Анджапаридзе, Верико Ивлиановна

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Верико Анджапаридзе
груз. ვერიკო ანჯაფარიძე
Анджапаридзе, Верико Ивлиановна.jpg
Дата рождения 23 сентября (6 октября) 1897(1897-10-06)
Дата смерти 31 января 1987(1987-01-31) (89 лет)
Гражданство  Российская империя
 СССР
Профессия актриса,
театральный режиссёр,
театральный педагог
Годы активности 19181984
Театр Грузинский театр имени Шоты Руставели
Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили
Награды

Верико́ (Вера) Ивлиа́новна Анджапари́дзе (груз. ვერიკო ივლიანეს ასული ანჯაფარიძე; 23 сентября [6 октября189731 января 1987) — советская актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог; народная артистка СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1979).

Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1946, 1950), Государственной премии Грузинской ССР имени К. Марджанишвили (1975) и Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели (1979). Художественный руководитель Тбилисского академического театра имени К. Марджанишвили (19571960). Почётный гражданин Тбилиси (1980). Верико Анджапаридзе называли театральной легендой и «матерью Грузии»[1].

Биография

Родилась 23 сентября (6 октября1897 года в Кутаиси в семье Ивлиана Григорьевича Анджапаридзе, нотариуса, председателя Кутаисского грузинского драматического общества и гласного городской думы. Из за артистической семьи с детства Верико с детства воспитывалась в творческой атмосфере[1][2].

С 1917 года после окончания Кутаисской гимназии она уехала в Москву и поступила в драматическую студию актёра Малого театра Сергея Айдарова. Своим первым учителем Верико считала театрального педагога и актёра Иллариона Певцова, который готовил с ней роль Саломеи в одноимённой пьесе О. Уайльда для своего будущего Театра музыкальной драмы. Дальнейшую учёбу она была вынуждена прекратить из за начавшейся революции ей пришлось вернуться в Грузию, где в студии актера парижского театра «Антуан» Георгия Джабадари в Тифлисе собиралась талантливая молодежь и где она встретила своего будущего мужа Михаила Чиаурели. На тот момент он был женат и воспитывал ребенка, но ради Верико решил оставить семью, чем навлёк на себя гнев своих родителей[1][2]. Отношения у Верико и родителей её мужа Михаили Чиаурели на начальном этапе складывались не просто, об этом говорит одна история рассказанная её племянником режиссёром Георгием Данелия:

Верико надела самое скромное платье, туфли без каблуков, гладко причесалась, на голову накинула платок и пошла к свекру… Эдишер внимательно оглядел Верико. «Да... – он тяжело вздохнул. – Теперь я понимаю Мишу. Ты такая красивая, такая хорошая... Разве можно в тебя не влюбиться?» Верико засмущалась и, чтобы поменять тему, сказала: «Батоно Эдишер, здесь вот Миша вам кое-что передал и для мамы – очень красивую шаль». Тот ответил: «Да? Спасибо, милая. Сейчас мы ее позовем... Соня! Соня! Иди сюда! Мишина б.... приехала![1]

Творчество

В 1920 году после распада студии она была принята в труппу Тбилисского академического драматического театра имени Шоты Руставели под руководством Сандро Ахметели. В 1922 году её отправили на стажировку в Берлин. С 1926 года. в течении двух лет играла в труппе Батумского театра под руководством Акакия Пагавы. В театрах играла Офелию в «Гамлете» Уильяма Шекспира и Юдифь в «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова[2][3][4].

Довольно значимым этапом в её жизни стал 1928 год, когда она познакомилась с основоположником грузинского театра Константином Марджанишвили, приехавшим в Грузию со своим знаменитым спектаклем «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Веги. С 1928 года она стала работать в труппе Второго Государственного драматического театра сначала в Кутаисе, а затем в Тифлисе. На короткое время переходила в Московский реалистический театр под руководством Николая Охлопкова, но затем вновь служила в театре Константина Марджанишвили. В качестве актрисы играла Мать в пьесе по «одноимённому роману» Максима Горького, Генатре в «Гурии Ниношвили» Шалвы Дадиани, Женя в «Далёкое» Александра Афиногенова, Графиня в «Женитьбе Фигаро» Пьера Бомарше, Луиза в «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, Айше «Зависть» Иона Вакели. В 1940 году сыграла Маргариту Готье в спектакле «Дама с камелиями» по Александру Дюма. Увидев её в этой роли один из создателей МХАТа Владимир Иванович Немирович-Данченко сказал: «Наконец-то на старости лет я тебя увидел. Таким актрисам я при жизни ставил бы памятники», и сравнил её с Сарой Бернар[2][3][4].

В 1943 году она получает звание Народная артистка Грузинской ССР, а в 1950 году — Народная артистка СССР. В 1952 году за исполнение роли Дареджан в спектакле «Его звезда» Ильи Мосашвили, поставленного на сцене ГрАДТ имени К. А. Марджанишвили Анджапаридзе была удостоена Сталинской премии второй степени[5].

Вместе с Натальей Бурмистровой на сцене Тбилисского театра имени А. С. Грибоедова Анджапаридзе выступила в спектакле «Деревья умирают стоя» Аехандро Касона. Она сыграла бабушку Эухенью Бальбоа, а Бурмистрова исполнила роль Марты[2]. В 1957 году она становится художественным руководителем театра Второго Государственного драматического театра. Под её постановкой вышли «Сёстры Жерар» Адольфа Деннери и Франсуа Дюмануара, «Деревья умирают стоя» (совместно с Тенгизом Кандинашвили), «В бурные дни» Анны Агладзе, «Измена» Александра Южина, «Дон Карлос» Фридриха Шиллера. Помимо творчества занималась и педагогической деятельностью в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели. Анджапаридзе прожив почти девяносто лет, на сцене пробыла почти семьдесят, дружила с Фаиной Раневской, Соломоном Михоэлсом, Марией Бабановой, с Василием Качаловым. Играя сложные роли мировой и отечественной драматургии, быстро завоевала славу грузинской Верой Комиссаржевской[2][3][4].

Могила Чиаурели и Анджапаридзе в пантеоне Мтацминда. Скульптор Георгий Шхвацабая

С 1923 года снималась в кино. Снималась в кино, в основном в фильмах у Михаила Чиаурели. Сниматься в кино не любила, она не чувствовала логики создания характера и реакции зрителя на её работу. Лишь роли Русудан в фильме «Георгий Саакадзе» и вдовы в «Отаровой вдове» по драме Ильи Чавчавадзе она признавала своими творческими удачами, возможно потому, что судьбы героинь были близки её личной драме — потере уже взрослого сына. За этот фильм, за каждую из двух серий она дважды была удостоена Сталинской премии первой степени в 1943 и в 1946 годах[6][7]. Маленьким шедевром стал одноминутный эпизод в фильме «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, где актриса произносит ставшую афоризмом фразу: «Зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?». Последняя работа в кино — «Семья» Наны Джанелидзе, где создала пронзительный образ горького старческого одиночества[2][3][4].

21 сентября 1979 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в развитии советского театрального искусства Верико Анджапаридзе была удостоена высшего звания Герой Социалистического Труда[8].

Умерла 31 января 1987 года в Тбилиси[9].

Семья

Верико Анджапаридзе была замужем дважды:

Творчество

В театре
Татральные постановки
В кино
  1. 1925Кошмары прошлогожена Сандро
  2. 1925Ценою тысячжена крестьянина
  3. 1926Дина Дза-дзуМахалят, мать Дины
  4. 1929СабаМаро
  5. 1929Трубка коммунаратётка Луиза
  6. 1933Двадцать шесть комиссаровжена рабочего
  7. 1934Последний маскарад
  8. 1937Арсенкняжна Манана Бараташвили
  9. 1937Золотистая долинаСаломэ, мать Тэдо
  10. 1941Каджанагадалка Бабеле
  11. 1942Георгий СаакадзеРусудан
  12. 1948Кето и Котэкнягиня
  13. 1949Падение Берлинамать Ганса
  14. 1949Счастливая встречаНино
  15. 1950 — Второй караван (не был завершен)
  16. 1953Великий воин Албании СкандербегДафина
  17. 1957Отарова вдовавдова
  18. 1957Я скажу правдупосетительница казино
  19. 1958МамлюкРодами, мать князя Чаришвили
  20. 1958Трудное счастьебабушка Нагорного
  21. 1959Можно ли его простить?мать
  22. 1960Повесть об одной девушкебабушка Мария
  23. 1960Прерванная песняМариам, мать Элико
  24. 1963Генерал и маргариткиМарта Функ
  25. 1965Иные нынче временакнягиня
  26. 1966Встреча с прошлымПелагея, жена сельского богача Алмасхана
  27. 1969Не горюй!мать Коки Каландадзе
  28. 1969-1970Десница великого мастерамать Арсанидзе
  29. 1970Черменмать Чермена
  30. 1971Гойя, или Тяжкий путь познаниямать
  31. 1972Старые зурначиБабале
  32. 1982Дом Бернарды АльбыМария-Хосефа
  33. 1984Легенда о Сурамской крепостистарая гадалка
  34. 1984Покаяниестранница
  35. 1985Семья (короткометражный) — Русудан[10]

Награды

Ордена
Звания
Премии
Звания
Почётные звания

Память

С 1992 года в Доме-музее Анджапаридзе работал театр одного актёра (с 1996 года — театр «Верико»)[8]

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 «Ищите женщину»: Как появилась самая известная грузинская династия советского кино. «Культурология.РФ». Дата обращения: 29 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Верико Анджапаридзе. griboedovtheatremuseum. Дата обращения: 29 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Театральные портреты. — Тбилиси : Литература да хеловнеба, 1968. — 218 с
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Урушадзе Н. В. Верико Анджапаридзе. — Москва : Искусство, 1972. — 190 с.
  5. 5,0 5,1 Постановлениях Совета Министров СССР «О присуждении Сталинских премий в области искусства и литературы за 1951 год» / «Правда» от 15 марта 1952 года
  6. 6,0 6,1 Постановлениях Совета Министров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся достижения в области искусства и литературы за 1943—1944 годы» / «Правда» от 27 января 1946 года
  7. 7,0 7,1 Постановлениях Совета Министров СССР «O присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1946 год» / «Известия» от 7 июня 1947 года).
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 8,7 Анджапаридзе, Верико Ивлиановна Большая Российская энциклопедия / научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 1: А — Анкетирование. — 2005. — 766 с. — ISBN 5-85270-329-X
  9. Могилы знаменитостей. Дата обращения: 29 марта 2024.
  10. Анджапаридзе, Верико Ивлиановна. kino-teatr.ru. Дата обращения: 29 марта 2024.

Ссылки