Закон FARA (США)

Материал из «Знание.Вики»
Печать Министерства юстиции Соединённых Штатов (альтернативная)

Закон о регистрации иностранных агентов (англ. Foreign Agents Registration Act, англ. FARA) — федеральный нормативный правовой акт Соединённых Штатов Америки, принятый в 1938 году и предусматривающий обязанность регистрироваться и раскрывать информацию для лиц — «агентов иностранного принципала» — осуществляющих политическую и связанную с ней деятельность на территории США[1]. Аббревиатура FARA образована первыми буквами в наименовании закона — Foreign Agents Registration Act. Заявление о регистрации и определённый законом перечень документов подаётся Генеральному прокурору США, на которого возложена обязанность вести соответствующую базу данных и отчитываться перед Конгрессом США об исполнении закона. Закон является важным инструментом для выявления иностранного влияния в Соединённых Штатах и ​​устранения угроз национальной безопасности[2].

История

Закон о регистрации иностранных агентов был принят в США в 1938 году, накануне Второй мировой войны, с целью выявления пропаганды европейских стран, побуждавших выступить на стороне «оси» или Британии и Франции в случае начала войны в Германии. Специальный комитет Конгресса США (19341935) по антиамериканской деятельности, как изначально задумывалось, не запрещал политическую пропагандистскую деятельность, а скорее требовал, чтобы лица, занимающиеся пропагандой от имени иностранных правительств и руководителей, регистрировались в правительстве и раскрывали информацию о своих контрагентах[1].

Стал действенным инструментом по выявлению иностранного влияния внутри страны, а после начала Второй мировой войны — инструментом в борьбе с многочисленными прогерманскими организациями. За годы войны более 30 раз успешно использовался для привлечения к юридической ответственности германских агентов. В 1942 году администрирование регистрацией иностранных агентов перевели из юрисдикции Государственного департамента США в Министерство юстиции[3].

За время своего существования изменялся 12 раз. Существенные поправки были внесены в 1966 году: акцент в правовом регулировании сместился с политической пропаганды на агентов, представляющих экономические интересы иностранных субъектов. Поправки были результатом расследования Сенатского комитета по международным отношениям в отношении иностранных сахарных компаний и другой лоббистской деятельности. Поправки 1966 года изменили несколько дефиниций в законе, запретили договоры об условных вознаграждениях, расширили исключения для обеспечения того, чтобы законная коммерческая деятельность не подвергалась необоснованным обременениям, усилили положения для раскрытие и маркировка пропаганды[1].

Предмет правового регулирования

FARA требует регистрации и раскрытия информации «агентом иностранного принципала», который напрямую или через другое лицо в Соединённых Штатах осуществляет следующую деятельность[4]:

  • занимается «политической деятельностью» от имени иностранного принципала;
  • действует в качестве консультанта по связям с общественностью иностранного принципала, рекламного агента, сотрудника информационной службы или политического консультанта;
  • запрашивает, собирает, выплачивает или распределяет взносы, ссуды, деньги или другие ценные вещи для или в интересах иностранного принципала;
  • представляет интересы иностранного принципала перед любым агентством или должностным лицом правительства США.

Под «иностранным принципалом» (англ. foreign principal) понимается любой из перечисленных субъектов[4]:

  • правительство иностранного государства и иностранная политическая партия;
  • физическое лицо за пределами Соединённых Штатов, не являющееся гражданином США и не имеющее основное место ведения бизнеса — США;
  • юридическое лицо или объединение лиц, организованное в соответствии с законодательством иностранного государства или имеющее основное место ведения бизнеса в иностранном государстве.

Агентом иностранного принципала (иностранным агентом, англ. agent of a foreign principal) считается лицо, соответствующее двум основным признакам[4]:

1) действует от имени или под влиянием иностранного принципала, а именно действует в качестве[4]:

  • представителя, агента, сотрудника или служащего,
  • лица по приказу, просьбе или под руководством или контролем иностранного принципала,
  • лица, любая из видов деятельности которого прямо или косвенно контролируется, направляется, финансируется или субсидируется полностью или в значительной части иностранным принципалом

2) осуществляет один из перечисленных видов деятельности напрямую или через другое лицо[4]:

  • участвует в политической деятельности на территории Соединённых Штатов в интересах или в интересах такого иностранного принципала;
  • действует в США в качестве консультанта по связям с общественностью, рекламного агента, сотрудника информационной службы или политического консультанта для или в интересах такого иностранного принципала;
  • запрашивает, собирает, выплачивает или распределяет взносы, ссуды, деньги или другие ценные вещи для или в интересах такого иностранного принципала;
  • в пределах государства представляет интересы такого иностранного принципала перед любым агентством или должностным лицом правительства США.

Порядок регистрации иностранных агентов

Порядок управления и обеспечение исполнения законодательства об иностранных агентов устанавливается специальным актом — Администрирование и обеспечение соблюдения Закона о регистрации иностранных агентов от 1938 года (англ. Administration and enforcement of Foreign Agents Registration Act of 1938). Министерство юстиции, которое обеспечивает соблюдение и администрирование FARA, также выпускает консультативные заключения и другие руководства, разъясняющие закон[5].

В соответствии с законом FARA ни одно лицо не вправе действовать в качестве иностранного агента, если не подало заявление о регистрации в установленной форме Генеральному прокурору США в течении 10 дней после возникновения оснований считаться агентом. Заявление о регистрации должно содержать имя (наименование), контактные данные, статус заявителя (физическое лицо или организация, информация о её руководстве, членах), изложение характера деятельности заявителя, список сотрудников, указание на каждого иностранного принципала, от имени которого заявитель действует[1].

К заявлению прилагаются копии каждого письменного соглашения и условия каждого устного соглашения, включая все изменения таких соглашений, или, если договор отсутствует, полное изложение всех обстоятельств, по причине которых заявитель является агентом иностранного принципала, описание характера и размер взносов, доходов, денег или ценностей, если таковые имеются, которые заявитель получил в течение предыдущих шестидесяти дней от каждого такого иностранного принципала, подробное описание видов деятельности, которую заявитель осуществляет или намеревается осуществлять, или согласился осуществлять для себя или любого другого лица, кроме иностранного принципала[1].

Информационные материалы, распространяемые или передаваемые лицом, зарегистрированным в качестве иностранного агента, должны иметь соответствующую маркировку. Закон содержит перечень субъектов, освобождающихся от подачи заявления, к ним относятся, например[1]:

  • дипломатическое или консульское должностное лицо иностранного правительства;
  • должностное лицо иностранного правительства, которое не является консультантом по связям с общественностью, рекламным агентом, сотрудником информационной службы;
  • лицо, которое занимается частной и не политической деятельностью в целях содействия добросовестной торговле или предпринимательской деятельности такого иностранного принципала;
  • лицо, осуществляющее научную, творческую, религиозную деятельность;
  • лицо, действующее в интересах иностранного правительства, жизненно важного для обороны США;
  • лицо, осуществляющее юридическое представительство и так далее.

Закон требует от Генерального прокурора ведения публичной базы данных заявлений о регистрации, она размещается в открытом доступе на веб-сайте Министерства юстиции США. Каждые 6 месяцев Генеральный прокурор отчитывается перед Конгрессом о результатах действия закона. По данным за 20192021 год в качестве иностранных агентов зарегистрировано 749 лиц[1].

Ответственность за нарушение закона FARA

Неисполнение обязанностей установленных FARA влечёт юридическую ответственность За наиболее тяжкие нарушения (преступления) — преднамеренное нарушение FARA — предполагается тюремное заключение сроком не более пяти лет и/или штраф в размере до 10 000 долларов США. Менее тяжкие нарушения считаются проступками, за них предусмотрено наказание в виде тюремного заключения сроком не более шести месяцев и /или штраф в размере не более 5 000 долларов США. Кроме того, Генеральный прокурор в случае не соблюдения законодательства может добивать в судебном порядке запрета, приостановления деятельности или исправления ненадлежащего заявления о регистрации[4].

В научной литературе отмечается, что хотя поправки в закон FARA 1966 года содержали абстрактные формулировки, позволяющие широко их трактовать, это породило двойственную юридическую практику: с одной стороны сложилась практика его активного применения к тем лицам, которых он не должен касаться с точки зрения целей его принятия, с другой — весьма осторожное применение в некоторых случаях, когда целый ряд лоббистских структур остаются в «серой зоне», за пределами любого правового регулирования[6].

Известные случаи применения закона

Логотип телевизионной сети RT America (2010-2022)

Самыми резонансными уголовными делами по данному составу считаются дела в отношении Джона Макгоффа (дело «Соединённые Штаты против Джона Макгоффа»), в лице которого власти ЮАР попытались купить американскую газету англ. The Washington Star, которую предполагалось сделать рупором ЮАР в Вашингтоне, и Самира Винсента («Соединённые Штаты против Самира Винсента»), получившего от тогдашнего главы Ирака миллионы долларов за ведение лоббистской деятельности в обход регистрации по снятию санкций[7].

В 1981 году рассматривалось дело «Генеральный прокурор против Ирландского комитета помощи Северу». Генеральный прокурором США посчитал, что комитет был обязан зарегистрироваться как агент известной террористической организации — Ирландской республиканской армии (ИРА). Однако представители комитета утверждали, что он действует исключительно на общественных началах и представляет не ИРА, а Комитет помощи Северу, расположенный в Белфасте. Тем не менее суды приняли решение, подтверждающее позицию прокуратуры, при этом в литературе обращается внимание на тот факт, что обе инстанции вынесли свое решение без предварительного установления факта контроля над Комитетом помощи Северу со стороны ИРА, что породило неопределенность в статусе подобных организаций, действующих на общественных началах[6].

В 2010 году в США состоялось нашумевшее в СМИ разоблачение группы российских разведчиков-нелегалов. В итоге в отсутствие значимых доказательств по делу о шпионаже всем им было предъявлено в том числе обвинение в нарушении FARA[3].

В 2017 году американский филиал RT зарегистрировался в качестве иностранного агента в США. В заявлении говорится, что обслуживающая американское отделение телеканала компания англ. T&R Productions, LLC (T&R) «зарегистрирована как агент Автономной некоммерческой организации «ТВ-Новости», юридического лица, созданного российским правительством для телевещания по всему миру»[8].

СМИ иностранных государств довольно часто вынуждены регистрироваться в качества иностранного агента. Так, все время действия этого закона иностранными агентами были признаны следующие советские и российские СМИ: Нью-Йоркское бюро ТАСС (19471992), «Медиамост» (19952001), «РИА Новости», ныне — «Россия сегодня» (с 2003 года). А также несколько политических партий: Демократическая партия России (19941995), ЛДПР1995 года), «Родина» (в 2007 году)[7].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Foreign Agents Registration Act (FARA): An Overview (англ.). The Congressional Research Service (CRS). Дата обращения: 8 сентября 2024.
  2. ТАСС. «Иностранные агенты» в России и США – в чем сходства и различия. Министерство юстиции Российской Федерации (17 ноября 2017). Дата обращения: 14 сентября 2024. Архивировано 31 января 2022 года.
  3. 3,0 3,1 Откуда взялись «иностранные агенты». Коммерсант (09.07.2012). Дата обращения: 7 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 FARA Index and Act (англ.). U.S. Department of Justice. Дата обращения: 7 сентября 2024.
  5. An Informational Resource in a New Era of Foreign Agents Registration Act Enforcement (англ.). Caplin & Drysdale. Дата обращения: 8 сентября 2024.
  6. 6,0 6,1 Лебедев В.А. Закон о регистрации иностранных агентов 1938 года: особенности содержания и применения // Вопросы российской юстиции. — 2023. — № 24. — ISSN 2687-007X.
  7. 7,0 7,1 Эволюция иноагентов: 81 год действия FARA в США. Российское агентство правовой и судебной информации (31.10.2019). Дата обращения: 8 сентября 2024.
  8. Минюст США сообщил о регистрации американского филиала RT в качестве иностранного агента. Информационное агентство ТАСС (13 ноября 2017). Дата обращения: 8 сентября 2024.

Ссылки

База данных лиц, зарегистрированных в соответствии с FARA