Андерсон, Уэс

Материал из «Знание.Вики»
Уэс Андерсон
Wes Anderson
Портрет
Дата рождения 1 мая 1969(1969-05-01) (55 лет)
Место рождения Хьюстон, США
Профессия режиссёр, сценарист, продюсер, актер
Карьера 1994 — настоящее время
IMDb 0027572

Уэ́сли Уэ́льс А́ндерсон (англ. Wesley Wales Anderson, родился 1 мая 1969, Хьюстон, Техас, США) — знаменитый режиссёр, сценарист, продюсер и актёр. Свою известность получил за оригинальный авторский стиль фильмов и мультфильмов: симметрию, декорации, манеру съёмок, музыку, костюмы и другое, а также за особую теплоту, остающуюся после просмотра его фильмов. Самые знаменитые его работы — «Королевство полной луны» (2012), «Отель «Гранд Будапешт»» (2014) и «Остров собак» (2018). Обладатель премий «Оскар», «Золотой глобус», «BAFTA» и других[1][2][3].

Биография

Уэс Андерсон родился 1 мая 1969 года в Хьюстоне, штат Техас. Его отец, Мелвер Леонард Андерсон, работал в сфере рекламы, а затем основал свой бизнес по связям с общественностью. Мать, Тексис Энн Берроуз, была археологом, но после рождения детей стала агентом по продаже недвижимости. Андерсон вырос с двумя братьями: Мелом и Чейзом, и получил образование в школе святого Иоанна[4].

Детство Уэса было непростым. Когда ему было восемь лет, родители развелись, и это стало серьёзным испытанием для мальчика. Чтобы справиться с переживаниями, Уэс начал проявлять непоседливость в школе и таким образом привлекать к себе внимание. Со временем он увлёкся творчеством. Впервые взялся за камеру в 8 лет и начал снимать короткометражные фильмы на 8-миллиметровую камеру. Это была отцовская камера Супер-8[2].

Следующий этап жизни Уэса Андерсона прошёл в техасском университете, который Уэс завершил со степенью бакалавр философии. Здесь он подружился с Оуэном Уилсоном, который будет сниматься в его фильмах. В университете Андерсон с Оуэном в 1992 году сняли свой первый полнометражный фильм — 13-минутную короткометражку «Бутылочная ракета». Позже он её расширит до полного метра и дебютирует с первым полнометражным фильмом «Бутылочная ракета» (1996). Он был плохо принят в прокате, но позже оценён Мартином Скорсезе. В фильме уже присутствуют элементы, характерные для творчества Андерсона: выразительная цветовая палитра, саундтрек, оммажи культовым фильмам[5][6].

В 1998 году Андерсон снял свой второй фильм — «Академию Рашмор», который принёс ему широкую известность и признание критиков. Фильм рассказывает о старшекласснике Максе Фишере, который пытается совмещать учёбу, дружбу и романтические отношения.

Уэс Андерсон продолжает снимать фильмы, работая в жанрах комедии и трагикомедии, и создаёт свой узнаваемый визуальный стиль с использованием пастельных цветов, симметрии кадра и нестандартного использования декораций и экранных титров. Сам режиссёр одевается в рыжие пиджаки и вельветовые брюки[2].

Личная жизнь

Уэс Андерсон живёт с Джуман Малуф. Джуман бежала от гражданской войны в Бейруте в Лондон. Она дизайнер, художник по костюмам и актриса. В 2015 году у них родилась дочь Фрея. Они скрывают свою личную жизнь от общественности[2][3].

Творчество

Бар Luce в Fondazione Prada, Милан. Дизайн — Уэс Андерсон

Вдохновение, прототипы и влияние классиков

Уэс Андерсон вдохновлялся биографиями известных личностей. Персонажи часто списаны с исторических фигур, таких как Жак-Ив Кусто и Гарольд Росс. На его творчество также повлиял развод своих родителей. Андерсон часто обращается к работам Франсуа Трюффо, Стэнли Кубрика, Альфреда Хичкока и других режиссёров. В «Академии Рашмор» и «Королевстве полной луны» прослеживаются отсылки к «400 ударам» и «Выпускнику». В «Отеле „Гранд Будапешт“» и «Семейке Тененбаум» видны влияния Хичкока и Романа Полански[7].

Театральность в фильмах

В фильмах часто используются театральные вступления, шрифты для оформления титров и разделение сюжета на акты. Герои часто пишут пьесы и ставят спектакли, что помогает раскрыть их характеры. В «Семейке Тененбаум» Марго пишет пьесы, отражающие её влечение к брату. В «Академии Рашмор» Макс Фишер участвует в спектакле о войне во Вьетнаме. В «Королевстве полной луны» Сэм встречает Сьюзи в гримёрке, что символизирует хаос первой любви[2][7].

Герои, стиль и костюмы

Персонажи Андерсона отличаются броским стилем и трагичностью. Герои одеваются старомодно, вдохновляясь модой 1960-х и 1970-х годов, они носят винтажную одежду. Униформа и винтажные образы подчёркивают ностальгию и мечтательность. Вельветовые и бархатные пиджаки, береты и меховые изделия часто фигурируют в гардеробе. Герои Андерсона часто курят. Они эксцентричны и инфантильны, что делает их привлекательными. Взрослые герои часто попадают в передряги, а дети проявляют смелость и изобретательность, они прозорливы и сознательны. Дети берут на себя роли взрослых, когда те выпадают из привычных ролей. Фильмы учат быть собой, радоваться мелочам и ценить каждый день[2][7].

Трагические персонажи и их истории

Океанограф Зиссу переживает смерть друга и хочет отомстить. Братья Уайтман сталкиваются с утратой отца и пытаются избавиться от прошлого. Неблагополучные семьи и отношения отцов и детей — главная тема его фильмов[2][7].

Любовь

Практически в каждом фильме Уэса есть любовная сюжетная линия. Такими являются линии Зеро и Агаты из «Отеля „Гранд Будапешт“», Сэма и Сьюзи из «Королевства полной луны» и другие[2].

Постановка кадра, декорации и детали

Реквизиты к фильму Уэса Андерсона «Королевство полной луны»

Андерсон использует детали, такие как бинокли и наушники, для создания атмосферы. Он часто использует вымышленные локации, такие как Зубровка в «Отеле „Гранд Будапешт“». Начиная с 1994 года, с Уэсом Андерсоном работает оператор Роберт Йоумен[2].

Язык цвета

Уэс Андерсон использует пастельные тона, но также насыщенные и яркие цвета. В каждом фильме есть три-пять основных цветов, повторяющихся из сцены в сцену. Чаще всего использует коричневый и его оттенки[2][7].

Одни и те же лица

Уэс часто снимает одних и тех же актёров в разных амплуа. Оуэн Уилсон, Билл Мюррей, Джейсон Шварцман, Эдриен Броуди, Тильда Суинтон и другие — часто появляются в его фильмах[2][7].

Саундтрек

Музыка играет важную роль в фильмах Андерсона, подчёркивая настроение и атмосферу. Часто в фильмах можно услышать хиты The Rolling Stones, The Clash, Nico и Дэвида Боуи, рок-н-ролльные и поп-композиции 1960-х и 1970-х годов. Эти композиции создают атмосферу и настроение фильмов. Уэс самостоятельно отыскивает большую часть музыки. Также, ещё с первых работ, ему помогает при создании фильмов музыкальный супервайзер Рэндалл Постер[2].

Музыка, специально написанная для фильмов

В его фильмах также используется музыка, написанная композиторами. Так, Марк Мазерсбо также написал музыку для фильмов «Бутылочной ракеты», «Академии Рашмор», «Семейки Тененбаум» и «Водной жизни». Александр Деспла сочинил мелодии для «Бесподобного мистера Фокса», «Королевства полной луны», «Отеля „Гранд Будапешт“», «Острова собак», «Французского вестника» и «Города астероидов». Музыка Деспла и Мазерсбо создаёт уникальную атмосферу в фильмах Андерсона[7].

Реклама и дизайн

Андерсон активно работает в рекламе, включая ролики для Prada и H&M. Он также был дизайнером бара Luce в Fondazione Prada[2].

Фильмография

Полнометражные фильмы

Год выхода Название Оригинальное название
1996 «Бутылочная ракета» Bottle Rocket
1998 «Академия Рашмор» Rushmore
2001 «Семейка Тененбаум» The Royal Tenenbaums
2004 «Водная жизнь» The Life Aquatic with Steve Zissou
2007 «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» The Darjeeling Limited
2009 «Бесподобный мистер Фокс» Fantastic Mr. Fox
2012 «Королевство полной луны» Moonrise Kingdom
2014 «Отель «Гранд Будапешт»» The Grand Budapest Hotel
2018 «Остров собак» Isle of Dogs
2021 «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»» The French Dispatch
2023 «Город астероидов» Asteroid City
Субмарина из фильма «Водная жизнь»

Короткометражные фильмы

Год выхода Название Оригинальное название
1994 «Бутылочная ракета» Bottle Rocket
2005 «Отель «Шевалье»» Hotel Chevalier
2006 American Express: My Life. My Card
2008 SoftBank Commercial
2010 Stella Artois Le Apartomatic Commercial
2012 «Кинопоказ для отряда кузена Бена с Джейсоном Шварцманом» Cousin Ben Troop Screening with Jason Schwartzman
2012 «Королевство полной луны: Анимированная книга» Moonrise Kingdom: Animated Book Short
2013 Prada: Candy
2013 «Кастелло-Кавальканти» Castello Cavalcanti
2016 Come Together: A Fashion Picture in Motion
2021 Aline
2023 «Чудесная история Генри Шугара» The Wonderful Story of Henry Sugar
2023 Asteroid City Location Featurette
2023 «Лебедь» The Swan
2023 «Крысолов» The Rat Catcher
2023 «Яд» Poison

Примечания

  1. Уэс Андерсон. Кинопоиск. Дата обращения: 30 ноября 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 Гулиджанян Анастасия. Мир Уэса Андерсона от А до Я. The blueprint (16 ноября 2021). Дата обращения: 30 ноября 2024.
  3. 3,0 3,1 За что элита Голливуда обожает гения-чудака, ученика Кубрика и звезду Канн Уэса Андерсона. Культурология.РФ. Дата обращения: 1 декабря 2024.
  4. Уэс Андерсон. Биограф. Дата обращения: 1 декабря 2024.
  5. Гугнин Ефим, Исрапилов Алихан. Рейтинг всех фильмов Уэса Андерсона — от худшего к лучшему. Film.ru (17 ноября 2021). Дата обращения: 1 декабря 2024.
  6. Кувшинникова Алина. Детская серьёзность: в чём феномен стиля Уэса Андерсона. 2х2.медиа. Дата обращения: 1 декабря 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Ракитина Мария. Добро пожаловать в мир грёз: гид по творчеству Уэса Андерсона. КИНОТВ (16 мая 2023). Дата обращения: 30 ноября 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!