Вопросы современной науки и будущее высшего образования обсудили в рамках трека Знание.Наука

Знание.Наука — это короткие и увлекательные выступления ведущих ученых России и их молодых коллег, которые проходят на территории 89 регионов страны. Простым и доступным языком они рассказывают о своей работе, знакомят с достижениями страны, а также делятся интересными фактами из области физики, химии, биологии и других дисциплин. А интерактивные лекции, выступления с VR-сопровождением, мастер-классы, научные дебаты, иммерсивные шоу и экскурсии в лаборатории помогут завлечь самых юных и любознательных.

В рамках трека Знание.Наука состоялась встреча председателя Якутского регионального отделения Российского общества «Знание», ректора Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолия Николаева со студентами вуза, посвященная 90-летию со дня открытия первого высшего учебного заведения в Якутии.

Живой диалог длился два часа. За это время Анатолий Николаев провел студентам исторический экскурс в создание и развитие системы высшей школы в Республике Саха (Якутия). 

Нынешние студенты вуза узнали, как 8 октября 1934 года Якутский государственный педагогический институт распахнул свои двери. Именно тогда, 90 лет назад, были заложены основы развития всей системы высшего образования региона и уже в 1938 году из стен ЯГПИ вышли первые выпускники — 53 человека, получивших высшее образование в родной Якутии.

Вдумайтесь! Первый набор состоял из 57 первокурсников, и они останутся в истории первыми студентами в Якутии, а сейчас армия студентов СВФУ насчитывает более 19 тысяч человек. И это именно вы продолжаете развитие вуза и региона. В этом году федеральный университет окончили 3395 выпускников. За все 90 лет развития высшей школы ЯГПИ, ЯГУ и СВФУ выпустили для региона более 100 тысяч специалистов с высшим образованием,

— подчеркнул ректор.

Сейчас в вузе работают 46 студенческих органов самоуправления, включая самую массовую организацию – первичную профсоюзную организацию студентов. 

Рассказывая о современной истории, Анатолий Николаев, вспомнил, как в марте 2020 года, когда в мире началась эпидемия коронавирусной инфекции, СВФУ практически за один день перевел все учебные процессы на онлайн-платформы, закрылись общежития, что помогло сохранить здоровье студентов. 

Основы, которые были заложены 90 лет назад, сейчас получают новое направление, новое дыхание. Сейчас вуз — это более 19 тысяч студентов, более тысячи иностранных студентов, более 1500 научно-педагогических работников, а в кампусе вуза — 12 общежитий, которые признавались одними из лучших в России.

А на площадке Воронежского государственного университета состоялась III Международная молодежная научно-практическая конференция «Молодежь и общество: теоретические модели и реальность», посвященная Всемирному дню философии и Общероссийскому дню психологии, организованная совместно с Российским обществом «Знание».

Участниками мероприятия стали порядка 200 человек — студенты, представителей профессорско-преподавательского состава, аспиранты, практикующие психологи. 

В качестве экспертов к конференции присоединились лекторы просветительской организации. Так, в рамках трека Знание.Наука на пленарном заседании с лекцией о возможности доказать, что у человека есть сознание, выступила Елена Николаева. В ходе обсуждения она затронула тему восприятия человеком окружающего мира.

Впервые эту проблему поставил Гельмгольц. Он первым понял, что прежде, чем некий объект или явление отразится в сознании, в мозге происходит определенный процесс. Ученый сделал вывод, о котором не догадывалось, и сейчас не догадывается, огромное количество людей: мы воспринимаем внешний мир не непосредственно. Когда вы смотрите на меня, то видите не меня, а картину в своей голове, которая построена на основе ваших рецепторов, и мозг создает иллюзию, что эта картина вне вас,

— подчеркнула эксперт. 

При этом, по ее словам, это субъективное явление, и, даже говоря на одном языке, люди не могут знать, что чувствует собеседник. 


Все, что касается вашего внутреннего мира, для этого слов нет. И как поступает в данном случае наша культура, которой нечем передать ваши слова? Появляется поэзия, которая из неэмоциональных слов создает эмоциональное состояние,

— дополнила Елена Николаева.

Входе мероприятия также выступили проректор по контрольно- аналитической и административной работе ВГУ Юрий Бубнов, доцент Воронежской государственной академии спорта Наталья Зыкова, доцент ВГУ Ирина Завгородняя. Они затронули вопросы формирования российской идентичности у студентов, профилактики нарушений психологического благополучия современной молодежи, а также предложили обсудить, какой преподаватель нужен современному студенту.

Также в Омском государственном педагогическом университете прошла выездная осенняя школа «Научное пространство современного вуза – включайся!». Проект реализуется с 2021 года, и за это время его участниками стали более трехсот студентов.

Две лекции в рамках трека Знание.Наука прочитала лектор Российского общества «Знание», руководитель стратегического проекта «Студенческая наука» вуза Олеся Гешко. Она рассказала студентам о работе человеческого мозга и высшей нервной деятельности, о развитии способностей к обучению, творчеству и коммуникации, а также когнитивной составляющей работы ученого. 

Сегодня молодежь всё больше интересуется наукой, желает пройти путь ученого, исследователя. Однако многим нужна помощь наставника. Именно он может помочь найти свой путь на просторах «научной Вселенной», увлечь примером, идеей для изучения. Часто студент и не предполагает, какой исследовательский потенциал в нем заложен. Важно найти ему правильное применение,

– отметила Олеся Гешко. 

Студенты активно интересовались техниками и приемами для развития «научного мышления». Некоторые всерьез задумались о карьере ученого. 

В рамках осеннего выезда мы «прокачали» свой исследовательский потенциал. В этом нам помогли лекции спикеров и мастер-классы. А те способы развития когнитивной гибкости, о которых я узнала на лекции, можно применять и для решения учебных задач,

– поделилась студентка факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма Валерия Олейник.

Выездные школы студенческого научного общества педагогического университета стали традиционными. Раз в семестр они собирают энтузиастов со всего вуза для погружения в атмосферу науки, обмена идеями и опытом.

`