью объяснить иррациональные явления[8].

Иван открыт новым впечатлениям, он верит в существование Христа; Понтий Пилат для Бездомного — не просто персонаж из книги, а реальный человек. Ивана отличает простодушие, Булгаков противопоставляет Ивана равнодушному Берлиозу. Встреча с Воландом и Мастером переродила Ивана в мыслящего и культурного человека.

По некоторым сведениям, Михаил Афанасьевич Булгаков пользовался псевдонимом «Бездомный» в то время, когда работал в газете «Гудок»[9].

Прототипы персонажа

Образ персонажа в кинематографе

Название Страна Год Режиссёр В роли Ивана Бездомного
Мастер  СССР 1987 Ольга Кознова Дмитрий Кознов документальный фильм
Мастер и Маргарита  Польша 1988 Мацей Войтышко Ян Янковский
Мастер и Маргарита Флаг России Россия 1994 Юрий Кара Сергей Гармаш
Мастер и Маргарита Флаг России Россия 2005 Владимир Бортко Владислав Галкин телесериал
Мастер и Маргарита Флаг России Россия 2024 Михаил Локшин Данил Стеклов

Примечания

  1. Мастер и Маргарита. librebook.me. Дата обращения: 12 марта 2024.
  2. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. — М.: Эксмо, Редакция 1, 2019. — 252 с. — ISBN 978-5-04-102789-6.
  3. 3,0 3,1 3,2 Иван Бездомный. Михаил Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Дата обращения: 24 марта 2024.
  4. Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита». РГБ. Дата обращения: 23 марта 2024.
  5. Иван Бездомный. Булгаковская.Москва. Дата обращения: 24 марта 2024.
  6. Чем был недоволен Берлиоз?. Горький Медиа. Дата обращения: 23 марта 2024.
  7. Сорокина Л. М. Мотив безумия в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки : журнал. — 2010. — С. 73—77.
  8. Дерягин А. «Опыт прочтения Мастер и Маргарита». Азбука веры. Дата обращения: 23 марта 2024.
  9. Иван Бездомный. В профиль. Дата обращения: 25 марта 2024.
  10. Александр Безыменский. kino-teatr.ru. Кино-театр.ру. Дата обращения: 16 марта 2024.
  11. Чарлз Роберт Метьюрин. Мельмот скиталец. Библиотека Максима Мошкова. Дата обращения: 16 марта 2024.
  12. Иван Приблудный. esenin.ru. Дата обращения: 16 марта 2024.
  13. Фауст. lib.ru. Библиотека Максима Мошкова. Дата обращения: 16 марта 2024.
  14. Демьян Бедный. culture.ru. Культура. рф. Дата обращения: 16 марта 2024.