Демьяненко, Александр Сергеевич
Александр Демьяненко | |||
---|---|---|---|
| |||
Имя при рождении | Александр Сергеевич Демьяненко | ||
Дата рождения | 30 мая 1937 | ||
Место рождения | Свердловск, РСФСР, СССР | ||
Дата смерти | 22 августа 1999 (62 года) | ||
Место смерти | Санкт-Петербург, Россия | ||
Гражданство | СССР → Россия | ||
Профессия | актёр | ||
Карьера | 1958—1999 | ||
Награды |
|
||
IMDb | nm0218849 | ||
Медиафайлы на Викискладе |
Алекса́ндр Серге́евич Демья́ненко (30 мая 1937 года, Свердловск, СССР — 22 августа 1999 года, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский актёр театра, кино и телевидения, мастер дубляжа; народный артист РСФСР (1991 год). Наиболее известен по роли Шурика в комедиях Леонида Гайдая — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965 год), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967 год) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год).
Биография
Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске в семье театрального актёра Сергея Петровича Демьяненко. В детстве Александр часто посещал театр, где работал его отец и практически знал многие постановки наизусть. Один раз отец даже выпустил его на сцену с эпизодической ролью мальчика-звонаря. В школе он был секретарём пионерской организации. В более старшем возрасте Демьяненко посещал кружок художественной самодеятельности при местном Дворце культуры, где участвовал в постановках, в том числе на главных ролях; по воспоминаниям современников, актёрский талант обнаружился у парня ещё в те годы. Вдобавок, он учился в музыкальной школе по классу фортепиано и пел баритоном[1][2][3][4].
В 1954 году в Свердловске работала приёмная комиссия Московского художественного академического театра; Александр Демьяненко пробовал сдать экзамен, но при выходе на сцену сильно волновался и оттого экзамен провалил. При этом комиссия оценила 17-летнего парня и посоветовала тому ехать в Москву подаваться на пробы там. Однако, Александр не последовал их совету и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Учёба не пошла: будущий актёр часто прогуливал занятия в кино и никакого интереса к юриспруденции не проявлял, так что до первых экзаменов в январе 1955 года его попросту не допустили. Это дало Демьяненко понять, что он всё же хочет следовать актёрской карьере[3][4].
Из Свердловска в Москву летом 1955 года Демьяненко поехал не один — вместе с ним отправились многие его друзья по драмкружку, в том числе Альберт Филозов и Юрий Гребенщиков; семеро из них поступили в различные театральные учебные заведения, в числе поступивших был и Александр Демьяненко. Он сдавал экзамены сразу в нескольких вузах, везде для демонстрации актёрского мастерства читал диалог Счастливцева с Несчастливцевым, выученный им на работе у отца. Поступил он в итоге в ГИТИС и Щукинское училище, выбрав в конце концов альма-матер отца. Несмотря на то, что актёрская профессия ему нравилась, учился Александр, как и на юрфаке Свердловского университета, не особо прилежно: он часто прогуливал, иногда даже отпросившись во время занятий мог уехать к родителям в Свердловск, или в Ленинград, где училась его одноклассница и подруга по драмкружку Марина Склярова. Тем не менее, молодому актёру благоволил профессор Иосиф Раевский, увидевший в нём дарование, так что даже при числе прогулов, превышавшем оное у всего остального курса вместе взятого, ему позволяли сдавать экзамены[3][4].
На третьем курсе Демьяненко впервые пригласили в кино — в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер», вышедшем в 1958 году, он получил роль гимназиста Мити, скромного парня, затянутого в водоворот Гражданской войны. В фильме впервые в истории советского кинематографа была раскрыта тема героического начала в негероическом человеке и Александр Демьяненко отлично справился с этой ролью. Следующим стал фильм «Всё начинается с дороги», где герой Демьяненко — молодой дорожный строитель проходит через разные испытания, постепенно познавая и себя, и окружающий мир. Подобная тема вообще характерна для раннего творчества актёра: все дальнейшие работы Демьяненко были в таком же ключе[3][4].
В 1959 году Демьяненко окончил ГИТИС; в дипломном спектакле «Тартюф» ему досталась эпизодическая роль судебного пристава, но он сыграл её достаточно хорошо, чтобы режиссёр Андрей Гончаров пригласил его в труппу Московский театр имени Маяковского. Продолжали ему предлагать и работы в кино: в 1961 году вышел фильм «Мир входящему», где актёру впервые в его карьере досталась главная роль. Оценили работу Александра Демьяненко и за рубежом: фильму достался специальный приз Венецианского кинофестиваля. После такого успеха его стали узнавать на улицах, а в «Союзпечати» появились в продаже открытки с его чёрно-белой фотографией. При этом по-настоящему устроиться в Москве у него не получилось: своей квартиры, равно как и прописки у актёра не было, несмотря на наличие работы, и по этому поводу его часто донимала милиция. Вдобавок, он женился и жить по съёмным углам приходилось вдвоём. Хороших ролей в театре Маяковского он тоже не получал[3][4].
В это время Демьяненко заметили на «Ленфильме»: директор студии Илья Киселёв не только предложил молодому актёру не только работу, но и пообещал решить «квартирный» вопрос, так что в том же, 1961 году, Александр переехал в Северную Столицу. В более поздние годы Демьяненко с сожалением признавал, что решение обменять работу в хорошем театре на квартиру было ошибочным. В дальнейшем полноценных театральных ролей у актёра больше не было, он участвовал только в комедийных и антрепризных постановках[3][4].
В начале 1964 года Леонид Гайдай начал работу над комедийным фильмом про незадачливого студента Владика Арькова, сценарий назывался «Несерьёзные истории». В пробах на главную роль, начавшихся 1 июня, участвовали многие известные советские актёры, но режиссёра раз за разом они не устраивали. Тогда кто-то из съёмочной группы подсказал Гайдаю кандидатуру Демьяненко и режиссёр тем же вечером на Красной стреле отправился в Ленинград. После знакомства с Демьяненко, Гайдай решил, что главного героя будут звать Шуриком, и на главную роль нужно утвердить именно его; уже 30 июля актёр приступил к съёмкам. Гайдай хотел создать образ студента максимально светлым, ради чего в течение двух лет Демьяненко перекрашивали в блондина. Из-за регулярного воздействия низкокачественной краски для волос, как позже вспоминал сам актёр, у него на коже появлялись волдыри, но поскольку волосы были густыми, он не облысел[3][4].
При этом позднее Демьяненко признавался, что играть в комедиях ему было неинтересно: он мечтал о глубоких драматических ролях. Со съёмочной командой отношения тоже не складывались: малобщительный актёр не выносил темперамента коллег по площадке, а в характерах сошёлся только с самим Гайдаем. При этом его киногерой сразу после выхода фильма, получившего название «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» полюбился всей стране. Фильм, вышедший на экраны в 1965 году, стал крайне популярен, собрав 69,6 миллионов зрителей и Демьяненко стали узнавать на улице, причём иногда люди пытались вести себя с ним при встрече как с его простоватым героем: хлопали по плечу, переходили на «ты», порой даже норовили поправить очки или дёрнуть за ухо. Такая фамильярность раздражала актёра, но с пришедшей популярностью сделать что-то было уже невозможно. В 1967 году вышло продолжение: «Кавказская пленница» собрала у экранов кинотеатров ещё больше людей — 76,5 миллионов человек посмотрели картину за первый год в прокате[3][4].
В 1973 году вышла картина «Иван Васильевич меняет профессию», неофициально продолжившая историю Шурика; хоть на это и не указывалось прямо, герой Александра Демьяненко в этом фильме имел схожие черты характера. При этом самого актёра эта роль и известность, ею вызванная начали раздражать: он всё больше замыкался в себе, нелюдимость его стала принимать болезненный размах, а выход на публику всё больше его тяготил. Он сыграл ещё несколько десятков ролей в кино и телефильмах, но все они преимущественно остались незамеченными в тени Шурика. В конце концов, в 1980-х годах он уволился из Ленфильма и занялся дубляжом импортного кино. Примерно в эти же годы он стал возвращаться на театральную сцену, но уже в амплуа комика. С начала 1990-х он стал выходить на сцену Театра комедии имени Акимова, но в коллективе не прижился и несколько лет просидел без работы. В 1995 году он поступил в труппу театра «Приюта комедианта». При этом за ним хвостом тянулась слава Шурика, которая всё больше тяготила нелюдимого актёра; по этой причине у него обострилась мнительность, начались проблемы с сердцем[2][3][4].
В 1995 году Демьяненко снялся в первом российском ситкоме "Кафе «Клубничка» и снова стал относительно популярен, хотя зачастую эта популярность цеплялась за старый и надоевший ему образ Шурика. На съёмках сериала у него стало сдавать здоровье: отслоилась сетчатка на правом глазу, пришлось делать операцию, наркоз он перенёс довольно тяжело. Потом был инфаркт и порой артисту приходилось принимать нитроглицерин прямо во время спектакля. В 1999 году по настоянию врачей он готовился к коронарографии, которая была назначена на 1 сентября, но до операции актёр не дожил: Александр Демьяненко попал в больницу с подозрением на инфаркт в конце августа и умер 31 августа 1999 года[2][3][4]. Похоронили артиста на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга[5].
Личная жизнь
Отец актёра — Сергей Петрович Демьяненко — также театральный актёр, выпускник ГИТИСа. В 1920-е годы он гастролировал по СССР с агитационо-эстрадной труппой «Синяя блуза», после чего осел в Свердловске и женился бухгалтере театра Галине Васильевне, работал режиссёром в оперном театре, после — преподавателем актёрского мастерства в консерватории, а также массовиком-затейником. После рождения первенца — Александра — он ушёл из семьи и женился во второй раз, в браке у него родилось двое детей — Владимир и Надежда. Через какое-то время он вернулся к первой супруге и у них родились две дочери — Наталья и Татьяна. После чего Сергей Петрович снова развёлся и женился в третий раз — с третьей супругой Зоей Павловной они оставались женаты до конца жизни[1][3].
Незадолго до переезда в Ленинград, в 1961 году Александр Демьяненко женился на подруге со свердловского драмкружка Марине Скляровой, с которой они были знакомы со школьной скамьи. В 1973 году супруги развелись и Александр, оставив Марине всё имущество, женился на ассистентке дубляжа с Ленфильма Людмиле Неволиной, с которой они прожили до конца его жизни[1][3][4].
Актёр был увлечённым автолюбителем и много времени проводил в гараже[4].
Фильмография
За свою карьеру Александр Демьяненко сыграл более 300 ролей[4].
Актёр
Дубляж советских фильмов
Дубляж мультипликационных фильмов
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1994 | мф | Принцесса-лебедь | The Swan Princess | Ротбарт |
1997 | мф | Принцесса-лебедь: Тайна замка | The Swan Princess: The Secret of the Castle | Клавиус |
1997 | мф | Геркулес | Hercules | Зевс |
1998 | мф | Мулан | Mulan | император Китая |
1999 | мф | Тарзан | Tarzan | профессор Портер |
Дубляж иностранных фильмов
Год | Фильм | Оригинальное название | Страна | Роль |
---|---|---|---|---|
1965 | Большие гонки | Great Race | США | Тони Кёртис — Великий Лесли |
1968 | Майерлинг | Mayerling | Франция, Великобритания | Омар Шариф — кронпринц Рудольф |
1968 | Лев зимой | The Lion In Winter | Великобритания | Джон Касл — Джеффри II Плантагенет (герцог Бретани) |
1973 | Великолепный | Le Magnifique | Франция | Жан-Поль Бельмондо — писатель Франсуа Мерлен/суперагент Боб Сен-Клер |
1974 | Трое на снегу | Drei Männer im Schnee | ФРГ | Клаус Шварцкопф — Отто Тоблер, мультимиллионер |
1975 | Старое ружьё | Le Vieux Fusil | Франция, ФРГ | |
1976 | Частный детектив | L’Alpagueur | Франция | Жан-Поль Бельмондо — Роже Пиляр / Джонни Лефон / «Охотник» |
1980 | Зеркало треснуло | The Mirror Crack`d | Великобритания | Тони Кёртис — Марти Н. Фенн |
1998 | Армагеддон | Armageddon | США | Стив Бушеми — Рокхаунд |
Съёмки в клипах
Год | Группа | Клип | Роль |
---|---|---|---|
1994 | «Агата Кристи» | «Сказочная тайга» | камео |
Награды и память
В 1991 году Александр Демьяненко был удостоен звания Народного артиста РСФСР (Заслуженным он стал после выхода «Операции Ы»)[3]. Фильмы с его участием по мнению многих критиков входят в золотой фонд советского кино[2]. Его самому известному герою — Шурику — установлены памятники во многих городах бывшего СССР[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Свечков Д. Как в личной жизни Александр Демьяненко повторил судьбу отца . Комсомольская правда (30 мая 2022). Дата обращения: 12 сентября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Войтенко, 2007.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 Капков, 2003.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 Александр Демьяненко . Культура.рф. Дата обращения: 12 сентября 2023.
- ↑ Aleksandr Sergeyevich Demyanenko . Find a grave. Дата обращения: 12 сентября 2023.
Литература
- Капков С. В. Александр Демьяненко // Короли комедии. — М.: Алгоритм, 2003. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0095-8.
- Войтенко В. М. Дем'яненко Олександр Сергійович (укр.) // Енциклопедія Сучасної України / Редкол.: І. М. Дзюба, А. І. Жуковський, М. Г. Железняк [та ін.]. — К.: Інститут енциклопедичних досліджень НАН України, 2007. — Т. 7. — ISBN 978-966-02-4457-3.
Ссылки
- Капков С. Он все-таки простил Шурика: заложник успеха Александр Демьяненко . ТАСС (30 мая 2022). Дата обращения: 12 сентября 2023.
- Шаблинская О. Проклятье Александра Демьяненко. Звёздная и роковая роль Шурика . Аргументы и Факты (30 мая 2017). Дата обращения: 12 сентября 2023.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 30 мая
- Родившиеся в 1937 году
- Родившиеся в Екатеринбурге
- Умершие 22 августа
- Умершие в 1999 году
- Умершие в Санкт-Петербурге
- Актёры по алфавиту
- Актёры СССР
- Актёры России
- Актёры XX века
- Актёры озвучивания СССР
- Актёры озвучивания России
- Народные артисты РСФСР
- Заслуженные артисты РСФСР
- Фильмография к доработке
- Неполные списки
- Знание.Вики:Готовые статьи по алфавиту
- Знание.Вики:Готовые статьи о людях
- Все статьи
- Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN