Восстание Болотникова

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Восстание Болотникова
Bolotnikov.jpg
Дата 16061607 годы
Место Юг и центр Русского царства
Итог Подавление восстания

Восста́ние Боло́тникова — народное восстание 1606—1607 годов под предводительством Ивана Исаевича Болотникова[1]. Наиболее массовое восстание в истории России периода Смутного времени[2]. Особенностью восстания является то, что в состав его участников входили полярные социальные группы: дворяне, служилые люди, горожане, крестьяне и казаки[3].

В ходе военных действий произошло примерно пятнадцать крупных боёв и сражений. И около десяти осад крепостей[2].

В период наивысшего подъёма восстания, а именно осады Москвы в октябре 1606 года, под контролем мятежников находилось более 70 городов юга и центра Русского царства. После ряда поражений восставшие были разгромлены в октябре 1607 года после четырёхмесячной осады Тулы[1].

Личность Ивана Болотникова, историография

Проект памятника Ивану Исаевичу Болотникову 1918 год

Исторические личности привлекают к себе повышенное внимание, исследователи тщательно изучают все материалы, относящиеся к их социальному происхождению, образу жизни, окружению, пытаясь найти в этом объяснение их действиям. Такой личностью безусловно является Иван Исаевич Болотников. Сведения о нём крайне скудны, хотя каждый историк, касавшийся этого периода в истории России, давал ему свою оценку. Сметливость, дерзость и ум — основные качества, которыми характеризуют историки-классики Ивана Болотникова[3].

В рамках классической дореволюционной историографии авторы чаще давали ему чаще негативную оценку, в советской историографии он характеризовался как борец за свободу и справедливость, в постсоветский период основным направлением изучения и описанных событий и личности самого Болотникова стал культурологический[3].

В. И. Корецкий провёл исследование по определению социального статуса И. И. Болотникова и впервые сказал о том, что он был выходцем из среды тульских детей боярских, это суждение было принято большинством других историков. По мнению историка Р. Г. Скрынникова и исследованию, проведённому Л. Е. Морозовой, на основании которого она указывает даже примерную дату рождения Ивана Болотникова — конец 1560-х — начало 1570-х годов в рязанском городке к югу от Оки. Его отец, предположительно, был кадровым военным и нёс пограничную службу, и по положению считался сыном боярским. Иван Исаевич поступил на службу к А. А. Телятевскому и стал его боевым холопом[3].

Основная история появления этой личности в качестве предводителя восстания практически схожа у всех исследователей: в молодости он попал в плен к татарам, затем был продан туркам, где стал галерным невольником. Через некоторое время был выкуплен немцами либо венецианцами, после чего какое-то время жил в Венеции. Из Венеции Болотников отправился на родину через Польшу, где и познакомился с М. А. Молчановым, и был им отправлен с письмом к Г. П. Шаховскому[3].

Предпосылки восстания

Основные статьи: Смутное время.

После убийства Лжедмитрия I и вхождения на престол Василия IV Шуйского[1] 19 мая 1606 года, который был избран царём на Земском Соборе, созданном из его сторонников[4]. Часть народа Русского царства не присягнула и не приняла нового царя. Наибольшее недовольство проявилось на юге страны. Тульское, рязанское и северское дворянство отказались присягнуть новому царю и взбунтовалось. Так же сделали волжское, терское и северское казачество и крестьяне в тех областях[1].

Смерть Лжедмитрия I не остановила Смуту, в первый же месяц своего правления Василию Шуйскому пришлось подавлять несколько попыток выступлений московских городских низов, которые опасались, что за свержение самозванца и избиения поляков войну начнет польский король Сигизмунд. Но в Польше на тот момент хватало своих проблем[5].

Казакам, поддержавшим лжеправителя, угрожали репрессиями. Шуйский активно расправлялся со всеми, кто поддерживал самозванца, высылая их из столицы. Оппозиция в Боярской думе была разогнана, многие лишились титулов и попали в опалу. Произошли изменения и в патриархии, вместо Филарета был поставлен митрополит Гермоген, который поддержал Шуйского[6].

Летом 1606 года стихийные восстания охватили весь юг страны, подогревались слухи о том, что сын Ивана Грозного Дмитрий жив. Центром борьбы против Василия IV стал Путивль[5].

Иван Болотников, поверив слухам о том, что царь Дмитрий жив решил вернуться в Россию. Находясь в Самборе встретился со сбежавшим из Москвы приверженцем Лжедмитрия Михаилом Молчановым. Этот авантюрист смог украсть некоторые царские регалии, в том числе золотую печать, которая заменяла царскую подпись, и представился Ивану царём Дмитрием. Новый самозванец долго беседовал с Болотниковым, а затем снабдил письмом к князю Григорию Шаховскому и отправил в Путивль в качестве своего личного эмиссара и «большого воеводы»[5].

Ход восстания

Восстание началось в июне 1606 года, центром стал город Путивль. Ряды повстанцев состояли из служилых людей, служилых и вольных казаков, холопов, рядовых горожан, крестьян, представителей мелко- и среднепоместных дворян южных уездов[2].

Первый этап, движение восставших на Москву

Первый этап движения восставших на Москву охватывает период с июля — августа до начала декабря 1606 года. В июле — августе восстание распространилось почти на все уезды к югу от реки Ока. Попытка быстрого подавления царским войсками не удалась, под Ельцом успешно держали оборону отряды повстанцев во главе с Ф. И. Пашковым (Истома), а под Кромами одержали победу отряды во главе с И. И. Болотниковым[2].

Таким образом, к концу лета были сформированы две повстанческие армии, которые двинулись на Москву разными путями, но с одной целью — захват города, свержение Шуйского, восстановления на троне «царевича Дмитрия». Армия Пашкова — направилась в Рязань, где к ним примкнули служилые под командованием П. П. Ляпунова и Г. Ф. Сумбулова и местные дворяне. Совет всех повстанцев избрал Пашкова воеводой. В сентябре — октябре, параллельно основным действиям, восстание охватило Нижнее и Среднее Поволжье, Мещёрский край. К повстанцам примкнули чуваши, мордва, черемисы и другие народы. В конце октября повстанцы Пашкова заняли Коломну, разбили отряды князя Мстиславского под селом Троицкое и 28 октября (7 ноября) 1606 года начали блокаду столицы[2].

Армия Болотникова, нанеся поражение противнику под Кромами, в сражении у реки Угра потерпела неудачу. Но восстания в Калуге и других городах заставили армию Шуйского отступить. Отряды атаманов Ф. Берсеня, Л. Хомутова и других пройдя через Ярославец, Верею и Боровск захватили Можайск. К середине октября восставшие так же овладели Звенигородом, Рузой, и Волоколамском, взяли тверские города Зубцов, Старицу и другие. А так же овладели крепостями на дороге к Смоленску — Дорогобужем и Вязьмой. Главные силы Болотникова, заняв Серпухов победили в бою на реке Лопасня, но потерпели неудачу на реке Пахра от отрядов князя М. В. Скопина-Шуйского. Но не смотря на это в начале ноября были под стенами Москвы[2].

Осада Москвы, раскол в рядах восставших

В октябре 1606 года Болотников, соединившийся с дворянскими отрядами Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова, осадил Москву. Осада продолжалась полтора месяца, однако вскоре среди восставших начались раздоры[1].

Во-первых, возникли противоречия по поводу лидерства. Иван Болотников, как получивший назначение непосредственно от «царя Дмитрия» стал первым воеводой, что не устраивало Пашкова. Во- вторых, появились противоречия сословные среди восставших, в стане Болотникова преобладали казаки, холопы, крестьяне, а у Пашкова и братьев Ляпуновых больше было дворян. В третьих, налицо были различия в методах борьбы: в зоне действий ополчения Болотникова имели место казни дворян и состоятельных горожан, практиковались грабежи и конфискация имущества. Пашков взятых в плен воевод и чиновников отсылал в Путивль, а рядовых из царской армии вовсе освобождали[2].

Блокада Москвы была организована неудачно, не оправдались надежды на восстание низов в столице, что так же сыграло свою роль. Кроме этого Василий Шуйский, не смотря на все проблемы активно готовился к контрудару. Сло́боды и предместья Москвы максимально укрепили. У Серпуховских ворот были размещены войска воевод Голицына, Скопина-Шуйского, и Татева. Между Москвой и окрестными городами было налажено сообщение, дороги охранялись. В ноябре из Твери и Смоленска подошло подкрепление, в значительной части состоявшее из дворян и посадских людей. Шуйский активно торговался с дворянской частью восставшего лагеря[5].

15 (25) ноября в ходе неудачного штурма Замоскворечья рязанские дворяне — отряды Ляпунова и Пашкова перешли на сторону Шуйского. А в начале декабря оставшиеся силы восставших под Москвой были разбиты и Болотников отступил в Калугу[1].

Второй этап восстания

Отступив в Калугу основные силы восставших держали там оборону. Часть отрядов укрылись за мощными стенами Тулы. Армии правительства удалось вернуть большинство городов и крепостей на Рязанщине и в Среднем Поволжье, но контроль на сельских территориях установлен не был. Астрахань и некоторые другие царю не подчинились. Попытки отвоевать Тулу царским отрядам не удались[2].

Тем временем в Путивль в начале декабря прибыли отряды Волжских, донских и терских казаков, их возглавил ещё один самозванец — «царевич Пётр Фёдорович»[2] . На самом деле под этим именем был казак Илейко Муромец (Илья Коровин), он выдавал себя за никогда не существовавшего сына царя Фёдора I Ивановича. Захватив власть в Путивле при поддержке казаков он фактически отстранил князя Григория Шаховского от руководства восстанием. Практиковал массовые казни пленных дворян, не забывал окружать себя верными ему знатными людьми раздавая от своего имени земли и награды, сформировал и Боярскую думу из лояльных знатных особ. Дворяне возглавляли его повстанческие отряды, но реальная власть была у Казачьего круга[7].

Распоряжения восставшим теперь давались «царевичем Петром» при активной поддержке казаков. В январе 1607 года повстанческая армия пополнились запорожскими казаками. В начале февраля произошёл переход основных сил под предводительством «царевича Петра» из Путивля в Тулу. Царские войска, сначала одержали несколько побед, но потерпели поражение под городом Дедилов, и были отброшены с потерями к Алексину[2].

Осада Калуги затянулась, при том, что там были сконцентрированы большие силы правительственных войск. Оборонявшиеся отбили несколько приступов и общий штурм царских войск, при этом смогли нанести им значительные потери. Но к весне у осаждённых началась нехватка продовольствия и боеприпасов. К маю голод, болезни подкосили силы болотниковцев, отойти из Калуги в Тулу помогли успешные действия отряда под руководством Андрея Телятевского в сражении на Пчельне[2]. Мятежники захватили всю артиллерию, запасы царской армии. Много ратников перешло на сторону повстанцев[7].

Третий этап восстания

Стены и башни Тульского кремля

Со второй половины мая и до середины октября 1607 года произошёл ряд событий, приведших к поражению восставших. Правительством была проведена мобилизация и пополнены ряды армии. 21 (31) мая начался поход на Тулу под руководством лично Василия Шуйского. Попытка восставших совершить рейд на столицу в обход царской армии конным соединением во главе с князем Телятевским не удалась, в сражении на реке Восьма 5 (15) июня они потерпели поражение от конных царских отрядов, в сражении особо отличились бывшие соратники повстанцев из рязанских дворян. 12 (22) июня болотниковцы проиграли с большими потерями бой на реке Воронья[2].

К концу июня царская армия под командованием князя М. В. Скопина-Шуйского осуществила полную блокаду Тулы. Было принято решение затопить Тулу и таким образом заставить остатки участников восстания сдаться. В конце сентября была готова плотина на реке Упа, из-за сильных дождей город и крепость оказались затоплены. Голод и болезни, отсутствие боеприпасов привели к расколу в верхушке повстанцев. Отступники провели тайные переговоры с царём, сдали крепость и капитулировали[2]. 10 (20) октября И. И. Болотников, «царевич Пётр» и некоторые другие предводители восстания были выданы царю.

Подавление восстания

Василий IV Шуйский обманул вождей восстания, после сдачи Тулы он объявил, что прощение распространяется лишь на рядовых и это обещание не касается предводителей. Рядовых действительно помиловали, дворяне из мятежников отделались ссылками. Шаховского постригли в монахи. «Царевича Петра» повесили в Москве. Ивана Исаевича Болотникова отправили в ссылку в Каргополь и тайно утопили. Многих рядовых повстанцев разослали по разным городам[5].

Восстание было подавлено, но Шуйский напрасно считал, что Смута закончилась и распустил большую часть армии. Начинался новый этап, появился Лжедмитрий II, к которому примкнули остатки восставших и снова активизировалась Польша[5].

Современная оценка

Восстание И. Болотникова стало отражением желания почти всех слоёв населения улучшить свое положение. Холопы и крепостные надеялись перейти в статус полных казаков, бояре — упрочнить свою власть и расширить свои полномочия[4].

Так же восстание трактуется многими историками как гражданская война со всеми ее признаками: борьбой за власть, противостоянием политическим и социальным, борьбой с опорой на армию и созданием властных институтов[4].

Историография восстания И. И. Болотникова постсоветского периода представлена работами целого ряда исследователей, основное отличие — отход от определения восстания как классовой борьбы между крестьянами и феодалами. Основой оценки становится культурологический подход[8].

По мнению А. М. Панченко, концепция самозванчества была противопоставлена народом концепции правления Ивана Грозного. Он определяет это явление как некую народную оболочку бунта. Болотников шёл под знаменами царевича Дмитрия и уверенно распространял влияние его имени среди населения. Народный царь-батюшка, как самый распространенный тип самозванцев тесно связан с легендой о «возвращающемся избавителе». Таким образом, действия И. И. Болотникова органично включаются в легенду о царе-избавителе[8].

Отражение восстания в художественной литературе

  • Владимиров В. Н. Мятежники. — М.: Работник просвещения, 1928.
  • Добржинский Г. В. Холоп Ивашка Болотников. — М.: Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1932.
  • Каменский В. В. Три поэмы: Степан Разин. Емельян Пугачев. Иван Болотников. — Ленинград: Гослитиздат, 1935.
  • Савельев А. Г. Сын Крестьянский. — М.: Воениздат, 1956.
  • Куликов Г. Тайный гонец. — М., Детская литература,1971.
  • Замыслов В. А. Горький Хлеб. — М.: Советская Россия, 1987.
  • Тихомиров О. Г. Иван — холопский воевода. — М.: Молодая гвардия,1985.
  • Романов В. И. Путь к вольности. — Тула: Филиппок, 1998.
  • Замыслов В. А. Иван Болотников. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1984[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Галимзянова Е. Восстание Болотникова (1606 - 1607). Энциклопедия Всемирная история (26 ноября 2021). Дата обращения: 6 сентября 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Назаров В. Д. Болотникова восстание 1606 – 1607. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 сентября 2024. Архивировано 6 октября 2024 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Симонова М. В. Портрет И. И. Болотникова в Российской историографии // Вестник Томского государственного университета : Журнал. — 2015. — № 394. — С. 135—142.
  4. 4,0 4,1 4,2 Правление Василия Шуйского и кульминация Смуты. Ed-star.ru. Дата обращения: 6 сентября 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Самсонов А. Как подавили восстание Болотникова. Военное обозрение (1 июня 2016). Дата обращения: 6 сентября 2024.
  6. Почему дворяне в одном строю с крестьянами пошли на царя, и кто из них оказался предателем. Культурология.РФ. Дата обращения: 6 сентября 2024.
  7. 7,0 7,1 Самсонов А. Болотников против Шуйского. Сражения за Москву, Калугу и Тулу. Военное обозрение (30 декабря 2020). Дата обращения: 6 сентября 2024.
  8. 8,0 8,1 Симонова М. В. Образ крестьянских вождей XVII – XVIII веков в отечественной историографии. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. — С. 106—112. — 184 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!