В Краснодаре, Екатеринбурге и Пензе прошли лекции в рамках трека Знание.Наука

Кубанским школьникам рассказали интересные факты из области физики, уральской молодежи — об аминокислотах и квантовой химии, а в Пензе затронули темы арт-терапии, юриспруденции и искусственного интеллекта.

В Краснодаре в региональном центре «Призма» состоялся лекторий Российского общества «Знания», приуроченный ко Дню физики. Для учащихся профильных классов города были организованы тематические встречи-лекции, где преподаватель Кубанского государственного университета Анастасия Мамелина познакомила школьников со способами получения электричества, рассказала о выдающихся ученых, повлиявших на развитие представлений о природе этого вида энергии. 

Интерес ребят вызвала тема «Физика на ощупь», в ходе которой они узнали, как человеческий организм вырабатывает электрическую энергию и какую роль она играет. Школьники узнали, как паутина может стань электрической ловушкой для насекомых, почему птички могут сидеть на высоковольтных проводах, как связаны между собой коричнево-желтые полосы шершня и электрическая энергия. Лектор отметила, что понимание этих принципов не только углубляет знания о физике, но и развивает интерес к науке в целом.

В Екатеринбурге слушателями проекта стали учащиеся школ Асбеста, Среднеуральска и Первоуральска. Мероприятие состоялось в студии Российского общества «Знание». О периодической системе Менделеева рассказал научный сотрудник Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий Алексей Чемезов. А о том, что такое квантовая химия, юным уральцам рассказал младший научный сотрудник Института органического синтеза имени И.Я. Постовского УРО РАН Григорий Ким. Он познакомил аудиторию с понятием молекулярной орбитали, подчеркнув, как важно понимать распределение электронов в молекуле для предсказания ее поведения. Отдельное внимание он остановил на современных программах, которые используются для химических расчетов в научных исследованиях и промышленности. 

Расчеты происходят на суперкомпьютерах. Например, суперкомпьютер «Уран» находится в институте математики и механики Уро РАН. Он содержит больше 1700 ядер, множество модулей. У меня есть доступ к этой вычислительной машине: я делаю запрос и на нем происходят расчеты,

– отметил лектор. 

О том, какие органические соединения участвуют в организации важных жизненных процессов, протекающих в живом организме, рассказала заведующая лабораторией биотехнологии и популяционной генетики Ботанического сада УрО РАН Ольга Черепанова. Также она объяснила, что такое молекулы жизни и как физика, химия и биология переплетаются между собой. Лектор рассказала и о том, что такое аминокислоты, какие у них есть уникальные особенности и функции. Слушатели узнали о роли этих соединений в биохимических процессах, а также познакомились с понятием нуклеиновых кислот, которые играют ключевую роль в хранении и передаче генетической информации.

Анализы, тесты на пригодность продуктов питания — все это играет значимую роль в жизни человека. Важно, чтобы каждый из нас владел этой информацией. Именно поэтому мы проводим такие мероприятия. Кроме того, подобными выступлениями планируем привлекать молодые кадры в науку,

— отметила лектор. 

Заместитель председателя Центра образовательных и научных инициатив «Развитие» Анна Ординарцева провела научно-популярную лекцию «Химия: миллион неочевидных решений». На примере обыкновенной хурмы она рассказала про экспресс-тесты, монокристаллы и о том, как применяется химия в разных аспектах нашей жизни. 

Просветительские мероприятия прошли и в Пензенском государственном университете, филиале Пензенского колледжа транспортных технологий в р.п. Лунино, детском центре «Белка» в Бессоновском районе. Лекторами выступили специалист по разработке программ дополнительного обучения Национального исследовательского института дополнительного образования и профессионального обучения Кристина Сильнова, к.ю.н., доцент кафедры «Правоохранительная деятельность» Пензенского государственного университета Кирилл Гаврилов и к.и.н., доцент кафедры «Всеобщая история и обществознание» Пензенского государственного университета Татьяна Гаврилова. Они рассказали участникам об искусственный интеллекте, юриспруденции, защите прав и свободы граждан, поиске правовых механизмов противодействия коррупции, ресурсах арт-терапии в работе с психологическими кризисами. Лекторы дали ребятам рекомендации, обучили алгоритмам и техникам.

Подобные встречи очень важны, так как возникает много новых областей в науке, новых профессий. Мероприятие показало огромный интерес школьников к науке, ребята узнали о новейших направлениях исследований в области юриспруденции и проблемах, которые она решает. На встрече присутствовали школьники и студенты из разных районов нашей области. И знания, полученные на наших встречах, могут позволить им начать свой путь в Российской науке,

— отметил Кирилл Гаврилов.

Знание.Наука — это просветительский проект Российского общества «Знание», который призван популяризировать науку и новые технологии среди молодежи. В рамках проекта молодые ученые рассказывают о своей работе, знакомят с достижениями страны, проводят научные эксперименты, а также делятся интересными фактами из области физики, химии, биологии и других дисциплин. 
 

`