Азазель (роман Акунина)
Азазель | |
---|---|
рус. Азазель | |
Жанр | Исторический детектив, роман |
Автор | Борис Акунин |
Язык оригинала | Русский |
Дата написания | 1998 |
Цикл | Приключения Эраста Фандорина |
Следующее | Турецкий гамбит |
Электронная версия |
«Азазель» — самый известный из произведений современной литературы детектив-роман, первая глава о приключениях Фандорина. Автором является Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) — русский писатель, автор исторических детективов и серии книг о Эрасте Фандорине[1]. Главный герой — странный и обаятельный детектив, прославившийся в Российской Империи и далеко за её пределами, положительный персонаж с живым умом и широким кругозором[2].
Описание произведения
«Азазель» — первый роман из серии произведений о приключениях талантливого детектива Эраста Петровича Фандорина. Автор задумал серию книг, объединённых главным героем, как знакомство читателя со всеми типами детективов. Каждое произведение написано в отдельной подкатегории, некоторые из которых были придуманы Борисом Акуниным . Жанр книги «Азазель» называется конспирологическим детективом. Это роман, первая часть которого связана с заговором преступной организации, действующей тайно. В настоящее время выпущено 17 книг цикла «Приключения Эраста Фандорина», некоторые из которых являются сборниками романов. Каждый из них относится к своему собственному подроду. Есть шпионы, этнография, приключения, история и даже глупые детективы. Самые популярные книги серии ‒ «Азазель», «Статский советник», «Турецкий гамбит» — были экранизированы[1].
Значение названия книги
Азазе́ль арам. רמשנאל, ивр. עזאזל, араб. عزازل — Азазил. Название древнего обряда «Козла отпущения грехов» (X век до нашей эры — I век нашей эры), позже (не ранее III века до нашей эры). По верованиям древних евреев — падший ангел, демон, и в частности, демон пустыни[3].
В романе Бориса Акунина данный термин трактуется как название секретной организации и операции, возглавляемой англичанкой миссис Эстер, безобидной умной старушкой, владеющей сетью «эстернатов» по всему миру. Оказывается, она одержима идеей править миром и пытается воплотить её в жизнь с помощью уникальных людей. Она воспитывала их в нужном ей духе с тех пор, как детям исполнялось 14 лет, а затем продвигала опытных и хорошо обученных из них на высокие государственные посты в разных странах. Если бы она не убирала всё лишнее, «ненужное» со своего пути, её идея могла бы осуществиться.
По словам организатора операции, если бы не особые люди, которые наступают за человечество, оно давно бы вымерло. Прометей дал людям огонь, Моисей — это концепция юридического закона. Христос дал людям нравственный закон. Эстер, миссис Азазель, не является одним из обличий Сатаны. Это еврейский герой из «Книги Еноха», который «полон любви к людям и открывает им тайны, познанные на небесах». По словам главы «эстернатов», Азазель — одна из самых ценных человеческих личностей, потому что Он научил человека чувству собственного достоинства. Благодаря ему мужчина может заниматься ремёслами и защищать свой дом, а женщина превратилась из бесплодной, незамысловатой в равноправную личность, свободную выбирать, быть ли ей матерью или амазонкой. Жить для своей семьи или для всего человечества[4].
Сюжет
Приключения Эраста Фандорина начались в Москве в мае 1876 года. В Александровском парке произошло самоубийство на глазах у молодой леди, её гувернантки и других детей. То ли это был пьяный, то ли сумасшедший молодой человек, выглядевший вполне пристойно, сначала попросил даму о поцелуе, но, не дожидаясь ответа, внезапно выстрелил в висок.
Грушин (начальник Сыскного управления) и Фандорин узнали о самоубийстве из новой газеты. Удивительно, но это событие не было включено в сводку важных событий. Поэтому Грушин отправил Эраста в участок на Моховой к судебному приставу, чтобы узнать больше о том, что произошло. Самоубийцей оказался Петр Кокорин, 23-летний студент Московского университета и богатый наследник. Его отец, заводчик, скончался три года назад, оставив сыну значительное состояние. Похоже, что у этого молодого человека нет причин заканчивать свою жизнь. Кокорин оставил записку, в которой заявил, что действовал самостоятельно. Когда Фандорин вник в подробности дела, оно показалось ещё более странным. В пистолете жертвы была только одна пуля. В предсмертной записке упоминалось о кожаном бюваре, но его не нашли рядом с телом. Фандорин отправился осматривать квартиру Кокорина вместе с судебным приставом Иваном Прокофьевичем.
В квартире был найден кожаный бюваре, а в нём «духовная» — из которой следовало, что Кокорин завещал все своё имущество британской подданной мисс Эстер, владелице детского дома. Душеприказчиком, за исключением адвоката, является некий Ахтырцев. Здесь же, на столе, Фандорин увидел портрет невероятно красивой черноволосой женщины. Очевидно, покойный был в неё влюблён[1].
Герой Эраст Фандорин
Герой детектива-романа привлёк читателей своими безупречными манерами, щеголеватой одеждой, атлетическим телосложением и чудесно закрученными усиками. Также его склад ума, дальновидность и логика обеспечивали успех при расследовании преступлений и раскрытии запутанных дел.
Эраст Фандорин вырос в процветающей старинной аристократической семье. Его мать умерла при родах. Отец дал ребёнку хорошую семью и гимназическое образование. Однако позже его отец накопил карточные долги и обанкротился. После его смерти от сердечного приступа у молодого Фандорина не было денег, и он не мог получить высшее образование. Чтобы прокормить себя, он устроился на работу в Сыскное управление.
Внешность и характер
Фандорин недурен собой: высокий, добрый, благородный но лишённый сентиментальности. В своих произведениях Борис Акунин даёт полное описание 19-летнего главного героя, способствующее его яркому представлению.
Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках.Борис Акунин. «Азазель»
Навыки
Герой владеет английским, французским, немецким, японским, турецким и болгарским языками. Ему нравится проектировать автомобили и участвовать в автогонках. Стреляет из пистолетов, сражается на клинках, владеет кунг-фу и ниндзюцу.
Прототипы
Многие черты и факты биографии, включая холодность, причуды и гениальность Фандорин перенял у Шерлока Холмса. Как признаётся Борис Акунин, своей эффектной внешностью он больше всего похож на Григория Печорина. Дефект речи — у одного из любимых персонажей автора, полковника Най-Турса из «Белой гвардии». Автор также назвал князя Мышкина одним из архетипов Фандорина[2].Существует мнение, что фамилия «Фандорин» — это аллюзия на имя героя детективов о Фантомасе. Поклонники творчества Бориса Акунина сравнивают Эраста Петровича с Эркюлем Пуаро и комиссаром Мерге. Но всё же у Фандорина своё неповторимое «лицо»[5].
Год издания | Название | Временной период | Место действия | Жанр |
---|---|---|---|---|
1998 | «Азазель» | 1876 год | Москва, Лондон, Санкт-Петербург | Конспирологический детектив |
1998 | «Турецкий гамбит» | 1877-1878 годы | Болгария, Румыния, Турция | Шпионский детектив |
1998 | «Левиафан» | 1878 год | Океанский лайнер «Левиафан» франко-британской судовой компании | Герметичный детектив |
1998 | «Смерть Ахиллеса» | 1882 год | Москва | Детектив о наёмном убийце |
1999 | «Особые поручения (Пиковый валет)» | 1886 год | Москва | Повесть о мошенниках |
1999 | «Особые поручения (Декоратор)» | 1889 год | Москва | Повесть о маньяке |
1999 | «Статский советник» | 1891 год | Москва | Политический детектив |
1999 | «Коронация, или Последний из романов» | 1896 год | Москва | Великосветский детектив |
2001 | «Любовница смерти» | 1900 год | Москва | Декадентский детектив |
2001 | «Любовник смерти» | 1900 год | Москва | Диккенсовский детектив |
2002 | «Алмазная колесница (Том 1. Ловец стрекоз)» | 1905 год | Санкт-Петербург, Москва | Этнографический детектив |
2002 | «Алмазная колесница (Том 2. Между строк)» | 1878 год | Иокогама-Токио | Этнографический детектив |
2005 | «Инь и Янь» | 1882 год | Подмосковье | Экспериментальная пьеса |
2006 | «Нефритовые четки (сборник из 10 рассказов)» | 1881-1899 годы | Иокогама, Москва, Московская губерния, Санкт-Петербург, Бристоль, Вайоминг, США, Архангельская губерния, Бретань, Франция | Детектив об убийце, ироничный детектив, исторический детектив |
2009 | «Весь мир театр» | 1911 год | Москва | Театральный детектив |
2012 | «Чёрный город» | 1914 год | Ялта, Баку | Авантюрный детектив |
2015 | «Планета Вода (сборник из трех повестей)» | 1903-1912 годы | Острова Тенерифе и Сен-Константен, Заволжская губерния, царство Польское | Технократический детектив, идиотический детектив, ностальгический детектив |
2018 | «Не прощаюсь» | 1918-1921 годы | Москва, Самара, Харьков, Женева | Исторический детектив |
2020 | «Просто Маса» | 1900 год, 1923-1925 годы | Япония, Санкт-Петербург | Исторический детектив[5] |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Борис Акунин «Азазель» ‒ начало истории Эраста Фандорина . ЛитХит (30 ноября 2021). Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 Книжный герой дня: Эраст Фандорин . АСТ. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Значение слова Азазель . Словарь синонимов русского языка. Дата обращения: 29 сентября 2023.
- ↑ Розенталь Д. Э. Читая Бориса Акунина // Вестник : журнал. — 2003. — № 3. — С. 5—8.
- ↑ 5,0 5,1 Все книги Бориса Акунина про Эраста Фандорина за 20 лет: от «Азазель» до «Не прощаюсь» . Комсомольская правда. Дата обращения: 29 сентября 2023.
Ссылки
- Б. Акунин «Азазель»
- Азазель. Борис Акунин (аудиокнига)
- Азазель (сериал 2002)
- Фандорин. Азазель (сериал 2022)
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |