Аварийная посадка A321 под Жуковским

Рейс 178 Уральских авиалиний
Чудо в кукурузе
Последствия аварииПоследствия аварии
Общие сведения
Дата 15 августа 2019 года
Время 06:15 MSK
Характер Столкновение с птицами,
аварийная посадка
Причина Столкновение со стаей чаек, отказ обоих двигателей
Место Россия в 4 км от ВПП аэропорта Жуковский, Москва (Россия)
Координаты 55°30′37″ с. ш. 38°15′12″ в. д. / 55.5104° с. ш. 38.2533° в. д. / 55.5104; 38.2533 (G) (O) (Я)
Погибшие 0
Раненые 74
Воздушное судно
Пострадавший самолёт за 9 дней до аварииПострадавший самолёт за 9 дней до аварии
Модель Airbus A321-211
Авиакомпания Россия Уральские авиалинии
Принадлежность Ирландия Royal Flight Limited
Пункт вылета Россия Жуковский, Москва (Россия)
Пункт назначения Россия Симферополь (Россия/Россия)
Рейс U6 178
Бортовой номер Бермудские Острова VQ-BOZ
Дата выпуска 16 декабря 2003 года (первый полёт)
Пассажиры 226
Экипаж 7

Авари́йная поса́дка А321 под Жуко́вским — инцидент, произошедший в утренние часы 15 августа 2019 года, в котором самолёт Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии», вылетавший из аэропорта Жуковский, столкнулся со стаей чаек. В результате столкновения птицы заблокировали воздухозаборники двигателя, что поставило под угрозу безопасность полёта. Пилоты, действуя в соответствии с установленными процедурами, приняли решение совершить экстренную посадку в кукурузном поле в Раменском районе[1]. Посадка была выполнена успешно, без жертв среди 226 пассажиров и 7 членов экипажа, а также без возгорания, несмотря на то что топливные баки были заполнены. Ранения получили 74 человека[2]. Общее время полёта составило 93 секунды. За проявленное мужество и профессионализм в данной чрезвычайной ситуации Президент Российской Федерации Владимир Путин присвоил командирам самолёта, капитану Дамиру Юсупову и второму пилоту Георгию Мурзину, звания Героев России, а бортпроводники самолёта были награждены Орденом Мужества[3][4][5][6][7][8][9].

Экипаж

Герои Российской Федерации Дамир Касимович Юсупов и Георгий Александрович Мурзин

Состав экипажа рейса U6 178 включал в себя следующих сотрудников компании «Уральские авиалинии»:

1. Командир воздушного судна (КВС) — Дамир Касимович Юсупов, 41 год, является Героем Российской Федерации. Он является выпускником Бугурусланского лётного училища гражданской авиации им. П. Ф. Еромасова, которое является филиалом Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, а также Ульяновского института гражданской авиации. В авиакомпании «Уральские авиалинии» работает с 2013 года, на момент происшествия занимал должность КВС в течение одного года. Общий налёт составляет более 3000 часов[10].

2. Второй пилот — Георгий Александрович Мурзин, 23 года, также является Героем Российской Федерации. Он завершил обучение в Бугурусланском лётном училище гражданской авиации им. П. Ф. Еромасова. В авиакомпании «Уральские авиалинии» работает с октября 2018 года, его общий налёт превышает 600 часов[10].

В салоне воздушного судна осуществляли свои обязанности пять бортпроводников:

— Старший бортпроводник — Дмитрий Николаевич Ивлицкий, 31 год, награждён Орденом Мужества.

— Бортпроводник — Яна Игоревна Ягодина, 24 года, также обладательница Ордена Мужества.

— Бортпроводник — Слякаева Алия Маратовна, 27 лет, удостоенная награды Орден Мужества.

— Бортпроводник — Дмитрий Николаевич Гончаренко, 27 лет, также награждённый Орденом Мужества.

— Бортпроводник — Надежда Павловна Вершинина, 24 года, награждённая Орденом Мужества[10].

Самолёт

Фотография аварийной посадки рейса 178 Уральских авиалиний

Airbus A321-211 (серийный номер 2117) — пассажирский самолёт, выпущенный в 2003 году. Первый полёт состоялся 16 декабря того же года под тестовым бортовым номером D-AVZB. Данная воздушная машина была оснащена двумя турбовентиляторными двигателями CFM International CFM56-5B3/P[11].

Первоначальным заказчиком самолёта выступила авиакомпания MyTravel Airways, где он был зарегистрирован под номером G-OMYA. Однако 23 апреля 2004 года Airbus A321-211 был передан авиакомпании Cyprus Turkish Airlines (KTHY), где получил бортовой номер TC-KTD и название İskele. 28 июля 2010 года самолёт был сдан в лизинг авиакомпании Atlasjet, где его бортовой номер изменился на TC-ETR. В январе 2011 года воздушное судно вернулось к владельцу — компании Aviation Capital Group (ACG) и получило бортовой номер N117CG[11].

2 мая 2011 года самолёт был передан авиакомпании Solaris Airlines (борт EI-ERU), а 10 ноября того же года был снова сдан в лизинг, на этот раз авиакомпании «Уральские авиалинии», где ему был присвоен бортовой номер VQ-BOZ. Регистрационный префикс VQ-B указывает на то, что самолёт был зарегистрирован на Бермудских островах. Владелец воздушного судна — лизинговая компания «Royal Flight Limited» (Ирландия)[11].

25 января 2013 года, выполняя рейс из Шарм-эш-Шейха в Казань, самолёт столкнулся с курсовым маяком при уходе на второй круг во время посадки в аэропорту Казани. В результате инцидента был повреждён фюзеляж, гондола правого двигателя, часть правого закрылка, трубопровод гидросистемы стойки шасси и щиток одной из стоек шасси. Ремонт воздушного судна был осуществлён в Новосибирске[12].

6 декабря 2016 года, при вылете из аэропорта Казани, у самолёта возникли проблемы с кондиционированием воздуха, что вынудило экипаж вернуться в аэропорт[12].

По информации пресс-службы «Уральских авиалиний», после аварии 15 августа 2019 года самолёт был признан непригодным для восстановления. Для вывоза воздушного судна с места аварийной посадки оно было разрезано на части[13].

Аэропорт Жуковский

В марте 2016 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев подписал распоряжение о начале международных рейсов в аэропорту Жуковский и о создании на его базе многостороннего пункта пропуска для воздушного грузового и пассажирского транспорта через границу России[14].

Торжественное открытие Международного аэропорта Жуковский состоялось 30 мая 2016 года, всего через 13 месяцев после запуска проекта. В этом мероприятии приняли участие Дмитрий Анатольевич Медведев, а также представители министерств, авиакомпаний, корпораций и средств массовой информации.

В ходе церемонии открытия ОАО «РАМПОРТ АЭРО» подписало соглашение о создании совместного предприятия для строительства и управления грузовым терминалом. Также было заключено несколько соглашений о сотрудничестве с авиакомпаниями, включая казахстанскую Skat, киргизскую «Эйр Кыргызстан», а также грузовыми авиаперевозчиками «Авиастар-ТУ» и «Скай Гейтс Эйрлайн»[14].

Что касается транспортной доступности, то пассажиры могут добраться из Москвы до Жуковского всего за 1 час 15 минут. Это можно сделать как на автомобиле (такси), так и на электропоездах, которые отправляются от Казанского вокзала до станции «Отдых». Оттуда организованы регулярные автобусные рейсы до терминала. Кроме того, можно воспользоваться «безостановочными» шаттл-автобусами, которые курсируют от станции метро «Котельники» и добираются до аэропорта за 40-45 минут[14].

Хронология событий

Инцидент с самолётом: хронология событий[15].

В 06:12:28—06:12:51 командир воздушного судна (КВС) получил разрешение от диспетчера на взлёт в Международном аэропорту «Жуковский», который находится в Московской области около города Жуковский. В процессе взлёта самолёт столкнулся со стаей чаек[16].

В 06:14:10—06:14:21 КВС сообщил о возникновении аварийной ситуации на борту, связанной с отказом одного из двигателей. Диспетчер подтвердил, что дальнейшие действия остаются на усмотрение пилота.

В 06:14:55—06:15:09 КВС запросил разрешение на обратный заход, которое было предоставлено диспетчером. В ходе дальнейших действий пилоты зафиксировали отказ двигателя № 2 и приняли решение о посадке на кукурузное поле, находившееся прямо по курсу.

В 06:15:49—06:15:57 КВС уведомил диспетчера о посадке вне пределов взлётно-посадочной полосы (ВПС). Самолёт совершил вынужденную жёсткую посадку с выключенными двигателями и без выпуска шасси в Раменском районе, приблизительно в 5 километрах от конца взлётной полосы. В процессе посадки произошло отделение двигателя № 2 (правого) при скольжении по полю. Все пассажиры и члены экипажа были эвакуированы с использованием надувных трапов.

В 06:40, по прибытии первого пожарно-спасательного подразделения, было установлено отсутствие открытого горения, однако зафиксировано задымление двигателя № 2. Для охлаждения двигателя был подан ствол, а также использован пеногенератор ГПС-600 для создания противопожарной пенной «подушки». Также был отмечен разлив авиатоплива в объёме до 1 тонны.

В 07:47 все пассажиры были размещены в автобусах и отправлены в аэропорт Жуковский. Оперативный штаб был развернут в 08:20. Обследование места происшествия показало, что длина тормозного пути самолёта составила 200 метров[16].

23 августа 2019 года начались работы по вывозу разбитого самолёта с места аварии. 24 августа 2019 года было сообщено о завершении вывоза последних частей лайнера с кукурузного поля. Однако, по данным некоторых средств массовой информации, в 2021 году значительная часть обломков всё ещё находилась вблизи места посадки без надлежащего присмотра и охраны[17].

Расследование

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил трехлетнее расследование инцидента, связанного с жёсткой посадкой самолета Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии»[16][18][19]. Инцидент произошёл во время взлёта в дневное время (в 06:15 по московскому времени) в условиях визуальной видимости. Причиной происшествия стало столкновение самолета с группой чаек, масса отдельных особей которых превышала 1,13 кг, что классифицирует их как «большие птицы». Это столкновение произошло на высоте 0,6-1,2 метра после отрыва от взлётно-посадочной полосы и привело к механическим повреждениям обоих двигателей, что, в свою очередь, снизило их суммарную располагаемую тягу до уровня, недостаточного для безопасного продолжения полёта[7].

В результате данного инцидента экипаж не смог завершить взлёт и был вынужден осуществить посадку вне аэродрома. Разрушение экосистемы, в частности наличие свалок и водоёмов в окрестностях аэропорта Жуковский, стало фактором, способствующим появлению птиц в данной зоне. После столкновения с чайками двигатели продолжали функционировать, однако их общая тяга оказалась ниже необходимой для успешного взлёта. Экипаж перевёл двигатели в режим «взл1т — уход на второй круг», что позволило увеличить тягу, почти достигая необходимого уровня для набора высоты. Тем не менее, после этого один из двигателей был переведён на малый газ, что вновь снизило суммарную тягу[7].

В отчёте МАК отмечается, что действия пилотов после столкновения характеризовались дезорганизацией и хаотичностью, что было вызвано высоким психологическим напряжением. Несмотря на это, пилоты не впали в ступор. На начальном этапе продолженного взлёта, до активации автопилота, экипаж не выполнил или выполнил лишь частично необходимые действия, предусмотренные процедурами, такие как уборка шасси, игнорирование показаний стрелки по тангажу и отсутствие центрирования бета-таргет[7].

Системы противодействия птицам

Документ, касающийся основных мероприятий по обеспечению орнитологической безопасности полётов, был утвержден в 1989 году и нуждается в актуализации, считает Сергей Константинович Рыжов, руководитель отраслевой группы по авиационной орнитологии[20][21][22].

Отраслевая конференция по орнитологическому обеспечению безопасности полётов проводится регулярно с 2017 года[23]. Организатором данного мероприятия является Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО). С 2021 года в рамках конференции «Птицы и полёты авиации» осуществляется обучение по вопросам орнитологического обеспечения безопасности полётов[24][25].

Мусорные свалки вблизи аэродрома Жуковский

Для ликвидации незаконной свалки у озера Глушица в подмосковном Жуковском потребуется около 100 миллионов рублей. Эти данные были озвучены после проведения обширной проверки мусорных полигонов в окрестностях аэропорта. На станцию поступает бытовой мусор из города Жуковский и частично из Раменского района. Каждый день здесь обрабатывают почти 600 кубометров отходов, что соответствует примерно пятидесяти «КамАЗам». Мусор уплотняется и направляется на переработку, однако все процессы осуществляются на открытом воздухе. Оператор станции — компания «Экотранс»[26]. Росприроднадзор в сотрудничестве с Министерством экологии и природопользования Московской области проведет проверку проблемных объектов, связанных с обращением с отходами, которые расположены вблизи аэропорта Жуковский[27].

Кинематограф

По сюжету этой истории в России вышел в прокат художественный фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы» 16 марта 2023 года. Жанр — драма, приключения. Режиссёр Сарик Андреасян, сценарий написал Алексей Гравицкий. Роли исполнили Егор Бероев, Полина Максимова, Лиза Моряк, Грант Тохатян, Михаил Тарабукин, Марк Богатырев, Дмитрий Власкин, Ксения Алферова, Дмитрий Колчин, Артем Алексеев[28].

Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы

После обеспечения эвакуации пассажиров из салона самолёта, экипаж столкнулся с задачей вывода людей к ближайшей дороге, где ожидали автомобили спасателей и автобусы для дальнейшей транспортировки в аэропорт. В этой ситуации инициативу взял на себя старший бортпроводник Дмитрий Ивлицкий, 31-летний специалист, который, стоя в проёме люка с громкоговорителем, указал направление[29]:

Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы

Авиакомпания «Уральские авиалинии», владелец данного самолёта, объявила о выпуске сувенирной продукции, посвящённой этому инциденту. На футболках представлена фраза: «Идём правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы»[30].

Примечания

  1. Реконструкция аварийной посадки Airbus A321. Известия (16 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  2. Число пострадавших при посадке A321 в поле возросло до 74 человек. РИА НОВОСТИ (15 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  3. Посадивший лайнер на кукурузное поле пилот Дамир Юсупов заявил, что гордится экипажем A320. ТАСС (12 сентября 2023). Дата обращения: 7 августа 2024.
  4. Михаил Метцель. Налет командира аварийно севшего в Подмосковье самолета составляет более 3 тысяч часов. ТАСС (15 августа 2019). Дата обращения: 7 августа 2024.
  5. Глава «Уральских авиалиний» рассказал о работе пилота Юсупова. РБК (2 июня 2020). Дата обращения: 7 августа 2024.
  6. «Экипаж принял единственное правильное решение». Коммерсантъ (15 августа 2019). Дата обращения: 7 августа 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Причиной жесткой посадки А321 в Подмосковье в 2019 году стало попадание чаек в двигатели. ТАСС (5 января 2023). Дата обращения: 7 августа 2024.
  8. Юсупов Дамир Касимович. Международный патриотический интернет-проект "Герои страны" (16 августа 2019). Дата обращения: 17 августа 2024.
  9. Мурзин Георгий Александрович. Международный патриотический интернет-проект "Герои страны". Дата обращения: 17 августа 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 "Они каждый у меня — граненый бриллиант". Об экипаже, сумевшем спасти сотни жизней. ТАСС (15 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 Ural Airlines VQ-BOZ (Airbus A321 — MSN 2117) (Ex TC-ETR TC-KTD).. Airfleets.net. Дата обращения: 18 августа 2024.
  12. 12,0 12,1 Пилот Дамир Юсупов, посадивший самолет в кукурузное поле, возил команды «Ак Барс» и «Рубин». kazanfirst.ru (15 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  13. Совершивший жесткую посадку в Подмосковье самолет А321 начали разрезать на части. информационное агентство «Агентство городских новостей «Москва» (23 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  14. 14,0 14,1 14,2 История аэропорта. АО «РАМПОРТ АЭРО». Дата обращения: 18 августа 2024.
  15. Обстоятельства авиационного происшествия (аварии) с самолётом Airbus 321-211VQ-B. Гарант. Дата обращения: 18 августа 2024.
  16. 16,0 16,1 16,2 Airbus A-321-211 VQ-BOZ 15.08.2019. Межгосударственный Авиационный Комитет (МАК). Дата обращения: 18 августа 2024.
  17. Части аварийного А321 полностью вывезены с кукурузного поля близ Раменского. ТАСС (24 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  18. Расследование авиационных происшествий и инцидентов. Межгосударственный Авиационный Комитет. Дата обращения: 18 августа 2024.
  19. Приказ Федерального Агенства воздушного транспорта (Росавиации) от 15.08.2022 №577-П «О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия (авария) с самолётом А-321-211 VQ-BOZ».. Официальный Интернет-ресурс Уральского Межрегионального Территориального Управления Федерального агентства воздушного транспорта (16 августа 2022). Дата обращения: 18 августа 2024.
  20. Эксперт оценил рекомендации по орнитологической безопасности полетов. РИА НОВОСТИ (16 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  21. Руководство по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации (РООП ГА-89). — М.,: Воздушный транспорт, 1989.
  22. Конференция Птицы и полёты авиации. ОГАО, компания "Два Крыла" (ООО). Дата обращения: 18 августа 2024.
  23. Изменение правил орнитологического обеспечения полетов с учетом рекомендаций по результатам расследований. Росавиация. Дата обращения: 18 августа 2024.
  24. Отраслевая конференция по Орнитологическому Обеспечению Безопасности Полётов. ОГАО, компания "Два Крыла" (ООО). Дата обращения: 17 августа 2024.
  25. О третьей отраслевой конференции «Птицы и полёты авиации». Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта. Росавиация.. Дата обращения: 18 августа 2024.
  26. Свалки и стаи птиц: что показала проверка территории вокруг аэродрома Жуковского. Вести-Москва (16 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  27. Росприроднадзор и Минэкологии Подмосковья проверят свалки около Жуковского. РИА НОВОСТИ (16 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  28. На солнце, вдоль рядов кукурузы (2023). Кинопоиск. Дата обращения: 7 августа 2024.
  29. Сидорчик А. «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Главная фраза лета-2019. Аргументы и Факты (28 августа 2019). Дата обращения: 18 августа 2024.
  30. Фирменная футболка. ОАО АК «Уральские авиалинии». Дата обращения: 18 августа 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!