Знания как главный фактор прогресса: перспективы просветительной деятельности в России

2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника, одно из ключевых значений в этой связи имеет развитие просветительской деятельности. О важнейших акторах, на ком лежит реализация образовательно-просветительской стратегии государства, о том, как нормативно-правовая плоскость трансформировалась вместе с развитием просвещения, о влиянии просветительской деятельности на прогресс и о том, ждать ли нам нового научно-технологического бума, расскажем далее.

76 лет назад состоялся первый съезд Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Появившись в 1947 году – в сложный послевоенный период, когда стране был особенно необходим научный и технологический рывок, просветительская организация трансформировалась вместе с государством и обществом, принимая исторические вызовы. 

Возникнув как небольшое сообщество, в президиум которого вошли всего 12 ученых, организация росла и укреплялась, став в 1980-ом году крупнейшим флагманом просветительской деятельности.

Просвещение в разрезе эпох

Стоит отметить, что исторически к просветительской деятельности в нашей стране всегда относились с особым вниманием. Несмотря на то, что термин «просвещение» изначально использовался в контексте эпохи Просвещения в Европе, он прижился на долгие годы именно в России. 

В мировой практике более распространенными являются термины «вовлечение в науку», «популяризация науки», «научная коммуникация». В России же, напротив, именно просветительская деятельность любым государственным строем воспринималась как главный инструмент воспитания. А воспитание, в свою очередь, как важнейшее условие для полноценного образования. Такой симбиоз находил отражение в организации функционирования органов государственной власти и, соответственно, на законодательном уровне. 

Первый орган управления образованием был создан в 1802 году императором Александром I и назывался Министерство народного просвещения. Тенденция неразрывного восприятия образования и просвещения была перенята и Советским Союзом. 

Приемником Министерства просвещения Российской империи в 1917 году стал Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос). В его ведение сразу были переданы не только вопросы образования как такового, но и сферы науки, книгоиздания, функционирование музеев, театров и кино. В 1946 году Наркомпрос был преобразован в одноименное министерство.

Флагман просветительской деятельности

Говоря о становлении просветительской деятельности в СССР, нельзя не упомянуть о создании главного рупора отечественного просвещения – Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний (позднее – Всесоюзное общество «Знание» – прим. ред.). История его создания датируется 1947 годом и начинается с газетной публикации.

1 мая 1947 года советские газеты опубликовали обращение президента Академии наук СССР Сергея Вавилова и других учёных к деятелям науки, литературы и искусства, научным, и общественным организациям. Его авторы призывали создать общество, которое бы помогало распространять знания. Уже через две недели состоялось первое заседание оргкомитета, а 7 июля – первое учредительное собрание. 

К июлю 1947 года количество действительных членов Общества составляло 1,4 тыс. человек, а к январю 1948 года оно перевалило уже за 6 тыс., т.е. выросло в 5 раз.

Общество «Знание» во многом возникло из-за необходимости. Только что завершилась Великая Отечественная война, и для быстрого восстановления страны необходимо было повышать уровень компетенции граждан. Кроме того, уже назревал конфликт, переросший позже в Холодную войну.  Противостоять противнику в ней можно было лишь прорывными решениями в области науки и техники, производственных технологий и социально-культурной трансформации. 

Советское руководство для достижения своих экономических и политических задач решило сделать ставку на массовое просвещение граждан. И не прогадало. Уже через десять лет был сформирован новый тренд: быть инженером, ученым, заниматься исследованиями становится престижно.

Такое массовое увлечение наукой быстро принесло свои плоды. В 1957 году страна первой запустила искусственный спутник Земли, а в 1961-м состоялся первый космический полёт человека — советского космонавта Юрия Гагарина.

Важно подчеркнуть, что «мода на науку» привела не только к громким мировым открытиям. Рост уровня просвещенности граждан, их мотивация к получению знаний, поиску нового привели также к «бытовым» открытиям, которые не являются значимыми в международном и политическом плане, но при этом упрощают жизнь обычного человека.

Именно в результате этих процессов в Советском Союзе появились изобретения и технологии, многими из которых мы пользуемся до сих пор. Например, синтетический каучук, из которого делают шины для автомобилей. До 1990 года СССР был мировым лидером по его производству. В наше время, помимо шин, из него делают подошвы для обуви, герметики и клеи. 

Примером могут послужить и смоделированные в СССР сапоги на молнии, упростившие жизнь женщин по всему миру. Или развлекательная головоломка «Тетрис», тоже придуманная советским изобретателем и ставшая мировым бестселлером. Все эти «бытовые» изобретения, без сомнения, являются следствием развития просвещения, популяризации науки и отправки знаний в массы.

Неочевидным подтверждением успеха реализации просветительским программ стал также факт пристального внимания к советскому опыту со стороны мировых западных держав. В частности, в США, оценив значение просветительской деятельности в успехах СССР, приняли закон «Об образовании в интересах национальной обороны» и многократно увеличили вложения в отрасль знаний.

Президент США Д. Эйзенхауэр в обращении к американскому народу по случаю запуска первого советского искусственного спутника Земли подчеркнул:

Наши школы сейчас важнее наших радиолокационных станций, школы таят в себе большую силу, чем энергия.

А Дж. Кеннеди, занимавший в то время пост конгрессмена, отмечал, что для американской науки нет более важной задачи, чем расширение и улучшение возможностей образования.

Не будет преувеличением сказать, что битва, которую мы ведем сейчас, может быть выиграна или проиграна в школьных классах Америки,

– заявлял конгрессмен. 

Таким образом, именно на фоне научно-технических успехов СССР в Соединенных штатах укоренился термин «государственная политика в области образования», или просто «образовательная политика». А принятие закона «Об образовании в интересах национальной обороны» определяло роль системы образования в укреплении военно-технического и научного потенциала страны, меры по увеличению выпуска специалистов в области технических и естественных наук, а также специалистов со знанием иностранных языков. 

Однако, несмотря на все усилия, повторить успех главного рупора советского просвещения – Всесоюзного общества «Знание» – не удалось ни одной стране. 

Вплоть до 1990-х годов лекторами Общества ежегодно читалось более 25 миллионов лекций. Тираж изданных «Знанием» печатных материалов попал в Книгу рекордов Гинесса с показателем – 33 431 100 экземпляров. 

Чем просвещение отличается от образования

Что касается современной России, то Министерство просвещения в его нынешней форме было создано в 2018 году. Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» разделил существующее на тот момент Министерство образования и науки РФ на два ведомства: Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ. 

Таким образом, формально образование и просвещение были разведены. Но на практике в ведении Министерства просвещения попали функции по реализации молодежной политики и координации молодежных движений. 

В то же время, если посмотреть перечень подведомственных организаций Минпросвещения, то там преобладают общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей. Например, «Артек», который считается образовательным учреждением. Таким образом, образование и просвещение продолжают сосуществовать во взаимосвязи как управленческие субъекты.

Взаимосвязь процессов образования и просвещения явно прослеживается и в современном российском законодательстве. В частности, это очевидно по анализу принятого в 2021 году ФЗ от 05.04.2021 N 85-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации». Принятые поправки впервые законодательно обозначили понятие «просветительство». При этом закреплено оно именно в законе об образовании. 

Помимо введения самого понятия «просветительской деятельности», которая фактически трактуется как образовательная деятельность, но вне официальных программ, поправками закреплен механизм регулирования. Определение видов и форм просветительской деятельности передано правительству РФ. 

Стоит отметить, что на стадии принятия поправки вызвали неподдельный интерес профессионального сообщества. Противники изменений, прежде всего, ссылались на общемировую практику, согласно которой особенностью правоприменения термина «просвещение» в большинстве стран является то, что механизм его функционирования описывается не в законах, связанных с образованием, а в документах, описывающих развитие науки, технологий и инноваций. То есть вне привязки к образовательному процессу. Таким образом, мировая тенденция состоит в подчёркивании принципиальных отличий просветительской деятельности от образовательной.

Данный факт обусловлен тем, что законы об образовании, как правило, регулируют формальное образование, которое в России, например, подлежит лицензированию. В то же время просвещение – это сфера неформального образования, связанная с популяризацией знаний и науки. А такой «подгон» просветительской деятельности под шаблоны образовательной, может отпугнуть просветителей. Деятельность по стандартам, в частности, лицензирование своих программ, будет усложнять жизнь представителям просветительского сообщества. 

Сторонники принятия поправок, напротив, указывали на то, что регулирование призвано не усложнить жизнь просветителям, а защитить потребителей, то есть объекты просвещения. 

Во-первых, для этого были внесены поправки закона в части запрета на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой и других видов розни. Во-вторых, сторонники поправок закона ссылались на отсутствие в российском законодательстве правовых основ просветительской деятельности. Что в свою очередь, создает предпосылки для использования просветительских программ в пропаганде антироссийских ценностей.  

Согласно пояснительной записке к закону, прежде всего, защищать необходимо молодежь. Поскольку именно в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности реализуются пропагандистские программы, в том числе, поддерживаемые из-за рубежа. Такое псевдопросвещение направлено на дискредитацию российской государственной политики, подрыв конституционного строя и пересмотр истории. 

Защищая необходимость контроля за просветительской деятельностью, авторы поправок законопроекта указывали и на то, что в России на данный момент функционирует просветительские структуры, которые по факту ведут противоправную деятельность, но при этом нет достаточных оснований для внесения их в список запрещенных. Именно поэтому необходимо законное основание для пресечения их деятельности. 

Стоит отметить, что критики и сторонники поправок сошлись в одном – регулировать просветительскую деятельность необходимо. Это, прежде всего, связано с резким ростом объёма частной образовательной деятельности в России, вызванного пандемией. Именно она подстегнула спрос у граждан на неформальные источники получения знаний. 

Согласно опросу ВЦИОМ, порядка 44% опрошенных россиян освоили новые умения в период пандемии. При этом тяга к новым знаниям сохраняется: в 2022 году начали посещать учебные курсы, больше читать учебной литературы или решили получить дополнительное образование 28% россиян. В то же время в 2023 году вырос и интерес соотечественников к достижениям в науке и технике. Этими темами интересуются более 70% опрошенных, что на 10% больше, чем двумя годами ранее. 

В совокупности данные изменения в обществе приводят к тому, что растет и прибыль от деятельности популяризаторов, волонтеров, блогеров и частных учителей. Соответственно, это определяет и интерес государства к данной сфере.
Возвращение легенды  

На фоне происходящих нормативно-правовых изменений в части просветительской деятельности естественным продолжением стало решение о перезапуске Российского общества «Знание». 

В апреле 2021 года президент России Владимир Путин поручил возродить просветительскую организацию в ходе своего Послания Федеральному собранию РФ. За прошедшие два года была проведена полномасштабная работа, в результате которой Общество «Знание» не только возобновило свою просветительскую деятельность, но и по некоторым показателям превзошло своего предка. 

Факты говорят сами за себя: Российское общество «Знание» сегодня – это 89 региональных отделений, более 15 тысяч лекторов, более 100 тысяч лекций по всей стране, 50 миллионов участников мероприятий и 1,4 миллиарда просмотров контента в сети Интернет. 

Согласно опросу, проведенному в 2023 году ВЦИОМ, более 54% россиян старше 14 лет знакомы с деятельностью просветительской организации. При этом процент доверия к Обществу «Знание» среди тех, кто знаком с его деятельностью, стабильно превышает 80%, а среди молодежи из новых регионов и вовсе составляет 95%. 

Возрожденное «Знание» качественно преобразилось. Оно выходит на принципиально иной, более высокий уровень: внедряются цифровые решения и современные подходы к работе с молодёжью, растёт востребованность онлайн-трансляций, ярко поданного видеоматериала. 

Это обусловлено, прежде всего, трансформацией самого просветительского процесса. В современном цифровом мире не нужно так много лекторов и лекториев, чтобы охватить территорию всей страны – нужны технологии. Именно поэтому все проекты и мероприятия Общества «Знание» доступны каждому. Современное просвещение в один клик может прийти в каждый дом, в каком бы уголке нашей страны он не находился.  

При этом Общество «Знание» активно реализует свои проекты и на местах, в том числе, на территории новых регионов России. 

За 2023 год мы провели 534 лекции, в которых приняли участие 11264 человека. Мы взаимодействуем с ВУЗами, учреждениями СПО и школами, а также с молодежными организациями. Лекции Российского общества «Знание» — это новый формат просветительской работы, поскольку наши спикеры дают не только информацию, но и проводят интерактивы, а также мастер-классы,

— комментирует итоги работы с лета 2022 года председатель регионального отделения Российского общества «Знание» в ЛНР Мария Михайлова.

По ее словам, за это время на территории ЛНР были реализовано 7 всероссийских просветительских проектов, 3 конкурса и 2 акции. Также в Республике прошел масштабный Федеральный просветительский марафон, представители из ЛНР вошли в шорт-лист номинантов главной награды для просветителей – Знание.Премия, а школьница из Краснодона стала победителем Школьной Лиги Лекторов.

Наша организация – это огромное количество проектов, в котором каждый, независимо от возраста может найти себя. Благодаря перезагрузке мы совместили современные веянья и многолетние наработки, что соответствует направленности Российской Федерации. Именно благодаря уважению к прошлому в коллаборации с желанием идти вперед и развиваться мы строим общее будущее со знанием,

— рассказала РАПСИ председатель регионального отделения Российского общества «Знание» в ЛНР Мария Михайлова.

Полномасштабная работа Российского общества «Знание» ведется также и в информационном поле – особенно в части борьбы с распространением недостоверных сведений и фейков. 

Важно отметить, что с момента начала СВО технология создания фейковых новостей превратилась в полноценную индустрию. Сейчас фейки в сети – это целенаправленный инструмент манипуляции и обмана. При этом количество их растет с каждым годом. Если в 2021 году число вбросов недостоверных сведений оценивалось экспертами в 1,5 миллиона случаев, то в 2022 году – уже в 9 миллионов. 

В этой связи представляется крайне важной деятельность по распространению достоверных сведений как главный способ противодействия фейкам. 

В этом плане возрождение Общества «Знание» как раз накануне нового витка международной напряженности является крайне своевременным и символичным. Очевидно, что сейчас, как и в момент своего первого появления, у просветительской организации такая же сложная миссия, о чем сказал президент Российской Федерации. 

В советское время Общество «Знание» взяло на себя непростую, огромную просветительскую миссию: оно давало молодёжи, подросткам ориентиры в выборе жизненного пути, сделало знание, стремление к нему признанной ценностью общества и, по сути, воспитало тысячи блестящих учёных, исследователей, инженеров, рабочих, которые обеспечили технологическое и научное лидерство нашей страны, в том числе в таких сферах, как мирный атом и космос. Сегодня перед нами стоят задачи сопоставимого масштаба. Их определили новый технологический уклад и цифровая революция, появление онлайн-реальности и искусственного интеллекта, а ещё быстрота изменений в окружающем нас мире, новые скорости освоения знаний, которые прямо определяют успех и конкурентоспособность и каждого человека, и страны в целом,

— подчеркнул Владимир Путин.

Есть основания полагать, что перезапуск Общества «Знание» и в настоящее время станет отправной точкой для расцвета просветительской деятельности в России, который в результате повлечет за собой такой же научный и технологический бум и позволит нашей стране успешно развиваться в условиях мировой турбулентности. А просветительская организация продолжит реализацию своей миссии, вновь сформировав экосистему достоверных знаний и точкой притяжения лекторов со всей страны. 

Материал подготовлен журналистами РАПСИ.

`