Организаторами конференции выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российское общество «Знание», Экспертный институт социальных исследований и МГУ имени М.В. Ломоносова.
На площадке в сочинском санатории «Знание» собрались более 200 специалистов со всей страны, в том числе деканы, заведующие кафедрами и ведущие представители профессорско-преподавательского состава вузов. Участники объединились, чтобы обсудить новый подход в преподавании блока гуманитарных и общественных дисциплин в высшей школе, который будет соответствовать национальным интересам, идейным и ценностным основам государства.
Участников поприветствовал помощник Президента РФ Владимир Мединский, который отметил, что конференция поможет преподавателям высшей школы вместе понять, как дальше выстраивать образовательный процесс, с ориентацией на фундаментальные национальные ценности и приоритеты.
Мне бы хотелось, чтобы мы как можно больше говорили о смыслах, содержании, о сути общественных наук, о тех вопросах бытия и жизни собственной страны, на которые общественные науки должны пытаться найти ответы. Желаю вам продуктивной работы, чтобы каждый имел возможность высказаться, доказать свою точку зрения, познать что-то новое и вернуться с конференции обогащенным,
– подчеркнул Владимир Мединский.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Глебова отметила, что конференция имеет историческое значение для образовательной деятельности.
Принципиально важно, какими инструментами, какими смыслами и механизмами мы сможем достигать воспитательных результатов в среде студенчества, на этом очень ответственном участке нашей жизни, при реализации самой главной задачи – это развитие личности на основе наших национальных ценностей, – пояснила сенатор. – Поэтому работа, которая предстоит – это исторически значимый шаг в развитии всей системы, связанной с развитием личности.
Генеральный директор Российского общества «Знание» Максим Древаль в своем приветственном слове сделал акцент на том, что сегодня как никогда важно сохранять наследие страны и бережно передавать его молодёжи.
Сейчас, когда против России развернута информационная война, когда ведется война с нашей историей, культурой, с нашим наследием, когда коллективный Запад пытается вычеркнуть выдающуюся роль России в формировании мировой науки, освоении космоса, развитии культуры и искусства, я убежден, что нам необходимо сконцентрировать усилия просвещения на сохранении культурно-исторического наследия своей страны и передаче этих знаний новому поколению. И, безусловно, ключевую роль в этом играют преподаватели. Те, кого можно назвать по призванию наставниками. И мне хочется, чтобы Российское общество «Знание» всегда было надежным партнером в решении этой задачи,
– сказал Максим Древаль.
Программа первого дня началась с трех лекций, которые позволили участникам сформировать общее понимание исходной ситуации и задач, которые стоят перед преподавательским сообществом.
Первым выступил начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Александр Харичев, который сформулировал предпочтительный подход к разработке учебно-методического курса «Основы российской государственности» и отметил, что он должен быть в основе своей, как минимум, трехкомпонентный.
Обязательно необходима рамка национальных целей, которые должны быть четко провозглашены и понятны. Второе – рамка исторического опыта. Невозможно существовать без своих корней, без источников, поскольку развитие любого государства – это развитие во времени, непрерывный процесс, и здесь заложены вневременные ценности. Еще одна рамка – социологического запроса, потому что, не понимая всей полноты потребностей и установок в обществе крайне сложно будет конструировать цели и образ будущего российской государственности, и нужно учитывать эти рамки, хотя только ими мы, скорей всего, не ограничимся,
– подчеркнул Александр Харичев.
Если говорить о национальных целях, то для сохранения и развития России следует опираться на пять компонентов, которые тоже необходимо учитывать при разработке курса «Основы российской государственности». По словам Александра Харичева, на уровне страны как единой системы – это патриотизм, ведь только патриоты способны обеспечить защиту территориальной целостности. Основной компонент на уровне государства с политологической точки зрения – это доверие граждан, поэтому в приоритете у руководства всегда должны быть такие ценности, как честность. Главный компонент на уровне общества для сохранения страны – это согласие, солидарность. Семья – это пятый принципиально важный компонент развития государства, учитывая огромные и малонаселенные территории России, семейные ценности и формирование традиционной семьи является мейнстримом. И пятый компонент на уровне личности – это человек-созидатель, иначе говоря, в обществе на уровне каждой личности должна доминировать направленность на созидание, без этого крайне сложно получить конкурентную страну.
Таким образом, если посмотреть на национальные цели через призму общественного сознания, то стране нужен гражданин – деятельностный патриот, настроенный на созидание и ориентированный на семейные ценности. Также необходимо единство в обществе и доверие власти. Вот оптимальные условия для того, чтобы сохранить и развивать государство,
– подчеркнул он.
В заключение Александр Харичев обозначил, какой может стать
идеальная Россия в идеальном мире – это суверенное, сильное, социальное государство с солидарным обществом неравнодушных людей, патриотов-созидателей в справедливом мире, в котором система глобальной безопасности базируется на уважении к цивилизационной уникальности и национальным интересам.
Историк, политолог, доктор исторических наук, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова Вардан Багдасарян прочитал лекцию о трансформации современного миропорядка.
По состоянию на 2022 год мир изменился принципиально. Мы оказались в острой фазе цивилизационного конфликта, возможно, даже не просто цивилизационного, а глобального столкновения ценностей. Современные, доминирующие до 2022 года общественные науки оказались нефункциональны и не готовы к сложившейся ситуации. Куда идет мир? Здесь нет принципиального консенсуса. Я вспоминаю фразу Черчилля: «Чтобы заглянуть подальше в будущее, надо заглянуть поглубже в прошлое». Из разных моделей истории вытекают разные проекции будущего. Их трудно совместить, они оппонируют друг к другу, консенсуса в этом отношении нет и мы, выстраивая разные исторические модели, представляем разный образ будущего,
– отметил профессор.
Вардан Багдасарян также подчеркнул, что в современном мире, видимо, не избежать борьбы между множеством существующих систем мироустройства.
Если мы фиксируем эту борьбу, без чего нельзя одержать победу? Это три позиции. Нельзя победить врага, опираясь на ценности врага. Нельзя победить врага, являясь частью врага, потому что часть не побеждает целое. Наконец, нельзя победить врага, играя по правилам врага. Если так победить нельзя, возникает вопрос – а как победить можно? Нужна новая идентичная российская идеология, другая, основанная на других ценностях. Не встраиваться в систему глобального капитализма, который западноцентричен, а строить новую, российскоцентричную миросистему. И, наконец, должны появиться идентичные общественные науки, теории управления, которые построены на наших ценностных установках,
– сказал Вардан Багдасарян.
Выступление генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова было посвящено социальному дифференцированию российского общества и коллективному образу будущего. И спикер обратил внимание на то, что, судя по результатам недавних исследований, даже на фоне непростой сегодняшней ситуацию у россиян преобладают оптимистичные взгляды на перспективы страны.
Большинство граждан считают, что потенциал России очень высок, и прежде всего речь идет о человеческом потенциале. Мы действительно самые адаптивные, терпеливые, многое можем вынести, а также мы добрые, готовые к взаимопомощи. С экономической точки зрения текущая ситуация воспринимается россиянами как время возможностей, а не кризиса или деградации. Кроме того, люди считают, что у страны есть внутренние ресурсы развития, и их немало. Есть возможность для партнерств с другими странами, не западными, что мы сильны своим патриотизмом. И, конечно, у нас есть огромный позитивный опыт преодоления трудностей. У нас очень мудрый народ. Сторонники негативных сценариев тоже есть, но их гораздо меньше,
– поделился генеральный директор ВЦИОМ.
Модератором конференции выступил доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой управления наукоемкими отраслевыми региональными проектами НИЯУ МИФИ, руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, перед началом программы он отметил:
Здесь собрались те, кому небезразлична судьба высшего образования в Российской Федерации, судьба будущего тех студентов, которые сейчас обучаются, которые придут в систему высшего образования в следующие годы. Для нас крайне важно, чтобы эти люди стали полноправными, полноценными участниками строительства большой, красивой, нужной страны. Чтобы эти люди стали по-настоящему созидательными.
Дни конференции будут очень насыщенными для участников. В программе лекции на злободневные темы, групповая работа, доклады по итогам работы групп. Специально для отбора организаторов дискуссий в преддверии конференции был организован конкурс эссе по 11 направлениям. Участникам предлагалось поделиться своими взглядами на развитие политэкономии, современный глобализм, кризис либеральной демократии, трансформацию современного миропорядка, роль России в мире. Также можно было выразить мнение об информационных войнах, защите национально-государственного суверенитета, правовом регулировании внутриполитических процессов, идеологических основах российского государства и специфике социально-политических взглядов студентов нашей страны.
Свои эссе представили на конкурс специалисты из ведущих федеральных и региональных вузов – профессора, заведующие кафедрами, доценты, преподаватели кафедр, в основном кандидаты и доктора наук. По результатам конкурса были отобраны победители, которые и будут принимать участие в дискуссиях.
Конференция «ДНК России» является частью масштабного проекта «ДНК России», который разработан в соответствии с поручением Президента РФ экспертно-методическим советом комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Наука», Министерством науки и высшего образования РФ для повышения качества преподавания общественных наук. Проект направлен на вовлечение академического сообщества в процесс выработки комплексного подхода к развитию учебно-методического и научно-исследовательского сопровождения государственной политики в области просвещения, высшего образования и молодежной политики.