Внешняя политика СССР (1945—1953)
Внешняя политика СССР в 1945—1953 годах — политика проводимая Союзом Советских Социалистических Республик на мировой арене Министерством иностранных дел (до 15 марта 1946 года Народным комиссариатом) в условиях обострившихся отношений с США и биполярности мира.
Основные события
- Создание ООН странами — участниками антигитлеровской коалиции (1945 год).
- Советско-китайский договор о дружбе и союзе (1945 год).
- Холодная война (публичный конфликт с 1946 года— Фултонская речь Уинстона Черчилля).
- Коминформ (1947—1956 годы).
- Создание Совета экономической взаимопомощи (1949 год).
- Советско-китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи (1950 год).
- Корейская война (1950—1953 годы).
Геополитическое положение СССР после окончания войны
В начале 1945 года закончилась Вторая мировая война, изменив геополитическую обстановку и поставив перед страной новые цели. Решающий вклад, который внёс СССР в победу над фашистским режимом Германии, закрепили за страной звание промышленно развитой, мощной мировой державы и повысили её значимость в международной политики.
Это способствовало росту популярности СССР и расширению влиянию страны в мире, в частности на регионы Восточной Европы, Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии. В качестве приоритета во внешней политике в 1946 году Лаврентий Берия в статье для «Правды» отметил: «Перед нами стоит задача закрепления одержанной победы»[1]. В рамках этого направления СССР, в частности, оказывало помощь и способствовала приходу к власти левых сил и коммунистических партий в странах Албании, Чехословакии и Югославии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше.
Советские внешнеполитические цели, касающиеся стран Восточной Европы, были сформулированы в интервью Иосифа Сталина о речи Уинстона Черчилля и опубликованы интервью газете «Правда» от 14 марта 1946 года: «Нельзя забывать о том, что немцы произвели вторжение в СССР через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию и Финляндию. Немцы, могли провести вторжение через эти страны потому, что в этих странах существовали правительства враждебные Советскому Союзу… Спрашивается, что может быть удивительного в том, что СССР, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу?»[2].
Правительство Советского Союза с настороженностью относились к властям стран Восточной Европы, учитывая их пособничество Германии во Второй мировой войне. В ходе освободительного похода Красной Армии в Европе, СССР стремился сместить марионеточные режимы правления, действующие в интересах Германии.
Установление лояльных Советскому Союзу правительств было продиктовано желанием обезопасить рубежи, улучшить геополитическую обстановку и закрепить обеду, то есть то, о чём говорили в своих речах, обращённых к избирателям Лаврентий Берия, Михаил Калинин и Климент Ворошилов. В советской внешней политике послевоенного периода вырисовываются два взаимосвязанных принципа: приоритет Восточной Европы как наиболее важного для безопасности СССР региона. Так, в отношении Польши Сталин утверждал: «…для русских вопрос о Польше является не только вопросом чести, но также вопросом и безопасности. На протяжении всей истории Польша всегда была коридором, через который проходил враг. Польский коридор не может быть закрыт механически извне только русскими силами. Он может быть надёжно закрыт только изнутри собственными силами Польши»[3].
В то же время, понимая необходимость экономии сил и средств, внешнеполитический курс правительства СССР отказывался от распространения влияния на Австрию и Финляндию, которые в меньшей мере оказывали влияние на геополитическую обстановку.
Фултонская речь У. Черчилля и начало «холодной войны»
Страны Запада и США видели в этом стремление к установлению мировому господству и рост слияния Советского Союза ими был воспринят негативно. В частности, кризису отношений и была посвящена речь Уинстона Черчилля в Фултоне (США) на встрече с президентом Гарри Трумэном.
Бывший премьер-министр Великобритании утверждал, что Советский Союз подчинил своему влиянию древние города стран Центральной и Восточной Европы: Варшаву, Берлин, Прагу, Вену, Будапешт, Белград, Бухарест, Софию, опустив железный занавес. По мнению Черчилля СССР «хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин»[4].
В числе других фултонских тезисов прозвучала необходимость создания «братского союза англоязычных народов» и признание Соединённых Штатов Америки находящимися на «вершине всемирной мощи. Сегодня торжественный момент для американской демократии, ибо вместе со своим превосходством в силе она приняла на себя и неимоверную ответственность перед будущим».
…от Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии — все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…) Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии.Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним Московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квазикоммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами.
(…) Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.
— Фултонская речь Уинстона Черчилля
Подобное заискивание перед США были дипломатической необходимостью британского правительства, осознающего понесённый во время войны урон, растущий внешний долг и необходимость сохранять контроль над колониями, охватывающие все части света. В это же время США, которые никак не пострадали от военных действий, стали самой богатой мировой державой, получив огромные прибыли от наращивания военного производства и поставок оружия участникам войны[5].
Речь Черчилля послужила началом «холодной войны» — длительному противостоянию стран западного и восточного блоков с целью отстоять господствующее положение в мировой политике. Военное, идеологическое, экономическое, технологическое противостояние сопровождалось гонкой вооружения, наращиванием ядерного оружия и приводило к ряду кризисов, стремящихся вылиться в Третью мировую войну.
После окончания мировой войны Советский Союз был так же заинтересован в сотрудничестве с Америкой, что объяснялось стремлением как можно быстрее восстановить хозяйственно-экономическую систему страны, значительно пострадавшую от военных действий, и начать строительство разрушенной инфраструктуры. Франклин Рузвельт готов был содействовать политическому и экономическому сотрудничеству стран, однако после его смерти к власти пришёл Гарри Трумэн, сторонник антисоветских настроений. Во время его правления в руководящей элите США так же возобладала антисоветская точка зрения[6].
Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира.
— Сталин И. В. «Ответ корреспонденту „Правды“»
Соединённые Штаты перешли к политике сдерживания распространения международного влияния Советского государства, в том числе, за счёт мер политического и экономического давления на его союзников. Америка была первой страной, создавшей и применившей ядерное оружие. продемонстрировав его колоссальную разрушительную силу, по сравнению с другими вариантами вооружения, правительство США стала использовать наличие ядерного оружия как средство политического давления на СССР, что способствовало появлению понятия как «атомная дипломатия». Дальнейшая политика Трумэна привела к расколу мирового сообщества, и международная ситуация в период с 1945 по 1964 годы в значительной степени определялась характером советско-американских отношений. Также положение холодной войны установило курс внешней политики СССР в этот период, определив его специфику и направления.
Корейский конфликт
В середине ноября 1945 года А. Гарриман сообщил госсекретарю Дж. Бирнсу, что русские выступают за независимость Кореи. Он писал: «Советский Союз ясно дал понять, что он исторически рассматривал Корею в том же свете, что Финляндию, Польшу и Румынию — как плацдарм для нападения на СССР. Поэтому следует ожидать, что Советский Союз будет пытаться иметь там доминирующее влияние. При этом советское влияние будет, скорее всего, обеспечиваться за счёт создания „независимого дружественного“ режима, чем за счет какой-либо системы международной опеки. Она не только не сможет обеспечить Советам превосходство, но будет означать, что СССР получит лишь один из трёх или четырёх равных по влиянию голосов. Соответственно, пока другие державы лишь начинают обдумывать, что делать с Кореей, СССР, скорее всего, предпочтёт действовать, а не спорить…»[7].
Кризис отношений с США
Первое противостояние американских и советских произошло на Первой Лондонской сессии Совета министров иностранных дел четырёх держав (СМИД), созданного на основании решения Потсдамской конференции. Не добившись желаемых для себя результатов на Потсдамской конференции, США решили вернуться к вопросу о мирных договорах с восточно-европейскими странами на Совете министров, чтобы извлечь выходы для себя и установить протекторат в Восточной Европе. Взаимоотношения с восточноевропейскими странами, в первую очередь это Румыния, Болгария, Венгрия, американское правительство стремилось построить таким образом, чтобы создать основу политического влияния в регионе. Претендуя на роль мирового гегемона США, обладавшие огромным экономическим потенциалом, готовы были предложить финансовую помощь странам для роста политического влияния.
Такая политика, однако не нашла одобрения у Советского Союза, который выступил против этого плана, желая не допустить расширение влияние недружественного блока у непосредственных границ страны, которая ещё не оправилась от военного потрясения.
Восточной Европе так же была приоритетным направлением внешнеполитического курса советского государства, что во многом объяснялось интересами национальной безопасности. СССР стремился создать у своих рубежей «буферную зону» из лояльных советской власти правительств Чехословакии, Болгарии и Югославии. В этих странах популярность Советского Союза в поствоенное время была высока, оценивая помощь Красной Армии в освобождении стран от войск и протектората Германии благожелательно относились к вмешательству СССР.
Иная ситуация была в Польше и Румынии, где традиционные антирусские и антикоммунистические настроения стали ещё сильнее в связи с территориальными притязаниями. И все же со стороны Советского Союза предпринимались дипломатические шаги для улучшения взаимоотношений с Польшей и формированием лояльного правительства.
В странах Восточной Европы успешно шли реформы под влиянием Советского Союза. В частности, аграрная, транспортная, банковская, в рамках которых проходила национализация крупной промышленности, транспортной инфраструктуры и банковских капиталов. В правительствах установилась система народной демократии, которая по факту являлась формой пролетарской диктатуры.
Другими точками преткновения в дипломатии на Совете министров в Лондоне стало обсуждении проекта мирного договора для Италии. США предложили поместить итальянские территории под коллективное опекунство Организацией Объединённых Наций, однако СССР, понимая, что западные страны имея в ООН «послушное большинство» могут использовать территории в своих целях, в том числе, развернуть свои военные базы[8].
Также советскими дипломатами был поднят вопрос о демилитаризации Японии, чтобы исключить возможную агрессию со стороны этого государства. Для реализации этой цели советская делегация предложила создать контролирующий орган, включающий участие четырёх государств, а не только США. Однако США в ответ на это отказались обсуждать этот вопрос и вынудили другие страны отказаться от участия в урегулировании вопроса.
Таким образом, сразу после окончания Второй мировой войны проявился кризис дипломатии и наличие в мире неразрешённого политического конфликта между двумя системами: западной — капиталистической, во главе США, претендующих на роль мирового лидера и восточной — социалистической, во главе которой стоял СССР.
«Плана Маршалла» и дальнейший раскол мира
В феврале 1947 года правительством Трумэна сформировало программу, предполагающую образование военно-политического союза западных стран с размещением на их территории военных баз США с целью сдерживать распространение социалистической доктрины. Программа подразумевала комплекс мер неприкрытой антисоветской направленности.
Дальнейшему расколу на два противоборствующих блока привела реализация «плана Маршалла» — программы США, задуманной для экономического восстановления Европы и названной в честь его инициатора госсекретаря Дж. Маршалла.
Вячеслав Молотовым в июле 1947 года высказал позицию СССР в отношении этой программы на Парижском совещании министров иностранных дел. Согласно его утверждениям, правительство СССР неодобрительно относилось к идее создания особой организации для координирования экономики европейских стран, так как это ведёт к вмешательству во внутренние дела государств и неравномерному международному сотрудничеству[9]. «Осуществление франко-британского предложения, указывал В. М. Молотов, поведёт к тому, что Англия, Франция и группа идущих за ними стран отделятся от остальных государств Европы, что расколет Европу на две группы государств и создаст новые затруднения во взаимоотношениях между ними. В этом случае американские кредиты будут служить не делу экономического восстановления Европы, а делу использования одних европейских стран против других европейских стран в том смысле, как это будут считать для себя некоторые сильные державы, стремящиеся к господству»[10].
В том же 1947 году было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро) на территории стран Восточной Европы, в документах которого окончательно утвердился тезис о разделении мира на два противоборствующих лагеря.
Несмотря на попытки советской дипломатии сорвать осуществление политической и экономической стратегии США, «план Маршалла» был реализован, а отказ СССР от участия привело к ещё более негативным последствиям и углублению мирового политического кризиса. Вслед за СССР от участия отказались социалистического лагеря Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Финляндия, Чехословакия, Югославия, что привело к нагнетанию кризиса.
Пик напряжённости был достигнут к 1949—1950 годам, когда по инициативе США был создан военный блок НАТО, а Советским Союзом проведены испытания ядерного оружия. Рост противодействия двух систем привёл к корейскому конфликту, в котором согласия ООН приняли участие американские войска. Военные силы США намеревались повторно применить атомное оружие, но на тот момент ядерный потенциал СССР был достаточно развит, чтобы удержать западное правительство от этих мер. Бомбардировки Кореи привели к росту антиамериканских настроений в Азии. Это дало возможность укрепить политическое сотрудничество в этой части мира СССР. В результате конфликт был урегулирован мирным соглашением, но сыграл свою роль, продемонстрировав, что холодная война — идейное противостояние, — может перерасти в вооружённый конфликт.
Внешняя политика СССР после смерти Сталина
После смерти Сталина была скорректирована внешняя политика СССР. Так, Георгий Маленков выступал за мирное сосуществование двух систем, справедливо полагая, что будущее зависит от развития дипломатических отношений Запада и СССР. Но взаимное недоверие правительств обоих блоков оставалось таким же безоговорочным, а переговоры велись с позиции силы.
Таким образом, внешняя политика СССР в период с 1945 года по 1964 год была определена необходимостью обезопасить свои границы и улучшить геополитическую обстановку, с одной стороны, а с другой — противостоять расширению недружественного военного блока, посягающего на национальную безопасность на счет размещения военных баз у границ СССР[11].
См. также
Примечания
- ↑ Выступление тов. Л. П. Берия на собрании избирателей Тбилисского-Сталинского избирательного округа // Правда : газета. — 1946. — 6 февраля (т. 10113, № 31).
- ↑ Интервью тов. И. В. Сталина с корреспондентом «Правды» относительно речи г. Черчилля // Правда : газета. — 1946. — 14 марта (т. 10113, № 66).
- ↑ Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.). — М.: Изд-во политической литературы, 1984.
- ↑ Речь Уинстона Черчилля, Фултон, штат Миссури, США, 5 марта 1946 г. . Министерство иностранных дел Российской Федерации.
- ↑ Кутепов В. А., Рыбаков С. В. Фултонская речь Черчилля: суть и подтексты // Омский научный вестник. — 2013. — Т. 119, № 3.
- ↑ Еремин А. Г. Идеологический фактор в стратегии внешней политики СССР и международных отношениях 1945-1953 гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2011. — Т. 10, № 5.
- ↑ Минкова К.В. (дата обращения: 05.08.2024). Советско-американские противоречия в решении корейского вопроса (1944-1945 гг. ) // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. — 2017. — № 4.
- ↑ CFM Cовет министров иностранных дел провел первую сессию в Лондоне . Бессмертный полк. Дата обращения: 25 мая 2024.
- ↑ Еремин А. Г. Участие СССР в переделе сфер влияния в период формирования биполярной системы международных отношений (1945-1964 гг.) // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — Т. 11, № 1.
- ↑ Что кроется за Англо-Французскими планами // Правда : газета. — 1947. — 7 июля (т. 10584, № 179).
- ↑ Айрапетян Р. М. (дата обращения: 05.08.2024). Геополитика и внешняя политика СССР и России во второй половине ХХ в // Вестник РУДН. Серия: Политология. — 2011. — № 2.
Литература
- Шишкин В. А. Становление внешней политики послереволюционной России (1917—1930 годы) и капиталистический мир: от революционного «западничества» к «национал-большевизму». СПб., 361 с., 2002
- Ватлин А. Ю., Котов Б. С., Сорокин А. К. (и др.) СССР и Австрия на пути к Государственному договору. Страницы документальной истории. 1945—1955 / под общ. ред. В. И. Якунина. М.: Политическая энциклопедия, 2015. — 455 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |