Андерсон, Уэс
Уэс Андерсон | |
---|---|
Wes Anderson | |
| |
Дата рождения | 1 мая 1969 (55 лет) |
Место рождения | Хьюстон, США |
Профессия | режиссёр, сценарист, продюсер, актер |
Карьера | 1994 — настоящее время |
IMDb | 0027572 |
Уэ́сли Уэ́льс А́ндерсон (англ. Wesley Wales Anderson, родился 1 мая 1969, Хьюстон, Техас, США) — знаменитый режиссёр, сценарист, продюсер и актёр. Свою известность получил за оригинальный авторский стиль фильмов и мультфильмов: симметрию, декорации, манеру съёмок, музыку, костюмы и другое, а также за особую теплоту, остающуюся после просмотра его фильмов. Самые знаменитые его работы — «Королевство полной луны» (2012), «Отель «Гранд Будапешт»» (2014) и «Остров собак» (2018). Обладатель премий «Оскар», «Золотой глобус», «BAFTA» и других[1][2][3].
Биография
Уэс Андерсон родился 1 мая 1969 года в Хьюстоне, штат Техас. Его отец, Мелвер Леонард Андерсон, работал в сфере рекламы, а затем основал свой бизнес по связям с общественностью. Мать, Тексис Энн Берроуз, была археологом, но после рождения детей стала агентом по продаже недвижимости. Андерсон вырос с двумя братьями: Мелом и Чейзом, и получил образование в школе святого Иоанна[4].
Детство Уэса было непростым. Когда ему было восемь лет, родители развелись, и это стало серьёзным испытанием для мальчика. Чтобы справиться с переживаниями, Уэс начал проявлять непоседливость в школе и таким образом привлекать к себе внимание. Со временем он увлёкся творчеством. Впервые взялся за камеру в 8 лет и начал снимать короткометражные фильмы на 8-миллиметровую камеру. Это была отцовская камера Супер-8[2].
Следующий этап жизни Уэса Андерсона прошёл в техасском университете, который Уэс завершил со степенью бакалавр философии. Здесь он подружился с Оуэном Уилсоном, который будет сниматься в его фильмах. В университете Андерсон с Оуэном в 1992 году сняли свой первый полнометражный фильм — 13-минутную короткометражку «Бутылочная ракета». Позже он её расширит до полного метра и дебютирует с первым полнометражным фильмом «Бутылочная ракета» (1996). Он был плохо принят в прокате, но позже оценён Мартином Скорсезе. В фильме уже присутствуют элементы, характерные для творчества Андерсона: выразительная цветовая палитра, саундтрек, оммажи культовым фильмам[5][6].
В 1998 году Андерсон снял свой второй фильм — «Академию Рашмор», который принёс ему широкую известность и признание критиков. Фильм рассказывает о старшекласснике Максе Фишере, который пытается совмещать учёбу, дружбу и романтические отношения.
Уэс Андерсон продолжает снимать фильмы, работая в жанрах комедии и трагикомедии, и создаёт свой узнаваемый визуальный стиль с использованием пастельных цветов, симметрии кадра и нестандартного использования декораций и экранных титров. Сам режиссёр одевается в рыжие пиджаки и вельветовые брюки[2].
Личная жизнь
Уэс Андерсон живёт с Джуман Малуф. Джуман бежала от гражданской войны в Бейруте в Лондон. Она дизайнер, художник по костюмам и актриса. В 2015 году у них родилась дочь Фрея. Они скрывают свою личную жизнь от общественности[2][3].
Творчество
Вдохновение, прототипы и влияние классиков
Уэс Андерсон вдохновлялся биографиями известных личностей. Персонажи часто списаны с исторических фигур, таких как Жак-Ив Кусто и Гарольд Росс. На его творчество также повлиял развод своих родителей. Андерсон часто обращается к работам Франсуа Трюффо, Стэнли Кубрика, Альфреда Хичкока и других режиссёров. В «Академии Рашмор» и «Королевстве полной луны» прослеживаются отсылки к «400 ударам» и «Выпускнику». В «Отеле „Гранд Будапешт“» и «Семейке Тененбаум» видны влияния Хичкока и Романа Полански[7].
Театральность в фильмах
В фильмах часто используются театральные вступления, шрифты для оформления титров и разделение сюжета на акты. Герои часто пишут пьесы и ставят спектакли, что помогает раскрыть их характеры. В «Семейке Тененбаум» Марго пишет пьесы, отражающие её влечение к брату. В «Академии Рашмор» Макс Фишер участвует в спектакле о войне во Вьетнаме. В «Королевстве полной луны» Сэм встречает Сьюзи в гримёрке, что символизирует хаос первой любви[2][7].
Герои, стиль и костюмы
Персонажи Андерсона отличаются броским стилем и трагичностью. Герои одеваются старомодно, вдохновляясь модой 1960-х и 1970-х годов, они носят винтажную одежду. Униформа и винтажные образы подчёркивают ностальгию и мечтательность. Вельветовые и бархатные пиджаки, береты и меховые изделия часто фигурируют в гардеробе. Герои Андерсона часто курят. Они эксцентричны и инфантильны, что делает их привлекательными. Взрослые герои часто попадают в передряги, а дети проявляют смелость и изобретательность, они прозорливы и сознательны. Дети берут на себя роли взрослых, когда те выпадают из привычных ролей. Фильмы учат быть собой, радоваться мелочам и ценить каждый день[2][7].
Трагические персонажи и их истории
Океанограф Зиссу переживает смерть друга и хочет отомстить. Братья Уайтман сталкиваются с утратой отца и пытаются избавиться от прошлого. Неблагополучные семьи и отношения отцов и детей — главная тема его фильмов[2][7].
Любовь
Практически в каждом фильме Уэса есть любовная сюжетная линия. Такими являются линии Зеро и Агаты из «Отеля „Гранд Будапешт“», Сэма и Сьюзи из «Королевства полной луны» и другие[2].
Постановка кадра, декорации и детали
Андерсон использует детали, такие как бинокли и наушники, для создания атмосферы. Он часто использует вымышленные локации, такие как Зубровка в «Отеле „Гранд Будапешт“». Начиная с 1994 года, с Уэсом Андерсоном работает оператор Роберт Йоумен[2].
Язык цвета
Уэс Андерсон использует пастельные тона, но также насыщенные и яркие цвета. В каждом фильме есть три-пять основных цветов, повторяющихся из сцены в сцену. Чаще всего использует коричневый и его оттенки[2][7].
Одни и те же лица
Уэс часто снимает одних и тех же актёров в разных амплуа. Оуэн Уилсон, Билл Мюррей, Джейсон Шварцман, Эдриен Броуди, Тильда Суинтон и другие — часто появляются в его фильмах[2][7].
Саундтрек
Музыка играет важную роль в фильмах Андерсона, подчёркивая настроение и атмосферу. Часто в фильмах можно услышать хиты The Rolling Stones, The Clash, Nico и Дэвида Боуи, рок-н-ролльные и поп-композиции 1960-х и 1970-х годов. Эти композиции создают атмосферу и настроение фильмов. Уэс самостоятельно отыскивает большую часть музыки. Также, ещё с первых работ, ему помогает при создании фильмов музыкальный супервайзер Рэндалл Постер[2].
Музыка, специально написанная для фильмов
В его фильмах также используется музыка, написанная композиторами. Так, Марк Мазерсбо также написал музыку для фильмов «Бутылочной ракеты», «Академии Рашмор», «Семейки Тененбаум» и «Водной жизни». Александр Деспла сочинил мелодии для «Бесподобного мистера Фокса», «Королевства полной луны», «Отеля „Гранд Будапешт“», «Острова собак», «Французского вестника» и «Города астероидов». Музыка Деспла и Мазерсбо создаёт уникальную атмосферу в фильмах Андерсона[7].
Реклама и дизайн
Андерсон активно работает в рекламе, включая ролики для Prada и H&M. Он также был дизайнером бара Luce в Fondazione Prada[2].
Фильмография
Полнометражные фильмы
Год выхода | Название | Оригинальное название |
---|---|---|
1996 | «Бутылочная ракета» | Bottle Rocket |
1998 | «Академия Рашмор» | Rushmore |
2001 | «Семейка Тененбаум» | The Royal Tenenbaums |
2004 | «Водная жизнь» | The Life Aquatic with Steve Zissou |
2007 | «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» | The Darjeeling Limited |
2009 | «Бесподобный мистер Фокс» | Fantastic Mr. Fox |
2012 | «Королевство полной луны» | Moonrise Kingdom |
2014 | «Отель «Гранд Будапешт»» | The Grand Budapest Hotel |
2018 | «Остров собак» | Isle of Dogs |
2021 | «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»» | The French Dispatch |
2023 | «Город астероидов» | Asteroid City |
Короткометражные фильмы
Год выхода | Название | Оригинальное название |
---|---|---|
1994 | «Бутылочная ракета» | Bottle Rocket |
2005 | «Отель «Шевалье»» | Hotel Chevalier |
2006 | American Express: My Life. My Card | |
2008 | SoftBank Commercial | |
2010 | Stella Artois Le Apartomatic Commercial | |
2012 | «Кинопоказ для отряда кузена Бена с Джейсоном Шварцманом» | Cousin Ben Troop Screening with Jason Schwartzman |
2012 | «Королевство полной луны: Анимированная книга» | Moonrise Kingdom: Animated Book Short |
2013 | Prada: Candy | |
2013 | «Кастелло-Кавальканти» | Castello Cavalcanti |
2016 | Come Together: A Fashion Picture in Motion | |
2021 | Aline | |
2023 | «Чудесная история Генри Шугара» | The Wonderful Story of Henry Sugar |
2023 | Asteroid City Location Featurette | |
2023 | «Лебедь» | The Swan |
2023 | «Крысолов» | The Rat Catcher |
2023 | «Яд» | Poison |
Примечания
- ↑ Уэс Андерсон . Кинопоиск. Дата обращения: 30 ноября 2024.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Гулиджанян Анастасия. Мир Уэса Андерсона от А до Я . The blueprint (16 ноября 2021). Дата обращения: 30 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 За что элита Голливуда обожает гения-чудака, ученика Кубрика и звезду Канн Уэса Андерсона . Культурология.РФ. Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ Уэс Андерсон . Биограф. Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ Гугнин Ефим, Исрапилов Алихан. Рейтинг всех фильмов Уэса Андерсона — от худшего к лучшему . Film.ru (17 ноября 2021). Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ Кувшинникова Алина. Детская серьёзность: в чём феномен стиля Уэса Андерсона . 2х2.медиа. Дата обращения: 1 декабря 2024.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Ракитина Мария. Добро пожаловать в мир грёз: гид по творчеству Уэса Андерсона . КИНОТВ (16 мая 2023). Дата обращения: 30 ноября 2024.