Запрещать или возглавить: на Конгрессе молодых ученых обсудили популяризацию знаний и вредный контент

8 декабря 2021 года на Конгрессе молодых ученых в Сочи — одном из самых заметных событий Года науки и технологий в России — состоялась дискуссия «Знания — это модно, доступно, нужно. Какие знания востребованы новым поколением и как их получить?». В обсуждении, организатором которого выступило Российское общество «Знание», столкнулись два непримиримых мнения: не пора ли на законодательном уровне запретить детям и молодежи безграничное потребление «легкого», развлекательного контента или все же научиться «переупаковывать» полезные и важные знания и прийти с ними туда, где их заметит молодая аудитория.

В дискуссии приняли участие ученые, специалисты медиаиндустрии, издательской деятельности и сферы просвещения. Организаторами Конгресса молодых ученых, который проходит сейчас на территории Парка науки и искусств «Сириус», выступают Министерство науки и высшего образования РФ, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, Фонд Росконгресс. Оператор проведения Года науки и технологий в Российской Федерации — АНО «Национальные приоритеты».

О том, как непросто совмещать занятия наукой и собственный бизнес, даже если они находятся в одной сфере интересов, рассказал кандидат медицинских наук, врач — челюстно-лицевой хирург и директор ООО «Гистографт» Илья Бозо:

От идеи до практического применения и внедрения, скажем, нового материала — очень долгий путь. И часто случается даже так, что завершает этот путь вовсе не автор идеи, а продолжатель его пути. Для науки и бизнеса, ориентированного на научные разработки, это нормально, главное — какой получится результат.

Его компания «Гистографт» разработала уникальный ген-активированный материал для костной пластики, обладающий ангиогенным эффектом для роста сосудов.

А кандидат биологических наук, заведующая лабораторией Института молекулярной биологии РАН Анна Кудрявцева отметила, что ученые — особенные люди, которым свойственна тяга к знаниям. Иногда она приводит в науку, иногда — в бизнес, но главное — никогда не позволяет человеку консервироваться и стоять на месте, без развития. И для того, чтобы таких интересующихся людей было все больше, очень важно, чтобы ученые тоже были открыты миру, больше общались не только в профессиональной среде, рассказывали о своих разработках тем, кого, возможно, это натолкнет на мысль тоже пойти в науку. 

О том, что воспитывать интерес к знаниям нужно уже с детского сада, заявила руководитель Фонда «Талант и успех», член Совета при Президенте РФ по науке и образованию Елена Шмелёва:

Насколько социальная среда дружелюбна по отношению к таланту, настолько высокой будет скорость его развития. И мы в «Сириусе» в рамках национального проекта стараемся сделать все для того, чтобы такую дружелюбную к талантам и развитию среду создавать. Детские научные лаборатории, детский ботанический сад, детский медиацентр — все это часть той среды, которую мы можем назвать «научная гражданственность». Именно в ней начиная еще с детского сада закладывается интерес к науке и знаниям. Именно в ней ребенка окружают родители и наставники, которые могут поддержать и подсказать направление развития, посоветовать нужную литературу, покажут и дадут попробовать себя в научном или творческом направлении.

Задача профессионалов в области создания контента — всегда следить за его достоверностью и качеством, где бы этот контент в итоге ни оказался, на телеэкране или в интернете, подчеркнул роль телевидения в популяризации науки первый заместитель генерального директора ВГТРК Андрей Кондрашов.

Что такое экономика знаний? Это возможность не только вкладывать человеческий капитал, но и создавать новые потребности у населения. Телевидение и интернет сегодня уже представляют собой симбиоз, который стал средством доставки информации. Конечно, блогерство никуда не денется, но задачи телевидения, прежде всего, обращать внимание на качество контента, который в том числе придет и в интернет,

— отметил он.

Главный редактор МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян высказала другое мнение по поводу контента в социальных сетях:

Сегодня мы сталкиваемся с деградацией культуры и образования. В угоду современным течениям за рубежом закрываются целые гуманитарные факультеты, пересматриваются классические театральные постановки и переписываются книги. Современные дети уже перестают писать, общаясь только голосовыми сообщениями и эмоджи. Мы устроены так, чтобы потреблять то, что проще. А это — развлекательный контент, часто к тому же еще и аддитивный, то есть вызывающий зависимость. Наверно, 90 % «Тик-Тока» — это вредный и аддитивный контент. Мне кажется, человечество скоро придет к тому, чтобы в какой-то момент законодательно ограничить доступ детей к такого рода развлечениям определенным объемом в день. Это обширная и тяжелая тема, о которой пора задуматься на серьезном государственном уровне.

С политикой ограничений не согласен генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль. Он считает, что задача просветителей не оставаться там, где они теряют аудиторию, а идти и адаптировать свой контент под те площадки, на которых эта молодая аудитория сегодня находится. В том числе и в «Тик-Ток».

Хочу отметить, что недостаточно просто запретить развлекательный контент. Как недостаточно и просто нести молодежи знания — их уже много везде и в любом качестве. Важно мотивировать аудиторию на потребление этих знаний и вдохновлять ее на развитие. И в этом я вижу одну из основных задач Российского общества „Знание“,

— отметил он. 

Сегодня общество «Знание» перезагрузило форматы взаимодействия с аудиторией и из обычных лекций, например, сделало лекции-экскурсии с выдающимися людьми — политиками, деятелями науки и искусства, которые личным примером могут показать, как интересно то, что они делают, и как этого возможно достичь. Запущены квиз-марафоны, которые, помимо отличного досуга и возможности провести время с друзьями, дают стимул приобретать массу знаний из самых разных сфер жизни.

Отдельное внимание «Знание» уделяет работе с просветителями, подчеркнул Максим Древаль:

Мы работаем с лекторами, отбирая лучших для нашего Общества с помощью проекта «Лига Лекторов», а апогеем общественного признания стала наша премия «Знание» за заслуги в области просветительских проектов. Просветительство — это очень важная, сложная и нужная работа, которая сегодня недооценена. И наша задача — вывести этих удивительно талантливых людей на новый, федеральный уровень. Мы специально для этого строим Центр знаний на горе Машук, который будет сосредоточен именно на работе с просветителями.

С идеей поддерживать просветителей, сколько бы лет им ни было, согласился и актер Игорь Петренко:

Мне недавно задал вопрос один школьник о том, как монетизировать свои таланты. Эта тема очень заботит школьников сегодня, особенно в плане создания и развития своих личных блогерских проектов. У нашего, более старшего поколения, слово «блогер», к сожалению, давно стало нарицательным и несёт совсем не позитивную оценку. 
Несмотря на это мы должны понимать, что молодому поколению, гораздо понятнее эти площадки (социальные сети) для общения и познавания мира. Поэтому хотелось бы, чтобы блогеры создавали созидательный и просветительский контент, делая знание - модным, рассказывая о науке и технологиях живым и доступным языком. Подобные молодежные инициативы надо поддерживать, как общественно полезные.

Полная трансляция дискуссии доступна на странице социальной сети Российского общества «Знание» «ВКонтакте».

`