Вор (фильм, 1997)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Вор
Вор
Файл:Вор. Художественный фильм.jpg
Жанр драма
Режиссёр Павел Чухрай
Продюсер Игорь Толстунов
Автор
сценария
Павел Чухрай
В главных
ролях
Владимир Машков *Екатерина Редникова*Михаил Филипчук
Оператор Владимир Климов
Композитор Владимир Дашкевич
Длительность 98 мин
Страна Флаг России* Флаг Франции
Язык русский
Год 1997

Вор — российско-французский художественный фильм, вышедший на экраны в 1997 году. Автор сценария и режиссёр фильма — Павел Чухрай. По жанру фильм — криминальная драма. В России премьера фильма состоялась на канале «НТВ-Профит» 13 октября 1997 года, мировая премьера — 31 августа 1997 года. Фильм имел два варианта: для российского зрителя и мирового проката. В зарубежной версии финальной сценой стала встреча Толяна и подросшего Саньки, состоявшаяся в 1958 году, когда подросток убил отчима, не простив ему предательства. Фильм получил множество наград и был номинирован на премию «Оскар»[1]

История создания

Предпосылки

В 1997 году на экраны выходит художественный фильм «Вор», взорвавший отечественный и мировой кинематограф. Режиссёр фильма — Павел Чухрай — продолжатель режиссёрской династии, выбор эпохи, в которой происходит действие фильма, объясняет личными причинами. Герой фильма, Санька, в период событий, показанных в картине, почти ровесник Павла Григорьевича, родившегося в 1946 году и воочию видевшего в послевоенные годы сиротство и неустроенность множества мальчишек и девчонок, лишённых родителей. В 1960 году Павел Чухрай случайно услышал историю о воре в военной форме, выдававшем себя за участника Великой Отечественной войны. Вор в сопровождении женщины и ребёнка селился в одной из комнат коммунальной квартиры. Вид его настолько вызывал доверие, что никто не интересовался, есть ли у него документы, удостоверяющие личность. Пожив некоторое время в коммуналке, вор обчищал её и менял место жительства. История заинтересовала Чухрая, в голове родилась идея снять художественный фильм об этом событии. Но режиссёр в центр своего фильма ставит не вора, а мальчика, рано оставшегося без отца и нуждавшегося в его любви и поддержке. Поэтому преступник Толян, наделённый многими отрицательными качествами, среди которых не только воровство, но и то, что он с лёгкостью может поднять руку на женщину, учит парнишку воровскому ремеслу и становится примером для мальчишки. По словам Павла Григорьевича, в своём фильме он хотел рассказать не просто о том, как встреча с вором изменила жизнь Саньки и его матери, а показать трагедию, которую пережили дети войны, в 90-е годы XX века попавшие во власть и сохранившие в себе наследственный ген насилия. Санька, в конце кинокартины уже взрослый офицер, сам стал частью мира насилия — он участвует в разрешении локального военного конфликта[2]:

Мне хотелось рассказать и понять, может быть, самому, что представляют из себя люди, которые сегодня руководят нашей страной, люди, которым под 50, – говорил Чухрай после того, как картину номинировали на «Оскар». – Те, кто у власти, те, кто у военной машины, те, кто в политике, бизнесмены – кто эти люди, откуда, из какого детства они пришли, из какой страны, что их сформировало, почему у них такие ошибки, а не иные, почему они так себя ведут в обществе, в политике, в чём их слабость и в чём их сила – вот мне хотелось это понять. Потому что, поняв это, я бы, наверное, понял, почему наша страна идёт сегодня таким путём, а не иным

Поиск актёров

Во время написания сценария фильма «Вор» Павел Чухрай, ставший одновременно автором сценария и режиссёром, не представлял, как должны выглядеть актёры, которым предстоит сыграть героев фильма. Решающим фактом стал просмотр Чухраем спектакля «Матросская тишина», где главную роль — старого еврея — играл Владимир Машков, которому было 34 года. Режиссёр сразу понял, что именно этот актёр воплотит на экране вора Толяна. На роль Катерины двадцатичетырёхлетней Екатерине Редниковой пришлось проходить пробы дважды. В первый раз Чухрай не утвердил актрису, но ассистент режиссёра по подбору кадров была уверена, что только Редникова должна играть героиню. Павел Чухрай пробовал на роль одну актрису за другой, но никто не подходил. Екатерина Редникова, повторно приглашённая ассистенткой, была утверждена, как только режиссёр увидел её в дверях. Дольше всех шли поиски актёра на роль Саньки: тысячи школьников и дошкольников были отсмотрены режиссёром. Наконец в картотеке киножурнала «Ералаш» была найдена фотография Миши Филипчука, ученика первого класса одной из школ Подмосковья. Чухрай впоследствии вспоминал, как переживал за юного актёра, сможет ли он справиться с поставленной задачей, но опасения были напрасными[3]:

Я просто понимал, что этот парень для меня просто находка. И мы его все обожали на съёмках, потому что он очень весёлый парень, при всей широте его возможностей драматического актера, он очень весёлый, совершенно затравил нас анекдотами всяческими школьными. Причём было интересно: очень быстро взрослел на площадке…

Съёмки

Съёмки фильма проходили в Ярославле. Первая комната, в которую заехали герои фильма, находилась в бараке, находящемся в районе текстильной фабрики «Красный Перекоп». Когда по сюжету герои переезжают в другой город, съёмки переместились в квартиру в «Доме с женщиной» — жилой дом № 6/10, расположенный на улице Советской и получивший своё название по скульптуре физкультурницы, которая украшала его фасад. Этот дом неоднократно использовался в отечественном кинематографе. Все использованные в фильме квартиры были воссозданы на киностудии. Режиссер интерьер каждой комнаты прорисовывал под героя, хозяина помещения. При этом, не имело значения, сколько времени комната будет в кадре — несколько секунд или минут, Чухрай создавал эскиз, декораторы обставляли комнату мебелью. В фильме использованы бараки прядильной фабрики Ярославля, площадь Челюскинцев, вокзал и здание цирка. Эпизод, в котором вор находился в пересыльной тюрьме, был снят в городе Переславль-Залесском в Никитском монастыре. Часто Павел Чухрай вспоминал о съёмках ночной эротической сцены, на которой исполнительница главной роли присутствовать не могла, и Владимир Машков один, размахивая одеялом, изображал любовь с Катей, это вызывало смех у всей съёмочной группы. Голос героини был наложен позже. В одном из эпизодов Толян должен был ударить Катю по лицу, Машков сымитировал удар, но Редниковой не удалось передать требуемые эмоции. Павел Чухрай уговорил Владимира Львовича по-настоящему ударить Екатерину. Так как актриса не была предупреждена, то сцена получилась правдоподобной. После съёмок и Машков, и Чухрай просили прощения у актрисы[4]. Во время съёмок Мише Филипчуку, сыгравшему образ Саньки, было всего восемь лет. Сценарист Павел Чухрай использовал детскую наивность Миши, что позволяло создать достоверность многим эпизодам фильма. Так сцену в бане режиссёр снимал в первые дни съёмок картины, мальчик, еще не привыкший ко всему происходящему, выглядел испуганным перед толпой раздетых мужчин и камерами, что Чухрай искусно использовал при монтаже сцен, создав кадры, поражающие истинностью происходящего[5].

Сюжет

В один из осенних дней 1952 года в поезде происходит на первый взгляд неожиданная встреча Саньки, мальчика шести лет, и его молодой мамы с красивым офицером-танкистом (офицер заприметил одинокую женщину с ребёнком и увидел в них лучший вариант для знакомства). Толян, а именно так мужественный офицер просит его называть, сразу заинтересовал и мальчика, и маму. Обделённая мужской лаской, Катя ищет любви у Толяна, которого приглашает жить в маленькую комнатку в коммунальной квартире. Шестилетний Санька счастлив, как и его мать, в офицере он пытается найти умершего отца, чей образ является ему во сне и наяву. Кажется, что жизнь для Кати и её сына начала налаживаться: у неё появился любимый человек, у сына — отец. Но с течением времени Екатерина начинает подмечать странности в поведении возлюбленного. Он, назвавшись её мужем, не предъявляет документы квартирной хозяйке, избегает военных патрулей, Саньку, которого называет «фраерком», заставляет звать себя папой, на груди имеет татуировку с профилем Сталина. Во время общеквартирного застолья, посвящённого тридцатипятилетию Октябрьской революции, дарит соседям по коммуналке билеты в цирк. Во время представления, на которое пришли все жильцы, кроме соседки-актрисы, Толян выходит из зала и не возвращается. Катя, приревновав мужа к соседке и решив, что он вместо просмотра представления проводит с ней время, возвращается домой, где застаёт мужа за упаковкой чемоданов чужими вещами. Тайна Толяна раскрыта, Катя понимает, что он не военный, а профессиональный вор. Но любовь оказывается сильнее, и Екатерина следует за Толяном в южный город, где ситуация повторяется: приглашение на эстрадное представление, грабёж. Новая смена места жительства. Толян привлекает к краже маленького Саньку, заставив его залезть в квартиру через форточку. Катерина не верит больше обещаниям мужа и решает уехать в Иваново, но на перроне видит, как милиция скрутила её возлюбленного, оказавшего при поимке сопротивление, за что ему грозит большой тюремный срок. Катя пытается выкупить возлюбленного, предлагает милиционерам драгоценности, но ничего не получается, и вор Толян отправляется по этапу в автозаке. Санька, для которого преступник стал вторым отцом, с отчаянием бежит за машиной. Катерина после неудачного аборта умирает в больнице, и Санька остаётся один в этом мире, попадает в детский дом[6]. Через несколько лет двенадцатилетний подросток слышит знакомый голос Толяна, бежит к нему навстречу, надеясь на воссоединение, но мужчина или не признаёт мальчика, или делает вид, что не узнал его, ведь у него теперь новая любовь — официантка. Подросток, который не видит в Толяне сочувствия и стыда за их испорченные судьбы, вечером достаёт из тайника пистолет, когда-то принадлежащий Толяну и сохраненный в память о нём, и идёт на станцию, где видит нагруженного ворованным добром вора, садящегося в проходящий товарный поезд. Раздосадованный Саша стреляет в спину Толяну, который падает во внутрь вагона, туда же он выбрасывает пистолет. На дворе 1994 год. Саня — возмужавший мужчина, ставший военным, полковником, оказывается в городе, разрушенном войной. Видя несчастных беженцев, полковник приказывает посадить их в поезд, разрешая использовать и специальный вагон, в котором едет он и где находятся документы. Неожиданно он видит бомжа, который ругается так же, как ругался Толян. Полковник бросается к бомжу, разрывает рубаху на его груди, видит татуировку с изображением Сталина и обнимает старика, который умирает у него на руках. Но Санька обознался, на спине бомжа нет второй татуировки — льва. Полковник возвращается в вагон, где слышит песню, которую поёт беженка своему ребёнку — такую же песню пела Саньке мать в день знакомства с Толяном. На проходящем мимо поезде полковник видит образ своего отца[7].

Авторы-создатели

Действующие лица и их исполнители

Вор Толян, представляющийся фронтовиком — Владимир Машков. Павла Чухрая обвиняли в том, что его отец, режиссёр Григорий Чухрай, снял «Балладу о солдате», а он идеализировал образ преступника, создав «балладу о воре». Григорий Наумович в «Балладе о солдате» показал солдата — защитника Родины, честного и чистого сердцем. Павел Григорьевич через образ главного героя показал, что за прекрасной внешностью может скрываться обыкновенный жулик, и что форма — не показатель лучших качеств человека. Наоборот, в фильме форма символизирует насилие, ложь и предательство. При этом, не создавая в Толяне романтического образа, Чухрай считал его лучше многих политиков, так как в нём нет цинизма, он широкой души человек: крадёт и одаривает других одновременно[9].

Награды

Премии

Фильм «Вор» был отмечен разными премиями и наградами.

1997 год

1998 год

Международный кинофестиваль в Таллине отметил призом жюри актёрское трио — исполнителей главных ролей: Владимира Машкова, Екатерину Редникову и Мишу Филипчука.

1999 год

Специальный приз Актёрской премии российских деловых кругов «Кумир-99» получил Владимир Машков.

Номинации

В 1997 году фильм «Вор» в направлении «Лучший фильм на иностранном языке» был номинирован на Национальную премию Американской киноакадемии «Оскар» и премию ассоциации иностранной прессы Голливуда «Золотой глобус». Кроме этого, как «Лучший европейский фильм» номинирован на премию Европейской киноакадемии «Феликс». В 1998 году выдвинут на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства[11].

Примечания

  1. Вор (1997). Кинопоиск. Дата обращения: 11 августа 2024.
  2. О чем на самом деле фильм «Вор» и как сложились судьбы актеров: к 75-летию Павла Чухрая. МИР24 (14 октября 2021). Дата обращения: 11 августа 2024.
  3. За кадром фильма «Вор»: Как появился один из самых кассовых кинохитов 1990-х гг.. Культурология.РФ. Дата обращения: 11 августа 2024.
  4. Как снимали фильм «Вор». Дом кино. Дата обращения: 11 августа 2024.
  5. Безбородова Кристина. Вырос и уехал в США: куда пропал мальчик из фильма «Вор». Экспресс газета. Дата обращения: 11 августа 2024.
  6. Вор. Кинориум. Дата обращения: 11 августа 2024.
  7. Вор (фильм 1997 года). Вокруг кино. Дата обращения: 11 августа 2024.
  8. Вор (1997). Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 11 августа 2024.
  9. О чем на самом деле фильм «Вор» и как сложились судьбы актеров: к 75-летию Павла Чухрая. МИР24 (14 октября 2021). Дата обращения: 11 августа 2024.
  10. Вор. Актёры. Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 11 августа 2024.
  11. Вор. Продюсерская фирма Игоря Толстунова ПРОФИТ. Дата обращения: 11 августа 2024.

Ссылки

Шаблон:Вор (фильм, 1997)

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!