Алексиевич, Светлана Александровна

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Светлана Алексиевич
белор. Святлана Алексіевіч
Алексиевич в 2016 году
Алексиевич в 2016 году
Имя при рождении Светлана Александровна Алексиевич
Дата рождения 31 мая 1948(1948-05-31) (76 лет)
Место рождения Станислав, Станиславская область, Украинская ССР, СССР
Гражданство  СССР
 Белоруссия
Род деятельности прозаик, журналистка
Направление нон-фикшн
Жанр повесть
Язык произведений русский
Премии Нобелевская премия Нобелевская премия по литературе (2015)
Премия Ленинского комсомола — 1986
Сайт: alexievich.info

Светла́на Алексие́вич (род. 31 мая 1948 года, Станислав, СССР) — советская и белорусская писательница, журналистка, также создаёт сценарии для документальных фильмов. Пишет на русском языке в жанре документально-художественной прозы. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года[1].

Биография

Светлана Александровна Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в городе Станиславе (сейчас Ивано-Франковск, Украина) в семье военнослужащего. но после демобилизации отца семья переехала в Беларусь. После окончания службы семья переехала в Белорусскую ССР, где родители устроились работать сельскими учителями.

После окончания школы Светлана Алексиевич продолжала учёбу на факультете журналистики Белорусского государственного университета и работала корреспондентом районной газеты «Припятская правда» в городе Наровле Гомельской области.

В 1972 году работала по распределению в районной газете «Маяк коммунизма» городе Береза Брестской области на протяжении года, затем в Минске в республиканской «Сельской газете» с 1973 по 1976 год. В 1976 стала корреспондент, а затем и заведующей отдела очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» в Минске, где проработала восемь лет. Стала членом Союза журналистов и Союза писателей СССР[2].

В 1983 году завершила работу над дебютным романом «У войны — не женское лицо», посвященный женщинам-участницам Великой Отечественной войны. Через два года книга была издана в минском издательстве «Мастацкая литература» В том же году вышла вторая книга Алексиевич «Последние свидетели» собранная из воспоминаний тех, кому во время войны было 6-12 лет. Работу писательницы опубликовало минское издательство «Юнацтва» и московское издательство «Молодая гвардия». Эти две книги принесли писательнице широкую известность на постсоветском пространстве[3].

Произведения Светланы Алексиевич переведены на английский, немецкий, французский, польский, шведский, китайский, японский и др. языки.

Тринадцать лес, с 2000 по 2013 годы Алексиевич живала в Западной Европе, затем вернулась в Белоруссию.

8 октября 2015 года Светлане Алексиевич была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». В 2016 году в рамках нобелевского турне писательница посетила около двадцати стран.

Кроме этого Автор сценариев более 20 документальных фильмов[1].

Творчество

Светлана Алексиевич во время лекции «Письмо как памятник страданию и мужеству» в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, Киев, 6 апреля 2016 года

Светлана Алексиевич призналась, что на каждую книгу у неё уходило от четырёх до семи лет работы. За это время она встречалась и разговаривала со свидетелями событий. Как правило, это были люди со сложной судьбой: они прошли сталинские репрессии, пережили войну или чернобыльскую катастрофу.

Первой книгой, положившей начало творческой карьеры писательницы, — «Я уехал из деревни», разоблачающая отношение государства к сельским жителям. Её подготовка к печати в середине 1970-х завершилась тем, что типографский набор запретило партийное руководство. Позже Светлана Алексиевич сама отказалась от её публикации.

Первый выпушенной книгой стала документальная проза «У войны не женское лицо», посвящённая женщинам, которые воевали на фронте в Великую Отечественную войну: лётчицами, снайперами, танкистками, подпольщицами. После победы этих женщин ждали уже другие сложности: нужно было адаптироваться к мирной жизни. И это произведение также вызвало негодование цензоров, они обвинили автора в искажении героического образа советских женщин, в пацифизме и излишнем натурализме. Всё же книга была напечатана в журнале «Октябрь» в 1984 году, а к концу 1980-х годов тираж достиг 2 млн экземпляров. Первое издание вышло в сокращённом варианте, но позже Алексиевич восстановила вычеркнутые главы.

Речь на вручении премии во Франкфурте, октябрь 2013 года:

«Я написала пять книг, но на самом деле почти сорок лет я пишу одну книгу. Веду русско-советскую хронику: революция, ГУЛАГ, война, Чернобыль, распад «красной империи»… Шла следом за советским временем. Позади море крови и гигантская братская могила. В моих книгах «маленький человек» сам рассказывает о себе. Его никто никогда ни о чем не спрашивает, он исчезает бесследно, унося свои тайны с собой. Я иду к безмолвным. Слушаю, выслушиваю, подслушиваю. Улица для меня — хор, симфония. Бесконечно жаль, сколько всего сказано, прошептано, выкрикнуто в темноту… Все это блеснуло и тут же исчезает, а сегодня исчезает особенно быстро. Мы быстро стали жить.»

Следующая книга — «Последние свидетели» — состояла из 100 рассказов об ужасах войны, увиденных глазами детей от 7 до 12 лет. Книга «Цинковые мальчики», вышедшая отдельным изданием в 1991 году, была посвящена войне в Афганистане (1979—1989). Выход книги сопровождался волной негативных рецензий и критики, а ещё судебным разбирательством, остановленным после того, когда на защиту опального литератора встали западные правозащитники. Жёны участников военных высказались против этой книги, назвав её клеветой. Историки, детально проанализировав книгу выявили ряд нестыковок, например, тот момент, где автор стала свидетелем обстрела Кабула с тремя погибшими, но как выяснилось в этот день обстрелов не велось. Так или иначе, книга вызвала резонанс и получила популярность, но скорее на Западе, чем в России[4].

В целом, война занимает в произведениях Светланы Александровны центральное место. Она объясняет это тем, что вся советская история связана с войной и пропитана ею и все герои и большинство идеалов советского человека — военные.

Следующей книгой стала «Зачарованные смертью», в которой описаны истории о самоубийствах, совпавших с распадом Советского Союза и первыми пятью годами после. Она также вызвала неоднозначные отклики. Как утверждала сама Алексиевич, это размышление о том, как страна выходила из-под «наркоза прошлого» и «гипноза Великого Обмана». В 1997 году выходит «Чернобыльская молитва», по определению автора — книга о «мире после Чернобыля» — аварии, случившейся на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года. В основу сюжета легли интервью со свидетелями Чернобыльской катастрофы. Александровна считала, что причиной аварии на АЭС стала не только техногенная, но и социальная катастрофа, когда «ушёл под воду огромный социалистический материк».

Через все книги писательницы красной нитью проходит развенчание коммунистической идеи: «великой и страшной Утопии — коммунизма, идея которого не умерла окончательно не только в России, но и во всем мире». Журналистка объединила свои произведения в цикл «Голоса Утопии», к настоящему моменту последним изданным произведением стало «Время секонд хэнд», вышедшее в 2013 году. Это книга воспоминаний современников о времени с начала перестройки и до начала XXI века, люди делятся надеждами, которые связывали со сменой политической системы в стране, о том, как приходилось выживать в лихие девяностые, о том, как гибли близкие в чеченских конфликтах.

В Белоруссии книги писательницы только после вручения Нобелевской премии были выпущены на белорусском языке. Деньги на публикацию собирали на площадке краудфандинга, цикл «Голоса Утопии» вышел без цензорских правок.

Экранизации

Фильмы по сценариям Светланы Алексиевич

  • «Трудные разговоры» (Беларусьфильм, 1979), режиссёр Ричард Ясинский
  • «У войны не женское лицо» (совместно с Виктором Дашуком) — цикл из семи документальных телефильмов (1981—1984, Беларусьфильм), режиссёр Виктор Дашук[5].
  • «Родительский дом» — документальный телефильм (Белорусское телевидение, 1982), режиссёр Виктор Шевелевич
  • «Портрет с георгинами» — документальный телефильм (Белорусское телевидение, 1984), режиссёр Валерий Басов
  • «Солдатки» — документальный телефильм (Белорусское телевидение, 1985), режиссёр Валерий Басов
  • «Говорю о времени своём» — документальный телефильм (Белорусское телевидение, 1987), режиссёр Валерий Жигалко.
  • «Прошлое ещё впереди» — документальный телефильм (Белорусское телевидение, 1988), режиссёр Валерий Жигалко.
  • «Эти непонятные старые люди» (Беларусьфильм, 1988), режиссёр Иосиф Пикман
  • Цикл «Из бездны» (сценарий совместно с Мариной Голдовской), режиссёр Марина Голдовская (OKO-media, Австрия-Россия)
    1. «Люди войны» (1990)
    2. «Люди блокады» (1990)
  • «Афганский цикл» — документальные кинофильмы по книге «Цинковые мальчики» (сценарий совместно с Сергеем Лукьянчиковым), режиссёр Сергей Лукьянчиков, Беларусьфильм
    1. «Стыд» (1991)
    2. «Я из повиновения вышел» (1992)
  • «Крест» — документальный кинофильм (1994, Россия). Режиссёр Геннадий Городний
  • «Lyubov» (2017) — режиссёр Стаффан Юлен (швед. Staffan Julén), Швеция[6].

Фильмы по мотивам книг Светланы Алексиевич

  • «На руинах утопии» (1999, Германия)
  • «Россия. История маленького человека» (2000, NHK, Япония), режиссёр Хидэя Камакура
  • «Дверь» (Ирландия, 2008), режиссёр Хуанита Уилсон[en] — короткометражный фильм по мотивам книги «Чернобыльская молитва»[7].
  • «Дети войны. Последние свидетели», документальный фильм, режиссёр Алексей Китайцев, сценарий Людмилы Романенко по книге «Последние свидетели». В фильме принимает участие Светлана Алексиевич. Студия МБ Групп, Москва, 2009, 45 мин[8]. Фильм награждён специальным призом Открытого конкурса документального кино «Человек и война» (Екатеринбург, 2011)[9].
  • «Голоса Чернобыля» (2016, Люксембург, Австрия, Украина) — драматический фильм по книге «Чернобыльская молитва».
  • «Чернобыль» (2019, HBO, США) — исторический мини-сериал, заметная часть событий которого была основана на книге «Чернобыльская молитва».

Театральные постановки и телеспектакли

Спектакль по книге «Чернобыльская молитва», Женева, 2009

По книгам «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» было поставлено несколько театральных спектаклей[10][11][12][13][14].

Две постановки «У войны не женское лицо» вышли на экраны как телеспектакли:

Также ставились спектакли по книгам «Зачарованные смертью», «Чернобыльская молитва»[10]; по книге «Последние свидетели» композитор Владимир Магдалиц написал и поставил симфонию-реквием. В Омском государственном академическом театре драмы режиссёром Дмитрием Егоровым был поставлен спектакль по документальной повести «Время секонд-хенд»[16].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Алексиевич, Светлана Александровна. ТАСС. Дата обращения: 19 марта 2024.
  2. Лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич: биография, книги, цитаты (8 октября 2015). Дата обращения: 4 апреля 2024.
  3. Биография Светланы Алексиевич. РИА Новости (31.05.2018). Дата обращения: 4 апреля 2024.
  4. Анатолий Матвиенко. «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич – очередная пляска на костях погибших. Дата обращения: 9 апреля 2024.
  5. У войны не женское лицо. Все серии. Дата обращения: 14 марта 2024.
  6. Lyubov: kärlek på ryska (11 ноября 2017). Дата обращения: 14 марта 2024.
  7. Фильм по книге Светланы Алексиевич номинирован на «Оскар» " Издательство «Время». Дата обращения: 14 марта 2024.
  8. Дети войны. Последние свидетели. ВГТРК. Дата обращения: 14 марта 2024.
  9. Итоги 5 открытого конкурса документального кино «Человек и война» (недоступная ссылка). Центр военных и военно-исторических исследований Гуманитарного университета г. Екатеринбурга. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Svetlana Alexievich — Светлана Алексиевич. Персональная страница. Театрю. Дата обращения: 14 марта 2024.
  11. У войны не женское лицо | Молодёжный театр Волгограда. Дата обращения: 14 марта 2024.
  12. Des cercueils de zinc — Spectacle — 1993. Дата обращения: 14 марта 2024.
  13. • Centre national du théâtre •. Дата обращения: 14 марта 2024.
  14. Les cercueils de zinc — Spectacle — 2003. Дата обращения: 14 марта 2024.
  15. А. Ю. Соколова, А. В. Балукова, Анатолий Высторобец. Фильмы-спектакли: аннотированный каталог. — Гостелерадиофонд, 2002.
  16. «Омский государственный академический театр драмы». omskdrama.ru. Дата обращения: 14 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!